Рисование деревьев осуществляется в определенной последовательности

1 Вначале схематично изобразите облик дерева: укажите общую высоту, положение ствола, массу кроны.

2 Передайте изменение толщины ствола к вершине и затем обозначьте крупные ветки. Не забывайте окружать ствол почвой, травой.

3 Намечайте более мелкие ветки.

4 Сравните между собой все ветки по пропорциям и пространственному положению.

5 Передайте характер кроны. Не следует прорисовывать каждый листик. Стремитесь «схватить»общую массу, передать характер дерева в целом. Крупные листья, густо покрывающие ветки, рисуйте петляющими линиями и изогнутыми штрихами. Сначала рисуют слабым нажимом карандаша, а затем оттеняют отдельные части и ветки сильным нажимом.

6 Приступайте к тональному решению. Штриховкой обозначьте самые темные участки кроны, а затем переходите к полутонам. Более контрастно подчеркните ближние участки формы.

Г р у п п а д е р е в ь е в (рис. 19)

При рисовании группы деревьев следует обратить

внимание на изменение их по величине, тону. По мере

удаления в глубь картины они уменьшаются, а их то-

нальность ослабевает. Они как бы «тают» в простран-

стве. Меняйте толщину и густоту линий, штрихов. В

изображении, выполненном с учетом этих особенностей,

передается впечатление глубины, пространства, ощу-

щение воздуха.

Рис. 19 Группа деревьев

В е т к и (рис. 20)

У каждого растения своя форма, размер, характер листьев (рис. 20). Разберитесь, прежде всего, в характере изгибов ветки, ее разветвлениях. У разных видов деревьев он будет особый. У ивы, например,

ветки длинные, пластичные, тянущиеся вниз. У березы же они более прерывистые, хрупкие, трепетные. Дуб имеет толстые и сильные ветки.Все их невозможно изучить. Следует сосредоточить внимание на типичных закономерностях. Характер расположения листьев на ветках тоже будет иметь свои особенности.

При изображении вначале обозначьте общую форму ветки, затем ответвления и листья.

Травы, цветы

Крупная трава, цветы (рис. 20, 21)

Рис. 20 Учебный рисунок Рис. 21 Учебный рисунок

1 Намечайте вначале стебли, затем их побеги.

2 Нарисуйте линией контур листьев (лепестков цветка), пластинки которых изгибаются вверх и вниз, движутся на зрителя, в стороны и назад. Толстые средние жилки отгибают верхушки пластинок. Избегайте линейно-плоскостного рисунка листа и цветка, который передает биологические особенности формы. Жизненность и движение можно передать только через объемно-пространственное изображение. Контур листа и лепестков цветка, следуя за его движением, то выступает, то западает. При этом открывается то верхняя, то нижняя поверхность листа (лепестка).

3 Затем моделируйте форму тоном.

Трава, травяной массив (рис. 23, 24)

Рис. 23 В. Ван Гог. Поля и сады Рис. 24 Учебный рисунок

Травяной массив условно передается белым полем бумаги, а редкими штрихами и точками обозначают отдельные травинки. Жесткую траву рисуйте короткими раздельными штрихами, а остролистую – длинными и параллельными. Мягкую траву передавайте длинными штрихами в сочетании с тональными пятнами. Придорожную траву – короткими зигзагами и штрихами.

Необходимо различными графическими средствами передавать фактурные качества и светлоту.

Траву на переднем плане передавайте объемно различными линиями, штрихами, контрастными тональными переходами и детализацией. Дальний же план изображается плоскостно, слабо выраженной светотенью, без детализации, с мягкими очертаниями форм.

РИСОВАНИЕ НЕБА, ЗЕМЛИ И ВОДЫ

Небо

Небо создает атмосферу в решении архитектурной композиции: оно может быть безоблачным, с легкими облаками, «тяжелым» грозовым, «низким» и «высоким», светлым и темным и т.д. Однако не следует его перегружать облаками, т.к. оно служит фоном для изображения. При выборе основных тональных отношений композиции следует исходить из того, что небо в большинстве случаев светлее

земли и воды. Если нарисовать его слишком темным, то оно будет давлеть над всем рисунком.

Безоблачное небо в зените рисуйте темнее, а на горизонте светлее. Когда на нем нет облаков, передавайте его цветом бумаги и светлым тоном, нанесенным штриховкой.

Небо, покрытое облаками, в зените бывает светлее, чем над горизонтом. Его рисуйте легкими редкими или частыми линиями и штрихами в зависимости от степени светлоты.

Изображение облаков имеет свою специфику. Оно зависит от их формы и цвета.

Светлое облако на фоне неба кажется белым. Однако, по отношению к другим подобным ему, оно может казаться серым, с более темными краем и основанием. Дождевые и снеговые тучи серые и свинцово-серые.

Форма облаков бывает различной. У кучевых она напоминает воздушные горки с округлыми вершинами и плоским горизонтальным основанием. Перистые имеют остроконечную форму и как бы в виде полос размещаются на небе. Слоистые как бы состоят из серых валов и напоминают плотную движущуюся завесу.

З е м л я (рис. 25, 26)

Рис. 25 О. Петц. Закат солнца Рис. 26 Г. Шмидт-Валтер. Пейзаж

При изображении облаков обратите внимание на передачу движения, плановости. Проработкой частей формы тех из них, которые расположены на переднем плане, вы можете передать их характер и движение.

В композиционном рисунке необходимо показать положение, глубину, движение земной поверхности. Так, например, движение можно показать через линии, изображающие борозды и поля, дороги и овраги, холмы. Глубину передают изменением толщины линий. Линии, принадлежащие дальнему плану, должны быть более тонкие, чем те, которые принадлежат переднему плану. Ровную поверхность можно изобразить рядом горизонтальных линий. Неровную – наклонными линиями и штрихами. Штри-

хами и точками различной величины и густоты можно передавать светлоту, структуру и глубину земной поверхности.

В о д а (рис. 27)

Рис. 27 А. Лаптев. Прага. Карлов мост

Спокойную воду изображайте вертикальными или горизонтальными штрихами. Предметы рисуйте в такой воде полностью. Верхние части предметов отражаются по вертикали и располагаются на расстоянии равном высоте предмета. Их отражение пропорционально натуре. Сам объект по тону более плотный, чем его отражение. Следует учитывать и такую особенность: отражение темных предметов светлеет, а светлых – темнеет.

Покрытую рябью и волнами воду изображайте изогнутыми штрихами. На переднем плане они крупные и частые, а на дальнем мелкие и редкие. Отражения в такой воде будут прерывистыми и изломанными.

Волнистую поверхность воды следует рисовать линиями и пятнами, передающими характерные изгибы волн.

3 РИСОВАНИЕ ЛЮДЕЙ (рис. 28 – 30)

Рис. 28 Наброски Рис. 29 Наброски

Рис 30 Наброски

Рис. 31 Перспективное и масштабное согласование фигур

Включение людей в архитектурную композицию сделает ее живой и интересной. В данном случае рисовать их надо обобщенно. Детализация может помешать целостному восприятию рисунка. Можно в композиции с фигурами людей выделить те, которые на переднем плане. Данная работа строится на более тщательной проработке их конструкции и тона. На дальнем плане изображение людей остается обобщенным. Не забывайте о перспективном и масштабном согласовании фигур (рис. 31). Передайте пластическое единство архитектурной композиции и фигур людей.

Чтобы приблизиться к грамотному и выразительному рисунку людей в архитектурной композиции, необходимо систематически упражняться в их изображении. Видное место в этом процессе занимают наброски и зарисовки. Они научат вас определению главного, характерного, пониманию строения «большой» формы. Краткосрочный рисунок приучит вас к отбору лаконичных изобразительных средств. Работа над наброском разовьет умение оперировать масштабными соотношениями, обогатит

опыт в определении «на глаз» пропорций фигуры.

Рассмотрим основные методические положения работы над краткосрочным рисунком человека (рис. 32).

1 Начинайте упражняться рисовать людей со стоящей одетой фигуры. Она должна быть в спокойном положении с опорой на одну или две ноги. Определите отношение корпуса к опорной плоскости.

Мысленно проведите вертикальную линию от пятки опорной ноги вверх. По отношению к ней затем уточняется положение остальных частей фигуры. Если человек сидит, то определяйте отношение торса к опорной плоскости, т.е. тазовой и бедренной частям. Не забудьте наметить сидение.

Рис. 32 Последовательность рисования фигуры

2 Установите основные пропорции.

3 Передайте взаимосвязь основных опорных участков формы: яременная ямка; грудь; пупок; локтевые, плечевые, коленные, запястные и голеностопные суставы.

4 Линией и тоном в обобщенном виде работайте над передачей объема основной формы.

Наши рекомендации