Криволинейные бордюры (2.1.0) 2 страница

6. Стилистические особенности в изображении узоров: кон-
турность или ширококонтурность узорной линии, наличие или от­
сутствие изобразительных включений, мелких фоновых элементов
и т. п. С. В. Иванов недооценивал: значимость данного признака,
когда писал о том, что разного рода «отростки» и «элементы фона»
нельзя принимать во внимание при этногснстически.х построениях
(1963. С. 143).

С учетом перечисленных черт первичная систематизация'в
главах принимает следующий вид: прямо- н криволинейные узо­
ры. Внутри них вычленяются бордюры, розетки, сетки. Бордюры, в
свою очередь, делятся на непрерывные и прерывистые. Последние,
а также розетки и сетки сйк'^глийЕГдаы автором, визуально, исхо­
дя из видов симметрии. %Чя сЭблеАён'ия Изуалъной обработки
2. Заказ 2006. «Очерки культуро^е^е^ УрЙдовКзУУа^ Н3ибири>. 17

МНР ' №

собранного материала он размещался на ручных перфокартах, а часть рабочих признаков кодировалась разноцветными минирей-терами. Непрерывные бордюры сгруппированы на основе резуль­татов статистической обработки с использованием ЭВМ. С этой целью, как отмечалось выше, был разработан принцип кодирова­ния материала и подобрана соответствующая статистическая про­грамма.

Этнографические сведения таят в себе информацию о том, в каком изначальном состоянии пребывало культурное явление, ка­кой путь трансформации оно прошло и каковы перспективы его дальнейшего существования. Соотнесение этой схемы с конкретны­ми историческими периодами древности было бы возможно лишь при ее наложении на хронологически упорядоченные археологиче­ские данные. К сожалению, на сегодняшний день приходится кон­статировать отсутствие общей картины орнаментальной динамики, воссозданной по археологическим источникам Западной 'Сибири. В подобной ситуации едва ли не единственным способом установле­ния приблизительных временных ориентиров для выделенных -на этнографическом материале этапов является сопоставление орна­ментального генезиса с этническим, рассмотрение характерных особенностей первого сквозь призму второго, т. е. совмещение ре­зультатов этнографических и археологических исследований ор­намента принимает опосредованную форму.

В заключение отмечу, что в такой разноплановой художест­венной летописи народов, как орнамент, сложно одной и той же мерой оценивать эпохальные и локальные события. Необходима гибкая и весьма подвижная шкала исследовательских приорите­тов. Иными словами, нельзя разработать универсальную методику изучения орнамента. Наоборот, степень ее результативности будет тем выше, чем точнее она будет соответствовать конкретному ма­териалу и определенным задачам. Поэтому исследование орнамен­та под определенным углом зрения и отработка методики этого ис­следования — две стороны одной медали.

Часть I

ОБСКИЕ УГРЫ

РАЗДЕЛ 1



ХАНТЫ

Глава 1 ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ

§ 1. Южная группа*

Южная группа хантыйского этноса, заселявшая берега круп­ной реки — Иртыш с его притоками Копдоп п Демьянкой — в си­лу своего географического положения оказалась рано вовлеченной в процессы интенсивного взаимодействия с культурой русского на­селения, осваивающего Западную Сибирь. Ассимиляция привела к тому, что на рубеже XIX—XX вв. традиционная культура южных хаптов перестала быть активно функционирующей и ее отголоски материализовались в том сравнительно небольшом круге вещей, которые передавались по наследству от старших поколений. Глав­ным образом, сюда вошли богато украшенная вышивкой одежда и украшения 'из бисера. Таким образом, хронологические особенно­сти материала позволяют составить .картину декоративного твор­чества южных хаптов лишь на коней XIX — начало XX вв., что почти исключает выявление в ней динамики.

Орнаментированные орудия труда и утварь здесь практически не зафиксированы. В качестве исключений выступают берестяные табакерки и дневные колыбели. На табакерку нанесен тисненый орнамент [Vahter Т., 1953. Ав. 199. 3]. Верхние и нижние края сте­нок окаймлены несложным бордюром из вертикальных полос. Центральная часть одной из стенок содержит профильное изобра­жение птицы,' исполненное в контурной и довольно реалистичной манере: дах<е подчеркнуты сложенные крылья. Контур изображе­ния создан двумя топкими параллельными линиями, поле между которыми заполнено вертикальными полосами. Вторая из широких стенок табакерки на иллюстрации не отражена.

Из двух южнохантыйских орнаментированных колыбелей одна была предназначена для куклы, другая представляла собой мо­дель [Vahter Т., 1-953. Ав. 195, 3—5]. Композиционно стенки обеих

* При описании предметов по южным хантам использованы муз.ейныс мате­риалы: Венгерского национального мучся (см. статью Semayer W.), ТГОИЛМЗ, МАЭ, а также сведения, почерпнутые из работ Т. Вахтер[Vahter Т,, 1953], Н. Ф,Прытковой (1953).

оформлены одинаково. Двумя параллельными вертикальными планками поверхность стенок членится на зоне-секции, в которых выскабливались в вертикальном ритме несложные по конфигура­ции непрерывные бордюры: сросшиеся вершинами полосы из тре­угольников и уголок с отростками на треугольном основании. Ог- ь раничение орнаментированной площади планками позволяет повто- •"' рять мотив лишь дважды. Пространство между парой разграни­чительных планок заполнено узорами в вертикальном ритме. Это либо косые полосы, либо шевроны. На спинках у колыбелей схемы расположения выскобленных узоров разнятся. У колыбели для куклы спинка разделена горизонтальной планкой, расположен­ной на уровне стенок, на две части. В нижней помещен неумело исполненный бордюр из косичкообразио соединенных уголков. Верхняя часть стенки разделена перекрещивающимися планками на четыре зоны, в каждой из которых помещены входящие друг в друга параллельные уголки. Их слияние в единую фигуру произо­шло за счет-асимметричных перемычек, придающих центральной • части мотива вид косичек. В целом орнаментальная композиция в верхней части спинки имеет вид розетки с периодом вращения,

равным четырем.

Спинка у колыбели-модели имела не одну, а две горизонталь­ные планки, вследствие чего поверхность этой части предмета де­лилась на три яруса. В нижнем, находящемся на уровне стенок люлыки, выскоблены те же мотивы, что и на стенках. В среднем ярусе расположено до предела стилизованное изображение птицы. Верхний разделен двумя вертикальными' перегородками на три зоны. Верхняя часть центральной из них отведена под изображение птицы, под которым шел бордюр из крючкообразных 'фигур в вер­тикальном ритме. Аналогичные бордюры заполняли и обе крайние зоны верхнего яруса. Обе композиционные схемы южнохантыйских берестяных колыбелей сходны с таковыми у северных хантов.

Шедеврами южнохантыйского орнаментального творчества можно с полным правом назвать вышитые женские рубахи (рис. 1, 9). Здесь мастерство исполнительниц достигало той степени вир­туозности и выразительности, при которой стираются грани меж­ду декоративно-прикладным творчеством и высоким искусством. Схемы орнаментальной топографии на рубахах укладываются в рамки пяти вариантов, совмещающихся с модификациями в по­крое рубах ернас.

Наиболее старинными считаются так называемые туникооб-разные рубахи с цельным полотнищем спереди и на спинке [Прыткова Н. Ф., 1953], которым соответствует первый вариант орнаментальных композиций (рис. 2, /), Его отличительным при­знаком является ярко выраженное декоративное доминирование

переднего полотнища, насыщенность узорами рукавов при мини­мальном оформлении боковых полотнищ, спинки и подола рубахи. Каждая из пяти перечисленных орнаментальных зон имела свои закономерности в компоновке орнамента, о чем и пойдет речь.

На переднем полотнище, в области нагрудного разреза, вы­делялась верхняя часть. По обеим сторонам от разреза распола­гался бордюр, в основе которого чаще всего лежал зигзаг со слож­ными орнаментальными мотивами в его изломах. Нижняя точка разреза являлась местом соединения бордюров, независимо от кон­фигурации последних, всегда оформленным в виде уголка с на­правленной вниз вершиной. Это мысообразное окончание, как пра­вило, окаймлял бордюр, значительно уступающий по размерам, витиеватости форм основному узору и вышитый иной техникой. Ря­дом с бордюрами нагрудного разреза, по краям верхней части пе­реднего полотнища, шли еще две орнаментальные полосы. В отли­чие от первых они не содержали зигзага, иногда уступали в шири­не и сложности рисунка. На некоторых изделиях такие узоры иг­рали явно ведомую роль сравнительно с декоративной значимо­стью бордюров, близлежащих к разрезу. В том случае, если окайм­ляющий бордюр ограничивал не только центральные, но и край­ние узоры, вся верхняя часть переднего полотнища приобретала ярко выраженный мысовидный контур.

Нижняя часть переднего полотнища в композиционном плане противостояла верхней. Она имела то же мысовидное очертание, но его вершина направлялась не вниз, а вверх. Основная эстети­ческая нагрузка здесь падала на сетчатые орнаменты, структура которых строилась на основе ромба, а мотивы представали в виде сложных фигур. Лишь единожды зафиксирована рубаха с бордюр­ным заполнением нижней части полотнища. В вертикальном рит­ме шли два основных бордюра в центре и два окаймляющих по бокам (ТГОИАМЗ, № 7878). Противостояние верхней и нижней частей переднего полотнища приобретало оттенок зеркальности, так как соединение двух зигзагообразных бордюров создавало вто­ричный узор в виде ромбов со сложным орнаментальным наполне­нием. Окаймляющий бордюр, часто той же конфигурации, что и в верхней части, расположенный углообразно, служил дополнитель­ным средством выделения нижней части на фоне общей компози­ции переднего полотнища.

Середина переднего полотнища рубахи декорировалась тремя параллельными вертикальными бордюрами, соединяющими верх­нюю и нижнюю части описываемой орнаментальной зоны. Самый широкий из трех узоров располагался по центру полотнища. Края последнего расшивались двумя одинаковыми узорами поуже, вплотную примыкавшими ik центральному. Хотя- все три бордюра

имели сложную конфигурацию, центральный отличался особой ви­тиеватостью форм. Относительная самостоятельность средней ча­сти в смысле орнаментальной топографии подчеркивалась несов­падением орнаментального рисунка у бордюров, идущих по краю полотнища здесь и в нагрудной части, несмотря на то, что эти узоры сливались в единую полосу, часто даже не расчлененную бордюром, окаймляющим верхнюю часть.

Орнаментация боковых полотнищ служила дополнением к де­коративной отделке переднего полотнища. Вертикальным бордю­ром отделывалась 'та сторона бокового полотнища, что сшивалась с передним. Верхняя композиционная точка узора приходилась на линию, соединяющую рассматриваемую деталь с рукавом, а ниж­няя — на начало горизонтального бордюра, вышитого по краю подола. Таким образом, три вертикальных бордюра центральной части переднего полотнища декоративно подкреплялись еще дву­мя. Примерно у половины из зафиксированных рубах вертикаль­ный узор в боковой части служил единственным украшением этой детали. У остальных рубах параллельно ему но центру бокового полотнища помещался еще один бордюр, поуже. Эти два орна­мента соединяли три-четыре коротких горизонтально-ритмичных бордюра одинаковой формы. Отмечу, что боковые полотнища, продолжающие наспинную часть, не декорировались, и это еще раз подчеркивает подчиненность узорного оформления боковых полот­нищ только переднему.

Второй зоной усиленной орнаментации женских рубах первого варианта являлись рукава. Все их верхнее полотнище расшивалось либо сетчатым орнаментом с ромбической системой узлов, либо бордюром, сочетавшим в себе вертикальный ритм с разросшимися по горизонтали мотивами. Иногда вертикальные края орнамен­тального поля обрамляли бордюры в соответствующем ритме. Для композиции первого варианта редки случаи декоративного вычленения плечевой области рукава. Здесь могла расположить­ся усеченная часть либо бордюра, либо сетки, состоящих из худо­жественно оформленных ромбов. Усечение происходило таким об­разом, что орнамент благодаря ромбу приобретал мысовидное окончание на плече, а со стороны проймы достраивался неполным треугольником или ромбом. Орнаментальная композиция в плече­вой части оказывалась при этом сходной с таковой в области на­грудного разреза. Строго обязательным элементом композиции рукавов была узкая полоса окаймляющего горизонтального бор­дюра с двумя швами:«косичками», отделяющая поле рукава от обшлагов. Последние имели горизонтальный бордюр во всю ши­рину, состоящий из различных фигур, часто группирующихся по сторонам от зигзаговой линии.

Основное убранство подола рубахи образовывали горизонталь­ные бордюры — основной и окаймляющий его сверху. Концы бор­дюров размыкало переднее полотнище, точнее нижняя часть его орнаментальной композиции.

Основным средством украшения спинки рубах являлись бордю­ры. От плечевого сгиба брали свое начало два вертикальных бор­дюра. Они вышивались по краям заднего полотнища, и их шири­на и длина примерно-соответствовали размерам боковых узоров в нагрудной части переднего полотнища. Вместе с тем единого це­лого бордюры переда и спинки не составляли в силу различной конфигурации мотивов или их противоположной направленности в узорах, состоящих, например, из уголков. С учетом туникообразно-сти рубах, а следовательно, одной орнаментальной заготовки для переда и спинки, эта композиционная черта вызывает особый инте­рес. Возле горловины вертикальные 'бордюры связывала в единую композицию орнаментальная полоса с горизонтальным ритмом. Ее нижняя jjac-ть подчеркивалась окаймляющим бордюром. Как пра­вило, горизонтальный узор был заключен между вертикальными, но в редких случаях он охватывал всю ширину заднего полотни­ща. Лишь в одном случае па спинке зафиксирована более насы­щенная композиция [Vahter Т., 1953. Ав. 28, 2]. К описанной схеме здесь добавился узкий бордюр, соединяющий внизу вертикальные полосы. В образованной таким образом прямоугольной зоне вышит крест с перекрестьями.

Узоры на рубахах первого варианта выполнялись двумя ос­новными техническими приемами: керем ханч — «'продернутая вы­шивка» и ханты ханч — «хантыйская вышивка». Описанная орна­ментальная композиция едина для обеих техник. Различия скрыты в конфигурации мотивов, наполняющих схему конкретным содер­жанием. Керем ханч чаще сопряжена с орнаментами из уголков, для ханты ханч характерны мотивы из птиц и деревьев.

Узорные бисерные ленты на вышитых женских рубахах допол­няли технический арсенал мастериц, по не разнообразили декора­тивный облик изделия, так как узкие полосы их нехитрых по кон­фигурации узоров тонули в мощном звучании цвета и формы вы­шитых орнаментов. Полосы ткани с нашитыми па них бисерными нитями располагались по самому краю нагрудного разреза, обшла­гов, проймы (вдоль узорной части рукава). При наличии дополни­тельного украшения в плечевой области рукава по его центру и краям шли три вертикальные полосы бисерных узоров. Орнамен­тация стоячих воротников и бисерных украшений, надеваемых по­верх рубах, будет рассмотрена ниже.

Три следующих варианта композиции узоров на южнохантый-ских женских рубахах хорошо соотносятся с изменением их кроя:

верх рубахи стали кроить и шить отдельно. Линия шва, соединя­ющего- верхнюю часть изделия с нижней, проходила под нагруд­ным разрезом. В топографии узоров это привело к утрате перед­ним полотнищем декоративного лидерства, так как из орнамента­ции выпали его средняя и нижняя части, а также к исчезновению-. орнамента на боковых полотнищах и подоле. Таким образом, об­щим для трех вариантов стало установление узорного паритета нагрудной части и рукавов при сохранении декоративных традиций спинки. Наряду с общими каждый из вариантов обнаруживает и специфические черты.

Второй вариант отличает наибольшая преемственность с ком­позицией рубах первого варианта (рис. 2, 2). Сложнооформлен-пые зигзаговые бордюры нагрудного разреза соединялись уголком, который часто отделывался окаймляющим бордюром. Пара верти­кальных бордюров по краям переднего полотнища завершала узорное оформление нагрудной части рубахи. Ромбическая сетка или верти­кальный бордюр с двумя окаймляющими его орнаментами во всю ширину верхней части рукава; окаймляющий горизонтальный бор­дюр в нижней части рукава и параллельная ему узорная полоса по всей поверхности обшлагов — таковы композиционные состав­ные этой детали рубахи. Два вертикальных орнамента и соединя­ющий их горизонтальный с узорным окаймлением располагались на спинке. Особо следует выделить во втором варианте те рубахи, своеобразие которых составило оформление нагрудного разреза не двумя парами вертикальных бордюров, а сетчатым орнаментом то­го же рисунка, что и на рукавах. Общая конфигурация орнамен­тальной зоны нагрудного разреза при этом сохранена: прямоуголь­ное поле с мысообразным выступом в центре. При вышивании ис­пользовалась техника ханты ханч, и большое количество от общего числа мотивов образовали изображения птиц и деревьев. Простей­шие узоры из нашитого бисера окаймляли края нагрудного раз­реза, обшлагов и пройму.

Третий вариант композиции узоров на южнохантыйских руба­хах имел следующее оформление орнаментальных зон (рис. 2, 3). Верхняя часть переднего полотнища украшалась двумя бордюра­ми вдоль нагрудного разреза. Их соединение принимало вид угол­ка, чему способствовал зигзаг — структурная основа бордюров. По внешнему краю узоров располагалась узкая полоса окаймляю­щего орнамента. Бордюры, шедшие по краям переднего полотни­ща, начинались примерно с середины нагрудного разреза и пере­ходили на спинку, спускались до места пересечения заднего полот­нища с боковым. Они составляли единственное украшение спинки. Упрощение орнаментальной отделки наблюдалось и в зоне рукав­ного полотнища. Область плеча здесь занимала розетка, вписан-

ная в ромб и окруженная окаймляющим бордюром. Поперек рука­ва, в средней его части, шел горизонтальный бордюр. Параллель­но ему, на обшлагах, располагался еще один узор, основанный на зигзаге и орнаментально окаймленный в верхней части. Характер­ной особенностью данного вариантами отличие от двух предыдущих, является уменьшение плотности в орнаментации рубах: орнамен­тальные зоны выглядят не цельными, а распавшимися на отдель­ные участки. Технические приемы вышивки, фиксируемые в преде­лах третьего варианта, включают в равной мере керем хан,ч, хан­ты ханч и руть ханч, реже используется севем ханч. Места наши­вания бисерных узоров те же, что и в предыдущем варианте: на­грудный разрез, обшлага, ;пройма.

Четвертый вариант, за исключением одной композиционной черты, аналогичен третьему. Его специфика заключена в исчезно­вении розетки на рукаве в области плеча (рис, 2, 4).

Последний, пятый вариант орнаментальной композиции жен­ских рубах нашел слабое отражение в собранном материале. Ор­наментация нагрудного разреза и обшлагов с помощью бордюров — такова его главная черта. Технические приемы исполнения узо­ров — нанизывание бисера и вышивка руть ханч. Бисерные поло­сы расположены в традиционной для них композиции, разница с предыдущими вариантами в том, что здесь бисерные орнаменты не второстепенное, а главное средство декорирования. Поэтому па некоторых экземплярах рубах топография узоров из бисера стала усложняться, например, за счет включения бордюра с ответвления­ми на плечевом сгибе [VahterT., 1953. Ав. 133, 2]. Превращение би­серных узоров в декоративную доминанту выглядит вполне обос­нованным в свете новаций, отмеченных в крое рубах: их верхняя часть стала изготавливаться из набивных покупных тканей, что лишило вышивку традиционной для нее сферы приложения. Компо­зиция бисерных орнаментов повлияла, в свою очередь, на вышивку. Рубахи с верхом из холста теперь расшивались лишь в области обшлагов и нагрудного разреза, причем в последнем случае выши­тые бордюры не соединялись вместе, образуя традиционную мысо-видную форму. Описанная композиция узоров из бисера была пе­ренесена и на кофты, скроенные по русскому образцу [Прытжова Н. Ф., 1953],

Наиболее близкой к рубахам являлась халатообразная рас­пашная одежда — сох1. Полки, подол и рукава саха богато укра-

1 В литературе этот вид одежды называется халатом. Ввиду многозначности этого термина и отсутствия адекватного русского слова для обозначения нацио­нальной одежды, мы пользуемся национальным термином. Н. Ф. Прыткова (1953) именует сах кафтаном. Однако изописания кроя и приведенных в работе ил-

шала вышивки в технике руть ханч (рис. 2, 5). От места соедине­ния бокового клина с рукавом вниз отходил широкий вертикаль­ным бордюр с двумя узкими окаймлениями. Параллельно ему и на обеих полках нашивались разноцветные аппликативные полосы... Между последними, в прямоугольных зонах-секциях, намеченных^ двумя-тремя строчками шва-«косички», помещены горизонтальные^ бордюры. Относительно пол мотивы расположены попарно, но ри-| супок ни одной из семи пар не повторяет другой. По низу подола, начиная от вертикального бордюра в боковой части, вышивались несколько горизонтальных бордюров, среди которых порой сущест­вовала соподчиненность. Иногда сверху и снизу от этих бордюров нашивали аппликативные полосы из ткани.

Декоративно акцептировался угол у пол. Диагональные бор­дюры размещались либо в самом уголке полы, под нижней из се­ми пар горизонтальных бордюров, либо в декоративном уголке/ т. е. между вышитым вертикальным бордюром бокового клипа и горизонтальными орнаментами подола. Почти нею ширину ру­кава, исключая лишь клинья, занимали три горизонтальных бор-г дюрных яруса, разграниченных аппликативными полосами ткани. В каждом из ярусов наблюдалась строгая иерархия, делившая узоры на широкие полосы основных и узкие окаймляющих. Края рукавов украшала широкая орнаментальная полоса из нанизан­ного бисера. Она оформлялась либо как один бордюр со сложными мотивами, либо как сочетание нескольких несложных бордюров. Вся орнаментальная зона рукава по периметру могла быть окайм­лена разноцветными аппликативными полосками ткани. Они же нашивались вдоль шва, соединяющего боковое полотнище с рукав­ным клином.

Украшение сахов в композиционном плане осуществлялось ис­ключительно путем использования бордюров, на одном предмете их количество достигало более двух десятков, причем без учета окаймляющих. Каждая пара бордюров на полках и рукавах, а так­же бордюры подола имели свои оригинальный мотив, насыщенный с точки зрения формы. Украшая сах, мастерица должна была соз­дать или воссоздать не менее полутора десятка мотивов только для основных бордюров. Яркостью отличалась цветовая палитра вышивки: красный, синий, желтый и в. качестве оттеночного' ко­ричневый.

С XVIII в. у хаитов известны суконные кафтаны. Два столетия назад кондинские ханты украшали их оловянными отливками;

люстрации следует, что характерная черта кафтанов — отрезная спинка со сбор­ками в боках (Лукина Н. В., 1985) — в данном виде распашной одежды отсут­ствует, поэтому мы относим ее к саху.


Криволинейные бордюры (2.1.0) 2 страница - student2.ru

Ил 2 Южнохантыйский кафтан (ТГОИАМЗ, № 7102)

пясположение нашивок не известно. Основным декоративным ма­териалом на рубеже XIX-XX вв. стал бисер (ил. 2). Узкие поло-гы нанизанного бисера шли в два ряда по полам, переходили на подол располагались на концах рукавов (рис. 2, 6). Пространство между полосами плотно зашивалось круглыми литыми металли­ческими пуговицами. Обильно орнаментировались уголки обеих пол Здесь'бисерные полосы очерчивали треугольное пространство и создавали в нем треугольно-ромбическую сетку путем деления бопьшей треугольной площади на две равные поменьше. Крупные Треугольники создавались более широкими бисерными полосами, чем мелкие. В ячейках орнаментальной сетки иногда помещались

лучистые фигуры (ТГОИАМЗ, № 7810). Бисерные полосы на по­лах, от ворота до уголка, образовывали петлеобразные выступы, круглые или квадратные, которые располагались попарно или ут-роенно в верхней и нижней части полос. Такие же, но равномерно чередующиеся выступы часто находились и на бисерных полосах в нижней части рукавов. Пространство выступов заполняли крестооб­разные или лучистые фигуры. Широкий бисерный узор горизонталь­ной полосой пересекал рукава в их средней части.

Кроме того, все конструктивные швы на кафтанах отделыва­лись узкими бисерными лентами, несколько шире и узорнее. они были на пройме. От бисерной полосы на плечевом шве отходили углообразные отростки, соединяющиеся с бисерным узором в обла­сти проймы. На спине кафтаны украшались иногда треугольной ромбической сеткой из бисерных полос [VahterT., 1953. Ав. 136, 3]. Края изделия порой оторачивались меховой опушкой. Торжествен­ная сдержанность отличала орнаментальный стиль южнохантый^' ских кафтанов. Несложная композиция узоров, лаконизм их форм и строгость цветового решения: белый бисер, дополненный золо­тистым отливом нашивок на черном фоне сукна, — все это сооб­щало изделию иной эстетический заряд по сравнению с буйство^ красок и форм-на вышитых сахах и рубахах.

В-качестве женской зимней одежды бытовали распашные прямоспинные шубы с прямыми сходящимися, но не запахивающи-| мися полами. Известны только два экземпляра, один из них был!' изготовлен для куклы. Края у пол и подола у него отделаны опуш-;кой, между нею и полами расположены меховые мозаичные поло-" сы орнамента. Узор прост — линия из треугольников [Vahter T.^ 1953]. У второй шубы к полкам и подолу пришита широкая полоса"! темного однотонного меха. Стан выполнен из меха пестрой расцветки! Между станом и полосой меха находятся орнаментальные полосы/ Два вертикальных мозаичных бордюра из меха расположены на пол­ках и один горизонтальный — по подолу. Орнаментальный мотив бордюров одинаков и несложен — ромб на зигзаговой линии [Va'hter Т., 1953. Ав. 149, 2]. Из других украшений шубы следует отметить полосу белого меха, расположенную в нижней части рукава.

Для пошива зимней одежды южные ханты использовали «це­лые меха, подобранные из шкурок, снятых с головок гоголрй, крякв, гагар и других пород уток» [Васильев В. В., 1929. С. 13]. Однако уже в 1920-е гг. ко времени обследования остяков реки Демьянки указанным автором подобный материал отошел «в область пре-дания», впрочем, как и традиционный костюм южных остяков в целом.

С верхней одеждой носили пояса. Длинные пояса, плетенные из разноокрашенных шерстяных ниток, снабжались на обоих кон­цах украшением в виде пришитых парных бисерных лент. В пле­теной части узор состоял из горизонтально-симметричных угол­ков разных цветов. Одна из орнаментальных лент имела сложный ромбический узор, другая представляла собой ажурную бисер­ную рамку, в центре которой находился ряд прямоугольных метал­лических отливок. Концы лент оформлялись с помощью бисерных нитей и прикрепленных к ним круглых фигурных отливок [Vahter Т., 1953. Ав. 109, 1]. Имелись у южных хантов и матерчатые пояса. По контуру они обшивались несколькими рядами бисерных нитей, или же поверхность предмета делилась на прямоугольные зоны-секции, в которых пришивались круглые ажурные отливки [Vahter Т., 1953. Ав. 135. 6]. Матерчатые пояса украшались и по-иному: шов «косичкой» окаймлял предмет и горизонтальной полоской де­лил его на два яруса. В каждом из них пришивалась зигзагообраз­ная бисерная нить [Vahter Т., 1953. Ав. 135, 4\

Дополнительным элементом одежды служили рукавицы •— зимние и летние. К первым относились суконные рукавицы, с тыльной стороны орнаментированные бисером (рис. 1, 6). Из на­шитых полос нанизанного бисера создан прямой крест. Он соче­тался с косым крестом, полученным путем нашивания бисеринок в определенных комбинациях: трилистно или цветочнообразно. В пределах данной композиционной основы индивидуальное творче­ство мастериц проявляется в виде ромб'а, охватывающего всю ком­позицию, или крестообразных фигур в пространстве между сторо­нами крестов, или горизонтальной линии и т. д. Узоры на осен­них рукавицах из хлопчатобумажной ткани располагались в соот­ветствии с иной схемой. Ее- суть составляло ярусное расположе­ние горизонтальных бордюров, выполненных в технике апплика­ции. Композиционными разграничителями поверхности рукавиц служили аппликативные полосы. Не отличались сложной конфигу­рацией'и бордюрные мотивы.

Летняя женская обувь южных хантов представляла собой низ-кис кожаные «чирки», вся наружная поверхность которых зашива­лась бисером (рис. 1, 7). Взъемный клин треугольной формы укра­шался горизонтальными бордюрами. От него по носку шли верти­кальные полоски бисерных нитей. Под прямым углом от послед­них отходили такие же полоски. Разряжаясь в боковой части «чи­рок», они образовывали прямоугольные зоны-секции, где помеща­лись либо розетки из нашитого бисера, металлических отливок, либо вертикальные бордюры. Еще один узор служил декоратив­ной отделкой для краев обуви вокруг ноги.

Дополнением к «чиркам» являлись вязаные шерстяные чул­
ки с узором по верхнему краю. Орнамент состоял из широкого ос­
новного и двух узких окаймляющих его горизонтальных бордю­
ров. "Мотивы и тех, и других отличались разнообразием. Единично
представлены композиции из нескольких простых бордюров, pacj-
положенных ярусно, и сетчатое строение орнамента. Г|

Зимняя женская обувь, в имеющихся материалах не пред­ставлена. Из литературных данных известно, что она не отлича­лась от восточно- и северохантыйской [Прыткова Н. Ф., 1953].

Наши рекомендации