Криволинейные бордюры (2.1.0) 9 страница

Сведения об орнаментальной отделке мужских сумочек каса­ются лишь восточных хантов, хотя конструктивно им близки севе­рохантыйские [см.: Лукина Н. В., 1985]. В целом их декор у вос­точных хантов хорошо проецируется на орнаментацию женских су­мочек. Так, на плоских сумочках для оселка и кисетах прямоуголь­ной формы обнаруживаются те же мозаичные узоры из ткани, что и на женских плоских сумочках — сдвоенные треугольники и по­лосы. Расположение узоров на объемных мужских сумочках и ки­сетах, округлых и с клапанами, также в некоторых чертах повто­ряет декор женских аксессуаров: розетки на широкой части и бор-Дюры на узкой. Совпадают и технические показатели: меховая, ино-гАа ровдужная мозаика. Особенностью отделки мужских сумочек и кисетов можно считать более широкое использование при орна­ментации бисера, пуговиц, встречается здесь и вышивка цветными



нитками. Композиционное своеобразие воплощено в рядах горизон­тальных бордюров на широких стенках сумочек. Если-к сказанно.-му добавить замечание о свободе мастериц при-создании мотивов, что влечет за собой появление нетрадиционных форм, например, цветочных, то напрашивается вывод о перенесении на мужские су­мочки орнаментальных традиций с женских образцов, что сопро­вождалось раскрепощением творческой фантазии мастериц. Это объясняет и отсутствие на мужских аксессуарах более ранних ор­наментальных композиций и большую вариабельность в выборе материала, техники и мотивов.

О курительных принадлежностях с точки зрения их декора сложно вести речь, так как материалы крайне малочисленны и разноречивы.

Рассмотрев декоративное искусство народа применительно к предметам, которые отражают мир, созданный человеком, обратим свой взгляд на самого творца, вернее на эстетику его внешнего облика. Одежда, обувь, головные уборы, различные украшения, — все это создает овеществленный портрет своего владельца, где ин­дивидуальное по мере возможности вплетается в традиционную канву. Безусловный приоритет в узорной отделке хантыйской одеж­ды принадлежит ее женским видам. И особенно наглядно это про­явилось в декоративном творчестве южной и северной групп, срав­нительно с которыми искусство восточных хантов много скромнее. Холщовые женские рубахи южных хантов, богато украшен­ные вышивкой и насчитывающие несколько вариантов орнамен­тальной композиции, являются своего рода вершиной в декоре хантыйской одежды. С декоративно упрощенными разновидностя­ми южнохантыйских рубах хорошо согласовывались северохан­тыйские, сшитые из хлопчатобумажной ткани и отделанные с по­мощью аппликации. На этом фоне холщовые рубахи восточных хантов выглядели более чем скромно: по краям нагрудного разре­за и обшлагам пришиты в ряд металлические отливки, обрамлен­ные с обеих сторон тройными бисерными нитями (темная в сере­дине и светлые по краям). И этот декоративный минимум оказал­ся единственной связующей нитью в разнообразном убранстве хан­тыйских женских рубах, так как при всеподавляющем великоле­пии вышивки на южнохантыйских образцах обязательно присутст­вуют вокруг нагрудного разреза и на краях рукавов скромные по­лосы из нанизанного бисера.

То же самое можно утверждать и относительно северохантый-оких изделий. Узенькие полосочки,-сплетенные из бисера, замени­ли собой отливки, но декоративная композиция при этом осталась незыблемой: края рукавов и нагрудного разреза. Процесс естест­венного развития южнохантыйской традиционной одежды на рубе-

же веков прервал мощный поток национально безликих фабрично-гбродских изделий, но- у восточной: и северной групп этноса транс­формация рубах в рубахи-платья сопровождалась изменением и в орнаментальной отделке. Аппликативные полосы акцентируют кон­структивные детали кроя. Часто полосы дополняются орнаментом. Однако обшлага рукавов по-прежнему отделываются с помощью узоров, нашитых из бисера. Особенности в декоре платьев у хан­тов, проживающих в самых северных районах Западной Сибири, — цветовое различие деталей кроя — становятся понятными при об­ращении к художественным традициям их соседей-ненцев.

В области распашной женской одежды отчетливо проступает близость орнаментальных традиций южной и северной групп этно­са и обособленное положение восточной. Эта ситуация вырисовы­вается в свете как самых ранних этнографических материалов, так и современных. Наиболее архаичной из зафиксированной распаш­ной одежды являлись суконные сахи (саки) хантов с орнаменталь­ными металлическими нашивками.

Края восточнохантыйских саков отделаны контрастными по цвету надставными полосами сукна, и в местах их соединения с изделием расположены ряды отливок: на рукавах, подоле и правой поле, где особо выделен уголок (рис. 4, 2). Пришивание к саку декоративной полосы сукна, скорее всего, объясняется традицией ношения нескольких саков одновременно. К этому способу прибе­гали для того, чтобы подчеркнуть зажиточность их владельца. В фольклоре восточных хантов формула обилия подносимых даров выглядит следующим образом: «Их одевают во столько одежд, сколько их плечи могут поднять, и наряжают во столько одежд, сколько их плечи могут поднять» [Мифы..., 1990. С. 235]. Компо­зиция оловянных отливок, характерная для сака, обнаруживается и на восточнохантыйских кафтанах, с той лишь разницей, что ме­таллические пластины здесь заменяют узорные полосы из нанизан­ного бисера.

Декоративное соотношение северо- и южнохантыйской рас­пашной одежды отличается большим разнообразием. Суконные са­хи северных хантов, отмеченные в XVIII в., орнаментировались с помощью тех же материалов, что и восточные, — литых металли­ческих отливок. Однако это сходство лишь оттеняет различия в композиционном решении узорного убранства. На северохантый­ских сахах ряды отливок располагались в виде галунов на обеих полах, охватывали края рукавов и подола, уголки последнего, шли по пелерине или большому воротнику. Описанным сахам северных хантов композиционно близки суконные кафтаны южных хантов Рубежа XIX—XX вв. (рис. 2, 6). Отсутствие орнаментированных пелерины или воротника компенсировалось здесь гипертрофирован­но?

ным декором уголков и орнаментальным выделением нагрудных и наспинных швов, что хорошо сочеталось с возможностями иного материала — бисера. Нанизанные из пего ..тоненькие полосы, узор­ной паутиной оплетали наспинную часть изделия.

Холщовые сахи части северных и южных хантов конца XIX — начала XX вв. совпадали как по способу оформления—.«русская вышивка», так и в плане композиции (рис. 2, 5 и 6, 3). Последняя несла на себе отпечаток суконных северохантыйских сахов и юж­нохантыйских рубах. Первая составная определила галунообраз-ное оформление обеих полок, акцентирование уголков, вторая •— сплошное украшение рукавов горизонтальными бордюрами и вер­тикальные узоры, параллельные разрезу и отстоящие от него на расстоянии вшивной передней полосы. Облик современных сахов у северных хантов определяют изделия из хлопчатобумажной ткани с аппликативными узорами. Орнаментальная структура здесь проста и построена по классическим для распашной одежды канонам: об­рамление орнаментом краев обеих пол, подола, рукавов. Своеоб1раз-ной композиционной чертой хлопчатобумажных сахов служат бо­ковые полосы, параллельные разрезу. Через них проходит связь более ранней орнаментальной традиции с современными правила­ми оформления сахов, во многом утратившими былую декоратив­ную пышность.

В декоре хантыйских шуб присутствуют как сквозные, так и локальные черты. Общехантыйским является сам принцип оформ­ления изделия — использование в отделке двух приемов: цветово­го контраста меха между основной частью выкройки и надстав­ной полосой на подоле, полах, а также мозаичные орнаменталь­ные полосы, вшиваемые между указанными частями. Топография орнамента на поверхности шубы была аналогичной у южных и се­верных хантов и отличалась своеобразием у восточных. Для юж­ной и северной групп характерны узорные полосы на обеих полах изделия, для восточной — лишь на правой. В зонах активных куль­турных контактов северных и восточных хантов, каковыми явля­ются реки Пим и Тромъеган, бытует северохантыйский вариант ор­наментированных шуб, получивший наибольшее развитие. Опи­санная композиция дополняется здесь орнаментальными полоса­ми, идущими на рукаве, вдоль боковых швов и на спинке, где они возникли под влиянием топографии металлических отливок на старинной женской одежде [см.: Лукина Н. В., 1985].

На экземплярах рубежа веков верхняя точка боковых и наспин­ных узоров приходилась на уровень, где рукавный клин соединя­ется со станом. Орнаментальные полосы на полах у вышитых хол­щовых и аппликативных хлопчатобумажных сахов и на боковых клиньях вышитых рубах также доходили до этого уровня (рис. 2,

I

1, 5 и 6, 3). Подобная особенность орнаментальной топографии труднообъяснима с точки зрения аппликативных и мозаичных узо­ров, ведь не существует препятствий для продления узора вверх, до плеча, или для его укорачивания, что наблюдается на современ­ных образцах (рис. 6,4).. Данная композиционная черта, однако, приобретает вполне утилитарное толкование, если вспомнить, что вышивкой украшали несшитые части одежды, так что подняться выше означенного уровня декор просто не мог; он упирался в край детали.

Таким образом, орнаментальная композиция на женской одеж­де имеет сходное проявление у северных и южных хантов и ставит в обособленное положение восточную группу этноса. Для послед­них не свойственно обильное украшение в данной предметной об­ласти, а декоративный минимум подчинен специфике запахиваю­щейся одежды. Южно- и северохантыйские женщины гораздо боль­ше внимания уделяли орнаментальной отделке предметов своего гардероба, и расположение узоров на поверхности изделия здесь согласовано с традицией ношения распашной одежды встык. В ор­наментальных композициях последней заметны две линии разви­тия. Одна определена суконным сахом, украшенным металлически­ми отливками, и прослеживается в кафтанах с бисерным декором и холщовых вышитых сахах. Вторая делает сопоставимыми выши­тые рубахи и сахи, хлопчатобумажные сахи с аппликативным ор­наментом и шубы.

В орнаментации мужской одежды отражен примерно тот же межгрупповой расклад декоративного'потенциала, что и в жен­ской: лидирующее положение занимали южные ханты, несколько уступают им северные,-а завершает ряд восточная группа.

Особенно ярко установленная градация отражена в нательной одежде. Красочные вышитые рубахи и штаны южных хантов не имели аналогов в восточно- и северохантыйской среде, за исклю­чением салымских и среднеобских хантов, ни по технике, ни по композиционным приемам орнаментации, если не принимать во внимание такую универсальную схему расположения орнамента, как обрамление краев изделия: подола, рукавов, нагрудного раз-Реза. Способы вышивки на мужских и женских рубахах тождест­венны, чего нельзя оказать о компоновке узоров на изделии. Каж­дый из трех вариантов орнаментальной композиции на мужских РУбахах особо подчеркивает какую-либо деталь кроя, будь то по-Лики, пришивная полоса снизу, нагрудный разрез или уголок на-гРудного разреза (рис. 2, 9—10). Декор последнего интересен тем, Что построен на такой же Т-образной основе, что присутствует "а распашной женской одежде у всех групп хантов. Украшенные Ь1шивкой штаны-особенно подчеркивают художественное своеоб-

разие южнохантыйской мужской одежды, поскольку у других круп­ных этнических групп данная деталь одежды не орнаментируется вовсе.

Декоративная отделка мужских рубах у северных хантов под­чинена тем же правилам, что и женских рубах-платьев. Полосы и аппликативные узоры из ткани светлых тонов располагаются вдоль наиболее выразительных конструктивных швов и обрамляют края изделия (рис. 6, 7). Мужские рубахи восточных хантов не являют­ся современным объектом декоративного творчества, и в этногра­фически обозримом отрезке времени орнаментация этой части муж­ской одежды просматривается слабо: нашивки по подолу; обшива­ние оленьим волосом краев прямоугольного воротника.

Орнаментированная верхняя одежда мужчин отражена в ма­териалах по восточным и северным хантам и практически не пред­ставлена у южных. Декоративное оформление глухой меховой -одежды у первых двух групп во многом сходно. Единство компо­зиционно-технических приемов наблюдается применительно к гу­сю (кумышу): сложная полоса мозаичного узора из ткани высту­пает в роли обшлагов — единственной декоративной детали изде­лия. Гусь; зафиксированный у южных хантов как одежда для кук­лы, был украшен меховыми мозаичными полосами по низу подола и рукавов. Декоративная отделка малицы также осуществляется в едином ключе у северных и восточных хантов:. аппликативные по­лосы ткани, преимущественно красного цвета, вставляемые в кон­структивные швы. Чехлы к малицам, однако, не столь единообраз­ны в оформлении. У восточных хантов они украшаются наподобие малицы, а у северных иначе: сложный апплккативный узор из ткани располагается на подоле. Особняком в ряду орнаментиро­ванных чехлов стоит казымская навершица, чье орнаментальное решение совпадало с северохантыйской паркой: мозаичные полосы располагались по сторонам переднего и заднего полотнища, по ни­зу рукавов и подола. Капюшон, вносивший своеобразие в покрой парки, определял! наличие на ней дополнительных узорных полос. Расхождение в материале изделия отражалось на характере мо­заики: у парки — меховая, у чехла к малице — из ткани.

Суммируя вышеизложенные наблюдения по декоративному оформлению одежды у хантов, нужно особо отметить следующие обстоятельства. Общехантыйские черты проявляются здесь «раине слабо. По существу, речь можно вести лишь о декоративном мини­муме на женских рубахах. Гораздо отчетливее проступают локаЛ'Ь-пые параллели и специфика, причем в области женской распашной одежды яснее наблюдается сходство орнаментальных традиции южных и северных хантов, а глухая одежда из меха у мужчин да­ет несколько иной расклад. Те ее виды, которые нашли отражение

НО

в современности, по своим характеристикам сближают приклад­ное творчество северной и восточной групп. Вместе с тем вышед­шая из употребления парка и утраченная орнаментация навершиц к малицам обнаруживали те же черты, что проступали и в южно­хантыйском декоре одежды.

На орнаментальной общности южно- и северохантыйской оде­жды следует остановиться подробнее. У южных женских рубах, обильнее всего украшенных вышивкой, у северной парки и у ка-зымской навершицы к малице орнаментальная топография акцен­тировала переднее и заднее прямоугольные полотнища, особенно его боковые стороны. На северохантыйских образцах навершиц эти полотнища выделялись не орнаментально, а за счет цветого контраста с боковыми клиньями. На глухой одежде указанная черта орнаментальной композиции вполне логична в свете особен­ностей крояь Однако сходные композиционные линии бытуют и на распашной женской одежде, проходя между станом и широкой пришивной полосой (холщовые и хлопчатобумажные сахи, шубы), т. е. и особенности кроя, и отражающая его орнаментация перед­ней части у распашной одежды близки глухим ее видам,

В литературе утвердилось положение о первичности в хан­тыйской одежде распашных ее видов, высказанное Н. Ф. Прытко-вой (1953). В подобную интерпретацию исторических приоритетов не вполне укладываются элементы декора, ведь, как отмечалось выше, особенности исполнения общих композиционных черт на распашной одежде объясняются лишь в орнаментальном контексте глухой. Данные по орнаментальной топографии лучше согласуют­ся с точкой зрения Ю. Б. Симченко (1976), по которой история одежды древних уральцев предполагала параллельное существова­ние обоих ее видов — распашной и глухой. Последний был пред­ставлен лус-лузаном, состоящим из одного или двух прямоуголь­ных полотнищ, не сшитых по бокам. Орнаментальная композиция передней части глухой и некоторых видов распашной одежды, на­блюдаемой у северных и южных хантов по этнографическим дан­ным, также строится в соответствии с прямоугольностью полот­нища.

Пояса, будучи дополнительным элементом, , демонстрируют больше общехантыйских черт, чем собственно одежда. Единооб­разным является круг материалов, из которых изготавливались пояса: шерстяные нитки, кожа, ткань, бисер. У южных хантов не отмечены изделия из ткани и бисера, но это вполне объяснимо. Бисер стал употребляться для изготовления самого предмета срав­нительно недавно. К этому времени традиционная культура юЖ! ных хантов прекратила свое существование. Прототипом коротких поясов из ткани послужили кожаные изделия [Лукина Н. В.,

1985], а поскольку первые зафиксированы у южных хантов, логич­но предположить наличие в их культуре и первоосновы.

Обнаруживается сходство в орнаментальной технологии и ком­позиции пбясов. Для сплетенных из шерстяных ниток и нанизан­ных из бисера экземпляров создание собственно изделия и его де­корирование неразрывно связаны, и ширина изделия совпадает с шириной украшающего его бордюра. Декоративное оформление всей поверхности изделия характеризует все варианты поясов у всех групп хантов. На поясах из кожи и ткани хорошо прослежива­ется постепенное изменение орнаментального убранства. Наиболее ранней нужно признать следующую схему оформления: три бисер­ные нити, темная в центре и светлые по краям, обрамляют края изделия и делят его на квадратно-прямоугольные зоны-секции, в •которых нашиты металлические отливки. В дальнейшем исчезает секционность, бисерное обрамление становится пунктирным: на­шивается ряд, состоящий из утроенных бисеринок, темная в цент­ре и светлые по бокам. На смену отливкам приходят ряды или фи­гуры из пуговиц. Последние заменяются бисерной сеткой, чье раз­биение на различные по цвету прямоугольники напоминает о былой секционное™. Нашиваются бисеринки для сетки поодиночке или в сочетании по пять штук, причем центральная контрастирует по цвету с окружающими.

У каждой этнической группы возобладала определенная нова­ция, чем и объясняется некоторое своеобразие в декоре поясов. Так, для северных хантов характерно нашивание бисеринок по пять штук, для восточных — по три. У последних широкое распростра­нение в современном оформлении получил бисер, а у северных по­пулярны и плетеные опояски! Отделка поясов подвесными укра­шениями свойственна всем хантам, но их присутствие заметнее всего на восточнохантыйских, где в качестве подвесок на опоясках выступают бисерные ленты, а на поясах — пуговицы, бусы, отлив­ки, колокольчики, свисающие на тонких бечевках, цепочках, бисер­ных нитях. У южных хантов преобладали шерстяные кисти на пле­теных опоясках, а у северных встречалась бахрома из бус на ко­жаных поясах.

Сравнивая декор хантыйских рукавиц, можно отметить некото­рую близость творчества северных и южных групп, что отражали рукавицы с матерчатым верхом. Их тыльную часть украшали го­ризонтальные ряды бордюров в технике аппликации. Эту же ком­позиционную схему воспроизводят узоры на вязаных северохан­тыйских рукавицах. Восточные ханты украшали матерчатый верх рукавиц двумя рядами вертикальных бордюров, состоящих "3 сдвоенных треугольников, в технике мозаики. Все прочие приемы художественного оформления рукавиц лишь подчеркивают специ-

,фику отдельных групп. У южных хантов отмечены суконные ру­кавицы, расшитые бисером: крестообразная розетка. У восточных на рубеже веков бытовали меховые рукавицы, внешняя ровдуж-ная поверхность которых содержала сложную розетку, построен­ную на основе S-образной фигуры. Узор исполнялся раскраской с оконтуриванием оленьим волосом. Северохантыйское своеобразие проявилось в суконных рукавицах, содержащих аппликативное стилизованное изображение, дополненное бордюром.

Хантыйская обувь несет в себе как сквозные черты, так и па­раллели на уровне этнических групп. Общехантыйское единство проступает в оформлении унтовидной меховой обуви с помощью цветовых переливов различных частей кроя и вставок белых поло­сок меха, позднее — ткани в швы на голенище. Устойчивость на­работанных приемов в декоре традиционной меховой обуви оказа-• лась столь велика, что обусловила единые формы декора на нова-ционных по своему характеру образцах обуви — кисах. Их голе­нище украшают вертикальные мозаичные полосы, топография ко­торых тождественна унтовидным изделиям.

Ровдужна.я обувь рисует не столь однозначную картину. По
орнаментации чирков заметна близость южной и северной групп
этноса. Обе украшали ровдугу бисером, нашивая его по одной или
в сочетании по пять штук. Но .у южных хантов бисерная отделка
покрывала всю поверхность чирка, и в ней декоративно вычленя­
лась область взъема и собственно головки, у северных же хантов
украшался взъем и края головки. На взъеме бисер часто нашивал­
ся горизонтальными рядами, и эту общую традицию северные хан­
ты сохранили при замене бисера на полосы из ткани. Восточно-
хантыйские каноны декора на чирках включали орнаментальную
раскраску с оконтуриванием оленьим волосом, которая заполняла
всю поверхность предмета, но при этом также различалось оформ­
лю..ие взъема, где помещалась розетчатая фигура, и головки с бор­
дюрным узором. •

В орнаментации ровдужной обуви с длинным голенищем ощу­
тима близость восточных и северных хантов: единый технический
прием — раскраска, единые композиционные зоны — взъемныи
клин и края голенища. Бытовало у обеих групп и сплошное орна­
ментальное оформление голенища вертикальными бордюрами, но
У северных хантов оно относилось к поршневидной обуви, а у вос­
точных хантов.— к башмаковидной обуви [см.: Лукина Н. В.,
1985]. Последнюю указанный автор считает более поздним вари­
антом, равно как и иной способ ее орнаментации у восточных хан-
Тов: мозаичная лента узора между головкой и суконным голени-
Чем. Одна декоративная особенность на северохантыйской обуви
Утверждает эту мысль: в нижней части голенища на поршне-
•'заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». ИЗ

видной обуви северных хантов располагались две орнаментальные полосы, а в верхней — одна, т. е. нижняя часть обладала более насыщенным декором. Именно в этом месте и создаются мозаич­ные узоры на башмаковидной обуви у восточных хантов.

Если суммировать все сведения по орнаментальной отделке ровдужной обуви у хантов, то обнаруживается единая компози­ционная заданность — декоративная отделка взъемной части и верхних краев изделия. Эта схема присутствует на всех видах обу­ви как обязательная, и в зависимости от особенностей покроя в нее вносятся дополнения, порой весьма существенные, например, сплошное заполнение вертикальными узорами длинного голени­ща. В наиболее устойчивом виде общехантыйская схема декора сохранялась на ровдужных чирках северных хантов, вместе с тем наполнявшее ее расшивание бисером вторично по отношению к ровдужной раскраске. Вторичной следует признать и ровдужную мозаику. В целом история художественной отделки на ровдужной обуви у хантов представляется следующим образом. Орнамен­тальная раскраска взъемного клина и верхних краев на чирках; развиваясь, охватила у восточных хантов всю поверхность голов­ки, у северных хантов произошла замена орнаментального мате­риала и технологии, а южнохантыйские изделия вместили в себя оба указанных направления. У северных и восточных хантов ор-. наментация чирков оказала влияние на формирование декоратив­ных стереотипов и на обуви с длинным голенищем. При этом, од­нако, восточной группе удалось выработать иные правила и формы орнаментации на обуви с суконным голенищем^

Дополняющие обувь вязаные чулки характерны для южных и северных хантов, а на востоке они отмечены лишь на Салыме.' Украшением служила орнаментальная полоса, вывязываемая в верхней части изделия. Преобразование чулок в гольфы на совре­менном этапе сопровождается усилением декоративной отделки: горизонтальные бордюры располагаются в ярусном порядке и ох­ватывают практически всю поверхность изделия. Специфической чертой восточных хантов являются плетеные подвязки для муж­ской обуви; их несложный декор, например в виде полос, дополня­ется кистями.

Платок выступает в качестве основного головного убора жен­щин у всех групп хантов, однако единые декоративные каноны при этом не отмечены. Наиболее орнаментированные экземпляры изде­лий были характерны для южных хантов и части восточных (р. Салым). При этом в украшении предмета хорошо прослежива-" ется определенная преемственность, имевшая, видимо, и хроноло­гическую направленность. С четырехугольного холщового платка на «татарскую косынку» перешли декоративная отделка, соедини-

114 .

тельных швов, построение орнамента в виде квадрата в прямых уг­лах предмета и вышивка как основное техническое средство деко­ра. «Татарская косынка» дополнила все это подвесными украше­ниями из бисера и отливок, расположенными на ее прямоугольном конце. Последние перекочевали на один из углов у покупных плат­ков. У восточной и северной групп зафиксированы лишь 'платки фабричного производства, которые хантыйские женщины допол­нительно отделывали бахромой по периметру всего изделия, либо окантовывали полосой ткани. Общехантыйским элементом являет­ся женская шапка-капор из меха, на которой вдоль опушки и- в затылочной части помещаются мозаичные полосы или узор, пре­имущественно из меха, однако у южных хантов в начале века фик­сировалась и ровдужная мозаика. Обязательным атрибутом шап­ки служат различного рода подвески на конце головного убора, выполняющие эстетическую и утилитарную функции. Восточно-хантыйскую специфику отражают шапки, сплошь орнаментирован­ные меховыми мозаичными орнаментами.

Неотъемлемую часть женского костюма составляют всевоз­можные украшения. У южных и восточных хантов встречалось на­лобное украшение в виде повязки из ткани с тесемками. 'На ос­новную часть предмета нашивались металлические отливки, бисер и готовые узорные полосы из него; использовались подвески из этих же материалов. В северохантыйских материалах налобные повязки не представлены. Однако у данной группы, так же как и у южной, отмечены головные украшения, вышедшие из употреб­ления в конце XIX—XX вв. — длинные полосы, обвивающие го­лову и.спускающиеся на спину. У северных хантов материалом служила налимья кожа, а способом орнаментации — раскраска. Длинная полоса из ткани южнохантыйского происхождения имела тот же набор материалов и те же способы^ орнаментации, что и налобные повязки. В приведенном фактологическом контексте не лишено смысла предположение о производности хантыйских на­лобных повязок от головных украшений и о вторичности таких ма­териалов, как бусы, бисер, подвески, при отделке декоративных атрибутов женского костюма.

Далеко не последнюю роль во внешнем облике человека игра­ло убранство волос. Видом прически с одновременным ее украше-Чием служили ложные косы, бытовавшие у южных и северных хантов. У первых ложные косы состояли из длинных жгутов с ор­наментальными лентами из нанизанного бисера и подвесками, а у вторых в их состав входило еще и теменное украшение из ткани вадъной формы, зашитое бисером, пуговицами и также дополнен-е°е подвесками. В восточнохантыйском убранстве волос присутст-Вало только четырехугольное теменное украшение, декор кото-

рого аналогичен северной группе за вычетом подвесок. Таким об­разом, северохантыйский вариант рассматриваемого украшения являлся наиболее полным, совмещая в себе черты декора южной и восточной групп. Мужские прически убраны здесь одним лишь теменным украшением. С ложными косами у северных хантов был связан и головной убор в виде венца с тесемками, сплошь зашитый бисером. У других'групп этноса данный убор с рубежа веков не встречался, впрочем, это вовсе не означает его отсутствие и в бо­лее ранние времена. На эту мысль наводит шаманский венец с. лентами, отмеченный у восточных хантов. Венец изготовлен из ткани, и его убранство состоит из бисерных нитей, нашитых таким образом, что возникают несложные геометрические фигуры.

Яркость и красочность прически достигалась также с помо­щью накосников. Этот вид художественного убранства бытовал у южных и восточных хантов и состоял либо из вплетаемых в косу узорных лент, нанизанных из бисера и обрамленных на концах пышными кистями из шерстяных ниток или подвесками, либо из пучка бисерных нитей с бусами, пуговицами, отливками и т. п. на

концах.

Среди шейно-нагрудных украшений хантыйских женщин осо­
бую популярность в XX в. приобрели ленты со сложным узором,
нанизанные из бисера. Вместе с тем совокупность орнаментального
этнографического материала позволяет выявить здесь иного, более
раннего лидера, задававшего общий декоративный тон и опреде­
лившего • межгрупповые этнические особенности — воротники. В
зоне бытования женских вышитых рубах: южные ханты, частично
восточные (р. Салым) и северные (среднеобские и казымокие) —
имели хождение жесткие стоячие воротники, заменявшие собой
шейные украшения. Очевидно, по этой причине на указанной тер­
ритории приоритет принадлежал нагрудным украшениям. У вос­
точных хантов — и это одна из наиболее ярких их самобытных
черт — получили распространение воротники со свисающими на
грудь прямоугольными концами. Пришитые к сакам; они делали
излишним присутствие на одежде нагрудных украшений, и .у вос­
точной последние распространены значительно меньше, чем у дру­
гих групп этноса. Зато некоторое развитие получили здесь шейные
украшения, гармонирующие с формой воротника. Несмотря на раз­
личную конфигурацию, воротники обнаруживают единый общехан­
тыйский стиль художественного оформления: три бисерные, поло­
сы, темная в центре и светлые по бокам, обрамляли края пред­
мета и члейили его поверхность на квадратно-прямоугольные зо­
ны-секции, в которых располагались металлические отливки. Не­
большая поверхность посередине воротника.оставалась при этом
неорнаментированной. Особенности конфигурации вносили свои
116 -

Наши рекомендации