Авторскую программу филолога Юрия Лотмана «ACADEMIA» - «Беседы о русской культуре»

Классицизм во Франции.

Основное содержание темы. Важнейшие черты и тенденции развития европейской культуры в Новое время. Ведущая стилевая система «классицизм» («образцовый»). Причины, вызвавшие появление данного течения: победа абсолютной монархии, политизированная религия, влияние итальянского барокко, влияние рационализма и нормативных установок; главенство общественного над личным, долга – над чувством. Его отличие от классицизма последующих столетий: влияние рационализма Декарта; вера в возможности личности тесно связана с разумом и сферой познания; строгая регламентация всякого творческого произведения и соблюдение правил.

Наиболее ярко проявился во Франции, особенно в архитектуре, живописи и литературе.

Изменение облика Парижа ландшафтным дизайнером Андре Ленотром (1613 – 1700); формирование облика Лувра. Сооружение новых городских ансамблей (ансамбль Инвалидов, Версаль), которые отразили коренные проблемы духовной жизни эпохи: культ власти и идея разумного, просвещенного правления на основе принципа человечности. Стиль Людовика 14: парадно-официальная архитектура, античная мифология в оформлении как аллегория короля-солнца; мебель в стиле «булль»; гобелены.

Основоположник классического направления в живописи Никола Пуссен (1594 – 1665), который разработал строгую регламентацию жанров (по мере значимости): исторические картины, портрет, пейзаж; отсутствуют – бытовой жанр и натюрморт. Сюжеты его работ: античная мифология, древняя история, Библия, творения Ренессанса. Идеал мастера – человек-герой, способный выстоять в любых жизненных испытаниях и сохранить твердость духа. Наиболее значимы: «Танкред и Эрминия», «Аполлон и Дафна», «Триумф Пана», «Четыре времени года».

Героическая гражданственность эпохи Людовика 14 нашла отражение в репертуаре драматического и оперного театров. Наиболее известны творения драматургов: Пьера Корнеля (1606 – 1684?), Жана Расина (1639 – 1699) и Жана Батиста Поклена (известного под псевдонимом Мольера – 1622 – 1673). Они в своем творчестве обращались к жанрам античной литературы: к трагедии, в которой изображались общественные государственные коллизии и комедии, в которой изображалась частная жизнь.

Замечательные страницы искусства 17 века – оперная и инструментальная музыка, салонное искусство. Основоположник французского оперного искусства Жан Батист Люлли (1632 – 1687) – дирижер, скрипач, клавесинист, автор балетов, инструментальной и вокальной музыки, за два десятилетия своей жизни написавший 15 опер («Тезей», «Альцеста»).

Художественная культура 17 века и ее значение для развития мировой культуры.

Материал для изучения. Понятие «классицизм», причины его возникновения и особенности эстетики. Франция – родина классицизма. Художественное наследие Франции 17 века (в архитектуре, живописи, литературе, музыке), «опережающее время» и оказавшее влияние на европейское (в том числе и русское) искусство. (параграф 11 – С.242 – 251)

Вопросы для повторения. Пластические виды искусства; изобразительное искусство и его виды (С. 37, 39); жанры и художественные средства живописи (параграф 7).

Вопросы для самопроверки:

- на какие предшествующие образцы ориентировалось новое искусство?

- в чем особенность художественного стиля «классицизм» эпохи 17 века?

- почему во французском искусстве 17 века зазвучали воспитательные мотивы ?

- как парадная жизнь французского короля Людовика 14 сказалась на изменении архитектурного стиля?

- какие всемирно известные архитектурные ансамбли возникли в это время?

- каковы особенности декоративного искусства, представленного в Версале?

- кого можно считать основоположником классического направления во французской живописи 17 века и почему?

- каковы главные мотивы классицизма во французской литературе и музыке?

- каково влияние изучаемого художественного стиля на развитие мировой художественной культуры?

Домашнее задание: напишите эссе (используя изученный материал и рекомендации к его написанию) по одному из нижеследующих высказываний: « Задача искусства – не случайности быта – а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многоразличия однородных жизненных явлений» (Ф.М.Достоевский); «Долее всех живут такие произведения искусства, которые во всей полноте и во всей силе передают то, что было самого истинного, самого существенного и самого характеристического в эпохе» (В.Г.Белинский); «Неужели забыли, что, начиная с фрески и скульптуры, которые являются живой историей, выражением времени, языком народов … искусство – это могучая сила…» (О.Бальзак).

Рекомендую посмотреть по каналу «Россия К» («Канал культура»)

с понедельника 27 февраля по четверг 1 марта 2012 года две передачи:

Авторскую программу историка искусств Паолы Волковой «Ключи к загадкам старых полотен» (Джотто. «Поцелуй Иуды»; Андрей Рублев. «Троица»; Сандро Боттичелли. «Весна»; Диего Веласкес. «Менины»).

авторскую программу филолога Юрия Лотмана «ACADEMIA» - «Беседы о русской культуре».

Наши рекомендации