Канон. Иск: иск. средневеа. Индии.
Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья.
Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.В 7—8 веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.).
К 10—11 векам на юге складывается планировка индуистского храма, состоящего из нескольких прямоугольных, заключенных одна в другую оград с башнями-гопурам на взаимно-перпендикулярных осях. Северные храмы. Северные храмы образуют силуэт, тяготеющий к вертикали. Состоящие из нескольких частей (1—2 преддверия, зал для молящихся, святилище), эти храмы достигают 35—50 метров высоты за счет башни, расположенной над святилищем.
Новый этап в искусстве Индии связан с периодом так называемых «мусульманских вторжений», начавшихся с эпизодических набегов газневидов в 11 веке. Завоеватели принесли в индийское зодчество применение кладки на растворе, что позволило употреблять новые конструкции (арки и купола); ввели минарет и айван, применяли сталактиты, часто использовали орнамент, который занял место фигурных изображений. В областях Индии, где господствовал ислам, архитектура приобретает строгий, рациональный характер, оживляемый лишь цветом естественных пород камня.
Архитектура периода Делийского султаната. Архитектура периода мусульманских династий в Северной и Центральной Индии отличается своей масштабностью, широким применением портально-купольных композиций, утонченностью и разнообразием форм. К числу выдающихся произведений времени Делийского султаната (13 в.) относятся развалины мечети Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар.
Культовые сооружения. При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540). Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены (Сам император похоронен там же).Здание, стоящее на платформе, на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора, и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 75 метров.Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль.
Ин терьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово, или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
С 8 века, когда буддизм уступает место культу три-мурти, творчество народных ваятелей продолжает направляться мифологией и эпосом. Портретная скульптура составляет исключение.
Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.
Скульптура Южной Индии 16—17 веков. Южные храмы 16—17 веков дают образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающего колонны оград и башни-гопурам (Бенарес, Шрирангам, Чидамбарам, Танджор, Мадура). Тематика скульптуры — мифологические сюжеты, иллюстрации к эпосу Махабхарата и Рамаяна, бытовые картинки. В изобилии и сложности пластической декорации сказывается использование традиций резьбы по дереву и кости.По стилю скульптура типично индийская (тот же идеал красоты, канонические жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от португальцев и других колонизаторов Индии.
Миниатюра. Ранние образцы миниатюр, сделанные на пальмовых листьях, сохранились с 12 века. Они происходят из районов Гуджерата, Бенгалии и Непала и иллюстрируют религиозные тексты.
Расцвет миниатюры падает на 16—18 века. В этот период имеют место несколько художественных школ, из которых главные — могольская и радж-путская.
Могольская школа, возникшая с приходом бабуридов, развивалась на первых порах в контакте с миниатюрной живописью Могольская школа складывалась как придворная. Здесь изображались развлечения, военные эпизоды, приемы, царские охоты, фейерверки, посещение шахом отшельника, гаремные сцены и т. д. Особенность могольской школы — профильный портрет, весьма глухая, холодная цветовая гамма, с применением разбелки, частое использование техники сияхи-калям — черного тушевого рисунка по бумаге цвета слоновой кости.
Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии. Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.