V.Человек и нравственные ценности

Человек и природа

1 Проблема бездумного, жестокого отношения к миру природы . Ф.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…» (поэт призывает относиться к природе как к живому организму, выступая против представлений о ней как о бездушном механизме); Тургенев «Отцы и дети» (Базаров считал природу мастерской, а писатель показал, что она есть храм); Распутин «Прощание с Матерой» (остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.);
2.Как уберечь мир от экологической катастрофы? Человек не должен бездумно использовать природные ресурсы А. де Сент Экзюпери “Маленький принц» (необходимо заботиться об окружающем мире, как герой произведения ухаживает за своей маленькой планетой).  
3.Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным И.С.Тургенев «Муму» (Герасим спас Муму и трогательно ухаживал за ней, а затем собака была уничтожена из-за прихоти барыни) В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (лирический герой стихотворения любит все живое, он искренне озабочен тем, что упала лошадь, и искренне радуется, когда она нашла в себе силы подняться)  
4.Влияние природы на человека А.С.Пушкин «Осень» (поэт пишет, что красота природы помогает пробудиться вдохновению: «И пробуждается поэзия во мне…») Ю.Нагибин «Зимний дуб» - под влиянием красоты старого дерева молодая учительница поняла, что учитель должен не только давать знания, но и воспитывать в детях любовь к окружающему миру.
Л.Н..Толстой «Война и мир» Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
6.Взаимоотношения человека и природы, бережного отношения к природе
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух забо­левших зверьков. Лес для не­го — родная стихия, и он пере­живает за всех его обитателей.
5.Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? Постиже­ния пре­красного в природе И.С. Тургенев. «Отцы и дети»(герои романа делятся на тех, кто любит природу: Николай Петрович, Аркадий, Катя, и на тех, кто равнодушен к ней: естествоиспытатель Базаров, который считает, что природа «не храм, а мастерская
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, он решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утвер­ждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

II Человек и человек

1. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)   А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин не прислушался к голосу своей совести и принял вызов Ленского, не попытавшись с ним объясниться; результатом этого стала трагедия: Ленский погиб, а Онегин а терзают угрызения совести). Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»(Соня чувствует свою ответственность за судьбу детей Катерины Ивановны, она идет по желтому билету, чтобы спасти их от голодной смерти)  
2.Проблема «отцов и детей». Можно ли избежать конфликта поколений? А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(Дуня Вырина бросила старого отца, долгое время не интересовалась его жизнью, лишь став матерью, она решила его навестить, но уже поздно) И.С.Тургенев «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Отношения Аркадия с отцом (в конечном итоге они оказались духовно близкими людьми, разногласия их были временным явлением)Евгений Базаров чувствует себя чужим по отношению к своим родителям. Хотя, по собственному признанию, он любит их, приносит им огорчения. Л.Н.Толстой «Война и мир»(Болконский строг с детьми, но нежно их любит; князь Курагин равнодушен к своим детям, ему нет дела до их счастья: выдает Элен замуж за Пьера, т.к. ему надо занять у него деньги)  
3.В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(старик Гринев направляет сына служить не в гвардию, а в провинцию, чтобы тот стал настоящим офицером, а не научился «мотать и повесничать» в столице, это решение оказалось для сына очень важным) В.Астафьев «Конь с розовой гривой»(мальчика-сироту воспитывают бабушка и дедушка, они не столько наказывают его за проступки, но учат добру и справедливости; чтобы получить подарок, Витя обманул бабушку: добавил в лукошко с ягодами травы, чтобы оно казалось полным; был разоблачен, но раскаивался в своем проступке, и бабушка простила его и отдала подарок)  
4.Проблема любви и ревности А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин, не верящий в настоящую любовь, не сумел обрести счастье с Татьяной; Татьяна, любя Онегина, отказывается от счастья во имя супружеского долга, она не может предать мужа, которого уважает) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринев нарушил присягу, самовольно покинул Оренбург, чтобы спасти Машу; Швабрин из ревности готов оклеветать Машу, потом пишет донос на Гринева, и того обвиняют в предательстве) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин не умеет любить, поэтому он приносит несчастье всем женщинам, с которыми сталкивает его судьба; Бэла ради него отказывается от своей семьи, жертвует всем; готова на все ради него и княжна Мери; Вера понимает суть его личности, однако не может не любить его) В.Шекспир «Отелло»(Отелло, поверив наговорам Яго, задушил свою жену) – ревность губительна  
5. Проблема дружбы А.С.Пушкин «Евгений Онегин»(Онегина и Ленского нельзя назвать настоящими друзьями: Ленский увидел в поступке Онегина с Ольгой предательство, а Онегин не нашел в себе мужества поговорить с другом перед дуэлью и все ему объяснить) И.С.Тургенев «Отцы и дети»(Базарова и Аркадия нельзя назвать настоящими друзьями, Аркадий восхищается личностью старшего товарища, тот относится к нему снисходительно) И.А.Гончаров «Обломов»(Обломов и Штольц – абсолютно разные люди, но, тем не менее, они дружат; Штольц ценит чистую душу Обломова, помогает другу избежать разорения) В.Высоцкий «Песня о друге»(суть каждого человека проявляется в экстремальной ситуации; тот человек является настоящим другом, который не сдался и в трудной ситуации смог преодолеть свою слабость, свой страх и помочь друзьям)
6. Проблема предательства А.С.Пушкин «Евгений Онегин»(Ленский, ошибочно считая, что Онегин предал его дружбу, вызывает Евгения на дуэль и погибает) «Капитанская дочка»(Швабрин предал своих товарищей, чтобы сохранить себе жизнь) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»(Андрий предал родину ради любви) Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...»  
  7.Проблема взаимоотношений подростков В.Каверин «Два капитана» (Саня и Ромашов все время конфликтуют, Ромашов оклеветал Саню перед Катей и ее семьей) Железняков «Чучело» (одноклассники издевались над девочкой, из-за того что она от них отличалась) Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...»(рассказ о непростых взаимоотношениях подростков, рассказчик невольно предал своего друга Павлика (не желая получить «2», говорит на уроке, что тот не сказал ему, что было задано). Павлик перестал с ним общаться, спустя некоторое время герой рассказа понял степень своей вины и заслужил прощение) + проблемы дружбы, предательства  
6. Проблема одинокой старости А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(Дуня Вырина уехала от старика отца и не навещала его, а он тосковал, затем спился и умер. Когда Дуня приехала, было уже поздно) Паустовский «Телеграмма» (девушка не приезжает навестить мать, и та умирает в одиночестве)
7. Проблема милосердия   А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(в произведении поднимается проблема милосердия: Пугачев помиловал Гринева, хотя тот отказался ему присягнуть,
8. Любовь к «малой родине» В.Распутин «Прощание с Матерой» (маленький клочок земли для Дарьи, героини повести, важнее всего на свете: здесь она родилась, здесь прошла ее жизнь, мучительно расставаться с родиной навсегда)

III Человек и общество

1 .Проблема несправедливости социальных отношений в обществе   Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин умирает, когда генерал ему устроил разнос. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой, Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине.  
2.В чем заключается смысл жизни человека?   М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, состоит в том, что не понял он своего предназначения, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть свою апатию, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Для Сони Мармеладовой главное – приносить людям добро, помогать им. Она спасает детей своей мачехи от голода, едет за Раскольниковым на каторгу, ее уважают даже закоренелые разбойники.
3.Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности?   А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена рассказу о юности Онегина. Поверхностное воспитание сделало из него человека, который неспособен трудиться. И А. Гончаров. «Обломов».В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя математики на формирование характеров своих учеников. Этот человек – образцовый учитель, который знает и любит свой предмет, хорошо понимает психологию своих учеников и не только обучает их математике, но и воспитывает (случай с нерешенной задачей).
4.Проблема формирования духовно развитой личности   Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка Гончаров «Обломов»(годы, проведенные в Обломовке, оказали воздействие на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича: он вырос человеком пассивным, ленивым, но в то же время благородным, думающим, честным, имеющим чистую душу и нежное сердце)  
5.Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?   И.А.Гончаров «Обломов». Родители Обломова не понимали истинной цели обучения, им нужно было только свидетельство, что их сын прошел курс наук; поэтому и сыну они не смогли привить тяги к получению знаний. Штольц был воспитан совсем иначе: его с детства приучали к труду, к тому, что он несет ответственность за свои поступки  
6. Каким должен быть хороший учитель (или ученик). Часто учителями становятся люди, у которых нет к этому склонности и специальных знаний.А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(учитель-француз, который пьянствовал, вместо того чтобы обучать Гринева) А.П.Чехов «Человек в футляре»(учитель не должен быть таким, как Беликов, который стремится все на свете заключить в футляр) В. Г Распутин «Уроки французского». Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Ю.Нагибин «Зимний дуб». Учитель может научиться чему-то и у своих учеников, так произошло с молодой учительницей, которую ее ученик научил понимать красоту окружающего мира.  
7.Какое влияние оказывает личность на ход истории?   Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. По Толстому, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. В. Солоухин«Человек — явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих сла­гаемых... его просто нет».
8.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Проблема нравственного выбора   А.И.Солженицын «Шарик» (рассказ из цикла «Крохотки»): собачка, которую с малых лет держали на привязи, дорожит внезапно обретенной свободой больше, чем вкусной едой (она отказывается от угощения и в восторге носится по двору, когда ее спускают с цепи).  
9.Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?   М.Булгаков «Мастер и Маргарита».В тоталитарном государстве все люди несвободны. Единственный истинно свободный человек – Иешуа, который не боится говорить правду.  
10. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве Е.Замятин «Мы»; А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с родными заключенных.
12. Проблема героизма. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный героизм. Долохов, совершив подвиг, сразу же докладывает об этом начальству. Толстой осуждает этот поступок. Он показывает, что настоящие подвиги часто бывает не замечены. Например, капитан Тушин, настоящий герой, вместо награды получает выговор от начальства. Васильев «А зори здесь тихие» (девушки-зенитчицы совершают подвиг, погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага.
12. Проблема выбора профессии   Л.Н.Толстой «Война и мир» (очень часто молодой человек не представляет, чем хотел бы заниматься, как Пьер Безухов, который в начале романа никак не мог решить, кем стать: кавалергардом или дипломатом) А.П.Чехов «О любви» (часто человек вынужден заниматься не тем, к чему лежит душа, тогда его жизнь складывается несчастливо, как это произошло с героем рассказа Алехиным) Маяковскийстихотворение «Кем быть?»(говорится о том, как подчас трудно сделать выбор)
13.Значение труда в жизни человека   Труд умственный и физический И.А.Гончаров «Обломов». Родители Штольца с детства приучали сына к труду. В результате он многого достиг в жизни. У его друга Обломова все сложилось по-другому. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»(помещик, не умевший трудиться, превратился в дикого зверя: оброс шерстью, обзавелся когтями, разучился говорить)  
14. Проблема карьеризма Грибоедов «Горе от ума»(в комед6ии представлены два беспринципных карьериста: Молчалин и Скалозуб; они готовы на все ради продвижения по службе) Гончаров «Обломов»(Судьбинский, один из гостей Обломова, озабочен только своей карьерой, герой называет его несчастным человеком)  
15. Проблема технического прогресса + проблема клонирования А.Солженицын«Крохотки», рассказ «Утенок» (человек не в состоянии достичь совершенства: он не может в полной мере повторить то, что сотворила природа + мы научились клонировать, но клон – это слепок, а не единственное и неповторимое творение природы) Е.Замятин «Мы»(люди достигли невиданных технических высот, но при этом превратились в подобие винтиков единого механизма)
16. Проблема подлинного и мнимого прогресса А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринев пишет, что самые лучшие изменения – это те, которые происходят от «исправления нравов», т.е. духовное обогащение личности важнее всяческих насильственных потрясений)
   

IV. Человек и язык (речь)

1. Проблема сохранения и развития русского языка Как сохранить чистоту речи (борьба за язык есть борьба за сохранение культуры)? Соблюдение норм литературного языка (язык нужно бережно сохранять как высшую ценность). А.С.Грибоедов «Горе от ума»: автор смеется над теми представителями дворянства, кто искажает родной язык, говорит на «смеси французского с нижегородским». И. С. Тургенев «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу» А.Ахматова «Мужество»:самое главное – сохранить русскую речь, ради этого «не страшно под пулями мертвыми лечь». «Во дни сомнений, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддерж­ка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)
2. Язык и общество (в языке отражаются изменения, происходящие в обществе) П.А.Вяземский стихотворение «Англичанке»: «Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной». Булгаков «Собачье сердце» (после революции возникли новые реалии и, соответственно, новые слова: «контрреволюция», «уплотнение», «жилтоварищи»  
3. Что такое хорошая речь? Проблема культуры речи. В чем опасность штампов в нашем языке?   Речь человека – отражение его внутреннего мира) К.Чуковский «Живой как жизнь»- книга о необходимости сохранения родного языка, в которой поднимается ряд проблем, связанных с излишним увлечением иностранными словами, с частым использованием штампов, канцелярской лексики. Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и при­ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык   Речевая характеристика – важнейший способ изображения внутреннего мира человека (бедна речь Акакия Акакиевича, героя «Шинели» Гоголя.Это знак скудости его духовного мира.)  

V.Человек и нравственные ценности

Наши рекомендации