Справочно-вспомогательные элементы
Помимо основных элементов (текста, иллюстраций, таблиц, формул и т.д.) на книжных полосах помещается и справочно-вспомогательные элементы: колонтитулы, колонцифры, сигнатуры и нормы.
Колонтитул– это данные, помещаемые в некоторых изданиях над каждой полосой текста. Колонтитул, в который помещается имя автора и заглавие книги, называется постоянным (или «мертвым»). Колонтитул, отражающий рубрикацию книги (название разделов, глав, параграфов), называется переменным (или скользящим).
Чаще всего колонтитулы применяются в изданиях значительного объема, тексты которых делятся на большое количество разделов. Колонтитул может отделяться от остального текста колонлинейкой.
Колонцифра – это порядковый номер страницы, который располагается посередине или сбоку нижнего или верхнего поля страницы. На верхнем поле колонцифра помещается только при наличии колонтитула.
Сигнатура – (лат. Signaturа – signare – обозначать, указывать). Это обозначение порядкового номера печатного листа книги (тетради), которое помещается в нижнем внутреннем углу первой полосы каждого печатного листа и повторяется со звездочкой на его третьей полосе.
Рядом с сигнатурой ставится норма – сокращенное название книги, номер типографского заказа или фамилия автора. Так как книги чаще всего состоят из 16-страничных тетрадей, то нормы и сигнатуры ставятся соответственно на 17, 33, 49 и т.д. страницах. Нормы и сигнатуры облегчают контроль при фальцовке и комплектации книжного блока.
Титульные элементы книги
К титульным элементам относятся титульный лист, шмуцтитул и авантитул.
Титульный лист или титул – это выходная страница книги, на которой помещаются все основные библиографические данные об издании. Титул может быть кратким и подробным.
Существуют два основных типа титульных листов. Однополосной титул занимает одну страницу. В многотомных, серийных и особо оформленных изданиях применяется распашной или развернутый титул, занимающий две смежных страницы книжного разворота. Левая часть такого титула называется контртитул. На ней помещаются сведения, относящиеся ко всему изданию или серии. Правая часть распашного титула – основной титул – содержит сведения, относящиеся только к данному тому или выпуску серии. В переводных изданиях на контртитуле помещают библиографические данные об издании на языке оригинала.
Для экономии бумаги титул иногда заменяют заголовком – шапкой на начальной полосе. Часть титульных сведений – фамилия художника, переводчика, редактора и др. может помещаться на обороте титула; здесь же обычно располагается издательская аннотация.
В некоторых изданиях титульному листу предшествует авантитул – выходной лист, на котором повторяется часть титульных данных, размещается издательская марка, девиз и пр.
Перед отдельными крупными разделами книги может помещаться добавочный титул – шмуцтитул(нем. Schmutztitel – грязный титул). Первоначально он служил для предохранения основного титула от загрязнения. Сейчас он выполняет роль титула раздела, части, тома, главы и содержит обычно только их порядковый номер, заглавие, иногда – эпиграф.
Основное требование к оформлению титульного листа – выражение сущности книги, ее типа. Применяется как чисто шрифтовое оформление титулов, так и с применением различных рамок и орнаментальных украшений.
К титульным элементам книги относятся также учетно-регистрационные сведения, помещаемые обычно на последней странице книги, а иногда на обороте титульного листа. Здесь помещаются: имя, отчество и фамилия автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, фамилия редактора, технического редактора, корректора, даты сдачи издания в производство и подписания к печати, формат, объем, тираж, цена книги, номер серии и заказа типографии, индекс, адрес издательства и типографии.
4. Средства оформления отдельных элементов книги.
Наборные средства оформления. К ним относятся шрифты, линейки, наборные орнаменты и украшения.
Шрифтом называется комплект литер, воспроизводящих буквы какого-либо алфавита и относящиеся к этому алфавиту цифры и знаки. Шрифты разделяются на два типа: наборные и употребляемые при наборе любого издания и рисованные специально для данного издания. Последние чаще всего применяются для оформления титулов, переплетов и т.д.
Главное требование к любому шрифту – он должен быть удобен для чтения. Кроме того, шрифт должен отвечать требованиям эстетики. Создание шрифтов – это отдельное искусство. В полиграфии применяется большое количество шрифтов, отличающихся размерами, рисунком и начертанием.
Размер шрифта. Размер шрифта в полиграфии называется кеглем и выражается в особых единицах измерения – типографских пунктах и квадратах. Пункт равен примерно 0,376 мм, квадрат равен 48 пунктам или примерно 18 мм. Кегль определяет высоту отпечатанного очка буквы с включением пробелов сверху и снизу очка, необходимых для получения нормальных промежутков между строками, а также для размещения подстрочных и надстрочных элементов (б, й, щ, у).
Основная масса книг печатается шрифтом кегль 10. Крупные шрифты используются в изданиях, ориентированных на специфичную аудиторию.
Рисунок типографского шрифта. Каждая литера шрифта состоит из основных вертикальных шрифтов, соединительных штрихов и засечек. В зависимости от их формы все шрифты делятся на ряд групп или гарнитур.
Для оформления книги могут применяться также рисованные шрифты, создаваемые художником специально для данного издания.
Начертание шрифтов. Шрифты одной и той же гарнитуры различаются в зависимости от начертания (положения очка), насыщенности (жирности) и ширины.
По положению очка шрифты бывают прямые и наклонные (курсивные). По насыщенности штрихов (жирности) подразделяются на светлые, полужирные и жирные.
По ширине очка – расстоянию между основными (вертикальными) штрихами – шрифты могут быть нормальные, узкие и широкие.
К наборным средствам относятся отлитые орнаменты, украшения, линейки. Линейки могут быть обыкновенные (одинарные) и двойные, прямые, узорные или орнаментальные, светлые и жирные. Применяются при построении таблиц, подчеркивании отдельных фраз или слов, для отделения сносок и колонтитула от текста.
Художественные средства оформления
К художественным средствам оформления относятся все виды иллюстраций и рисованных книжных украшений (орнаменты, буквицы и пр.).
Иллюстрация (лат. Illustrare – освещать, проливать свет, объяснять). В издательской практике под иллюстрацией понимают: чертежи, диаграммы, схемы, портреты, изображения предметов и явлений природы, сцены, пейзажи, репродукции документов и пр.
Иллюстрации сопровождали текст еще в древнеегипетской книге. Рукописи поначалу иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания иллюстрации стали областью печатной графики.
В зависимости от назначения иллюстрации принято делить на три основные группы: научные, художественные и документальные.
Научные иллюстрации представляют собой изображение предметов, явлений и отвлеченных понятий, а также чертежи, схемы, графики и пр. Они могут быть предметными и схематическими.
К документальным иллюстрациям относятся: портреты, фотографии, исторические документы, картины, чертежи, автографы, планы и т.д.
Художественные иллюстрации передают изобразительными средствами образы, созданные писателем.
По графическому характеру иллюстрации подразделяются на штриховые и тоновые. Штриховаяиллюстрация представляет собой изображение, состоящее из штрихов, точек и сплошных пятен (заливок) одинаковой интенсивности (тона). На тоновойиллюстрации изображение состоит из тонов различной насыщенности, с постепенным переходом от светлых тонов к темным и наоборот. Как штриховые, так и тоновые иллюстрации могут быть одноцветными и многоцветными.
Иллюстрации по расположению в тексте делятся на фронтисписы, заставки, концовки и текстовые. Фронтиспис – это иллюстрация, расположенная на левой части разворота перед титулом. Заставка – небольшой орнамент, помещенный вверху начальной полосы издания или его раздела. Концовка – декоративное или сюжетно-иллюстрированное изображение, подчеркивающее окончание как итог книги. Буквица или инициал (орнаментированная заглавная буква) – графически выделенная первая буква текста.
Декоративные элементы (украшения) – это несодержательные изображения – узоры, орнаменты, виньетки, эмблемы и т.п., которые служат средством деления текста на смысловые части.
Работа художника-иллюстратора и художника-оформителя очень ценна, так как книга должна представлять целостное художественно-эстетическое целое.