Кодекс воина клана Тогакурэ 1 страница

(XVII век)

* * *

Звезды — мои глаза,

Ветер — мои уши,

Ночь — моя одежда,

Холод — мой разум,

Тень — моя суть.

* * *

Моя сила — в моем упорстве,

Учтивость к учителям — единственное тепло во мне,

Моя власть — это я сам,

Железо — мое тело.

Мое решение — это мой закон!

* * *

Мой дух — мой единственный друг,

Брезгливость — мой враг,

Свобода брать и отдавать жизнь — моя стратегия,

Использование момента — мой главный шанс,

Закон Вселенной — единственное мое сокровище.

* * *

Приспосабливаться к обстоятельствам — мой принцип,

Неуловимость ветра — моя тактика,

Изворотливость ума — мое счастье,

Чувство долга — мой панцирь.

Невозмутимость — моя крепость.

* * *

Понимание сути без размышлений — мой меч!

Часть II

Искусство проникновения

Никто не мог сравниться с ниндзя в искусстве проникновения в неприступные замки и военные лагеря, не говоря уже о тех объектах, которые не охранялись.

Стараясь пробраться во вражескую цитадель, или в расположение неприятельских войск, ниндзя никогда не действовал вслепую. Наоборот, любая акция тщательно планировалась и рассчитывалась, нередко с точностью до одного шага, до одной секунды. Продумывались варианты и последовательность действий, основной и запасные маршруты, пути вынужденного отступления. Впрочем, о бегстве ниндзя думал меньше всего, так как успех предприятия обеспечивала — не в последнюю очередь — абсолютная уверенность в себе.

Обычно ниндзя хорошо знал план той местности, где ему предстояло провести операцию, в том числе расположение жилых и подсобных помещений, места размещения караульных, время и особенности их смены и многое другое в том же роде. Эти сведения чаще всего собирали другие ниндзя, посещавшие арену предстоящих событий задолго до их начала в облике безобидных бродяг. Если же подобная информация отсутствовала, ниндзя-исполнитель сам накапливал ее по кусочкам, складывая из них целостную картину, подобно тому, как это делается в детской головоломке. Он долго наблюдал за поведением хозяев замка, их воинов и прислуги, дотошно изучал особенности архитектуры и планировки строений. Лазутчик не торопился, терпеливо выжидая подходящий момент, чтобы ударить наверняка. Разве не означает иероглиф «нин» еще и «терпение»?

Разумеется, шпионские операции (выведать тайну, украсть или скопировать документ) существенно отличались от заказных убийств и диверсий. Но в том и заключалось одно из достоинств кланов ниндзя, что у них были специалисты разного профиля. Поэтому для каждого конкретного случая подбирали наиболее подходящих исполнителей.

При этом руководители операций (тюнин ) учитывали и физические данные воинов, находившихся в их распоряжении, и психологические особенности, и степень владения теми или иными специфическими навыками.

Для проникновения в запретную зону ниндзя пользовались разными тактическими приемами, среди которых важнейшими были следующие три: выбор самого слабого звена в системе охраны (слабого именно в аспекте недоступности), выбор наиболее благоприятного момента, отвлечение внимания стражи. Считалось, например, что лучшее время для прокрадывания — это безлунная, туманная, дождливая или ветреная ночь, особенно весной и летом, когда сон у людей крепче всего. Внимание отвлекали «партнеры по команде», устраивая поджог, взрыв, просто какой-то шум в месте, далеком от того, где должен был идти их товарищ. Если же помощников не было, воину-одиночке самому приходилось заботиться об отвлекающем маневре.

Проскользнув внутрь, ниндзя приступал к решению задачи, поставленной перед ним его «тюнин». Для этого не только требовалось знать путь наверняка, иметь продуманный план, но и бесшумно передвигаться, соблюдая меры крайней предосторожности, чтобы избежать многочисленных ловушек. Так, в коридоре могла внезапно рухнуть с шумом откуда-то сверху дверь, механизм которой сработал от ноги, вставшей на определенное место. В потолках нередко имелись пустые отсеки, где прятались охранники, скрытно наблюдавшие сверху за тем, что делается внизу, с взведенными арбалетами в руках. Попытка тихонечко открыть дверь могла освободить запор крышки люка в глубокую яму с отвесными стенами и острыми кольями на дне.

О том, что все это не выдумка, свидетельствуют факты.

Так, в сохранившемся до наших дней в Киото доме Мотидзуки (бывшем, кстати говоря, ниндзя), преобразованном ныне в музей, исследователи обнаружили колодец, расположенный непосредственно за главным входом в дом. Он был до самого верха набит 80 скелетами непрошенных гостей, валявшихся там с XVI века! А во дворце сегунов Токугава в том же Киото есть знаменитые «поющие полы», способные сводить на нет все хитрости средневековых лазутчиков. Имеется в виду определенная техника настилки пола с помощью длинных гвоздей, забитых в опорные балки под определенным углом под каждой доской. Любая из них неминуемо издает скрип, стоит лишь наступить.

Сами половицы при этом не прогибаются, они просто лежат на гвоздях и передают им сообщаемое усилие. Интересно, что в разных залах дворца полы «поют» по-разному, так что стражники могли на слух точно определить, в каком из помещений находится «гость». На день полы «выключали», на ночь «включали».

Впрочем, в бедной лесом Японии подобная техника стоила очень дорого, ее могли позволить себе только самые богатые аристократы, удельные князья — «даймё». Те феодалы, что были победнее, вместо музыкальных половиц пользовались нитками с колокольчиками, натянутыми во тьме проходов. Эта система работала не хуже, ведь заметить в темноте черную нитку совершенно невозможно, зато она была несравненно дешевле досок. Надо было только не лениться каждый вечер приводить ее в действие, а каждое утро снимать. Еще существовали собаки, верные друзья хозяев. Одним словом, внутри замка было несравненно опаснее, чем снаружи. И все же ниндзя отважно устремлялся на приступ вражеских твердынь и безнаказанно уходил оттуда, оставляя позади трупы…

Самым надежным помощником ниндзя была темнота.

Он отлично знал ее сильные и слабые стороны. Помнил, например, о том, что в кромешном мраке даже слабый свет резко снижает чувствительность ночного зрения, поэтому стражники, сидящие возле жаровни с раскаленными углями и настороженно всматривающиеся в темноту, видят в ней очень немногое. Сам ниндзя по той же причине избегал смотреть на свет или делал это только одним глазом, плотно закрыв второй. Зная, что человеческая кожа имеет свойство выделяться в темноте, ниндзя одевал на руки перчатки, а лицо закрывал маской либо красил в темный цвет.

Действуя ночью, он старался двигаться таким образом, чтобы его фигура не выделялась на фоне более светлых участков (например, на фоне освещенной изнутри бумажной перегородки в доме, на поверхности залитого светом луны водоема, в дверном проеме и т. д.).

Чтобы хорошо видеть в темноте, ниндзя последние сутки-двое перед выходом на задание жил в полной темноте где-нибудь в подвале дома у своего сообщника, а то и просто в яме, вырытой им в ближайшем лесу и надежно укрытой как от солнечных лучей, так и от чужих глаз. Свое убежище он покидал, разумеется, только тогда, когда наступала ночь. Не полагаясь на одно зрение, ниндзя при своем продвижении время от времени замирал, пытаясь уловить опасность всеми своими чувствами — обостренным до предела слухом, обонянием, осязанием и мистическим «внутренним взором».

Кое-где ниндзя крался на четвереньках, осторожно ощупывая пальцами пространство перед собой. В других случаях он, напротив, взбирался под самую крышу и там продолжал свой путь, перелезая с одной балки на другую и обходя, таким образом, все устроенные внизу ловушки и засады. Но все же в большинстве случаев он двигался так называемым «боковым шагом» (синоби-ёко-аруки ), потому что именно этот способ позволял перемещаться в более узкой полосе (см. рисунки). Перемещение осуществлялось как плавное, текучее движение хорошо смазанного механизма, работающего в заданном ритме, без всякой спешки и без малейшего шума.

Синоби-ёко-аруки

Для отработки легких, бесшумных шагов ниндзя часами ходил зимой по льду в деревянных башмаках на подставках-скамеечках (гэта ), а летом в мягких туфлях с толстой подошвой по рисовой бумаге, лежащей на песке. Скрип, раздававшийся в том и другом случае, надо было свести к минимуму и в идеале устранить полностью. Для этого ниндзя внушал себе ощущение легкости во всем теле и концентрировался на энергетическом центре живота (хара ). На задание же он шел в «таби» — толстых носках, в которых большой палец отделен от остальных пальцев ступни. При ходьбе по скользкой, мокрой поверхности использовался так называемый притирочный шаг, по сыпучей поверхности (гравий, песок) — плотный «катящийся», в высокой траве и в тростнике — сметающий. Всеми силами ниндзя старался избежать необходимости ходить по сухим листьям, соломе или бамбуку, так как они неизбежно производят шуршание.

Хорошо освещенные места ниндзя преодолевал короткими рывками, застывая в полной неподвижности после каждого из них. Сами эти рывки он старался делать в такие моменты, когда внимание стражников отвлекалось: при вспышке молнии, ударе грома, порыве ветра, усилении дождя, при смене караула, перекличке часовых, разговоре обитателей замка между собой. Годился и скрип открываемой двери (естественно, если ее открывал кто-то другой), и лай собаки — все, на что человек склонен непроизвольно обращать внимание. Дверь, кстати, ниндзя не открывал, не убедившись заранее, что она не скрипнет. В случае необходимости он смазывал дверные петли маслом либо увлажнял их водой (а то и собственной мочой).

Как известно, лазутчик мог пролезть даже в небольшие отверстия благодаря своей гибкости, умению доставать кости конечностей из суставов и производить специфические волнообразные движения, напоминающие змеиные.

Так что он мог проникнуть в здание, скажем, через крышу, сняв всего две-три черепицы. Если ему препятствовал какой-нибудь засов, замок или защелка, ниндзя пускал в ход свои инструменты, набор которых был у него не хуже, чем у профессионального взломщика. Это сикоро (пила по дереву), ядзири (пила-напильник для резки металла), цубогири (коловорот для сверления отверстий в древесине), касугаи (плотницкие крючки для крепления ставней и дверей в открытом положении), кунаи (небольшой шпатель), тоби-кунаи (инструмент многоцелевого назначения, которым можно было резать, копать, расклинивать, пробивать отверстия, использовать как рычаг), куророкаки (металлический угольник для взламывания окон и бумажных стенок), дзюророкаки (инструмент для открывания замков, нечто вроде отмычки), осаку (приспособление для взламывания засовов). Был еще и кикигамэ — подобие слуховой трубки с раструбом на одном конце, позволявший прослушивать, что происходит за стеной. Иногда, например, в поисках нужного документа, ниндзя нуждался в лучике света. Поэтому среди его снаряжения имелся набор фонарей. Танагокоро-таи-мацу помещался в ладони, мидзу-таи-мацу горел даже под проливным дождем, в гандо свеча всегда оставалась в вертикальном положении, независимо от того, под каким углом он висел. Дока тоже мог служить для подсветки, хотя являлся в первую очередь маленькой металлической грелкой с несколькими раскаленными углями внутри. Благодаря ей, шпион даже в сильный мороз сохранял подвижность своих пальцев…

В искусстве прокрадывания существовало множество чисто практических уловок и приемов, не устаревших по сей день. Нецелесообразно подробно их описывать. Например, в тех случаях, когда присутствие бодрствующих людей казалось неустранимой помехой, ниндзя усыплял их снотворным дымом, выделяемым тлевшей бумагой, пропитанной смесью из крови змеи, крота и тритона, либо подмешивал им в еду и питье порошок из семян дурмана. Подобные «рецепты» слишком близки способам действия современных преступников, а потому на этом мы остановимся.

Человек-невидимка

Главным условием выживания ниндзя было искусство оставаться невидимым — «онсин-дзюцу ». Если его присутствие замечали, немедленно начиналась азартная охота на человека с использованием всех средств, включая дрессированных собак. Тогда уже нельзя было сказать наверняка, чем кончится дело.

Ниндзя знал, что в плену его ждет жестокая казнь после изощренных пыток. Пытки умело дозировали, растягивая мучения жертв на несколько дней. А потом варили их заживо в огромном котле (как Исикава Гоэмона), сдирали кожу лоскуток за лоскутком (такова была участь некоего Тоцука), перепиливали пополам тупой пилой либо сажали на кол…

Впрочем, опытный ниндзя имел в своем распоряжении достаточно средств, чтобы успешно выполнить порученное ему задание под самым носом врага. В этих средствах не было ничего такого, что выходило бы за пределы человеческих возможностей. Отличное знание законов природы, хорошее понимание психологии людей и животных, точный расчет, хладнокровие, мужество — вот и все, чем он располагал. Однако японская пословица гласит, что «и обезьяна порой падает с дерева». Поэтому ниндзя самым тщательным образом готовился к любой операции, стараясь не упустить из виду ни одной мелочи, проявляя подлинные чудеса изобретательности.

Одетый в костюм черного, серого или синего цвета (а зимой на снегу в белом), с повязкой, прикрывающей лицо, ниндзя стремился слиться с окружающей средой. Подолгу сохраняя неподвижность где-нибудь в укромном уголке, или образуя одно целое со скалой, вырисовывающейся на фоне ночного неба, прильнув к потолочной балке погруженной в сумрак, прячась среди листвы, а то и на открытом со всех сторон рисовом поле, ниндзя мог очень долго оставаться незамеченным, хотя и видимым. Это обстоятельство напоминает кукловодов японского театра Бунраку, которые словно растворяются за спинами своих удивительных кукол. Они есть, и в то же время их не замечают, они как бы в самом деле «невидимы»…

Иногда ниндзя устраивал настоящий спектакль, подтверждавший миф о его невидимости. Известна уловка одного лазутчика, заранее позаботившегося о том, как обеспечить отход. Преследуемый по пятам, он в самый критический момент завернул за угол стены и словно сквозь землю провалился. Перед глазами ошеломленных самураев не было ничего, кроме ровной поверхности земли и стены. Всего какой-то миг, в течение которого они не могли видеть этого дьявола, и оказалось, что ему достаточно мига, чтобы уйти прямо из рук. А все объяснялось просто. Ниндзя заранее вырыл в земле небольшую ямку, которую до краев заполнил пеплом. В нее он и погрузился с головой, сжавшись в комок и дыша через трубку.

Очень часто ниндзя пользовались отвлекающими маневрами. Некоторые из них могут сегодня показаться слишком грубыми и примитивными. Но рассуждая подобным образом, мы забываем о поголовном невежестве людей той далекой эпохи, и силе их веры в колдовство, чудеса, оборотней. Известно немало случаев, когда ниндзя в безвыходной ситуации взрывал свою знаменитую гранату-петарду (нагэ-тэппо ), дававшую яркую магниевую вспышку, много дыма и сильный грохот. В тот же момент он ловко надевал деревянную маску злобного демона и возникнув в ней из дыма и пламени, смертельно пугал врагов. А затем исчезал в огне и дыму нового взрыва. Этот прием назывался «ониби-но-дэюцу » — «искусство огня демона».

Все методы и приемы маскировки ниндзя основывались на даосском принципе соответствия пяти природным стихиям — Дереву, Огню, Земле, Металлу, Воде (гогё-сэцу ). Считалось, что человек, в совершенстве овладевший этими пятью методами, постиг главный закон Природы — закон круговорота, извечного и непрерывного превращения одних вещей и явлений в другие. Поэтому такому человеку становится по плечу любое предприятие!

Согласно обычаю японцев не делать прямых указаний на суть явлений, ниндзюцу называет методы маскировки методами «отхода» (надо понимать, чтобы «стать невидимым») — «тонпо ». Методы эти таковы:

1. Использование Дерева (моку-тон), т. е. всех видов растений: деревьев, кустарника, травы, листвы, цветов, злаков, лиан, зарослей бамбука. Этот метод подразделяется на два способа:

а) Способ травы (куса-гакурэ).Высокая трава (как правило, выше человеческого роста) и кустарники, которыми изобилуют равнины Японии, всегда служили хорошим естественным укрытием. В такой траве можно ходить даже днем без особого риска оказаться замеченным. При длительном пребывании на одном месте (наблюдение, засада, ожидание условленной встречи) нетрудно было самому превратиться в кочку, поросшую травой либо мхом, или стать зеленым кустом;

б) Способ барсука (тануки-гакурэ).Это значит взобраться на дерево и прижаться к его могучему стволу или толстой ветке, залезть в невидимое снизу дупло, укрыться среди пышной листвы.

2. Использование Огня, т. е. пламени, дыма, газов и взрывчатых веществ (ка-тон ). Этот метод включал четыре способа:

а) Способ отвлекающего поджога (хицукэ-гакурэ).Поджигая сухую траву или кустарник, бамбук, строения, можно было спрятаться за стеной бушующего огня и пеленой дыма, отвлечь внимание противника, направить его по маршруту, далекому от пути следования ниндзя. Этот способ применялся очень часто, так как был прост и эффективен;

б) Способ взрыва (хидама-гакурэ)использовался тогда, когда надо было вызвать шок вспышкой и грохотом взрыва.

Для этого применяли самодельные ручные гранаты, взрывавшиеся от удара о твердую поверхность. Их убойная сила была невелика, зато вспышка ослепляла, а грохот бил по ушам, благодаря чему преследователи на какое-то время теряли ориентацию в пространстве. Этого времени лазутчику обычно хватало для того, чтобы ускользнуть. Иногда гранаты подкладывали в костер (или очаг). Неплохой результат давали куски бамбука и каштаны, брошенные в огонь. Взрываясь, они имитировали ружейный огонь, что также отвлекало внимание;

в) Способ «адского» пламени (ониби-гакурэ).Имеется в виду упоминавшийся уже трюк с выдуванием огня через трубку или прямо изо рта, в сочетании с уродливой маской черта;

г) Способ ядовитого дыма (докуэн-гакурэ).С помощью специальных «дымовух», а то и простым подбрасыванием в огонь сырого мха, зеленой листвы и некоторых растений (аконит) создавался обильный дым, производивший слезоточивое и удушающее воздействие.

Докуэн-гакурэ

3. Использование Земли (дзи-тон), т. е. рельефа местности, возможностей почвы, камней, скал, песка и сооружений из этих материалов. Работая с «землей», выделяли три основных способа:

а) Способ тритона (имори-гакурэ).Это умение «прилипнуть» к земле, скале, стене, любой другой поверхности и полностью слиться с ней;

б) Способ перепелки (удзура-гакурэ).Подобно перепелке втиснуться в небольшую щель между деревьями, камнями, строениями, заполнив проем своим телом, или залезть в яму, а то и вообще закопаться в землю, дыша через самый кончик носа или через специальную трубку;

в) Способ пугала (какаси-гакурэ).Это имитация в полумраке рассвета и неверном свете лунной ночи контуров привычных предметов: огородного пугала, каменного фонаря или статуи и т. п.

4. Использование Металла (кин-тон), т. е. различных металлических предметов для отвлечения внимания противника и для затруднения движения преследователей. Можно назвать три способа использования металла в указанных целях:

а) Создание ложного шума (кама-гакурэ),от слова «кама», означающего в данном случае металлическую посуду. Прикрепив металлический предмет к концу тонкой веревки или прочной нити и дергая за другой конец, можно было вызвать шум вдали от себя, заставляя стражу устремляться туда. Тот же результат давало забрасывание предметов в дальние углы крепостных укреплений и внутренних покоев;

б) Разбрасывание монет (до-гакурэ).Этот способ был хорош днем, на людных улицах, где всегда полно зевак и нищих. Они кидались подбирать медяки, возникала свалка, переходящая в массовую драку, что преграждало путь погоне;

в) Разбрасывание шипов (тэцубиси-гакурэ).Простой, но результативный способ, надежно замедлявший движение преследователей, как пеших, так и конных. Способ настолько хорош, что широко применяется по сей день, в том числе против автомобилей.

5. Использование Воды (суй-тон). Мы уже знаем, что ниндзя чувствовал себя в воде как в родной стихии. Наиболее распространенными способами использования воды в целях маскировки и отрыва от противника являлись следующие два:

а) Способ черепахи (камэ-гакурэ) — длительное пребывание под водой с дыхательной трубкой «мидзу-дзуцу»;

б) Способ водорослей (кицунэ-гакурэ) — имитация клубка водорослей или иного предмета (бревна, трупа), влекомого водой вниз по течению, а в непроточной воде болтающегося на одном месте (стоит напомнить в этой связи, что в эпоху средневековья очень немногие люди умели плавать, поэтому водоем был самым надежным укрытием, при отсутствии лодок, разумеется)…

Куса-гакурэ (вверху) и удзура-гакурэ (внизу)

Маскировке весьма способствовало творческое использование атмосферных явлений (тэнмон-дзюцу ). Так, лунный свет отбрасывает причудливые тени, в которых легко спрятаться от чужих глаз. Снегопад заметает все следы, а дождь их смывает и к тому же надежно сбивает со следа собак. Яркое солнце слепит глаза, туман резко ограничивает видимость, ветер заглушает любой шум, даже стук копыт (особенно, если они обмотаны тряпками) и уносит прочь запахи. Туча, закрывшая солнце или луну, позволяет мгновенно сменить направление движения или прибегнуть к другому способу камуфляжа.

Еще ниндзя широко применяли ослепляющие средства (данный метод назывался «мэцубиси-дзюцу »). Как правило, в качестве таковых употребляли порошки, составленные из толченого красного перца, золы, жгучей извести, крепкого табака, размолотой яичной скорлупы и т. п. наполнителей, помещенных в бумажный пакет, трубку с затычкой, скорлупу ореха, пустое яйцо. Иногда вместо едких порошков в лицо врагу швыряли мелких животных, чаще всего небольших ядовитых змей. Этот технический прием получил название «инубуэ-дзюцу ». Само собой понятно, что ниндзя свое тело содержал в чистоте, чтобы не выдать себя запахом пота и грязи, а уходя от собак, не забывал сыпать порошок, отбивающий у них обоняние…

* * *

Переходя от истории к современности, следует подчеркнуть, что в искусстве маскировки нет никаких секретов.

Все зависит от собственной сообразительности, выдержки и опыта. Одни добиваются немалых успехов в этом искусстве. Другие подобны страусу, засунувшему голову в песок и воображающему, будто его никто не видит. Регулярные тренировки на местности с различным рельефом — неотъемлемая часть программы любой школы ниндзюцу. Напомню вкратце некоторые принципы, позволяющие систематизировать процесс.Спрятаться — значит полностью слиться с той средой, в которой приходится действовать.

Смысл этого принципа в том, чтобы ничем не выделяться, особенно лицом и взглядом. Ведь лицо и глаза являются самой притягательной, а значит наиболее заметной частью тела. Поэтому лицо надо закрывать маской или раскрашивать, а ведя наблюдение за условным противником, никогда не смотреть прямо на него.

Смотреть и слушать, оставаясь при этом невидимым и неслышимым — вот чему должен учиться лазутчик. Здесь есть над чем поработать. Попробуйте, например, пару часов сохранять полную неподвижность, спрятавшись где-нибудь в зарослях, и при этом не заснуть, не выдать себя дыханием, взглядом, тенью, случайным звуком. Вы сразу же убедитесь, как это трудно! Научитесь также правильно двигаться. Движение привлекает внимание не само по себе, а только тогда, когда оно чем-то выделяется. Если идти в толпе стишком быстро, или наоборот как бы украдкой, вы неизбежно начнете обращать на себя внимание. Точно так же бросается в глаза человек, неизвестно почему согнувшийся в три погибели, перебегающий от дерева к дереву, ползущий в траве, когда все вокруг ходят обычным образом. Если требуется пересекать открытое пространство, то старайтесь делать это самым естественным и непринужденным способом. По крайней мере, противник в таком случае не сообразит, что вы хотели избежать встречи с ним.

Попробуйте незаметно следить за кем-нибудь из случайных прохожих, но так, чтобы он на протяжении нескольких часов и даже целого дня не почувствовал этого. Договоритесь с партнером и по очереди пытайтесь наблюдать и ускользать друг от друга. Можно устраивать нечто вроде командных соревнований такого типа в лесу, в поле и в городских условиях. Научитесь ходить легкой походкой, не шаркая ногами, не цепляясь за окружающие предметы, без стука и скрипа открывать и закрывать двери, вообще делать все бесшумно. Это должно стать вашей привычкой, ежедневным, ежеминутным тренингом. Научитесь быть незаметным в любой компании, в любом месте, тем, о ком всегда забывают, кого не могут ни вспомнить, ни толком описать. Вам это не нравится? Вы хотите быть всегда и везде в центре внимания? Что ж, это ваше право. Но, в таком случае, ниндзюцу — занятие не для вас.

Короче говоря, осваивать «онсин-дзюцу », это значит учиться двум взаимосвязанным вещам: оставаться незаметным среди природы, а также среди людей. Нигде и ничем не выделяться, не привлекать любопытных взоров и ушей.

Быть обыкновенным, скучным и неинтересным дя окружающих…

Человек с тысячью лиц

Ниндзя действовали преимущественно по ночам, всячески избегая чужих глаз и ушей. Используя пять принципов камуфляжа, они словно растворялись в окружающей тьме. Однако далеко не всегда можно было выполнить задание в течение одной ночи. Нередко приходилось подолгу оставаться на людях, чтобы собрать нужную информацию, подготовить убийство или диверсию.

В таких случаях помогало искусство перевоплощения, схожее с актерским ремеслом. Выдавая себя за другого, ниндзя прятался среди врагов. Только этот спектакль длился не пару часов, а несколько дней, недель, даже месяцев.

И рисковал он — в случае провала — собственной головой.

Ясно, что человеку, лишенному актерских способностей, трудно было рассчитывать на успех в подобном предприятии. Здесь требовался изрядный талант, поскольку не могло быть и речи о недостаточной достоверности. Что ж, среди ниндзя тоже имела место специализация. Тем не менее, искусство перевоплощения преподавалось всем.

Жалкий безобидный человечек — только маска грозного ниндзи

Стандартная подготовка позволяла изображать любой из семи классических персонажей. Ими были:

— Акинто , бродячий торговец всякой мелочью;

— Комусо , бродячий монах, собирающий пожертвования для своего храма (все монахи в старой Японии были приписаны к тем либо иным храмам);

— Саругаки , бродячий циркач, чаще всего фокусник и жонглер, реже акробат;

— Суккэ , буддийский священник, который, разумеется, не мог бродяжничать, но часто выезжал в иные места «по долгу службы»;

— Хокаси , бродячий актер (обычно в составе небольшой труппы), танцор, певец, музыкант, исполнитель шуточных сценок;

— Цунэгата , наемный сельский рабочий, батрак-поденщик;

— Ямабуси , горный отшельник, последователь учения Сюгэндо, которого власти считали юродивым, а простолюдины — предсказателем будущего и целителем.

Разумеется, были и другие роли. Эти семь составляли «обязательный минимум».

В хэнсо-дзюцу можно выделить три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, умение переодеваться. Следует напомнить тем, кто уже забыл школьный курс истории, что в средневековом обществе внешнее убранство являлось отличительным признаком различных социальных слоев.

Поэтому покрой и расцветка одежды, фасоны причесок, украшения — все это жестко регламентировалось. Следовательно, меняя наряд, надо было носить его так, словно привык к нему с детства. А это очень и очень непросто. Не случайно бывших советских граждан за километр видно среди толп иностранцев…

Во-вторых, умение убедительно играть роль. Ведь ниндзя, как и профессиональный актер на сцене, изображал не конкретного человека, а типаж. Поэтому надо было свободно владеть подобающей лексикой и манерами, походкой и жестикуляцией. А профессиональные навыки? Разве мог сойти за буддийского священника человек, не знавший молитв и тонкостей ритуала богослужения? Или выдавать себя за торговца, не разбираясь в товарах и ценах? И кто поверил бы в таланты отшельника, не умей он на самом деле исцелять страждущих и убедительно толковать о грядущих днях?

В-третьих, действуя под чужой личиной, требовалось все время контролировать свое поведение, чтобы не показать ненароком свое истинное лицо. В этом смысле наибольшую опасность представляли бессознательные двигательные реакции тренированного тела. Например, если у хозяина замка возникали какие-то подозрения, он мог приказать установить наблюдение за безобидным монахом и позаботиться, чтобы ему на голову вдруг свалился какой-то предмет. Или чтобы кто-нибудь выскочил на него из-за угла. Слишком ловкое уклонение могло стать основанием для смертного приговора. Самураи были люди суровые и полагали, что лучше казнить десять невинных, чем упустить хотя бы одного виноватого…

Наши рекомендации