Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
11. Укажите количествограмматических основв предложении 17. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
13. Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1–5 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 60
(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.
(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.
(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.
(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.
(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.
(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.
(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.
(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.
(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.
(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.
(По В.Т. Шаламову)*
*Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – русский советский писатель, прозаик, поэт.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автора-рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»
1) «Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво».
2) В тетради он нашёл таких же сказочных персонажей, которых любил сам рисовать в детстве, – Ивана Царевича и Серого Волка.
3) «Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов».
4) «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба».
3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение?
1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
4. Из предложений 8–12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
5. Из предложений 1–6выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
6. Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
9. Среди предложений 1–6 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Яркая земля,(1) однотонно-зелёная,(2) и синее-синее небо,(3) свежее,(4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(5) и это,(6) конечно,(7) не было детским неуменьем найти полутона,(8) цветовые переходы,(9) раскрыть секреты светотени.
11. Укажите количествограмматических основв предложении 27. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.