Мы рассмотрели эволюцию искусства во второй половине19 века и увидели, что развитие реализма пришло к достижению этим направлением вершин изобразительности.
Реалисты с исчерпывающей полнотой использовали изобразительные средства при ярчайшем раскрытии актуальнейших тем общественной жизни. Триумф реализма имел обратную сторону. Было сложно творчески совершенствовать достижения реалистов, поэтому реализм в конце 19 века - начале 20 века постепенно уходит на второй план. Это облегчило перерастание предмодерна в полноценный стиль модерн. Лучшие художники были увлечены модерном.
в) Искусство конца 19 века – начала 20 века.
Однако модерн не включил в себя всё нереалистическое искусство, параллельно с художниками модерна творили художники-символисты и постимпрессионисты. Да и реалисты продолжали активно работать.
Рассмотрим искусство этого периода и охарактеризуем каждое художественное направление этого периода.
Реализм в конце 19 века – начале 20 века.
Реализм испытывает творческое обновление за счёт нового поколения художников. Появляются передвижники третьего поколения в России, а также молодые последователи импрессионистов во многих странах мира, включая Россию и США.
Передвижники в конце 19 века.
В 1891 году молодые художники в своём письме к правлению попросили уровнять их в правах со старшими передвижниками. Конфликт между поколениями привёл к созданию новых художественных объединений. Среди подписавших письмо были Серов, Коровин, Архипов, Иванов.
В тоже время на творчество реалистов рубежа веков оказывал влияние стиль модерн. Декоративность, изящество, театральность изображения чувствуются в творчестве Серова, Нестерова, Рябушкина.
Серов. Портрет княгини З.Н.Юсуповой.
Импрессионизм в конце 19 века.
Шести известным французским импрессионистам подражали сотни последователей. Среди русских выделяется Коровин. Особенно эффектны его пейзажи вечернего и ночного Парижа.
Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок.
Постимпрессионизм.
Постимпрессионисты пересмотрели свое отношение к изображению окружающего мира (по сравнению с передвижниками и импрессионистами). Однако постимпрессионисты не являлись похожими друг на друга единомышленниками. Каждый художник искал свой способ изображения окружающего мира. Ван Гог не отказался от реалистического искусства, однако его изображения были необыкновенно эмоционально выразительны. Поэтому Ван Гог является предшественником экспрессионистического направления в реализме уже 20 века.
Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом.
Другие постимпрессионисты пытались сознательно конструировать пространство в своих работах с помощью различных средств художественной выразительности. Например, Сёра и Синьяк это делали с помощью точек (девизионизм, пуантилизм), Гоген – с помощью пятен различной формы, Сезанн – с помощью пятен, напоминающих многоугольники.
Сера. Воскресный вечер на острове Гранд-Жатт.
Таким образом, постимпрессионисты Сёра, Синьяк, Гоген, Сезанн отошли от реализма и подготовили публику к нереалистическим направлениям.
Гоген. Горы на Таити.
Символизм.
Символисты попытались вырваться из обыденного круга явлений жизни. В этом они оказались наследниками художников-романтиков. Реальности символисты противопоставили мир видений и грёз. Символистам оказались близки образы минувших эпох: античности и средневековья. Темами работ обычно становились аллегории. Символистами были французы Шаванн, Редон, швейцарец Бёклин, немцы Штук, Ходлер, Климт, англичанин Бёрсли, бельгиец Энсор, норвежец Мунк, россияне Врубель, Петров-Водкин, художники объединения «Мир искусств».
Редон. Муза на Пегасе.
Модерн.
В конце 1870 годов некоторые художники перешли от предмодерна к новому искусству. Модерн просуществовал около 30 лет фактически во всех странах мира. Термин «модерн» (от английского «современный») в других странах заменяется разными терминами. Немцы говорят «югендстил» («юный стиль»), французы – «ар нуво»(«новое искусство»), итальянцы – «стиль Либерти», испанцы – «модернизмо».
Главным принципом искусства модерна стало двойное преображение образа. Художники использовали популярные образы литературы, раскрывая их по-своему, при этом брали стилистические приёмы любой художественной эпохи. В тоже время можно выделить некоторые любимые темы, например: бесчисленное множество изображений танца, вихря, птиц, цветов. При этом художники любили пользоваться тягучими плавными линиями, ассиметричными орнаментами, контрастными цветами, разнородными материалами.
Формы в модерне похожи на части живых организмов. Кажется, что они растут сами по себе. Это движение особенно причудливо смотрится в архитектурных композициях. Например, возникает ощущение, что балконы или трубы
словно вырастают из стены, заставляя её трепетать.
Валькот. Гостиница «Метрополь», Москва.