Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов). 10 страница

«Морская звезда » / L'etoile de mer

1928, Франция, 21 мин.

реж. Ман Рэй

сцен. Робер Деснос, по собственной одноименной поэме

опер. Ман Рэй

прод. Ман Рэй

в ролях: Кики с Монпарнаса, Андре де ла Ривьер, Робер Деснос

Мужчина и женщина бредут по деревенской местности. Поднявшись по лестнице, они входят в комнату, где женщина начинает раздеваться. Мужчина неожиданно уходит. После его возвращения женщина дает ему сеть для ловли рыбы... В процессе создания фильма Ман Рэй применил съемки через искаженное стекло. Образ морской звезды был использован режиссером и в других фильмах.

Роман Мана Рэя с Кики стал началом ее большой славы: она была главной моделью в его фотоэкспериментах, которые Рэй называл рэйографией (соединяя свою фамилию со словом «луч») или называл дадаграфией. Получив поддержку со стороны поэта, сценариста и художника Жана Кокто, Рэй быстро занял одно из важнейших мест на Монпарнасе. И с этого момента его шумные ссоры с Кики стали разноситься по всем кафе перекрестка Вавен.

«Нана » / Nana

1926, Франция, “Les Films Jean Renoir”, 150 мин.

реж. Жан Ренуар

сцен. Пьер Лестренгес, Жан Реуар

опер. Жан Башеле, Эдмунд Корвин

прод. Жан Ренуар

в ролях: Катрин Хесслинг, Вернер Краус, Жан Анжело, Клод Отан-Лора,

Раймон Герен-Кателен, Пьер Шампань, Жаклин Форд,

Пьер Лестренгес, Рене Коваль, Жаклин Форзан, Валеска Герт

В основу сценария положена пьеса, написанная В. Бюснахом по роману Эмиля Золя, которая с успехом ставилась во многих французских театрах. Сценарист Лестренгес дополнил эту пьесу рядом натурных эпизодов (например, скачки), чем значительно осложнил и растянул действие фильма во времени. Павильонные съемки проводились в Германии, а натурные – в Париже. Клод Отан-Лара при создании декораций отталкивался от живописной манеры художников-импрессионистов и в отдельных случаях копировал их. Так, к примеру, интерьер театра был оформлен в манере Эдгара Дега.

Ренуару, не считавшемуся с затратами, пришлось продать несколько картин своего отца, чтобы на вырученные средства завершить работу над фильмом. «Нана» была лучшей немой экранизацией Золя. Во Франции она была довольно тепло встречена зрителями, но в финансовом отношении из-за ошибок прокатчиков провалилась. Поэтому Ренуар был вынужден перейти к созданию чисто коммерческих лент - преимущественно костюмных исторических мелодрам.

«Наполеон » / Napoleon

1927, Франция, ”Films Abel Gance” / ”Société générale des films”, 236 мин. (полная версия: 313 мин.).

реж. Абель Ганс

сцен. Абель Ганс, Виктор Туржанский,

опер. Леонс-Анри Бюрель, Жюль Крюгер, Жозеф-Луи Мюндвийе,

Николай Топорков

прод. Абель Ганс

в ролях: Альбер Дьедонн (Наполеон), Эдмон ван Даэль (Робеспьер),

Александр Кубицкий (Дантон), Антонен Арто (Марат), Абель Ганс

(Сен-Жюст), Сюзанна Бьянкетти (Мария-Антуанетта), Джина Мане

(Жозефина), Маргерит Ганс (Корде), Эжени Бюффе (Летиция),

Макс Максудян (Баррас).

Сценарий, написанный Гансом, настолько не соответствовал историческим фактам, что он, предвидя нарекания, во вступительных титрах сделал оговорку: «Наполеон, как его увидел А. Ганс». Тем не менее, при подготовке к съемкам режиссер прочитал более трехсот книг, включая воспоминания Бонапарта, а также исторические труды Тьера, Мишле, Массона, Стендаля, Фора.

Бюджет фильма составил 18 миллионов франков. Технический персонал – 200 человек разных профессий. 8000 костюмов. 6000 статистов. 4000 ружей, 60 пушек, 150 декораций, возведен целый район Парижа начала XIX века. На съемках применялись нагрудные штативы, летающая камера, заключенная в футбольный мяч, Г. впервые использовал полиэкран, на котором показывались заключительные эпизоды фильма – вступление наполеоновских войск в Ломбардию. На главную роль рассматривались следующие кандидатуры: драматург Рене Фошуа, шансонье Жан Бастиа, писатель Пьер Бонарди, актер Эдмон ван Даэль (сыгравший Робеспьера), Иван Мозжухин (отказался, так как считал, что образ Бонапарта может создать только француз).

«Натан Мудрый» / Nathan der Weise

1922, Германия, “Filmhaus Bavaria GmbH” / “Munchner Lichtspielkunst AG” (Emelka), 123 мин.

реж. Манфред Ноа

сцен. Ганс Кайзер

опер. Ганс Карл Готшалк, Густав Прайс

прод. Эрих Ваговски

в ролях: Фриц Грайнер, Карл де Фогт, Лиа Айбеншютц, Вернер Краус,

Маргарете Кюпфер, Рудольф Леттингер, Макс Шрек, Эрнст

Шрумпф, Фердинанд Мартини

Экранизация одноименной пьесы Готхольда Эфраима Лессинга, написанной белым стихом (1779). Конец XII века, эпоха Крестовых походов. Три главных героя – арабский султан Саладин, богатый иерусалимский купец-еврей Натан и рыцарь-храмовник (тамплиер), прибывший в Иерусалим с войсками крестоносцев, принадлежат к трем разным нациям и религиям. По ходу развития действия герои расстаются с предубеждениями, которые их разделяли.

В основу «Натана Мудрого» Лессинг вложил мысль о том, что фундаментом любой религии является моральное чувство, а догматическое содержание имеет преходящий характер и ни в коей мере не свидетельствует о возвышенности одной религии над другой. Создавая свою пьесу, Лессинг сомневался, что она когда-нибудь увидит сцену. И его опасения оправдались. Постановка, осуществленная в Берлине, продержалась недолго. Лишь в 1801 году Гете и Шиллер в Веймарском театре смогли восстановить спектакль, проложив ему тем самым дальнейшую дорогу. Оценивая значение Лессинга для немецкой литературы, Гете сказал: «Такой человек, как Лессинг, необходим для нас, поскольку он великий именно благодаря своему характеру, благодаря своей твердости. Настолько же умных и просвещенных людей много, но где найти такой характер!».

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

1924, СССР, «Госкино», 56 мин.

реж. Лев Кулешов

сцен. Николай Асеев

опер. Александр Левицкий

худ. Всеволод Пудовкин

в ролях: Порфирий Подобед, Борис Барнет, Всеволод Пудовкин, Александра

Хохлова, Андрей Горчилин, Сергей Комаров, Леонид Оболенский

Эксцентрическая комедия (еще один вариант названия – «Чем это кончится?»). Начало 1920-х годов. Председатель Американского общества молодых христиан Джон Вест (Подобед) приезжает в Советскую Россию. Его друзья, читавшие в журналах об ужасах большевизма, отговаривали Веста от такого неразумного шага. А жена дала согласие на поездку только после твердого заверения, что мужа будет сопровождать неустрашимый и преданный слуга Джедди (Барнет). По приезде в Москву у мистера Веста украли портфель, а Джедди неожиданно пропал, заблудившись в незнакомом городе. Наивный и доверчивый американец становится объектом вымогательства со стороны шайки авантюриста Жбана (Пудовкин). Переодев своих сообщников по образу «страшного большевика» из иллюстрированного журнала, он инсценировал арест мистера Веста и его побег с «помощью» новых знакомых. Однако во время получения долларов мошенники были арестованы милицией, поднятой на ноги нашедшимся Джедди. Обрадованному Весту показали обновленную большевиками Москву и он уехал домой с чувством симпатии к Стране Советов.

«Нибелунги. Зигфрид » / Die Nibelungen: Siegfried

1924, Германия, ”Decla-Bioscop AG” / ”Universum Film” (UFA), 141 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Фриц Ланг, Теа фон Харбоу

опер. Карл Хоффман, Гюнтер Риттау, Вальтер Рутман

прод. Эрих Поммер

в ролях: Гертруд Арнольд, Маргарет Шен, Пауль Рихтер, Ханна Ральф,

Теодор Лоос, Бернхард Гетцке, Ганс Адальберт Шлеттов, Георг

Джон, Рудольф Кляйн-Рогге, Юрий Юровский, Харди фон Франсуа

По мотивам средневековой классической германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах», созданной в начале XIII века. Были использованы также и ее более поздние «народные» адаптации, распространявшиеся в Германии, начиная с конца XVII века. Из-за очень большого метража (почти 5 часов) фильм вышел на экраны в двух частях: «Нибелунги. Зигфрид» и «Нибелунги. Месть Кримгильды». Премьера первой части дилогии состоялась в Берлине 14 февраля 1924 года, второй – 26 апреля.

Каждый фильм разбит на семь глав, называемых в титрах «песнями». Нибелунги – бургундская королевская династия из города Вормса на левом берегу Рейна. Ее сказочное богатство породило множдество мифов и преданий, включая знаменитый немецкий эпос. Позднее сказание о Нибелунгах вдохновило Рихарда Вагнера на цикл опер «Кольцо Нибелунгов», «Золото Рейна», «Валькирии», «Зигфрид» и «Гибель богов.

Сюжет фильма: несметные сокровища загадочных Нибелунгов издревле привлекали к себе внимание доблестных рыцарей и отважных королей. Но только неуязвимый Зигфрид (Рихтер), сын короля Зигмунда и победитель дракона, сумел завладеть заветным кладом. Однако эти несметные богатства не принесли счастья ни герою, ни его землям. Лишь алчность породили они в сердцах властителей-соседей. Предательски пораженный копьем в спину, Зигфрид пал от руки завистника-короля. Его вдова – прекрасная Кримгильда – не пожелала оставить смерть возлюбленного неотомщенной.

Фильм очаровал зрителей эпическим размахом действия, уникальными достижениями постановочной механики, выразительной актерской игрой. На съемочной площадке в Бабельсберге были выстроены полномасштабные декорации королевского замка в Вормсе и дворца Аттилы. Костюмы, выдержанные в характерной для 1920-х годов стилистике арт-деко, были созданы по разработкам Пауля Герда Гудериана. Среди выдающихся технических изобретений, созданных специально для фильма, следует отметить многометрового движущегося огнедышащего дракона, которым управляли десятки людей. Картина была восторженно принята и зрителями и критикой, и принесла студии огромную прибыль.

«Нибелунги. Месть Кримгильды» / Die Nibelungen: Kriemhilds Rache

1924, Германия, ”Decla-Bioscop AG” / ”Universum Film” (UFA), 148 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Теа фон Харбоу

опер. Карл Хоффман, Гюнтер Риттау

прод. Эрих Поммер

в ролях: Маргарет Шен, Гертруд Арнольд, Теодор Лоос, Ганс Карл Мюллер,

Рудольф Кляйн-Рогге, Георг Джон, Хуберт Хайнрих

Новый избранник Кримгильды, повелитель свирепых гуннов, готов уничтожить врагов своей несравненной и коварной супруги. По ее наущению глава варваров приглашает ко двору бургундский клан Гюнтера (Лоос). По приказу Кримгильды гунны нападают на гостей. Следует кровавая сцена массового избиения, бургундов осаждают в просторной зале, которую затем поджигают. Финал фильма - настоящая оргия разрушения. Заколов Гюнтера, Кримгильда погибает сама, а ее муж с трупом жены на руках сгорает в пылающем дворце.

Tea фон Харбоу, обожавшая такие монументальные темы, обошлась с древними источниками довольно свободно, приблизив их к живой современности. Северные мифы превратились в мрачный эпос, где безумствовали легендарные герои, охваченные первобытными страстями. Фриц Ланг не собирался соревноваться с тем, что он называл «внешней грандиозностью американского историко-костюмного фильма». Он утверждал, что его цель была совсем иной: предложить зрителям нечто глубоко национальное, что в свою очередь, могло рассматриваться в качестве истинного проявления немецкой души. Не удивительно, что на этот фильм обратили самое пристальное внимание Гитлер и Геббельс.

По замыслу студии “UFA” и правительства, «Нибелунги» должны были пропагандировать немецкую культуру во всем мире. Ланг сумел не только воссоздать атмосферу легендарной эпохи, но и воскресить фантастику средневековых преданий. В то же время человек для него не был простой марионеткой в злой вселенной, определяемой хаосом, деградацией и насилием. Чуждый нацистской идеологии, Ланг развивал тему неотвратимой судьбы, препятствующей человеческим начинаниям.

«Новый Вавилон»

1929, СССР, «Ленсовкино», 80 мин.

реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

сцен. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

опер. Андрей Москвин

в ролях: Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Олег Жаков, Всеволод Пудовкин,

Людмила Семенова, Давид Гутман, Андрей Костричкин, Софья

Магарилл, Евгений Червяков

Историко-революционная эпопея. Франция, 1870-е годы. Луиза, продавщица в магазине «Новый Вавилон», несправедливо обиженная хозяином, уходит на баррикады. Ее возлюбленный Жан оказывается на другой стороне и принимает участие в расправе над восставшими.

Фильм напоен любовными реминисценциями из великой французской культуры XIX века – Гюго, Золя, живописи импрессионистов…

Фильм выразил тревожные раздумья молодых художников о судьбе революции и о своем драматическом времени. Он родился в мастерской ФЭКС (Фабрика Эксцентричного актера), участники которой именовали себя «Депо эксцентриков». Музыку к картине написал Дмитрий Шостакович. Это была его первая работа в кино.

«Носферату. Симфония ужаса» / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens

1922, Германия, ”Jofa-Atelier Berlin-Johannisthal” / “Prana-Film GmbH”, 94 мин.

реж. Фридрих Вильгельм Мурнау

сцен. Хенрик Галеен

опер. Фриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф

прод. Энрико Дикман, Альбин Грау

в ролях: Макс Шрек, Густав фон Вангенхайм, Грета Шредер,

Александр Гранах, Георг Х. Шнелл, Рут Лансдорф, Джон Готтовт

Ф.В.Мурнау хотел осуществить прямую экранизацию романа «Дракула» Брэма Стокера, однако киностудия Prana Film не смогла приобрести права на использование книги. Для того, чтобы продолжить работу над фильмом, режиссер изменил имена основных персонажей, слегка переиначил сюжет и перенес действие из Англии в Германию.

Агент по недвижимости Томас Хаттер (фон Вангенхайм) узнает о том, что таинственный граф Орлок (Шрек) желает приобрести дом в Бремене. Попрощавшись со своей женой Элен (Шредер), Хаттер отправляется к покупателю в далекую Трансильванию. В замке его встречает жуткий хозяин, который нападает на своего гостя ночью. Хаттеру удается сбежать, но и граф тоже покидает замок. Оставшаяся в Бремене Элен, чувствуя, что любимый в беде, впадает в состояние лунатизма, позволяющее ей мысленно связываться с мужем, а через него – с Орлоком. В Бремене вампир сходит с корабля и поселяется напротив Томаса и Элен. Вскоре на город обрушивается целая волна смертей. Прочитав привезенную Хаттером книгу, Элен узнает о том, что женщина может упоить вампира кровью до такой степени, что он не заметит восхода солнца. И она решает рискнуть собственной жизнью, заманив к себе Орлока. Вампир не успевает скрыться в подвале до рассвета – он исчезает под лучами восходящего солнца.

«Одиннадцатый»

1928, СССР, «Украинфильм», документальный, 53 мин.

реж. Дзига Вертов

сцен. Дзига Вертов

опер. Михаил Кауфман

Фильм посвящен достижениям Украинской ССР и создан к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции.

28 февраля 1928 года Вертов сказал: «Фильма «Одиннадцатый» написана непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. «Одиннадцатый» написана: 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке».

Фильм смонтирован из кадров советской кинохроники 1920-х годов. Одиннадцатый год советской власти – период индустриализации, возведения Днепрогэса и других промышленных гигантов страны. Вертов специально акцентировал внимание на этом неюбилейном, некруглом числе. Здесь не могло быть праздничной показухи и казенного официоза. Здесь только одно – работа, неустанное, всеобщее строительство новой действительности на Украине.

«Октябрь» («Десять дней, которые потрясли мир»)

1927, СССР, «Совкино», 99 мин.

реж. Сергей Эйзенштейн

сцен. Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн

опер. Эдуард Тиссэ, Владимир Нильсен

в ролях: Василий Никандров (Ленин), Николай Попов (Керенский), Борис

Ливанов (Терещенко), Эдуард Тиссэ (немецкий солдат)

Завершающая часть киноэпопеи («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»). Повествование начинается с символичной сцены свержения с пьедестала памятника русскому императору. Уличные беспорядки в Петрограде и критическое положение на фронтах. Солдатам и жителям Петрограда нечего есть, временное правительство неспособно удержать под контролем ситуацию в городе и стране. В этих условиях к власти приходят большевики и РСДРП(б). Лидер партии Владимир Ленин прибывает в мятежный город и встает во главе восстания. Захват власти большевиками под угрозой – к столице подступают войска генерала Корнилова. Воинские части и матросы Балтийского флота, стоящие на стороне большевиков, стягиваются к Зимнему дворцу. Одновременно в Петроград съезжаются делегаты съезда Советов. В президиум съезда избирают представителей партии большевиков, а меньшевиков и эсеров изгоняют из зала. Восстание большевиков заканчивается взятием Зимнего дворца и прекращением полномочий Временного правительства. В финальной сцене Ленин выступает с трибуны Второго съезда Советов и провозглашает победу революции.

В отличие от «Броненосца «Потемкин», завершавщий трилогию фильм носил более выраженный идеологический характер. Последовательность смены сцен обусловлена не столько режиссерским замыслом, сколько иллюстрацией к идеологически выверенному толкованию событий Октябрьской революции. Но, несмотря на откровенную идеологическую ангажированность картины, критики отдали должное новаторскому методу в монтаже. «Октябрь» считается первой картиной в советской кинолениниане, заложившей традиции, которые были успешно продолжены уже в эпоху звукового кино.

«Оставь меня в покое» / Emak-Bakia

1926, Франция, 18 мин.

реж. Ман Рэй

сцен. Ман Рэй

опер. Ман Рэй

прод. Ман Рэй

в ролях: Кики с Монпарнаса, Жак Риго

Название фильма переводится с бакского как «проваливайте и оставьте меня в покое». Эта картина является главным художественным манифестом дадаистов. Представление из нереальных и нераспознаваемых монохромных кадров перемешивается с реальными объектами. В результате зритель погружается в некую атмосферу сексуального мечтания (в чем-то отражающую фрейдизм - подсознательное желание между реальным и нереальным объектом). Длинный ряд несвязанных друг с другом изображений: вращения, огни, цветы, гвозди. Это красивый немой короткометражный фильм о навязчивой идее, вуаеризме и любви, стилистически находящийся где-то между дадаизмом, сюрреализмом и собственным стилем Рэя. Длинный ряд несвязанных между собой вращающихся изображений и образов, часто искаженных: огни, цветы и (неоднократно используемые в фильмах Рэя) гвозди. Наиболее запоминающийся образ из этого фильма - это Кики с Монпарнаса с нарисованными на закрытых веках ложными глазами (позднее этот прием использовал Жан Кокто в фильме «Кровь поэта», 1932). О том, что глаза нарисованы, становится ясно, когда Кики открывает и потом снова закрывает их. Материал для фильма снимался в США, Германии, Нидерландах и Франции. Помимо Мана Рэя в его создании участвовали Марсель Дюшан, Жан Пенлеве и Ганс Рихтер.

Забавная история приключилась на премьере фильма на одной из художественных выставок: один из зрителей стал громко жаловаться, что происходящее на экране вызывает у него сильную головную боль. На что другой зритель приказал ему замолчать, и между ними началась потасовка, для прекращения которой потребовалось вмешательство полиции. Таким образом сообщение о премьере попало в утренние газеты.

«Отец Сергий» («Князь Касатский»)

1918, Россия, «Товарищество И. Ермольева», 79 мин.

реж. Яков Протазанов

сцен. Александр Волков

опер. Николай Рудаков, Федор Бургасов

прод. Иосиф Ермольев

в ролях: Иван Мозжухин, Ольга Кондорова, Владимир Гайдаров, Николай

Панов, В.Дженеева, Наталья Лисенко, Петр Бакшеев, Поликарп

Павлов, Николай Римский, Вера Орлова

Экранизация одноименной повести Льва Толстого, одно из выдающихся произведений российского кинематографа.

Молодой князь Степан Касатский (Мозжухин) с благоговением относился к государю Николаю I (Гайдаров) и всячески искал его расположения. Князь влюбился в красавицу Мэри Короткову (В.Дженеева), не подозревая, что она – любовница государя. Узнав правду, он пережил потрясение и встал перед необходимостью пересмотреть свою жизнь. Князь отказался от титула, ушел в монастырь и принял постриг под именем отца Сергия. Но даже в монастыре жизнь показалась ему слишком суетной и подверженной соблазнам. В поисках душевного успокоения он стал отшельником. Праведность отца Сергия привлекла к нему как верующих, так и светских бездельников. Соблазны нашли его и в уединении. Не в силах обрести покой и прийти к согласию со своей совестью, отец Сергий впал в отчаяние и стал безымянным бродягой…

Впервые о намерении экранизировать повесть Толстого Протазанов заявил, еще во время работы над «Пиковой дамой», а в 1916 году «Отец Сергий» был даже анонсирован в рекламе товарищества И. Ермольева. Однако в те времена постановка «Отца Сергия» была бы как минимум затруднительна, так как действовал цензурный запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и представителей духовенства. Съемки фильма проходили в конце 1917 – начале 1918 года. В процессе работы режиссер заболел и на некоторое время его подменял на съемочной площадке сценарист Александр Волков. Фильм вышел на экраны 14 мая 1918 года. Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре «Арс». Прокат сопровождал значительный успех, упрочивший авторитет Протазанова как постановщика и Мозжухина как актера. Фильм был вывезен за рубеж вопреки запрету советских властей и произвел там самое благоприятное впечатление. В 1928 году, к столетию со дня рождения Льва Толстого, был осуществлен повторный прокат; однако демонстрация фильма в рабочих клубах была запрещена. Повторный релиз вызвал бурную негативную реакцию советской идеологической прессы.

Композитором Евгением Букке была написана оригинальная музыка, которая должна была сопровождать демонстрацию фильма.

«Париж уснул» / Paris qui dort

1923-25, Франция, ” Films Diamant”, 35 мин.

реж. Рене Клер

сцен. Рене Клер

опер. Морис Дефассио, Поль Гишар

прод. Анри Диаман-Берже

в ролях: Альбер Прежан, Анри Роллан, Шарль Мартинелли, Луи Пре Фис,

Мадлен Родриг, Мила Селле, Марсель Валле

Дебют Клера в кино, фантазия в духе Герберта Уэллса. Смотритель Эйфелевой башни (Прежан) с удивлением обнаружил, что раскинувшийся у его ног огромный город подвергся какому-то неведомому воздействию: люди словно остолбенели. Те же, кого таинственное излучение не коснулось, сбросили с себя все моральные оковы. Парижане прекратили работать, ударились в пьяный разгул, стали драться из-за женщин... В довольно нелепых положениях столкнулись блюститель порядка и жулик. С чисто французским остроумием Клер подметил чудачества деятелей «чистой науки».

Фильм был создан группой энтузиастов практически без денег. Он интересен введением «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей», оригинальным использованием приема размножения кадра для создания впечатления уснувшего города.

«Пауки-1. Золотое море» / Die Spinnen, 1. Teil - Der Goldene See

1919, Германия, ”Decla-Bioscop AG” / “Decla-Film-Gesellschaft Holz & Co.Universum Film”, 57 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Фриц Ланг

опер. Карл Фройнд, Карл Хоффман, Эмиль Шюнеман

прод. Эрих Поммер

в ролях: Карл де Фохт, Рессел Орла, Георг Джон, Лиль Даговер, Фридрих

Кюне, Рудольф Леттингер, Мейнхарт Маур, Пауль Морган

Приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, был третьим полнометражным фильмом Фрица Ланга, и первым, принесшим его создателю репутацию одного из передовых немецких режиссеров немого кино. Над «Пауками» работали многие, чьи имена прославились благодаря «Кабинету доктора Калигари» (среди них – создатель декораций Герман Варм и актриса Лиль Даговер). Принадлежавший к серии экзотических приключенческих фильмов, очень популярных в Германии в то время, «Пауки» имел кассовый успех и превратил “Decla” в ведущую студию страны.

Сюжет: в Сан-Франциско, спортсмен Кай Хуг (де Фохт) рассказывает членам клуба, что он нашел сообщение в бутылке с картой, которую нарисовал профессор из Гарвардского университета, возглавивший пропавшую экспедицию, ушедшую в дебри Южной Америки. И вот теперь море принесло бутылку с письмом о сокровищах потерянной цивилизации инков, небольшая группа которых еще жива. Ночью, члены тайной преступной организации «Пауки», во главе которой стояла женщина Лио Ша (Орла), проникают в особняк Kaя и похищают карту. Лио Ша строит планы собственной экспедиции, чтобы завладеть сокровищами. Kaй спешит в Перу, где получает обратно и карту, и документ об Алмазном судне шайки. Позже он спасает жрицу Солнца Наэлу (Даговер), которая вместе с ним совершает побег из племени инков, когда племя хочет принести человеческую жертву, чтобы возродить былое могущество. Однажды к нему приходит Лио Ша и предлагает и свою дружбу, и свою любовь в обмен на похищенные им документы, но сердце Кая принадлежит Наэле. В отместку Лио Ша приказывает «Паукам» убить Наэлу и Кай обещает отомстить за смерть своей любимой.

«Пауки-2. Бриллиантовый корабль» / Die Spinnen, 2. Teil - Das Brillantenschiff 1920, Германия, ”Decla-Film-Gesellschaft Holz & Co.”, 80 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Фриц Ланг

опер. Карл Фройнд

прод. Эрих Поммер

в ролях: Карл де Фохт, Рессел Орла, Георг Джон, Лиль Даговер, Фридрих

Кюне, Рудольф Леттингер, Мейнхарт Маур, Пауль Морган

Фильм начинается с ограбления бандой «Пауков» банка, откуда они украли алмазы. В этом фильме Кай, разыскивая Лио Ша, проникает в подземный китайский город и узнает, что «Пауки» во главе со своей предводительницей разыскивают пропавший несколько веков назад Алмаз в виде Будды. Существует легенда, что он охранял Индию от порабощения и с тех пор как алмаз пропал, страну преследуют напасти. Индийский клан пригласил могущественных «Пауков» найти алмаз, но банда преследует свои цели: алмаз даст им возможность поработить сначала Индию, а через нее и всю Азию. Кай полон решимости их остановить.

Для придания фильму большей экзотики студия заключила эксклюзивный контракт с Этнографическим музеем в Гамбурге (сегодня он не существует), который предоставил настоящие сокровища в виде реквизита и разрешил съемки на территории зоопарка Карла Хагенбека. Макеты декораций построил художник Герман Варм, а дизайн интерьера и костюмы создал Отто Хунте. К сожалению, планы Ланга завершить сериал третьей и четвертой частями, которые назывались бы «Секрет Сфинкса» и «Для императорской короны Азии», не были реализованы.

«Пиковая дама»

1916, Россия, “Yermoliev Co”, 63 мин.

реж. Яков Протазанов

сцен. Федор Оцеп, Яков Протазанов

опер. Евгений Славинский

прод. Иосиф Ермольев

в ролях: Тамара Дуван, Иван Мозжухин, Вера Орлова, Павел Павлов,

Елизавета Шубуева

За карточной игрой один из офицеров рассказывает друзьям о своей престарелой родственнице-графине, которой некогда граф Сен-Жермен открыл тайну трех верных карт, выигрывающих кряду. Германн (Мозжухин), который никогда не садился за игровой стол из-за боязни проиграть, загорелся идеей выведать у графини эту тайну. Для этого он познакомился с племянницей графини Лизой (Орлова). Девушка влюбилась в него и передала ему ключ от дома. Ночью Германн проник в дом графини, чтобы выпытать у старухи тайну трех карт. Графиня отказалась отвечать и умерла. Ночью сходящему с ума Германну является призрак графини, назвавший «верные» карты – тройка, семерка, туз… Германн ставит на кон все свое состояние, выигрывает первые две ставки на тройке и семерке, но затем открывает вместо туза пиковую даму и сходит с ума.

Оператор Евгений Славинский в этом фильме одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съемках сцены, где Германн идет ночью по анфиладе комнат дома графини. Подвижность камеры должна была показать сильное волнение персонажа. Тележек для камеры тогда еще не было, и аппарат при съемке был установлен на пролетке, которую втащили ради этого в студию. Были также использованы также съемки с новых ракурсов – например, вид сверху в сценах, где Лиза смотрит из окна на Германна и где Германн стоит у гроба графини. Некоторые современники этих новаций не оценили. К выпуску фильма был издан специальный буклет (вероятно, впервые в истории российского кинематографа).

«Победа веры» / Der Sieg des Glaubens

1933, Германия, “Reichspropagandaleitung der NSDAP ”, 61 мин.

реж. Лени Рифеншталь

опер. Зепп Альгайер, Вальтер Френтц, Роберт Куас, Пауль Теш, Франц

Вайхмайр

прод. Арнольд Ретер

Полнометражный фильм Лени Рифеншталь, который более 70 лет считался утраченным. Картина посвящена торжествам, проходившим на съезде Национал-социалистской рабочей партии Германии в Нюрнберге в 1933 году. Выпущенный в начале 1934 года фильм был с энтузиазмом принят на вооружение нацистами в качестве простой и в то же время убедительной пропаганды своих идей немецкому народу. В том же году, Гитлер провел кровавую чистку в рядах своих "старых товарищей". Одним из первых в их списке значился Эрнст Рем – руководитель отрядов штурмовиков, одна из ключевых фигур СА на съезде 1933 года. Двух фюреров быть не может. Из-за участия в фильме Рема, внезапно ставшего неугодным, тысячи копий "Победы веры" были срочно изъяты из кинопроката и уничтожены. Все упоминания о Реме тщательно удалялись из общественной и политической жизни немцев.

Наши рекомендации