Искусство святослава рериха 2 страница
Чacтo можно слышать такое замечание: "Что толку в размышлениях, или медитации, о так называемых духовных материях, к чему это приведет, может ли это дать какую-то осязаемую пользу помимо неких туманных мечтаний и фантасмагорий весьма сомнительного и отвлеченного свойства?" Говоря так, люди забывают, что самой основой нашего бытия является тот неосязаемый духовный фон, который нельзя измерить или определить вне его внешнего проявления на физическом плане, через более грубые, физические чувства. Кто может измерить способность мыслить и уровни различных видов мышления, кто может измерить талант и степени нашего воображения, где найти слова или градацию, чтобы охарактеризовать внутреннюю работу самого сокровенного мыслительного процесса человека? Ведь эти процессы так же реальны, как сама жизнь, поскольку ничего не существует вне их, и в своей совокупности они образуют глубокие, коренные причины видимых внешних следствий. А поскольку все видимые существующие явления имеют свой источник на внутреннем плане, крайне важно изучать эти высшие планы, эти высшие причины, которые можно назвать духовными сферами, то есть принадлежащими к высшему плану.
В жизни нам нравится общаться с людьми соответствующего нам уровня умственного развития, мы любим обмениваться с ними своими взглядами, в их обществе мы чувствуем себя непринужденно. Причиной тому не только соответствующий внешний контакт – но и в значительной степени неуловимое созвучие с вибрациями, с аурой этих людей. Испытываемое нами чувство гармонии является следствием таких соприкосновений. Высокие умы питают нас, и мы, поглощая их эманации и вибрации, заряжаемся излучаемыми ими энергиями.
Очень часто случается, что после достижения какого-либо успеха мы расслабляемся и из-за этого теряем все те блага, что достались нам благодаря предшествующим усилиям. Успех обладает некой движущей силой, и, используя ее, мы можем приумножать наш успех. Непрерывное течение этой движущей силы будет сносить многие возникающие перед ней противодействия или препятствия, не давая им времени вырасти и превратиться в серьезные помехи.
Временами бывает очень полезно сесть и мысленно обозреть свою жизнь – не с тем, чтобы оплакивать утраченные возможности или предаваться сожалениям, но для того, чтобы подвести итог своим достижениям или неудачам, проанализировать результаты и увидеть себя в истинном свете своих действий. Чего мы достигли, что хорошего сделали для своих близких и для людей в целом, для человечества. Каковы самые значительные события нашей жизни, какие годы наиболее важны, кто наши друзья и каково наше нынешнее положение. Такой беспристрастный самоанализ является весьма полезным исследованием, которое часто выявляет наши слабости и дает нам ключ к поведению в будущем. В возможности ясно увидеть самих себя заключается неоценимая для нас помощь. В этом смысле весьма полезны враги, потому что они позволяют обнаружить некоторые наши черты, о существовании которых мы можем даже и не подозревать.
По мере того как мы отходим от старого, проторенного пути и привычек обихода, все труднее и труднее становится следовать независимым курсом. Люди редко прощают тех, кто отличается от них, кто осмеливается мыслить независимо. Однако, как сказано: "Тот, кто ищет одобрения толпы, никогда над толпой не поднимется", и это утверждение столь же справедливо и теперь, как и тогда, когда оно впервые прозвучало.
Это мученичество является той ценой, которую мы все должны платить, если хотим двигаться вперед, и чем значительнее наше продвижение, тем сильнее противодействие, которое мы должны преодолевать. Но тот, кто успешно преодолеет это, одно из величайших препятствий, приобретет огромную силу.
Мысли и действия вершат Карму. Мы – хозяева своей судьбы и можем строить свое будущее и формировать его в соответствии со своими идеалами. Фаталистическая точка зрения, что против предопределенных событий бороться бесполезно, является весьма деструктивной пораженческой позицией. Даже если мы признаем, что, вероятно, будут иметь место определенные события и нам придется столкнуться с определенными кармическими следствиями, все же мы можем совершить столько хороших поступков, что надвигающееся зло будет значительно ослаблено и его перевесит добро. Следовательно, мы всегда должны придерживаться позитивной позиции и вести активную созидательную жизнь. Развивая самих себя, мы преодолеваем любое зло, которое может быть для нас уготовано, растем и достигаем гораздо более высокого уровня и состояния.
Великие трудности, преграждающие любой путь к достижению, являются необходимыми ступенями к успеху. Без трудностей и преодоления превратностей судьбы наш характер никогда не смог бы развиться и мы никогда не смогли бы правильно оценить или использовать успех. Если нам не удастся выработать сильный положительный характер, нами будет управлять наше низшее "я" вместо нашего высшего "Я", проявляющегося через силу воли. Но где взять силу для того, чтобы начать эту борьбу, выстраивание своего характера? Сила заключается в решимости измениться, преуспеть в осознании того, что жизнь, если ею не управлять, растратится через тысячи каналов тех промедлений, тех колебаний, которыми полна жизнь слабовольного человека. Чем большего мы хотим, тем более высокую цену мы должны заплатить, тем значительнее должно быть наше усилие. И мы сможем преуспеть, – сверх всяких ожиданий, сверх всяких надежд, если всего лишь осознаем со всей силой своего "я", что мы наделены безграничными возможностями и способны на безграничные достижения, если только приложим усилия и вознамеримся преуспеть.
Порою действительно весьма трудно, почти невозможно сказать, правилен поступок или нет. Принять верное решение, различить правильный путь, которым надо следовать, – такое часто оказывается за пределами наших непосредственных возможностей. Единственный выход из проблемы, которая, как нам кажется, превышает наши ресурсы, – всегда придерживаться конструктивного, позитивного курса действий и позитивной точки зрения. Если мы будем стараться мыслить позитивным, конструктивным образом, наши действия сами примут верное направление, и даже если эти действия неправильны, они все равно выправятся, потому что импульс был хорошим, а сильный импульс будет обладать достаточной силой инерции, чтобы исправить ошибку. Таким образом, мы должны воспитывать в себе доброжелательство и великодушие, должны быть настроены позитивно и конструктивно, ревностно трудиться во имя добра, самосовершенствоваться и помогать другим людям. Поступая таким образом, мы оказываем величайшую услугу всему, что нас окружает.
Преодоление трудностей и подчинение обстоятельств своей воле составляет одну из важнейших проблем, с которой мы в жизни сталкиваемся. Как часто мы строим далеко идущие планы, нас посещают блестящие идеи, но когда мы начинаем претворять их в жизнь, почти тотчас же перед нами вырастают препятствия и мы сталкиваемся со всевозможными трудностями, атакующими нас со всех сторон, как летучие мыши, которых потревожили среди сладкого сна. Требуется сильная воля и решимость, чтобы преодолевать эти препятствия – выстраивать обстоятельства и события. Порою все эти трудности могут выглядеть столь удручающими, что вполне естественной реакцией будет желание прекратить борьбу. Но именно в такие моменты следует помнить, что без борьбы ничего нельзя добиться. Наш характер закалится в преодолении этих испытаний, и мы будем способны принять на себя большую ответственность и решать более серьезные задачи. Следовательно, мы должны приветствовать любые трудности.
Наши мысли оказывают самое непосредственное воздействие на наши тела. По мере изменения нашего образа мышления изменяется и наше тело. Наши мысли вызывают в наших телах физико-химические реакции и изменения, которые невозможно уловить на первый взгляд, но которые с течением времени становятся очевидными. Мы должны быть внимательны к качеству своих мыслей; мысли являются мощными разрядами энергии, и мы должны контролировать их импульсы и направление.
Обозревая прошедший день, давайте спросим себя, использовали ли мы наилучшим доступным нам образом часы бодрствования – так, чтобы наиболее плодотворно провести драгоценное отпущенное нам время. Такой анализ очень важен, так как учит нас осознавать ценность времени и не оставлять что-либо недоделанным. Хорошо, с пользой проведенные дни, подобно драгоценному ожерелью, складываются в жизнь, полную достижений. И богатство плодотворно проведенных дней подарит нам новую радость осуществления задуманного, и через эту радость мы познаем новую жизнь, наполненную новым смыслом и назначением.
Алхимики прошлого утверждали, что основой их действий является их тайный огонь. Они утверждали, что его горение должно быть непрерывным и ровным и что затухание его прервало бы весь процесс изготовления [философского] камня. Одним из толкований "делания алхимика" было применение этого понятия к человеку. К трансмутации низшего человека, нашего низшего "я". Непрерывный огонь – это огонь нашей пламенной веры, страстного желания и устремления. Истинная трансмутация требует полного овладения собой, без отступлений или остановок, так как запущенные в движение физиологические процессы нельзя прерывать по своей воле. Их остановка приводит к прерыванию тока, и процесс уже нельзя возобновить волевым усилием. Физиологические изменения должны продолжаться до самого своего завершения и окончательной трансформации. Пламенное внутреннее горение нашего устремления и есть этот тайный огонь. Он ускоряет все процессы, и новые нервные центры вступают в действие и принимают импульсы.
Задача и проблема саморазвития не означает одного лишь культивирования добра или развития лишь самого себя. Она означает и то, и другое, и более того. Мы должны развиваться и совершенствоваться во всех наших качествах и во всех сферах нашей деятельности, обучения и способностей – для того чтобы создать из себя совершенный, высший тип человека, отвечающий требованиям эволюции. Все мы знаем и согласны по части общих характеристик, которые относятся или должны относиться к человеку высокого уровня развития. Все мы носим определенный прототип в своем сердце. Но многие ли следуют тому, что, как им известно, должно быть правильным? Мы знаем, что вся работа по самосовершенствованию является трудной задачей. Так и должно быть, потому что нам нужно накапливать новые впечатления, преодолевать определенные, весьма живучие врожденные склонности, создавать новые совокупности привычек и упражнять свой ум. Всякое упражнение требует определенного усилия, но, как и любое приложение энергии, оно пробуждает новые центры, и затраченная энергия трансмутируется в новые и более значительные ее запасы.
Нам не стоит надеяться на перемену, ожидая для этого более благоприятного периода. Знаменательно, что такой благоприятный момент никогда не наступает. Перемена совершается внутри нас, и нам не найти лучшего времени, чем "сейчас". При перемене такого рода должно меняться именно наше внутреннее "я", независимо от времени. Самый драгоценный дар, какой мы имеем в жизни, – это время, так как время и есть само наше существование. И чем скорее будут предприняты позитивные действия, тем больше блага мы из этого извлечем. Но хотя мы и не прочь получать блага, мы не хотим совершать усилия. Старая поговорка, которая гласит, что одним из сильнейших побуждений в человеке является желание получать что-то за "просто так", вполне справедлива. И мы должны постоянно напоминать себе, что труд, напряженная работа, каковыми бы они ни были, являются великими основными созидательными силами жизни.
Люди не понимают той радости, которая приходит, когда мы решаем следовать путем новой жизни. Это чувство освобождения, чувство особой радости. Мы настраиваем себя в созвучии с более высокой жизнью и вдруг начинаем ею жить.
Бывают моменты, когда мы вдруг оказываемся в состоянии объективно взглянуть на свою жизнь. Мы, так сказать, поднимаемся над ней и рассматриваем ее отстраненно.
Тогда нам удается увидеть ее такой, какая она есть, и мы можем судить, является ли наша жизнь действительно стоящей, или же это просто существование, поддержание определенного уровня.
Мы должны помнить, что, только бесстрашно держа свое направление против течения жизни, можем мы стать хозяевами своей судьбы. Если бы только люди смогли понять, что такая награда, как расширение своего сознания, настолько велика, настолько неизмеримо важнее чего-либо еще в этой жизни, они не боялись бы дерзать и искать. И в сравнении с теми новыми горизонтами, что откроются перед нами, какой мелочной, серой и незначительной покажется наша жизнь. И подумать только, что мы цепляемся за то, от чего нам так или иначе придется отказаться, мы цепляемся, точно можем надеяться на вечное существование на этом плане. Мы пытаемся ухватиться за то, что все равно должны оставить, – так не лучше ли готовиться к этому заранее?
Следует помнить, что состояние, к которому мы должны стремиться и устремляться, – это состояние культурного просвещения, а не простого, хотя и широкого, образования. Можно выучить наизусть имена тысяч мужчин и женщин и все же ничего в действительности о них не знать. Чему мы должны научиться – так это постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни. Мы должны, так сказать, ясно видеть и познавать истинный смысл окружающих нас явлений. Вчитываться в язык жизни и понимать его. Это вроде разницы между мудростью и знанием. Существует замечательное определение обоих этих терминов, заключенное в следующих строках: "Знание пребывает в умах, набитых чужими мыслями, тогда как мудрость – это ум, внимательный к своим собственным".
Жизнь открывает перед нами бесчисленные возможности, и мы должны использовать их наилучшим образом. Эти возможности имеются повсюду и во всем. Мы можем быть всем или вовсе ничем. Увидеть эти возможности и использовать их – зависит от нас, от нашего знания, подвижности, умения правильно оценить, а также от других личных качеств, но прежде всего это вопрос нашей собственной готовности. Мы не сможем добиться какого-то долговременного блага, если другие люди будут постоянно руководить нами в жизни и понуждать нас делать тот или иной выбор. Сидя в ожидании того, что произойдет то или иное событие, мы теряем драгоценное время и ограничиваем свои собственные способности к распознаванию, которые нужно постоянно упражнять, которые независимо ни от чего и с полной ответственностью мы должны развивать, чтобы они задавали нам четкий импульс и направление.
Мы должны постоянно упражнять свои способности для того, чтобы поддерживать их на определенном уровне, точно так же как мы должны тренировать свои мышцы, если не хотим, чтобы они захирели. Возьмем, к примеру, память: если мы не будем постоянно ее упражнять, то утратим способность запоминать, будет утрачено умение сохранять впечатление, то же происходит и со всем остальным. На деле очень немногие люди постоянно упражняют свои способности. Общей тенденцией является желание понемногу забыться и предаться наркотику развлечения. Никто не станет отрицать, что развлечение является замечательным способом расслабиться, если оно умеренно и происходит в надлежащем месте и в надлежащее время, однако часто потребность в этом стимуляторе наших чувств начинает править нами и мы уступаем тому приятному чувству занятости, которое испытываем, развлекаясь.
Ничто не может сравниться с радостями самосовершенствования. Какое это замечательное чувство – созерцать новые горизонты, постепенно открывающиеся перед нами, новые способности, проявляющиеся в нас, таланты и качества, очень часто совершенно неожиданные. Многое становится легче и проще, многое переоценивается, и новые идеи ведут нас по жизни. Мы привлекаем новых людей, и чувство достижения цели и продвижения вперед наполняет нас новыми, прежде не испытанными, неведомыми радостями.
Истинный художник является также и пророком в силу своей отзывчивости на определенные, более высокие вибрации, которые он способен почувствовать и тем предугадать эволюционные течения. Он может видеть, по какому особому каналу направится жизненный импульс, и посредством слов, гармоний трансцендентальной музыки, прекрасных форм и цветовых симфоний рассказывает нам об образах красоты, присущих более высоким эволюционным течениям. Каждая раса, каждая подраса, или группа, имеет свою высшую точку, или самое совершенное равновесие всех элементов, всех характерных особенностей этой группы. Истинный художник может, так сказать, прочесть то, что лежит впереди, и предугадать конечную вершину – гармонию.
Сознание – жизнь является неотъемлемым качеством материи. Оно – сама жизнь. От мельчайших частиц вращающихся вихрей материи до самосознания человека, через все состояния и условия существования материи – во всем присутствуют зачатки сознания как определяющего поведение материи. Иными словами, бесконечное пытается познать самое себя, осознать себя через конечное. Бесконечность – какое поистине всеразъясняющее – всевмещающее понятие, начало и конец всей философии, всех умозрительных построений, равно как и всей мудрости. – Какое благоговение внушает это возвышенное понятие – Бесконечность. Она влечет нас, и все же остается всегда недостижимой. Она ставит нас в тупик, и все же содержит в себе объяснение всего. Она – все, что ни есть, все, что нас окружает, – и все же мы не способны осознать ее, поскольку она лежит за пределами всего того, что нам дано понимать и сравнивать.
Именно Бесконечность – это прекрасное, всеразъясняющее и всевмещающее понятие – является источником надежды. Надежды, которая служит движущей силой человечества. Надежды, которая несет в себе и освобождение, и утешение, и награду. И именно это отражение Бесконечности в глубинах нашего существа, каким бы неясным, каким бы бессознательным, неосознанным и неузнанным оно ни было, заставляет нас действовать так, точно мы не подлежим смерти, или распаду. Точно наша жизнь каким-то образом должна продолжиться. Истинно, в Бесконечности не существует смерти, есть только переход. В той Бесконечности, которая проявляется во всем сущем, говорит с нами и заставляет сознавать себя внутри нас самих.
Эликсир жизни, источник юности, воды бессмертия. Эти прекрасные видения не были грезами эскапизма как протеста против смерти и конечности. Эти видения были поистине основаны на глубоком понимании процессов жизни. Человек, который жертвует своей жизнью ради других, человек, который без страха встречает смерть и с радостью отдает свою жизнь за какой-нибудь высокий идеал, тот человек, который может взглянуть смерти прямо в глаза, – разве не победил он смерть, разве не переступил роковую черту распада, разве не испил воды бессмертия?
Жизнь можно сделать прекрасной через подвиг. Нам дано творить свою собственную судьбу, нам дано быть чем-то большим, нежели средний человек из толпы. Нет такого препятствия, которое не могла бы преодолеть решительная воля. Похоже, будто именно такой человек становится фокусом высших сил и творит судьбы человечества. Нет такого предела, который не мог бы превзойти человек, и именно в этом заключается его истинная свобода. Свобода стать чем-то великим. Этот шанс, эта возможность принадлежит ему, и никто не может ее у него отнять – никто, кроме него самого.
Проблемы, которые ставит перед нами вечно изменчивый протей жизни, являются пробными камнями и испытаниями, которые мы должны преодолеть. Они выковывают наши характеры, и мы закаляемся, прикасаясь к огню испытаний. Мы часто не знаем размеры трудностей, которые могут возникнуть перед нами, однако в эти моменты мы должны помнить, что в нашей власти получить тысячекратную пользу, подчиняя эти препятствия своей воле и становясь гораздо сильнее, чем в самой смелой нашей мечте. Будем повторять вслед за философами: "Благословенны препятствия".
Если мы хотим увидеть жизнь шире, если хотим созерцать более широкие горизонты, нам нужно вымести всю паутину мелких личных чувств. Подобно сорнякам цепляются они к нам, отягощая и превращая нашу жизнь в ничтожное существование или, вернее, прозябание. Чувство безопасности часто бывает обманчиво, ведь безопасность прочна лишь тогда, когда она основана на нашей непобедимой крепости. Наша собственная крепость и есть наша собственная безопасность, самые лучшие доспехи против любой напасти. Мелкие мысли подобны ржавчине на доспехах, они разъедают блестящую поверхность брони подвига и притупляют острый клинок меча нашей воли.
Лишь столкнувшись с конкретной ситуацией, можем мы сказать, насколько мы подготовлены к встрече с ней. Кто может предсказать заранее все подсознательные реакции, или почти не поддающиеся контролю рефлексы, с которыми нам придется иметь дело. Почти что невозможно представить нашу собственную позицию. И в этом отношении жизнь является нашим великим учителем. Если мы будем воспринимать всякую ситуацию или проблему как что-то такое, что мы должны преодолеть наилучшим доступным нам образом, то само желание извлечь урок из этой проблемы поможет нам в конце концов разрешить ее. Упорно придерживаясь решения поступать лучше, действовать позитивно и конструктивно, мы окружаем себя чем-то вроде очень мощной ауры. Порожденный при этом магнетизм помогает преодолевать все трудности, с которыми мы сталкиваемся в течение нашей жизни.
Свобода – какое вожделенное понятие. И птица в клетке, и человек, скованный своими собственными мыслями и страхами, – оба стремятся к этому совершенному состоянию, состоянию свободы, этому многообещающему состоянию реализации своих возможностей. Какой далекой кажется она порою, и все же как она близка. Страх потерять средства самовыражения лежит в основе нашего страха потерять свободу. Какие великие деяния были совершены, какие великие жертвы были принесены во имя этой высокой идеи. Но из всех понятий свободы истинным и неизменным является внутреннее освобождение своего собственного "я". Для освобожденного духа человека не существует никаких преград – над всеми ограничениями и превратностями жизни, над всеми раздорами и невзгодами возносится освобожденный дух, достигший подлинной свободы и обретший самого себя.
Радость быть лучше. Ничто не может сравниться с чувством хорошо выполненной задачи, успешно разрешенной проблемы. Нам следует воспринимать себя как свою собственную проблему и стараться пересматривать и формировать наши мысли и поступки. – Чтобы быть лучше, чтобы хорошо выполнять имеющуюся работу, чтобы разрешать определенные ситуации, стараться жить в соответствии с нашим идеалом. Материальное благосостояние, процветание или даже богатство никогда не смогут сделать нас ни счастливее, ни лучше. Напротив, соблазны, которые они рассыпают перед нами, искусственное усложнение нашей жизни и тяжкое бремя новой ответственности – все это лишь подавляет наши добрые намерения и оставляет нам гораздо меньше времени на осмысление действительно стоящих вещей и гораздо меньше сочувствия к нашим собратьям, – а счастье, это неуловимое чувство и качество, не может найти подходящей почвы, где оно могло бы проявиться, и покидает нас, отягощенных, пресыщенных и разочарованных. Можно приобрести все мыслимые богатства и все же быть так же далеко, и даже еще дальше от счастья, нежели тот человек, который в предвкушении богатства полагает, что оно является потенциальным источником счастья. Внешнее богатство и благополучие никогда ничего не дают сами по себе, если в нас нет того, что нужно, чтобы принять его и извлечь из него пользу для нашего внутреннего блага. Все счастье, вся радость в нас самих. И в нашей власти обладать ими при любых обстоятельствах и при любых условиях. Ничто внешнее не может сравниться с сокровищем внутреннего счастья, которое мы обретаем по мере нашего саморазвития. Наше внутреннее богатство позволяет нам реагировать на проявления жизни несметным числом способов. Расширяется наш кругозор, растет наше сознание, и радость нового мира наполняет нас этим дивным чувством полноты бытия.
Если мы посвятим свою жизнь какому-нибудь идеалу, этот идеал начнет проявляться через нас. Мы не можем надеяться стать каналами, через которые будут действовать высшие силы, если полностью не подчинимся этим высшим идеалам. Наше обновление должно быть полным. Когда происходит, так сказать, коренная перемена в нашем существе, перемена в равной мере физического, духовного и психического свойства. Скоро наука откроет те химические изменения, которые происходят в нас, когда меняется наша внутренняя точка зрения, наша позиция. Законы структурного сродства настолько основополагающи, что скоро мы поймем истинное значение слов "духовное возрождение" и "воскресение", поймем, почему следует больше радоваться обращению одного грешника, чем девяноста девяти праведников. Ведь в этих словах заложен глубокий смысл, осознание мощных сил, вовлеченных в процесс обращения и духовного возрождения.
Каковы же средства строительства великого и прекрасного Будущего? – Самосовершенствоваться, преисполняясь силой своей решимости. И как постоянно и незаметно бьется пульс окружающей нас жизни и мириады неизвестных нам клеток проходят циклы своего существования, таким же должно быть и наше желание двигаться вперед. Оно должно владеть нами во всем, что мы делаем, оно должно пронизывать и наполнять все наши мысли и действия вездесущим, всепроникающим поступательным движением. Эта внутренняя растущая сила будет совершенно незаметно определять все наши поступки и придаст нашей жизни новый аспект. И в часы бодрствования, и во сне непрерывно будет происходить формирование нашего "я", и внутреннего, и внешнего. Изменятся химические составляющие нашего мозга, и появятся новые их комбинации. А через семь лет наши клетки полностью поменяются и, истинно, будут принадлежать другому человеку. Новый, возрожденный духовно человек рождается подобно Фениксу из пепла своего прошлого "я", пройдя через очистительный огонь своих высших устремлений.
Отчаяние – это чувство рождается из крушения стремлений и надежд. Никто не может избежать его – никто не может пройти по жизни, не изведав его иссушающей боли. Оно знакомо всем даже самым великим. Но из бури отчаяния вызревает спокойствие понимания. Наше внутреннее устремление может опережать ход развития неких внешних обстоятельств, и это увеличивающееся несоответствие может вызывать чувство разочарования и отчаяния. По мере прохождения циклов внешние обстоятельства снова войдут в нужное русло, мы обретем гармонию и будем быстро двигаться вперед. Кто может рассчитать свой прогресс и соразмерить все его проявления во времени настолько точно, что он никогда ни в малейшей степени не утратит своего равновесия? Как и все существующие силы, внешние обстоятельства оставляют свои невидимые отпечатки на всем, что мы думаем и делаем, и будет чересчур надеяться никогда не совершать ошибок. Кроме того, существует прошлая Карма с ее накопленным воздаянием. Степень нашего внутреннего прогресса является мерой той скорости, с которой созревает Карма, и большое, сильное устремление и продвижение могут привести к завершению кармических реакций, на что в обычном состоянии могли бы потребоваться годы. Их, так сказать, разжигает и выявляет огонь нашего духовного устремления.
Отчаяние может быть мерой нашего устремления!
Где найти ответ на этот старый, как мир, вопрос, который всегда волновал человечество: "Есть ли жизнь после смерти, есть ли продолжение нашего существования?" У всех великих духовных водителей всех времен и народов ответ на этот вопрос был абсолютно созвучен.
Продолжение существования есть.
В Буддизме, где часто утверждается и проповедуется, что в человеке нет неизменного принципа, этот догмат раскрывается лишь в толковании его внутреннего смысла. Личности, конечно же, должны меняться, как должно меняться все в постоянном становлении проявления, но существо, которое перевоплотится, которое познает Нирвану или, как Архат, отправится в Девачан, – это существо переживает земной распад и переходит от одного типа существования к другому. Поиски и достижение высшего состояния сознания – вот конечная цель великих духовных исканий. Жесткая дисциплина, суровые лишения, посты, ночные бдения и даже мученичество – все это относится к многочисленным способам пробуждения наших скрытых сил и открывает в нас новые состояния сознания. Мало, поистине мало людей, которые могут честно сказать, что они исполнили предназначение своей жизни. Кто, оставшись наедине с самим собой, не будет чувствовать, что мог бы сделать больше и лучше, если бы приложил больше усилий? Именно приложение усилий по многим направлениям приводит нас к новым достижениям и является и являлось основой всех духовных упражнений. И потому мы должны повторять: "Да будут благословенны наши труды и наши испытания".
1951 г.
КНИГА ВТОРАЯ
Стремление к прекрасному – это стремление к совершенству. Красота есть наивысшее выражение стремления Природы к совершенству в мириадах ее форм и сочетаний. Поиски прекрасного в жизни будут вести нас ко все более глубокому ее пониманию. Каждое сочетание условий имеет свою высшую точку, предельное соотношение, – эту законченную, наиболее жизненную, самую целесообразную и совершенную гармонию всех составляющих ее граней в том или ином пространстве и времени. Течение эволюции постоянно выявляет новые типы красоты. Часто художник, поэт может предугадывать конечные цели действующих природных сил и давать нам свои пророческие видения, тем самым становясь нашим проводником на царственном пути к более совершенным комбинациям. Где найти это приближение к красоте, как осознать элемент красоты в нашей жизни? Все великое искусство, великая мысль – это поклонение красоте во всех ее многообразных проявлениях, и, изучая работы великих людей и следуя их наставлениям, мы вступаем в священную мастерскую и храм Природы, которая вечно совершенствует свои творения и ищет новые комбинации и новые выражения.