Искусство вавилона и ассирии
На многих архитектурных и скульптурных памятниках вавилонян и ассирийцев видны следы раскраски. Глазурованные кирпичи из облицовки зданий до сих пор сохранили свои яркие цвета. Поэтому, хотя у нас нет картин того времени, написанных на стенах или досках, мы все же имеем некоторое представление и о живописи древних жителей Междуречья.
Археологические раскопки (особенно в царских могилах) свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства.
Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является диоритовый рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). На стеле изображен бог, сидящий на троне и царь Хаммурапи, принимающий жезл и магический круг – символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение канонически скованно и торжественно.
Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам можно судить, как выглядел Вавилон VII–VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованными кирпичами. На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. За воротами находился храм бога Мардукассемиэтажной ступенчатой башней – зиккуратом, который был основной архитектурной формой вавилонских храмов.
О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора II (VI в. до н. э.), которые он возвел для своей любимейшей жены. Высокие сводчатые арки из кирпича были расположены уступами друг над другом, образуя террасы. Поверх кирпича налит асфальт, на котором помещались свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты.
В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из семи чудес света.
К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком, искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них одинаковы – это два могучих великана, каждый из которых держит одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва.
По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами – шеду – стражи, охраняющие дворцовые врата (712–707 гг. до н. э.). Каждый, кто подходил ко дворцу видел шеду в фас – голову, грудь и две ноги. Смотрящему на шеду в профиль, начинало казаться, что бык шагнул вперед. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку пять ног! Спереди видны две ноги, а сбоку – четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.
Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, листья, цветы, деревья, животные. Но самыми интересными и произведениями были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов.
Ассирия была могущественной военной державой, ее походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены реалистичны, человеческие фигуры изображены в профиль, особенно привлекает внимание сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног.
Эти памятники являются бесценным источником для изучения истории, жизни и быта древних, давно исчезнувших народов.