В-четвертых, чувственность и условность подводят к другой составной художественного образа. А именно к художественному вымыслу.
Вымысел представляет собой то, что называют концентрацией жизненного опыта художника на основе воображения, фантазии. В результате художник не копирует действительность, а создает совершенно новую реальность, которая может быть разной степени близости к действительности. Эта близость может быть и иллюзорна. До недавнего времени считали, что произведения И. Шишкина – это реально, правдиво, поскольку отражает саму действительность такой, какая она есть, а вот произведения С. Дали – это не искусство, а чистой воды формализм, упадок буржуазной культуры.
Между тем, И. Шишкин, создавая свои произведения, видит как все, К. Манэ воспринимает ту же самую природу совсем иначе, а вот С. Дали дано увидеть в этом мире то, что доступно далеко не каждому. Отсюда можно говорить о том, что близость к реальности относительна. Это в полной мере относится и к музыке. То, что отобразил в звуках П. И. Чайковский – это одна реальность, другая – в творчестве С. Прокофьева. А вот в музыке А. Шнитке и С. Губайдулиной представлен совершенно иной мир, не похожий ни на один другой.
Таким образом, художник в искусстве создает вторую реальность, точно также, как архитектор создает вторую природу. В этом коренится принципиальное отличие концепций отражения и освоения в теории художественного образа.
Рассматривая структуру и особенности художественного образа, необходимо учитывать два момента в его развитии. Первый связан с условностью, которая позволяет перевести субъективное в общезначимое. Ярким примером может служить стихотворение К. Симонова «Жди меня», в котором он обращался к любимой им женщине и убеждал ее, заклинал – ждать. Ждать вопреки дурным вестям, ждать, когда уже нет надежды, что еще жив. Ждать. Ждать. Ждать.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди. Когда других не ждут,
Позабыв вчера…
В этом стихотворении поэт выразил глубоко личные, свои чувства, ставшие близкими и понятными тем, кто был на фронте. Вот почему люди читали эти стихи, выучивали наизусть, переписывали и посылали своим любимым. То, что было важно для автора, становилось общезначимым для других.
Второй момент в развитии художественного образа связан с элементом новизны, которая в искусстве является необходимостью обновления формы. Эта необходимость для искусства по существу выступает законом. Однако в жизни новое чаще всего воспринимается как антихудожественное. Вот почему здесь коренится множество проблем, свидетельством чему является модернизм со всеми его течениями и направлениями.
Художественный образ – универсальная категория эстетики. Он присущ всем видам искусства, будь то музыка или театр, литература или кино, живопись или художественная фотография и т.д. Художественный образ характеризуется такими важными особенностями, какими являются:
- наличие индивидуального, характерного;
- наличие общего, типичного;
- наличие эстетического отношения художника к отображаемому;
- наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т.е. работу разума ( рациональное в художественном образе);
- новизна;
- объективность;
- субъективность
Степень проявления каждого из этих свойств в каждом отдельном художе-
ственном образе различна.
Важнейшим свойством художественного образа является его определенность: индивидуальное, характерное. Художник изображает действительность в живых картинках, через показ конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного жизненного явления или целых групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Характерное, индивидуальное – это то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого же ряда.
Типическое или общее – это такое свойство, которое образуется путем отбора характерных существенных черт ряда людей, предметов, явлений, творческого соединения их и показа в образе одного человека, предмета, явления.
Типические, общие, существенные черты резко контрастируются и оказы-
ваются выраженными со всей полнотой в одном явлении, в одном лице, в одном характере. И задачей художника является как раз соединение этих черт как бы в фокусе, в одном образе. Примером может служить Чичиков из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что типическое не может появиться и существовать без характерного, оно строится из материала характерного и существует на его базе. Характерное и типическое существуют в художественном образе вместе, неразрывно, в определенных обстоятельствах, которые также типичны для данного явления, людей и т.д. Подтверждением является «Человеческая комедия» О. Бальзака.
Художественный образ обладает таким свойством, как органическое единство объективного и субъективного. Объективное в художественном образе – это все то, что связано с действительностью. Объективное – это воспроизведение явления самой жизни, характеры, конфликты, обстоятельства, духовный мир человека, т.е. все то, что существует вне сознания художника. Общественное и художественное значение созданных художественных образов тем больше, чем больше и шире захватывает он объективную реальность и глубже ее осмысливает.
Субъективное – это переживания и размышления художника, его отношение к отображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение. Характер субъективного в творчестве художника зависит от идейно-эстетической позиции, главным образом, от мировоззрения автора.
Объективное и субъективное в художественном образе составляют органическое единство.
Одним из важных свойств художественного образа является эстетически эмоциональное. - Художник, передавая свою идею, должен активизировать ее эмоциональное содержание, должен делать ее эмоционально-заразительной.
В природе художественного образа заключено не только эстетически-чувственное, но и рациональное. Чувственное и разумное в образе нерасторжимы: мысль выражается через эмоцию, чувство несет мысль.
Рассматривая теорию художественного образа, следует иметь в виду его нетождественность художественному произведению. В этой связи важно посмотреть как они соотносятся.