Игра на внимание «Качества предметов».
Использование словесных игр
В подготовке детей к школе.
Чтобы ребенок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры.
Подготовка к школе - не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребёнком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.
Загадки, считалки, скороговорки, ребусы, грамматические примеры, анаграммы, кроссворды, магические квадраты, стихи, перевёртыши и другие занимательные игры со словами, помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания. Выполнение занимательных письменных заданий способствует быстрому различению похожих по написанию слов и букв, закреплению четких глазодвигательных и речедвигательных операций, устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти на слова, а также тренировке вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функций чтения.
Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно, умение слушать и понимать собеседника.
Предлагаю вашему вниманию часть словесных игр, ребусов,
кроссвордов, которые использую в своей работе с детьми.
Игра – задание «Назови лишнее слово».
Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.
Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Вот еще несколько вариантов подобных заданий:
1.Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
2.Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Игра – задание «Найди слово - невидимку».
Ведущий рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова- невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, и запрятаны слова – невидимки.
Например слова: хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.
Викторина «Цветы».
Ведущий задает детям вопросы про цветы.
-Назовите имя царицы всех цветов. (Роза)
-Как называется искусство составления букетов? (Икебана).
-Какая страна считается родиной тюльпанов? (Голландия).
-По лепесткам, какого цветка принято гадать «любит, не любит»? (Ромашка).
-Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (Нектар).
-В какой сказке писателя Маршака в декабре зацветают подснежники? (Двенадцать месяцев).
-Если коснуться этого цветка, то кажется, что он может зазвенеть. (Колокольчик).
-Кувшинчики и блюдца, не тонут и не бьются. (Кувшинки, лилии).
-Белые дорожки на зеленой ножке. (Ландыш).
-Какой цветок принято называть « последней улыбкой осени», а в переводе на русский язык его название означает» звезда»? (Астра).
-В каком балете композитора Чайковского звучит «Вальс цветов»? («Спящая красавица»)
Тот игрок, который дал наибольшее количество верных ответов, получает звание Знатока Цветочных наук.
Игра на внимание «Качества предметов».
В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:
-Что бывает высоким?
Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.
-Что бывает длинным?
-Что бывает острым?
-Что бывает черным?
-Что бывает белым?
-Что бывает узким?
-Что бывает коротким?
-Что бывает круглым?
-Что бывает широким?
-Что бывает квадратным?
- Что бывает холодным?
-Что бывает пушистым?