Мир художественных изображений

Региональная программа

По изобразительному искусству

(1-7 кл.)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В силу своей природы образное освоение мира, т.е. искусство, способно воздействовать на глубинные пласты человеческого со­знания. Изобразительное искусство, являясь частью культуры, ак­тивно участвует в формировании, культивировании "человеческо­го в человеке" по образному выражению В.С.Воронова — исследователя народного искусства и детского художественного творчества. Поэтому так естественно обращение современной ху­дожественной педагогики к национальным корням искусства, его первооснове — народному искусству.

Освоение изобразительной культуры своего народа в тоже время есть объективное условие формирования национального типа, но­сителя национальной художественной традиции, что можно счи­тать ведущей целью преподавания изобразительного искусства в школе и средством духовного возрождения России.

Важно найти гармоничную форму сближения личного опыта школьника, его знаний о культуре и искусстве своего края с той массой фактического материала, которое накопило человечество в процессе развития цивилизации.

Изобразительное искусство как учебный предмет призвано дать и тот уровень художественного образования, который позволит школьнику наслаждаться искусством и ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту сво­их предков.

Все это определяет проблему художественного образования как особую. Она не может быть сведена к преподаванию адап­тированной взрослой культуры, а должна дать основу для са­моразвития школьника и точку опоры в освоении культур народного мира.

Предлагаемая программа содержит искусствоведческий и ме­тодический материал, который на региональном уровне реализует принципы включения народного искусства в систему художествен­ного образования, разработанные Т.Я.Шпикаловой и ее творческим коллективом на уровне российских программ.

КОНЦЕПТУАЛЬНО программа ориентирует на развитие лич­ности школьника в процессе освоения художественной культуры с опорой на национальную традицию — народное искусство.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ программа представляет собой вариант реализации взаимодействия и взаимообогащения различных видов искусства в системе художественной культуры.

МЕТОДИЧЕСКИ материал программы организован в определенной логической последовательности поэтапного "вхож­дения" школьника в художественную культуру с наполнением учебного материала региональной художественной традицией, характерной для Костромского края.

Региональный подход в программе обеспечен материалами историко-этнографического, искусствоведческого обследования края, собраниями краеведческих музеев области, произведениями из кол­лекций столичных музеев.

Географические границы региона рассматриваются на основе существующих веками этнокультурных и хозяйственных связей населяющих его племен. Исторически Костромская губерния формировалась в границах заселения по речной системе: Кострома — р.Волга — р.Унжа; по берегам притоков этих рек и на берегах крупнейших озер Галичского и Чухломского.

Славянская колонизация и христианизация края шли со стороны Галицко-Волынской Руси мирным путем. Ассимиляция способст­вовала взаимопроникновению культур (верований, обрядов, ремесел).

Археологическое обследование стоянок и городищ Фатьяновской культуры позволяет сделать вывод о высоком уровне суще­ствующей в то время художественной культуры. Племена: меря, чудь, черемисы — владели мастерством керамики, бронзового литья (Дурасовское городище IX века возле села Красное-на-Вол-ге). Существовал развитый ювелирный промысел — домашнее ремесло — его развитые формы: литье по восковой модели, чеканка, гравирование. Археологические находки близ села Красное (XII-XIII вв.): браслеты-обереги, шумящие подвески-уточки с лапками (культ водоплавающих птиц), перстни с изображениями солярных знаков, знаков воды — потоки — дают представление об элементах христианской и языческой символик.

Кроме археологических находок дыхание языческой культуры славян — взаимоотношения микрокосмоса и макрокосмоса природы: глубины Земли, Неба, Океана — несут работы народных мастеров, дошедшие до наших дней (вышивка полотенец, пропильная резьба наличников).

Произведения современных художников с неизбежностью впи­тали наиболее стойкие элементы традиции — образно-символиче­ское осмысление мира, целостность и поэтизацию.

Основные цели программы

1. Овладение школьниками эстетическим способом освоения мира как выражающим сущностные связи человека и природы на уровне его специфических потребностей: стремление к созиданию, творчеству;

ролевая идея — уподобление;

стремление к равновесию, защищенности — принадлежность роду, нации, народу.

Раскрытие природы человека и индивидуальных задатков школьников в художественном творчестве.

2. Освоение главных принципов взаимодействия различных ви­дов искусства в системе национальной художественной культуры эстетическое и содержательное как условие целостного, гармонического развития личности. Овладение знаниями о состав­ных частях культуры.

3. Изучение культурно-исторического наследия народов, насе­ляющих Костромской край как условия возрождения памяти народной. Понимание места и роли Костромского региона в куль­туре России.

Их реализация в учебно-творческом процессе требует решения следующих задач:

— дать понятие о влиянии региональных особенностей (ге­ографических, исторических, этнических) на состав художествен­ной культуры Костромского края и отдельных ее видов;

— сформировать систему представлений о взаимовлиянии куль­тур разных народов, населяющих наш край;

— изучить основные виды искусства, культивируемые в крае в древности и сейчас;

— познакомить с мастерами народного и других видов искусства, их произведениями;

— сформировать творческую и логическую системы восприятия местной изобразительной культуры в системе мировой культуры;

— стимулировать стремление школьников к художественно-краеведческому поиску.

Соответственно определены следующие основные методические условия для решения задач обучения и воспитания школьников: разнообразная художественная деятельность; включение в систему заданий разных типов художественного творчества (народное и академическое искусство) на уровне интеграции; активное исполь­зование заданий, выражающих природный интерес родового типа; сравнительное освоение элементов искусства и природы в их вза­имодействии; чувственное восприятие и логический анализ общего и особенного в разных видах искусства.

Учебный материал организован с ориентацией на духовные цен­ности родного края, выражающие общечеловеческие идеалы в оригинальной, окрашенной местной традицией форме. В основу це­лостного понимания художественной культуры положен принцип общности в искусствах — содержания, изобразительно-выразительных средств, материалов и технических приемов и различий — в художественно-творческом методе, изобразительных и образных системах.

Народное искусство и академическое (профессиональное) рассматриваются как типы художественного творчества, выражающие принципиальные различия методов работы народного мастера (на основе коллективной традиции) и художника-профессионала (на основе создания индивидуального, непов­торимого произведения искусства).

В народной коллективной традиции важно выделить способ передачи опыта — мастерства, ремесла. Его особенность состоит в том, что приемы, методы работы осваиваются непосредственно под руководством мастера при изготовлении изделий от простых операций — к сложным. Затем прием шлифуется. Мастерство не ориентировано на поиск нового. Новое может быть ограничено из­любленным сюжетом, набором цветов (гаммой), характером пись­ма, жесткого линейного или живописного, но всегда находящегося в пределах общей для данного региона (промысла) техники, метода.

Новое в народном искусстве входит постепенно, когда находки отдельных мастеров (П.А.Иванов из Сусанинского района) осва­иваются всеми, отшлифовываются в приеме исполнения. Отсюда коллективность поиска и анонимность находки, обретений.

Интересно образование названия промысла. Оно может хранить память об инициаторе производства: лукатинские лаки, колокольцевские (мериновские) шали. Чаще промыслы обозначаются мес­том бытования: красносельская скань, сусанинская игрушка, галичские кружева.

Поскольку обучение идет из рук в руки, происходит прямая передача знаний и умений, аккумулированных в течение долгого времени. Отсюда сохранение лица промысла и устойчивость традиции. Так сохраняется многовековой пласт духовной куль­туры, зашифрованный в образах народного искусства. Де­шифровать его не всегда удается, но могучая инерция традиции, освещающая неприкосновенность образов уже на генетическом уровне, заставляет вновь и вновь обращаться к этим образам (архетипам).

Программа вариативно реализует в учебно-творческой деятель­ности детей реально существующий культурно-исторический процесс взаимообогащения народного и классического профессионального искусства. Примером может служить активное эстетическое и содержательное освоение народного искусства русскими художниками в конце XIX — начале XX веков.

По структуре программа представляет ряд последовательных этапов "вхождения" школьников в мир художественной культуры. Каждый этап акцентирует одну из сторон триады: человек — куль­тура (художественное изображение) — природа.

I класс — Мир художественных изображений. Материалы искусства. Художественная культура — вторая природа.

II класс — Взаимодействие мира искусства и природы. Природа как источник изобразительных форм и художествен­ных образов. В мире художественных изображений.

III класс — Эстетические качества изображений и виды искусства. (Декоративность, графичность, живописность, конструктивность, пластичность изображений).

V-класс — Как художник пользуется возможностями изображений разного типа.

VI класс — Искусство и цивилизация.

VII класс — Стиль в искусстве.

Параллельно проводится сквозная идея организации жизни че­ловека на примере жилого комплекса. Жилище под своей крышей собирает искусства, и они организуют живую среду, отражающую способ человеческого существования. За основу взята идея "Дом" как широкое понятие. Это и вместилище вещей, защита, тип постройки, принадлежащей определенному социальному слою и отличающейся уровнем организации жизни и влиянием ге­ографических, природных условий.

I класс — Крестьянский дом.

II класс — Усадьба.

III класс — Городской ансамбль.

IV-V класс — Профессиональное творчество архитектора

VI класс — Архитектура как выразитель технических воз­можностей времени.

VII класс — Стиль в архитектуре.

Такой подход дает возможность рассматривать, не вырывая из живой среды бытования, основные виды искусства — народное и профессиональное (классическое) в их взаимодействии на уровне рождения ансамбля, стиля.

Программа содержит целый ряд таких сквозных идей, которые могут стать темами подобных разработок для факультативных за­нятий.

Это основные блоки, которые содержатся на каждом этапе обу­чения:

1. Мир искусства и природа.

2. Взаимодействие видов искусства.

3. Человек в художественной культуре.

4. Художественный метод освоения мира.

5. Качества личности, необходимые в художественном творчестве.

6. Основы художественного ремесла.

7. Базовые теоретические основы художественного изображения. Законы искусства и природы.

Культурно-историческое наполнение программы обеспечивает искусствоведческий блок "Примерная тематика и виды искусства, предлагаемые для изучения". Блок содержит сведения о произведениях народного, декоративно-прикладного, академиче­ского искусства, дизайне и синтетических искусствах. Материал отражает исторический процесс развития искусства на основе корневых в профессиональные, предлагается для изучения формы существования и развития народного искусства (музеи, ис­торические памятники и самодеятельное творчество — рукоделие).

Дополнительный материал содержится в приложении.

Практический раздел программы включает все виды художе­ственной деятельности: экспериментирование, учебную практику, творческие задания, беседы по искусству. По каждому направлению предлагаются примерные задания. Они ориентированы на напол­нение их содержания местным художественно-краеведческим ма­териалом.

В каждом классе (этапе) необходимо применить следующие ти­пы заданий и, соответственно, типы изображений:

1. Знаково-символьные (семантические).

2. На основе уподобления образу (антропоморфизм).

3. На основе подобия, аналогии (изобразительная форма).

4. Ассоциативные.

5. Абстрактные.

Программа раскрывает для учителя общие направления в обу­чении и развитии школьников средствами художественной куль­туры и раскрывает поэтапную логику ее основания.

При составлении тематического плана учитель должен обеспе­чить достижение целей каждого этапа (класса), опираясь на со­держание учебно-развивающих блоков. Учитель вправе предложить свой вариант методического подхода в реализации за­полненных в блоки идей.

I КЛАСС

МИР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.

Наши рекомендации