Quot;Что тут происходит? Что делают они?" -- спрашивал он себя
И подкрался ко входу, чтобы незаметно смотреть на гостей своих.
О чудо из чудес! что пришлось ему там увидеть своими
Собственными глазами!
"Все они опять стали набожны , они молятся ,
Они безумцы!" -- говорил он и дивился чрезмерно. И
Действительно! все эти высшие люди, два короля, папа в
отставке, злой чародей, добровольный нищий, странник и тень,
Старый прорицатель, совестливый духом и самый безобразный
Человек, -- все они, как дети или старые бабы, стояли на
Коленях и молились ослу. И вот начал самый безобразный человек
Пыхтеть и клокотать, как будто что-то неизрекаемое собиралось
выйти из него; но когда он в самом деле добрался до слов,
Неожиданно оказались они благоговейным, странным молебном в
Прославление осла, которому молились и кадили. И этот молебен
так звучал:
Аминь! Слава, честь, премудрость, благодарение, хвала и
Сила Богу нашему, во веки веков!
Осел же кричал на это И-А.
Он несет тяготу нашу, он принял образ раба, он кроток
Сердцем и никогда не говорит нет; и кто любит своего Бога, тот
Бичует его.
Осел же кричал на это И-А.
Он не говорит; только миру, им созданному, он вечно
Говорит Да: так прославляет он мир свой. Его хитрость не
Позволяет ему говорить; поэтому бывает он редко не прав.
Осел же кричал на это И-А.
Незаметным проходит он через мир. В серый цвет тела своего
Закутывает он добродетель свою. Если есть в нем дух, то он
Скрывает его; но всякий верит в длинные уши его.
Осел же кричал на это И-А.
Какая скрытая мудрость в том, что он носит длинные уши и
Говорит всегда Да и никогда Нет! Разве не создал он мир по
Образу своему, т. е. глупым насколько возможно?
Осел же кричал на это И-А.
Ты идешь прямыми и кривыми путями, и беспокоит тебя мало,
Что нам, людям, кажется прямым или кривым. По ту сторону добра
И зла царство твое. Невинность твоя в том, чтобы не знать, что
Такое невинность.
Осел же кричал на это И-А.
И вот ты не отталкиваешь от себя никого, ни нищих, ни
Королей. Детей допускаешь ты к себе, и, если злые мальчишки
Соблазняют тебя, ты говоришь просто И-А.
Осел же кричал на это И-А.
Ты любишь ослиц и свежие смоквы, ты неразборчив на пищу.
Чертополох радует сердце твое, когда ты голоден. В этом
Премудрость Бога.
Осел же кричал на это И-А.
Праздник осла
Но на этом месте молебна не мог Заратустра больше
Сдерживать себя, сам закричал И-А еще громче, чем осел, и
Бросился в середину своих обезумевших гостей. "Что делаете вы
Здесь, вы, человеческие дети? -- воскликнул он, поднимая
Молящихся с земли. -- Горе, если бы вас увидел кто-нибудь
другой, а не Заратустра:
Всякий подумал бы, что вы с вашей новой верою стали
Худшими из богохульников или самыми неразумными из всех старых
Баб!
И ты сам, ты, старый папа, как миришься ты с самим собою,
что в таком образе молишься ослу здесь, как Богу?" --
Quot;О Заратустра, -- отвечал папа, -- прости мне, но в
Вопросах Бога я просвещеннее тебя! Так лучше.
Лучше молиться Богу в этом образе, чем без всякого образа.
Поразмысли об этом изречении, мой высокий друг -- и ты скоро
Убедишься, что в этом изречении скрывается мудрость.
Тот, кто говорил "Бог есть дух", -- тот делал до сих пор
На земле величайший шаг к безверию: такие слова на земле не
Легко исправлять!
Мое старое сердце бьется и трепещет от того, что еще есть
На земле чему молиться. Прости это, о Заратустра, старому
благочестивому сердцу папы!" --
Quot;И ты, -- сказал Заратустра страннику и тени, -- ты
Называешь и мнишь себя свободным духом? И совершаешь здесь
Подобные идолослужения и обманы?
Худшим, поистине, занимаешься ты здесь делом, чем у своих
скверных, смуглых девушек, ты, новый верующий и хитрец!"
"Довольно скверно, -- отвечал странник и тень, -- ты прав;
Но что же делать! Старый Бог еще жив, о Заратустра, что бы ты
Ни говорил.
Самый безобразный человек виноват во всем: он опять
воскресил его. И хотя он говорит, что он его некогда убил, --