Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 5 страница

Харрис, Милдред (1901-1944) – американская актриса, первая жена Чарли Чаплина. В кино дебютировала в 1912 году, будучи еще ребенком. В последующие годы, исполняя детские роли, стала очень популярной. После скандального развода с Чаплиным в 1921 году снималась довольно интенсивно, пока появление звукового кино не создало большую проблему для продолжения ее дальнейшей карьеры. Однако Х. не стала завершать карьеру, а переместилась в водевили.

Харт, Уильям Сюррей (1864-1946) – американский сценарист, режиссер и актер. Блестяще выступив в театре, особенно в шекспировских постановках, он решил попробовать себя в новом искусстве в возрасте 49 лет. Харт стал знаменит после выхода фильма «Сделка» (1914), где он исполнил главную роль. С 1915 года актер снимался под руководством режиссера и продюсера Томаса Х. Инса, одного из первопроходцев американского кино. Харт создавал ковбойские фильмы о жизни Дикого Запада, наполняя их реалистичными историями и характерами. В его картинах жизнь обычных ковбоев, фермеров и поселенцев показывалась без прикрас и сантиментов, она была полна грязи и жестокости. А придуманный им образ предвосхитил роли, принесшие известность Джону Уэйну и Клинту Иствуду – «человек из ниоткуда», герой без имени. Главный герой Харта – «плохой хороший человек» – под внешней суровостью и даже жестокостью скрывал душевное благородство и порядочность. Одно из ключевых нововведений Харта – способность героя к внутренней трансформации. Например, любовь превращала «дикаря» в добропорядочного гражданина. Честные и немногословные персонажи резко выделялись на привычном ковбойском фоне – играл ли Харт героев или негодяев; чаще всего ему доставались роли убийц, становившихся героями. Он изобрел новую, а теперь уже вполне привычную жанровую формулу и сумел реанимировать исконно американский жанр, начавший выдыхаться к середине 1910-х годов. Популярность новых вестернов была так велика, что в 1917 году киномагнат Адольф Цукор предложил Харту перейти в «Парамаунт Пикчерз». Теперь можно было работать без оглядки на продюсеров. Но ко второй половине 1920-х годов суровость реалий и морализаторство фильмов Харта стали выходить из моды. Зрителям хотелось увидеть больше любовных коллизий, чем перестрелок и драк (см. аннотацию к фильму «Перекати-поле»).

Хепуорт, Сесил (1874-1953) – английский кинорежиссер, продюсер, сценарист. Сын известного лектора, иллюстрировавшего свои лекции «волшебным фонарем». В 1896 году Х. познакомился с Р.У.Полом, а в 1897 году издал одно из первых руководств по кинематографии. Занимался усовершенствованием баков для проявления и промывки пленки, копировальной и перфорационной машин, получил патенты на все эти изобретения. В 1898 году организовал лабораторию по печатанию фильмов. В 1905 году, снимая фильм «Спасенный Ровером» Х. одним из первых применил метод параллельного монтажа, рассказывая о том, как собака спасла похищенного ребенка. Для большей напряженности Х. заставил все действие двигаться по экрану в одном направлении, чтобы зритель в любой момент мог определить, на каком расстоянии пес Ровер находился от похитителя. Умелое использование Х. натурных съемок наряду с умелым монтажом сделало картину «Спасенный Ровером» одним из самых захватывающих фильмов своего времени.

Хичкок, Альфред (1899-1980) – английский режиссер, большая часть карьеры которого прошла в Америке. В кино – с 1920 года. Начинал как дизайнер титров в лондонском филиале студии «Парамаунт». Вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 году попробовал себя в режиссуре. Однако картина «Номер 13» осталась незаконченной из-за закрытия студии. Освоив профессии сценариста, художника и ассистента режиссера, Х. снял свой дебютный фильм «Сад наслаждений» (1925), и уже после первых своих постановок был признан одним из ведущих мастеров английского кино. Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (1934), Х. не отходил от жанра триллера. Фильмы Хичкока основаны на неопределенности (саспенсе), предчувствии необратимого и нарастающем страхе. Его герои — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. С 1939 года Х. с большим успехом работал в США. Его принято считать королем фильмов ужасов, хотя картины Х. сильно отличаются от традиционного представления об этом жанре. Лента «Психоз» (1960) сделала Х. миллионером, и в дальнейшем он самостоятельно продюcировал свои картины.

Хольгер-Мадсен, Форест (1878 - 1943) – датский кинорежиссер, продюсер, сценарист, актер. Один из первых Шерлоков Холмсов немого экрана. В течение нескольких лет работал над фильмом «Белые рабыни» (1910) и превзошел всех конкурентов утонченностью, эстетизмом и пристрастием к красивому кадру. Он часто снимал рискованные, необычные сюжеты. Его фильм «Грезы курильщика опиума» (1914), запрещенный в Дании, имел громадный успех в США. Уже тогда он использовал передвижку съемочной камеры и изменял угол съемки при одной и той же декорации. В этом отношении он опередил Гриффита и за десять лет предвосхитил развитие кинематографического языка. Эксперименты Х-М. с подвижной камерой и зеркальной съемкой обогатили киноязык изобретательными комбинированными съемками и спецэффектами, которыми изобиловал фантастический фильм «Небесный корабль» (1918).

Цукор, Адольф (1873-1976) – американский кинопродюсер венгерского происхождения. В 1888 году переехал в Америку, где работал в меховой промышленности. В 1903 году открыл «пенни-аркаду» (так в те времена назывались увеселительные заведения, где показывали фильмы), а спустя год – первый кинотеатр-дворец «Хрустальный зал». В 1912 году основал компанию «Феймос Плэйерс», а затем стал руководителем студии «Парамаунт». Автор книги воспоминаний «Зритель всегда прав» (1953).

Чаплин, Чарльз Спенсер (1889-1977) – английский актер, сценарист, композитор и режиссер, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино – бродяжки Чарли. В декабре 1913 года он подписал контракт со студией «Кистоун», и начал сниматься у Мака Сеннета. Дебютировал в эксцентрической комедии «Зарабатывая на жизнь» (1914). Поначалу исполнял роли хлыщеватых мерзавцев (наиболее известен подонок Чез). Сыграв в 12 лентах, самостоятельно снял комедию «Застигнутый дождем» (1914). Затем перешел в компанию «Эссеней», где и возник образ бродяжки Чарли. В 1916 году подписал контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе полную творческую свободу. В фильмах «Тихая улица» (1917), «Иммигрант» ( 1917), «Собачья жизнь» (1918), «На плечо!» (1918) завершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир обездоленных. С каждой новой работой Чаплина требования комедии положений приводились во все большее соответствие с требованиями драматического конфликта добра и зла. Драматизм уравновешивал эксцентриаду, смеху сопутствовали слезы («Малыш», 1921, «Пилигрим», 1923). Чаплин – один из учредителей компании «Юнайтед Артистс» (1919), основатель «Чарльз С. Чаплин Фильм Корпорейшен» (1923). «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928) продемонстрировали зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических конфликтов ХХ века. Смотри материалы занятия N 15.

Чейни, Лон (1883-1930) наст. имя Леонидас Фрэнк, по другим источникам — Алонсо – выдающийся американский актер, прославившийся способностью до неузнаваемости изменять свою внешность, за что получил прозвище «Человек Тысячи Лиц». Его отец и мать были глухонемыми, поэтому мальчик рано научился общаться с помощью языка жестов и мимики. С детства он подрабатывал рабочим сцены, декоратором и реквизитором, иногда получая роли в массовке. В 17 лет начал работать как актер в различных театрах, большей частью в бродячих варьете. Сниматься в короткометражных комедиях студии Universal Чейни начал еще в 1912 году, впоследствии он также писал сценарии и режиссировал некоторые фильмы, в которых снимался. Его фильмография насчитывает более 150 фильмов. Ч. исполнял самые разнообразные роли, однако лучше всего ему удавались образы людей несчастных, одиноких, отверженных, часто озлобленных и изуродованных. Его способности к перевоплощению и умение работать с гримом были невероятны (он даже написал статью о гриме для одного из изданий Британской Энциклопедии), что, в итоге, и стало одним из источников его громкого успеха. Кроме того, Ч. уделял большое внимание костюму и пластике движений. Например, в фильме «Наказание» (The Penalty, 1920) он сыграл безногого калеку, так плотно привязав ступни к спине, что это казалось физически невозможным. Ему были интересны роли не только калек, но и чудовищ. В фильме «Сделка вслепую» (1922) он сыграл и профессора-экспериментатора, и созданного им получеловека-полуобезьяну. В «Горбуне из Нотр-Дама» (1923) Ч. появился в роли Квазимодо, что стало главной причиной грандиозного успеха этой дорогой и впечатляющей постановки. Для этой роли Ч. соорудил себе искусственный горб весом более 20 килограммов; остальные накладки и приспособления добавили к его весу еще 15 килограммов. В то же время он с невероятной ловкостью перемещался по огромной площадке, изображавшей знаменитый фасад Собора Нотр-Дам. Еще больший успех сопутствовал фильму «Призрак Оперы» (1925) по одноименному роману Гастона Леру, в котором Ч. сыграл Эрика, разработав для себя уникальный грим, небывалый по сложности и, по свидетельствам очевидцев, чрезвычайно болезненный (например, вставленные в ноздри металлические скобы вызывали у актера постоянное кровотечение). В этот же период выходят на экраны и другие известные фильмы с участием Чейни — драма «Тот, кто получает пощечины» (1924) по пьесе Леонида Андреева), криминальный фильм «Нечестивая троица» (1925), лирическая комедия «Поручите это морпехам» (1926), драмы «Дорога на Мандалай» (1926), «Черный Дрозд» (1926), «Неизвестный» (1927), «К западу от Занзибара» (1928), «псевдовампирский» детектив «Лондон после полуночи» (1927). С приходом звукового кино Ч., в отличие от многих других звезд предшествующей эпохи, с энтузиазмом принялся разрабатывать новые возможности. Для начала он создал озвученную версию «Призрака Оперы», а затем выпустил полный звуковой римейк «Нечестивой троицы», в котором не только исполнил несколько ролей, но и озвучил разными голосами пять персонажей (включая говорящего попугая). Эта работа стала для него последней — 26 августа 1930 года Лон Чейни скончался от рака гортани.

Шенк, Джозеф Майкл (1878-1961) наст. имя Иосиф Михайлович Шейнкер –

американский кинопродюсер, пионер киноиндустрии, сыгравший ключевую роль в ее развитии в США. Родился в г. Рыбинск Ярославской губернии в семье приказчика в конторе волжского пароходства. Вместе с родными эмигрировал в Нью-Йорк в 1893 году. Он, а затем и его брат Николай (Николас), попали в шоу-бизнес через концессионное управление парком развлечений в Форт-Джордже (штат Нью-Йорк). Оценив потенциал этой отрасли, братья Шенк приобрели в 1909 году парк развлечений «Палисэйдс» и стали участвовать в зарождении кинопромышленности, управляя сетью кинотеатров. Благодаря кинобизнесу, в 1916 году Джозеф М. Шенк встретился и женился на актрисе Норме Толмедж, сестре будущей супруги Бастера Китона. Он продюсировал ее фильмы и был финансовым консультантом даже после развода. Параллельно развертывалось его длительное и успешное сотрудничество с Б.Китоном. С 1925 года Ш. – второй президент киностудии «United Artists». В 1934 году он основал компанию “20th Century Pictures”, которая затем объединилась с “Fox Film Corporation”, образовав корпорацию “20th Century Fox”. Став ее первым президентом, Ш. превратился в одного из самых влиятельных людей в кинобизнесе. Отсидев в тюрьме за уклонение от уплаты налогов, вернулся в “20th Century Fox” и влюбился до безумия в молодую Мэрилин Монро, сыграв ключевую роль в развертывании еt карьеры.

Шестрем, Виктор Давид (1879-1960) – шведский режиссер и актер, основатель классической школы кинематографа своей страны. Его кинокарьера началась в 1912 году на студии «Свенска». Он сыграл как актер в фильме «Вампир» и, как режиссер, снял свой первый фильм «Садовник» (1912), вскоре запрещенный цензурой. В последующие годы Ш. вырабатывал собственный стиль, и ряд созданных им фильмов выбивался из жанровых рамок. Его картины «Ингеборг Хольм» (1913), «Забастовка» (1914), «Один из многих» (1914), «Терье Виген» (1916) основывались на социальных конфликтах. Ш. использовал сильные романтические характеры, а в работе над формой применял новаторские методы монтажа. Фильм «Терье Виген» (1916) ознаменовал зарождение классической шведской киношколы, оказавшей заметное влияние на мировое киноискусство. Свои приемы Ш. развил в фильмах «Горный Эйвинн и его жена» (1917), «Девушка с торфяного болота» (1917), «Сыновья Ингмара» (1918), «Карин, дочь Ингмара» (1919). Самым значительным его достижением считается картина «Возница» (или «Призрачная тележка», 1920). Как актер он снимался во всех фильмах этого периода. В 1923-1930 гг. Ш. работал в Голливуде, однако созданные там ленты не поднимались до уровня его шведских картин. В 1930 году он вернулся в Швецию, где снял один из первых звуковых фильмов «Маркуреллы из Вадчепинга». В 1937 году на экранах появилась его последняя режиссерская картина «Под красной мантией». Творчество Ш. оказало значительное влияние на последующие поколения шведских кинематографистов, в том числе Ингмара Бергмана, который пригласил Ш. на главную роль в одном из наиболее значимых своих фильмов «Земляничная поляна» (1957). Роль профессора Борга стала последней в жизни Шестрема. См. материалы занятия N 12.

Ширер, Норма (1902-1983) – американская актриса, обладательница премии «Оскар» за исполнение главной женской роли в фильме «Развод» (1930). Родилась в Монреале в семье преуспевающего бизнесмена-строителя. Уже в 9-летнем возрасте решила, что станет актрисой, хотя была полной девочкой с широкими плечами, крепкими ногами и маленькими, немного раскосыми глазами. Но она была уверена, что никто не сможет устоять перед ее обаянием. Первой трудностью на пути к славе стало разорение компании отца и умственная болезнь старшей сестры. Родителям пришлось продать дом и переехать в бедняцкий пригород. Норма же отправилась на смотрины к знаменитому постановщику Флоренцу Зигфелду, готовишему очередное варьете-шоу, но он лишь посмеялся, увидев 17-летнюю толстушку. Тем не менее, девушка все-таки пробилась к своей первой эпизодической роли в кино. Чтобы исправить косоглазие, Ш. накопила денег и обратилась к доктору, занимавшемуся корректировкой зрения. Попытка пробиться в модельный бизнес оказалась удачной, и вскоре рекламные плакаты с изображением Ш. красовались на улицах Нью-Йорка. В 1921 году она получила первую заметную роль в фильме «Похитители». После этого ее заметил голливудский продюсер Хэл Роуч, предложивший Ш. контракт от лица Луиса Б. Майера, руководителя компании MGM. В последующие годы она снялась во многих успешных фильмах, а спустя 6 лет ее детская мечта сбылась: она стала звездой. Среди ее соперниц были очень яркие актрисы, в том числе Грета Гарбо, поэтому Ш. стала все чаще обращаться к всесильному продюсеру Ирвингу Талбергу, который с удовольствием подыскивал ей новые успешные роли. Их дружба со временем переросла в роман, и в 1927 году состоялась свадьба. Норме не составило труда перейти в звуковое кино, несмотря на канадский акцент. Фильмы «Развод» (1930), «Вольная душа» (1931) и «Странный перерыв» (1932) вознесли ее над другими звездами и позволили стать «Королевой MGM». После смерти Тальберга в 1936 году Ш. не утратила своих позиций и приняла участие в нескольких проектах. В 1942 году она официально заявила, что уходит из кино. Свою дальнейшую жизнь Ш. тихо провела с новым мужем, люжным инструктором, но ее последние годы были омрачены болезнью Альцгеймера. Она умерла от пневмонии в возрасте 80 лет. За свой вклад в кинематограф Ш. была удостоена персональной звезды на Голливудской Аллее славы.

Штрогейм, Эрих фон (1885-1957) – американский актер и кинорежиссер австрийского происхождения. В США – с 1909 года. В своем творчестве сочетал сарказм, гротеск, сатиру с реалистической документальной достоверностью. Остро и точно разоблачал продажность, порочность, бездушие и лицемерии. Создал различные варианты образа циничного, утонченно жестокого человека. Главная режиссерская работа – «Алчность» (1924). Среди лучших его картин: «Слепые мужья» (1918), «Веселая вдова» (1925), «Свадебный марш» (1928). Фильмы Ш. вызывали яростный протест продюсеров и прессы, зачастую его картины подвергались сокращениям и искажениям. В конце концов, Ш. отошел от режиссуры и выступал главным образом как актер. См. материалы занятия N 5.

Эдисон, Томас Алва (1847-1931) – американский изобретатель и предприниматель, получивший только в США 1093 патентов и еще 3000 в других странах мира. Король электротехники. Усовершенствовал телеграф, телефон, изобрел киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, сконструировал первые электровозы, положил начало электронике. Создал проекционный аппарат «кинетоскоп» и «фонограф» – первый прибор для записи и воспроизведения звука. В числе его изобретений – электический счетчик голосов на выборах, пишущая машинка, электрический стул. См. материалы занятия N 2-3.

Эйкрс, Берт (1854-1918) – английский фотограф и пионер кинематографа.

Изобретатель 35-миллиметровой кинокамеры и проекционного аппарата «Бертак». Первый европейский режиссер-репортер, чья кинохроника демонстрировалсь в США при большом стечении публики. Вместе со своим партнером Р.У.Полом запатентовал кинокамеру в 1895 году. Снял первыве английские фильмы «Оксфордаская и Кембриджская регаты», «Арест карманника», «Дрессированные медведи». 14 января 1896 года провел первый в Британии публичный киносеанс в лондонском Куинз-холле для членов Королевского Фотографического Общества и их жен.

Якобини, Мария (1892-1944) – итальянская актриса. Родилась в аристократической семье, но с 16-летнего возраста стала играть на театральной сцене. В 1910 году подписала контракт с кинофирмой «Фильм д’арте итальяно» и наряду с Франческой Бертини стала звездой итальянского кино первой величины. Исполнила главную роль в фильме «Жанна д’Арк» (1912) . Снималась в Германии, Франции, Англии и других странах Европы, в том числе в СССР – «Живой труп» (1929, СССР-Германия, реж. Федор Оцеп), «Иван Дилли» (1926, реж. Иван Перестиани), «Двуногие» (1927, реж. Иван Перестиани). В отличие от других звезд немого кино прекрасно адаптировалась к звуку и продолжала активно сниматься в фильмах Луиджи Дзампы, Джорджо Симонелли, а также в лентах своего мужа Дженнаро Рикелли. В общей сложности сыграла в 97 фильмах. В 1938-1943 гг. – профессор и заведующая кафедрой драмы в Экспериментальном центре кинематографии в Риме.

Первый семестр

Выходные данные и аннотации к фильмам,

Представленным на лекциях

«Ад» / L’inferno

1911, Италия, “Milano Film”, 68 мин.

реж. Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигуоро

сцен. по мотивам поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»

опер. Эмилио Рокароло

прод. Тим Пирс

в ролях: Сальваторе Папа, Артуро Пировано, Аугусто Милла, Джузеппе де

Лигуоро, Аттилио Мотта

Данте в сопровождении поэта Виргилия путешествует по кругам ада и знакомится с их обитателями. Сразу после выхода фильм стал международным хитом, собрав только в США 2 миллиона долларов. В 2001 году известная британская группа “Tangerine Dream” записала музыкальное сопровождение к этой картине.

«Алая буква» / The Scarlet Letter

1926, США, “Metro-Goldwyn-Mayer” (MGM), 98 мин.

реж. Виктор Шестрем

сцен. Фрэнсис Мэрион

опер. Хендрик Сартов

прод. Виктор Шестрем

в ролях: Лилиан Гиш, Ларс Хэнсон, Генри Б. Уолтхолл, Карл Дэйн, Уильям

Тукер, Марсель Корди, Фред Херцог, Джойс Коуд.

Экранизация одноименного романа Найджела Хоторна.

Северная Америка, XVII век. История запретной любви и чувственной страсти красавицы Эстер и преподобного Артура. Против влюбленных выступают строгие пуританские нравы и, особенно, то обстоятельство, что Эстер остается замужней женщиной, хотя и считает супруга погибшим на пути к колонии. Когда внебрачные отношения раскрываются, Эстер решительно отказывается предать своего возлюбленного. И ей выносят приговор – вечно носить на груди алую букву «А» – клеймо прелюбодеяния.

«Алчность» / Greed

1924, США, “Metro-Goldwyn Pictures Corp.”, 140 мин (оригинал: 239 мин.)

реж. Эрих фон Штрогейм

сцен. Эрих фон Штрогейм, Джун Мэтис

опер. Уильям Дэниелс

прод. Ирвинг Тальберг

в ролях: Гибсон Гоуленд, Засу Питтс, Джин Хершольт, Дэйл Фуллер, Темпе

Пиггот, Сильвия Эштон

Экранизация романа «Мак-Тиг» Фрэнка Норриса. Трина, жена главного героя – сына шахтера и зубного врача-самоучки, выигрывает по лотерейному билету 5000 долларов. В ней пробуждается алчность. По ночам она любуется деньгами. Бывший жених Трины доносит в медицинское управление, что Мак-Тиг не имеет диплома, и его зуболечебный кабинет закрывают. Мак-Тиг опускается на дно. Доведенный до крайности, он убивает жену и похищает золото. Пустившись в бега, Мак-Тиг пытается скрыться в Долине Смерти. Бывший жених Трины тоже хочет завладеть золотом. Он преследует Мак-Тига, но из-за изнурительной жары они оба погибают в пустыне. Около их трупов лежит мешок с золотом. После первого рабочего просмотра руководители студии «М-Г-М» Луис Майер и Ирвинг Тальберг потребовали коренных переделок и резкого сокращения. Штрогейм с этим не согласился, и перемонтаж был произведен в его отсутствие. В печати Штрогейм заявил, что он не признает картину своей.

«Алиса в стране чудес» / Alice in Wonderland

1903, Великобритания, “Hepworth”, 8 мин

реж. Сесил Хепуорт, Перси Стоу

сцен. Сесил Хепуорт

опер. Сесил Хепуорт

прод. Сесил Хепуорт

в ролях: Мэй Кларк, Сесил Хепуорт, Джеффри Фэйтфул, Стэнли Фэйтфул,

Миссис Хепуорт, Норман Уиттен

Сохранившийся в плохом состоянии, фильм, несмотря на пропущенные эпизоды, охватывает почти все ключевые моменты истории: начало, погоню за белым кроликом, попытки Алисы попасть в прекрасный сад за дверцей, сцену на кухне с кухаркой и поросенком, разговор с Чеширским котом, «безумное чаепитие». Финал был упрощен – сцены судебного заседания нет. Алиса встречает процессию карт в саду, Королева Червей приглашает ее присоединиться к ним, Алиса отказывается, и между ними вспыхивает ссора. Королева зовет палача, чтобы тот отрубил Алисе голову, но она отталкивает его и вся процессия карт устремляется за ней по дорожке в саду. Алиса бежит от них и… просыпается на лужайке. В фильме присутствуют спецэффекты достаточно высокого уровня для кинематографа начала XX века. Например, Алиса уменьшается и растет, находясь в кукольном домике. В оригинале картина длился около 10-12 минут, что было значительно длиннее обычного британского кинофильма тех лет.

«Атлантида» / L'Atlantide

1921, Франция-Бельгия, “International et Commercial de la Cinematographie“/ “Societe Generale pour le Developpement“/ “Thalman et Cie ”, 136 мин

реж. Жак Фейдер

сцен. Жак Фейдер

опер. Виктор Морен, Амеди Морен, Жорж Спехт

прод. Луи Обер

в ролях: Жан Анжело, Стася Наперковская, Жорж Мельхиор, Мари-Луиз

Ирибе, Абд-эль-Кадер Бен Али, Мохамед Вен Нуи, Андре Роанн

Экранизация одноименного романа Пьера Бенуа. После выхода в свет книги «Атлантида», малоизвестный молодой писатель Пьер Бенуа «проснулся знаменитым». Действие этой достаточно откровенной для своего времени любовной мелодрамы развертывается в Северной Африке. Два офицера Иностранного легиона обнаруживают там тайную империю, населенную далекими потомками легендарных атлантов и управляемую жестокой и любвеобильной царицей. Роман был выпущен в сотнях тысяч экземпляров и вскоре переведен на многие языки, в том числе и на русский (1927). Снявший до этого лишь несколько короткометражных фильмов (правда, хорошо принятых публикой и критикой), Жак Фейдер приобрел права на экранизацию романа за 10 тысяч франков, на несколько недель опередив представителя Голливуда. Когда в 1921 году фильм был закончен, на рекламном плакате над фотографией Фейдера красовалась надпись: «На это осмелился только один человек!». Фильм снимался в Африке при 45 градусах в тени, а многие эпизоды – в песках Сахары, где еще никогда не работали кинематографисты… Но этот тяжкий труд окупился сторицей. Изобразительное решение картины превосходило воображение современников. Фильм пользовался огромным успехом во Франции, где побил все рекорды кассовых сборов. В 1928 году, спустя семь лет после премьеры, он был повторно выпущен в прокат – и вновь с большим успехом! В 1932 году, когда на экраны вышла звуковая экранизация «Атлантиды» режиссера Георга-Вильгельма Пабста, прокат фильма Фейдера был возобновлен в третий раз, причем с таким успехом, что продюсеры и прокатчики звуковой картины Пабста испугались и в судебном порядке добились того, что фильм Фейдера был изъят из проката, а оставшиеся копии уничтожены.

«Багдадский вор» / The Thief of Bagdad

1924, США, “”, 140 мин

реж. Рауль Уолш

сцен. Ахмед Абдулла, Дуглас Фэрбенкс, Джеймс Т. О’Донехи, Лотта Вудс

опер. Артур Эдисон

прод. Дуглас Фэрбенкс

в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Сниц Эдвардс, Чарльз Белчер, Джуланна

Джонстон, Анна Мэй Вонг, Брэндон Херст, Ноубл Джонсон

Вор влюбляется в дочь Халифа, который соглашается отдать за него свою дочь при условии, что вор принесет ему величайшее сокровище не позже, чем через семь месяцев. Вор отправляется в путешествие, в котором сталкивается со сказочными существами и магией. На постановку этого фильма Дугласа Фэрбенкса вдохновил эпизод «Гарун аль-Рашид» из фильма Пауля Лени «Кабинет восковых фигур» (1924). Бюджет составил примерно 2 миллиона долларов. Впоследствии были сняты несколько ремейков, самым известным из которых является «Багдадский вор» 1940 года.

Как имеющий большое художественное значение, фильм с участием Фэрбенкса был внесен в Национальный кинореестр США.

«Бездна» / Afgrunden

1910, Дания-США, “Kosmorama” / “Independent Moving Pictures Co. of America“ (IMP), 37 мин.

реж. Урбан Гад

сцен. Урбан Гад

опер. Альфред Линд

прод. Хьялмар Давидсен

в ролях: Аста Нильсен, Роберт Динесен, Пол Роймерт, Ганс Нерргард, Эмили

Санном, Оскар Стриболт, Арне Веел

Фильм о молодой женщине, чья всепоглощающая страсть к жестокому человеку приводит к кровавой развязке, стал моделью жанра, известного как «датская эротическая мелодрама». Он положил начало всемирной славе Асты Нильсен, ставшей первой трагической актрисой и первой создательницей образа «женщины-вамп». На публику произвела сильное впечатление необычная по тем временам чувственность в изображении любовной связи, а также сдержанная, лишенная внешней аффектации игра Нильсен, резко контрастировавшая, по словам Гада, «с уродливыми пережитками театральной техники, которыми драматические актеры часто омрачают спокойную ясность киноискусства». Ее называли «Северной Дузе», «Скандинавской Сарой Бернар». Творческий дуэт Нильсен-Гад, существоваший в 1910-1914 годах, привл к созданию более 20 фильмов, которые были чрезвычайно популярны во всем мире, в том числе и в России.

«Бездна» открыла новые горизонты: теперь кино перестали воспринимать только как «движущиеся картинки», поняв, что экран вполне приспособлен, чтобы передать всю гибкость, надрывность и психологизм человеческих взаимоотношений.

«Белые тени южных морей» / White Shadows in the South Seas

1928, США, “Metro-Goldwyn-Mayer”, 88 мин.

реж. Роберт Дж. Флаэрти, В.С. Ван Дайк

сцен. Рэй Дойл, Джек Каннингем по одноименному роману Фредерика

О’Брайена

опер. Клайд Де Винна, Джордж Г. Ноугл, Боб Робертс

прод. Хант Стромберг, Ирвинг Тальберг

в ролях: Монти Блю, Рэйчел Торрес, Роберт Андерсон, Напуя

Полинезия – «последний уголок земного рая». Однако «белый хищник» бросил несмываемую тень и на эти острова, желая их цивилизовать. Об этом свидетельствует трагическая судьба доктора Мэтью Ллойда, который, защищая островитян, был изгнан из белого общества. Он берет в жены красивую таитянку и живет с ней какое-то время в полной идилии. Однако жажда наживы оказывается сильнее. В тот самый момент, когда он поддается меркантильному искушению, его убивает один из спекулянтов. Ллойд умирает на руках у своей любимой. Повергнутая в отчаяние, она становится проституткой.

«Большое ограбление поезда» / The Great Train Robbery

1903, США, “Edison Manufacturing Company”, 11 мин.

реж. Эдвин С. Портер

сцен. Скотт Марбл, Эдвин С. Портер

опер. Блэйр Смит, Эдвин С. Портер

в ролях: Гилберт М. Андерсон, Джордж Барнс, Джастус Д. Барнс, Уолтер

Камерон, Мэри Мюррей

В основу фильма положена повесть Скотта Марбла, написанная в 1896 году. Однако сценарий опирается и на реальные события, имевшие место позже. 29 августа 1900 года четверо преступников из банды «Дырка в стене», возглавляемой легендарным героем последующих вестернов Бутчем Кэссиди (он же Роберт Ле Рой Паркер) атаковала поезд № 3 «Юнион Пасифик» в Вайоминге. Бандиты заставили кондуктора отцепить пассажирские вагоны, затем взорвали сейф в почтовом вагоне и скрылись, унеся 5000 долларов наличными. Телеграфист сообщает о налете на поезд. Начинается погоня.

Наши рекомендации