Интерес к национальной музыке.
Тема 3. Западноевропейское фортепианное искусство
Первой половины 19 века.
Лекция 1.
Романтизм - черты стиля.
1.Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской культуры, пришедшее на смену классицизму. Сформировался в конце 18, начале 19 веков сначала в литературе (в Германии, Великобритании и других странах Европы), затем проявился в музыке и других видах искусства.
Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала немецким литераторам (братья Шлегели, Людвиг Тик и др.), образовавшим в 1796 году Йенскую школу. Представители этой школы в своих философских исканиях обратились к философии Канта и пришли к выводу о том, что познание, прежде всего, является самопознанием. Личность творит свой мир. Шлегели утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.
Эмоциональной подоплёкой нового направления стало разочарование общества, связанное с крушением надежд, возлагаемых на великую французскую революцию. Прекрасные идеалы свободы, равенства и братства оказались невозможной мечтой и разбились о жестокую действительность нового общества, законы которого стали значительно суровее к основной массе европейских жителей. Так, в Австрии начала 19 века установился режим строжайшего полицейского контроля, процветали доносы, шпионаж, цензура, контроль над каждым шагом и словом человека, практически отсутствовала периодическая печать и пресекалась любая возможность инакомыслия.
2.Романтизм являет собой противоположность эстетике классицизма и эпохи Просвещения. В искусствеобщее постепенно уступает место единичному, индивидуально своеобразному.Теперь для человека обстоятельства его собственной судьбы стали важнее социальной героики. Думы о судьбах человечества и культ разума уступили место культу чувств и естественного начала в человеке.
Центр внимания художников нового направления от героики перемещается в лирическую сферу, с помощью которой они выражают свои мысли и своё отношение к окружающей действительности. Основной темой искусства становится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали, жажда свободы, независимости.
3.Для мировоззрения романтиков характерен резкий конфликт между реальностью и мечтой: реальность низка и бездуховна, мечта прекрасна, но недостижима. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Это герой, который реально существует в действительности, в отличие от античных персонажей опер Глюка и несколько обобщённой героической личности Бетховена.
4.Музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств, так как именно она наиболее полно выражает движения души.
5.Романтики, в отличие от представителей эпохи классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых, в частности, в музыкальной культуре романтизма. Так фортепианная музыка активно обогащалась чертами симфонического, песенного, оперного жанров. «Пение на фортепиано» во всех его проявлениях – песенного, ариозного, хорового - надолго становится в центре внимания авторов и исполнителей фортепианной музыки.
Ранний музыкальный романтизм представлен именами Шуберта, Вебера, Паганини, Россини (начало 19 века); последующий этап (1930-1950 гг.) – творчеством Шопена, Шумана, Берлиоза, Листа, Вагнера, Верди. Поздний этап простирается до конца 19 века.
Основные жанры.
Ведущим жанром романтической музыки стал романс, который сформировался из бытовой песни.Никогда ранее песня не играла первостепенной роли в профессиональной музыке, не была ведущим жанром ни одного музыкального стиля. В 19 веке романс по художественному значению не только занял место в одном ряду с симфонией или оперой, но в огромной степени повлиял на дальнейшее развитие этих старинных жанров.
Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра, также выросшая из бытового музицирования, импровизации. Из подчиненного вида искусства она превратилась в один ведущих жанров нового времени. Это было связано со стремлением выражать личные чувства, подобно тому, как это делают поэты в лирических стихотворениях. Композиторы-романтики писали песни без слов, романсы, ноктюрны, колыбельные, баркаролы. Возникает также новый жанр миниатюр – лирические пейзажи.
В начале 19 века интенсивно развиваются новые жанры крупной формы – фантазии, баллады. В основном это были программные произведения (романтики вообще очень любили программную музыку, соединённую с литературой, живописью), в основу которых ложилась свободно истолкованная сонатная форма, обогащённая вариационным, песенным, полифоническим развитием. Широко используются принципы сквозного развития и монотематизма.
Сонатный цикл существует в творчестве романтиков, как в традиционном виде, так и в изменённом – иногда сжимается до одночастного, иногда расширяется до пятичастного.
Основные темы.
Тема лирической исповеди.
Тема лирической исповеди становится в творчестве романтиков центральной, так как она с наибольшей полнотой раскрывает внутренний мир героя. Эта тема проходит красной нитью через все искусство романтизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует также тема автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).
Тема одиночества.
Выражается в таких направлениях, как трагический конфликт между героем и окружающей его средой, одиночество человека в толпе, недооценённым гений, мотивтоски о недосягаемо прекрасном мире и ирония над несовершенством реального мира, мотив несбыточноймечты и тон страстного протеста.
Тема пути.
Её ещё называют темой странствий. Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь («Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).
Тема любви.
В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского). Любовь трактуется по-разному: человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу – и присутствует в творчестве всех композиторов - романтиков.
Тема природы.
Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена). Тема природы всегда переплетается с душевным состоянием человека.
Тема фантастики.
Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова). Музыка впервые научилась воплощать сказочные образы чисто музыкальными средствами (оркестровые краски, гармонии, тогда как, например, Царица ночи говорит на общепринятом музыкальном языке). Активное развитие темы фантастики порождено во многом всё тем же стремлением романтиков вырваться из плена реальной жизни.
Тема смерти.
В основном имеется ввиду духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).
Интерес к национальной музыке.
1.Характерной чертой литературы эпохи романтизма является повышенный интерес к национальным традициям. Воскрешаются преданные забвению средневековые легенды, готическое искусство, культура Возрождения, творчество Данте, Шекспира, Сервантеса.
История оживает в романах и поэмах, в образах драматического и музыкального театра этого периода в творчестве Вальтера Скотта, Гюго, Дюма, Вагнер, Мейербер.
Начинается глубокое и повсеместное изучение национального фольклора, а также национального богатства других стран. Одновременно усилился интерес к национальным сказаниям, преданиям, языческой поэзии, что явилось почвой для возникновения увлекательных фантастических образов.
2.В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора, что повлекло значительные изменения в развитии профессиональной музыки.
19 век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. Это относится не только к тем странам, которые уже в предшествующие два столетия давали композиторов мирового значения (такие, как Италия, Франция, Австрия, Германия). Ряд национальных культур (Россия, Польша, Чехия, Норвегия и другие), остававшихся до этой поры в тени, выступили на мировую арену со своими самостоятельными национальными школами, многие из которых стали играть важнейшую, а иногда и ведущую роль в развитии общеевропейской музыки.
Разумеется, и в «предромантическую эпоху» итальянская, французская, немецкая музыка отличались друг от друга особенностями, исходящими из их национального склада. Однако над этим национальным началом явно преобладали тенденции к известному универсализму музыкального языка. В новое же время опора на местное, «локальное», национальное становится определяющим моментом музыкального искусства. Общеевропейские достижения отныне составляются из вклада множества ясно выраженных национальных школ.