Миф — форма перехода от магических реалий к художествен­ной реальности

Миф (от греч. muthos = предание) — древняя история или легенда, объясняющая религиозные или сверхъестественные явления (См.: Scott. 1980); образное выражение коллективного бессознательного, предшествующее индивидуальному бессознательному (Юнг); первая по­пытка объяснения естественных и социальных явлений (Rose. 1963), сак­ральная история, повествующая о событии, происшедшем в достопамят­ные времена «начала всех начал» (миф не вымысел, не иллюзия, а реаль­ное сакральное событие, служащее примером для подражания) (Элиаде. 1958. С. 6); повествование, построенное на изображении в слове того, что ритуалы выражали на языке культа; саги о богах, о героях, о сотворении мира и о его крушении; сообщение о таких глобальных событиях, как воз­никновение земли и человека, социальных институтов и культуры (Gyldendals. 1984); Миф — «воспоминание» о далеком прошлом, о собы­тиях, происходивших до начала исторического времени; анонимное ска­зание предположительно исторического характера, истоки которого неиз­вестны; объяснение природных явлений (Beckson. 1989); обращение к эмоциям, а не к разуму, ибо во времена создания мифологии разумные объяснения оставались невостребованными (Rose. 1963). Мифы — обоб­щение представлений древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют (См.: Тахо-Годи. 1989. С.8).

Миф генетически и культурно связан с ритуалом, но возник позже не­го и существенно отличается от своего прародителя. Ритуал преднамерен и специально организован. В мифе события случайны и непреднамерен­ны. Ритуал каноничен, миф вариативен. Миф может разъяснять смысл об­ряда и подкреплять авторитетом мифических героев и доисторической традиции статус ритуально-магического действия. В информативном, культурном, эстетическом плане миф богаче ритуала. Ритуал — сфера по­ведения, область практических и деловых навыков. Миф — сфера свя­щенных и тайных знаний. Мифологическое мышление возникло на осно­ве магических реалий (их изобразительного, подражательного и сугге­стивного опыта). Оно — шаг к постижению мира, попытка его осмысле­ния. Мифологические образы фантасмагоричны, зачастую — это различ­ные зверолюди (сфинксы, кентавры).

Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира и его совре­менном бытии, об облике земли и человека, сложившихся в результате де­ятельности вечных первопредков, живших «вне времени», в доисториче­ское время, в «золотом веке» или в «эпоху сновидений». Древние мифы синкретичны и содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе (См.: Мелетинский. Т. 1. С. 29).

Мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству. Миф — и звено, исторически связующее магические реалии с литературными произведениями, и лаборатория поэтической фантазии, и арсенал мыслительного материала художественной литературы. Миф оп­ределил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы.

Позже миф, теряя священные и тайные знания, превращается в сказ­ку, которая развлекательна, поучительна, устрашающа и часто, как под­черкивает Е. Мелетинский, исполняет роль мифа для непосвященных. Сказка еще более чем миф — собственно произведение, художественная реальность.

Три этапа рождения и эволюции сказки (прослежены А. Никифоро­вым на материале чукотской сказки) важны для понимания процессов рождения литературы и искусства из изобразительной, подражательной и словесно-суггестивной деятельности.

I этап: повествовательно-магические рассказы-заклинания, наце­ленные на практическое воздействие на действительность;

II этап: прасказка-повествование, лишенное ритуально-магической функции и обладающее зачатками художественности;

III этап: сказка как художественное повествование.

Все роды, виды и жанры литературы и искусства проходили, подобно сказке, определенные этапы своего развития — от магического «практи­цизма» к художественному «бескорыстию», а вернее, к общечеловеческой (эстетической) практике.

Наши рекомендации