Архитектура второй половины XIX века
Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов - хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.
Смешение «исторических» стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства - имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) - петербургские постройки в стиле неоренессанс.
«Русский» (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении - постройка архитектором Н.В. Никитиным «Погодинской избы» (дома историка М. Погодина) в Москве. Каменные московские сооружения - здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа, арх. А.Н. Померанцев), Зоологического музея и Государственного банка (арх. К.М. Быковский). Церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).
12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской
Ведущая роль живописи в изобразительном искусстве. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.
В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Трапеза». Зрелый период творчества: «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Утопленница», «На могиле сына». Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». Исторический жанр в творчестве Перова. «Спор о вере».
Московская художественная школа - оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор», В.В. Пукирева «В мастерской художника» и «Неравный брак», А.И. Соломаткина «Славильщики-городовые». Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев «Торг». В.Г. Шварц. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче». «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровой слободе»
Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. «Привал арестантов» В.И. Якоби. «Искушение» Н.Г. Шильдера - первая картина в коллекции П.М. Третьякова.
«Бунт четырнадцати» во главе с И.Н. Крамским (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов - художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков - собиратель произведений нового русского искусства. И.Н. Крамской - теоретик и вожак «передвижничества».
Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. «Христос в пустыне». Другие жанры в его творчестве. «Крестьянин с уздечкой». «Полесовщик». «Русалки (Майская ночь)». «Осмотр старого дома». «Лунная ночь». «Неизвестная». «Неутешное горе».