Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 1.Учебно методический комплект
1.Учебно методический комплект
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва,
«Просвещение», 2013 г.
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова учебник «Изобразительное искусство 3 класс», Москва, «Просвещение», 201 3г.
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс»
Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2013г.
2. Дополнительная литература.
Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 2013.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 2012.
3.Энциклопедический словарь юного художника. -М. : Педагогика, 2012
4. Интернет-ресурсы.
Википедия : свободная энциклопедия.
Педсовет.ощ. Всероссийский Интернет-педсовет.
Клуб учителей начальной школы. -
Фестиваль педагогических идей.
Педагогическое сообщество.
5. Информационно-коммуникативные средства.
Секреты живописи для маленьких художников
Большая электронная энциклопедия
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Аудиозаписи. Классическая музыка.
6. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства.
М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; Серебрякова. Корзина с кабачками;
Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью: В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни: Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.
А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синяда-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седнсве: А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль: Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт: В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме 'О. Савостюк. Маша. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем: В. Фонеев.Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-3алесском; В. Федосеев.Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат);; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
.И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь,Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда - Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки - Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия - ларцы, сундуки_ светцы; традиционные подвесные украшения - «пауки».
Народный костюм Русского Севера - олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский - курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана. Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка. Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Темы уроков (основные элементы содержания) | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Материалы и инструменты | Сроки | |
план | факт | |||||
1. | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. | Коммуникативные УУД: рассказывать о своих наблюдениях, подбирать образные названия цветовых оттенков, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать натюрморты живописцев и графиков. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к природе. Предметные УД: подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом, выбирать приемы изображения цветка в соответствии с его формой. | Понятия: жанр натюрморта, композиция, цвет, линия, форма, объем., пятно, линия, раздельный мазок, «по - сырому». Творческое задание «Натюрморт из осенних цветов» с использованием приемов работы кистью. | Кисти, акварель и гуашь, бумага. Натюрморты живописцев 20в. А.Герасива, М.Сарьяна, А.Дейнеки, В.Юкина. | 1.09 – 5.09 | |
2. | В жостовском подносе все цветы России. Эскиз росписи жостовского подноса. | Познавательные УУД: воспринимать и анализировать натюрморты живописцев и графиков. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к природе. Предметные УД: работать по художественно-дидактической таблице, повторять за мастером приемы послойного письма (росписи) | Понятия: художественные лаки, подмалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, уборка. Изделие: эскиз росписи жостовского подноса. | Кисти, гуашь, бумага, учебник Произведения мастеров лакового промысла М.Митрофанова, Н.Мажаева, Н.Антипова | 8.09- 12.09 | |
3. | О чем может рассказать русский расписной поднос. Эскиз росписи подноса. | Познавательные УУД: воспринимать и анализировать натюрморты живописцев и графиков. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к природе, искусству русских лаков средствами кистевого письма. Предметные УД: рисовать жостовский поднос понравившейся формы, намечать белилами силуэты цветов на цветном фоне, смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами, выполнять поэтапно традиционный прием жостовской росписи. | Понятия: художественные лаки, подмалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, уборка. Изделие: эскиз росписи жостовского подноса. | Кисти, гуашь, бумага, учебник. Произведения Б.Кустодиева, О.Вишякова | 15-019.09 | |
4. | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: «Славный урожай». | Коммуникативные УУД: рассказывать о своих наблюдениях, подбирать образные названия цветовых оттенков, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать натюрморты живописцев и графиков. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к природе. Предметные УД: работать по художественно – дидактическим таблицам, читать композиционные схемы натюрмортов, рисовать с натуры натюрморт, составлять нужные цвета для освещенной и теневой поверхности плодов. | Понятия: светлота, светотень, тень, блик. Творческая работа: натюрморт «Славный урожай» | Кисти, акварель и гуашь, бумага. Натюрморты живописцев 20в. В.Серова, И.Машкова, З.Серебряковой, В.Стожарова, Р.Рохлина, Г.Бочарова, А.Бородина. | 22.09 – 26.09 | |
5. | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Роспись бумажного змея с использованием орнамента. | Коммуникативные УУД: составлять рассказ на основе полученной информации, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать орнаменты народов мира. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к традиционному искусству . Предметные УД: придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея. | Понятия: орнаментальная композиция (ритм, симметрия, ярусное расположение). Творческая работа: роспись бумажного змея с использованием орнамента. | Кисти, акварель и гуашь, бумага. Произведения декоративно-прикладного искусства мастеров Японии и Китая. | 29.09 – 3.10 | |
6. | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Эскиз лоскутного коврика. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать работы народных мастеров, работать по художественно-дидактической таблице, читать схемы, различать разнообразные приемы сочетания геометрических фигур в модуле. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое эмоционально- ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики. Предметные УД: рисовать коврик с узором по мотивам лоскутной мозаики. | Понятия: монохромная гамма, контрастная гамма, лоскутная мозаика. Творческая работа: эскиз лоскутного коврика. | Кисти, акварель и гуашь, фломастеры, бумага. Панно «Весна» А Шибаевой, в лоскутной технике. | 6.10 -10.10 | |
7. | Живописные просторы Родины. Пейзаж. Осенний пейзаж. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников и аргументировать их. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать пейзаж и – воспринимать в них общее и различное в изображении пространства, Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к осенней природе, к широкому пространству Родины. Предметные УД: рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», предавать с помощью приемов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать теплые тона для первого плана, а холодные – для дальнего. | Понятия: уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива. Творческая работа: «Осенний пейзаж» с использованием приемов работы кистью и цветовой палитры, соответствующих замыслу и натуре. | Кисти, акварель, бумага. Произведения художников – пейзажистов 19-20в. И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, Б.Щербакова, В.Крылова, | 13.10 -17.10 | |
8. | Родные края в росписи гжельской майолики. Рисунок тарелки с изображением гжельской майолики. | Коммуникативные УУД: рассказывать о впечатлениях от произведений искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения гжельского фарфора, сопоставлять мотивы гжельской майолики, работать по художественно-дидактической таблице, читать схемы. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к майоликовой росписи Гжели средствами кистевого письма. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике, выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. | Понятия: майолика, фарфор. Творческая работа: рисунок тарелки с изображением гжельской майолики. | Кисти, акварель, бумага. | 20.10 -24.10 | |
9. | Рисунок русского бревенчатого дома с элементами декора. Резервный урок | Коммуникативные УУД: рассказывать о впечатлениях от произведений мастеров деревянного зодчества и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать конструктивные особенности деревянных изб, их крашениях, работать по художественно дидактической таблице Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к искусству народных мастеров. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями бревна, скат крыши и конек; изображать крестьянскую рубленую избу по представлению и по наблюдению украшать резным декором элементы избы. | .Творческая работа: рисунок русского бревенчатого дома с использование элементов декора. | Кисти, акварель и гуашь, бумага. Изображения произведений деревянного зодчества – деревянных построек в музеях под открытым небом в Кижах и Витославицах, произведения художника-графика А.Бородина. | 27.10 -31.10 | |
10. | В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Сказочный терем. | Коммуникативные УУД: рассказывать о впечатлениях от произведений мастеров деревянного зодчества и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать конструктивные особенности деревянных изб, их крашениях, работать по художественно дидактической таблице Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к искусству народных мастеров. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: рисовать сказочный терем, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями бревна, скат крыши и конек; изображать крестьянскую рубленую избу по представлению и по наблюдению украшать резным декором элементы избы. | Понятия: пропорция, асимметрия. Творческая работа: сказочный деревянный терем. | Кисти, акварель и гуашь, цветные карандаши, фломастеры, бумага. Образцы шкатулок мастеров из Федоскина, макет деревянного царского дворца в селе Коломенское. | 10.11 -14.11 | |
11. | Живая природа: форма и цвет, пропорции. Наброски зимующих птиц. | Коммуникативные УУД: рассказывать о своих наблюдениях за объектами живой природы и впечатлениях от произведений искусства с изображением животных. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать конструктивные особенности птиц, пропорций, цвета оперения. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к зимующим птицам. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице. Оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю в технике акварели «по-сырому» | Понятия: техника живописи «по-сырому» (алла-прима). Творческая работа: наброски зимующих птиц. | Кисти, акварель, бумага. Произведения В.Каневского, стихотворения К.Бальмонта о птицах. | 17.11 – 21.11 | |
12. | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: «Старинные и современные предметы быта». | Коммуникативные УУД: рассказывать о впечатлениях от произведений мастеров художников и работ одноклассников. Познавательные УУД: сравнивать произведения живописи, находить обще и различное в изображениях предметов натюрмортов, в передаче цвета, формы, света объемных предметов. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к изображению натюрморта. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: Подбирать нужные оттенки цвета для передачи горящего пламени, и располагать их в соответствующем порядке, согласно таблице, рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта. | Понятия: рефлексы, средства художественной выразительности, натюрморт. Творческая работа: натюрморт «Старинные и современные предметы быта» | Кисть, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, бумага белая и цветная. Произведения художников: Т.Шуваловой, Б.Копыловой. | 24.11 – 28.11 | |
13. | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Заснеженные деревья. | Коммуникативные УУД: рассказывать о впечатлениях от произведений мастеров художников и работ одноклассников. Познавательные УУД: наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях, сравнивать произведения живописи, находить обще и различное в изображениях предметов натюрмортов, в передаче цвета, формы, света объемных предметов. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к изображению натюрморта. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Предметные УД: выполнять тонкой легкой линией набросок, белой тонкой линией на затонированной бумаге контуры деревьев и кустов, рисовать по памяти и наблюдениям зимний пейзаж « Заснеженные деревья»» в графике. | Понятия: линия, штрих, пятно художественный образ, ритм в живописи и графике, пейзаж, средства выразительности. Творческая работа: пейзаж «Заснеженные деревья» | Кисть, гуашь, бумага белая и цветная. Произведения русских художников-графиков 19-20в. И.Шишкина, Д.Шмаринова, Е.Прибыткова, Л.Киселевой. | 1.12 -5.12 | |
14. | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Эскиз сувенира. | Коммуникативные УУД: составлять рассказ на основе полученной информации, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать орнаменты народов мира. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к традиционному искусству. Предметные УД: выбирать знаки-символы русского народного орнамента для эскиза сувенира из бисера, создавать свой эскиз сувенира из бисера. | Понятия: мозаика, орнамент. Творческая работа: эскиз сувенира из меха и бисера. | Фломастеры, цветные карандаши, бумага в клеточку, украшение из бисера. | 8.12 – 12.12 | |
15. | Зима за морозы, а мы за праздники. Эскиз маскарадного костюма | Коммуникативные УУД: составлять рассказ на основе собственного опыта, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать маскарадные костюмы. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к предстоящему празднику и участию в карнавале. Предметные УД: рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике, уточнять костюм участника на основе иллюстраций учебника и справочной литературы. | Понятия: дизайн, дизайнер, модельер. Творческая работа: эскиз маскарадного костюма. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | Кисть, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, бумага белая и цветная. Произведения народного мастера Г.Скрипунова из Федоскина, современного художника П.Парухнова. | 15.12 – 19.12 | |
16. | Резервный урок | Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении на заданную тему, высказывать свои суждения о произведениях искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и сравнивать карнавальные маски. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к сохранению традиций и культурной жизни своего города. | Понятия: композиция, линия, форма, цвет, ряженые. Творческая работа: эскиз новогодней маски или открытки | Акварель или гуашь, текстильный коллаж или аппликация из цветной бумаги. Произведения на тему зимних праздников «Месяцеслова» народного мастера А.Журавлевой. | 22.12 -26.12 | |
17. | Русский народный костюм. Орнамент на основе квадрата. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях декоративно-прикладного искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать народные традиционные костюмы. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к традиционному искусству. Предметные УД: рисовать силуэт женской фигуры в традиционном народном костюме, обозначать на нем места где расположены рисунки – обереги, украшать их орнаментом, использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры. | В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры – обереги. Понятия: элементы северорусского (сарафанного) комплекса. Творческая работа: орнамент на основе сетки, квадрата, поставленного на угол. | Карандаш, фломастеры. Фотоизображения народных костюмов Олонецкой, Новгородской, Тверской, Архангельской губерний, праздничных костюмов Курской, Орловской, Тамбовской, Воронежской губерний. | 12.01 -16.01 | |
18. | Жизнь костюма в театре. Эскиз театрального костюма. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях декоративно-прикладного искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать театральные костюмы, выделять элементы костюма, определять выразительные средства, которыми пользовался мастер. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к задуманному образу в соответствующем ему костюме. Предметные УД: рисовать силуэт фигуры человека в театральном костюме, использовать разнообразные выразительные средства. | Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Понятия: композиция, цвет, линия, форма, объем, декор. Творческая работа: эскиз театрального костюма в соответствии с выбранным образом героя. | Кисть, гуашь, акварель, пастель, фломастеры, бумага белая и цветная. Произведения Н.Рериха, А.Головина, И.Билибина | 19.01 -23.01 | |
19. | В мире народного творчества. Рисунок старинной крепости. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях народного зодчества и работах одноклассников. Познавательные УУД: работать с информацией об известных историко-культурных памятниках архитектуры, выделять нужные факты и группировать их в таблицу, использовать программу интернета для сбора новой информации, обрабатывать их с помощью графических программ и включать в таблицу для создания фотоэкспонатов мини-музея. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры. Предметные УД: работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. | Россия державная Понятия: Кремль, архитектура, зодчество. Творческая работа: рисунок старинной крепости. | Графические или живописные по выбору. Фотографии старинных крепостей в Новгороде, Пскове, Смоленске. | 26.0130.01 | |
20. | «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация. Рисунок старинной крепости. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях театрально-декорационного искусства и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения театрально-декорационного искусства. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к традиционному искусству. Предметные УД: работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. | Понятия: театрально-декорационное искусство, симметрия, ритм, свет, цвет, пространство) Творческая работа: рисунок старинной крепости. | Графические или живописные по выбору. | 2.02 -6.02 | |
21. | Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовка народной деревянной игрушки. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях мастеров народной игрушки и работах одноклассников. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать разнообразные виды народной игрушки: особенности формы, росписи, приемов её изготовления, многообразия форм животных и человека. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к народной деревянной игрушке, выбирая средства изображения, соответствующие выбранной игрушке. Предметные УД: выполнять зарисовку понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать росписью соответствующего промысла. | Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Понятия: резьба по дереву, токарная обработка, богородская игрушка, матрешка, народный промысел. Творческая работа: зарисовка народной деревянной игрушки. | Кисть, гуашь, акварель, фломастеры, бумага белая и цветная. Русские народные игрушки из дерева, созданные мастерами разных регионов России. | 9.02 – 13.02 | |
22. | Защитники земли Русской. Композиция на тему «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим» | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях художника – живописца, художника – плакатиста и работах одноклассников, участвовать в обсуждении художественных произведений, посвященных воинской славе. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения посвященные великим историческим событиям Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к воинской доблести, героизму русских солдат, художественными приемами и средствами выразительности живописи, графики. Предметные УД: рисовать сюжетную композицию на тему: «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» | Сюжетная композиция, композиционный центр. Понятия: ритм, симметрия, пропорции фигур, цвет, выразительные средства, композиция. Творческая работа: композиция на тему «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» (по выбору) | Кисть, гуашь, акварель, пастель, фломастеры, бумага белая и цветная. Произведения мастера Л.Беспаловой из Городца, произведения современных художников – живописца Н.Присекина, П.Соколова – Скаля, О.Савостюка. | 16.02 -20.02 | |
23. | Герои сказки глазами художника. Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и свет. «Широкая Масленица» | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях лаковой миниатюры, и работах одноклассников, участвовать в рассказе о народном празднике Масленицы. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения посвященные фольклорным праздникам. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения. Предметные УД: создавать композицию на тему Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. | Понятия: коллаж, обрывная мозаика, композиционный центр, выразительные средства. Творческая работа: «Широкая Масленица» | Бумага белая и цветная, лоскутки бумаги, кисть, клей. Произведения декоративно-прикладного искусства В.Ливицкого из Федоскина. | 24.02 -27.02 | |
24. | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет «Портрет самого дорогого человека» | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях художника – живописца, художника – плакатиста и работах одноклассников, участвовать в обсуждении художественных произведений, посвященных воинской славе. Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения посвященные великим историческим событиям Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к воинской доблести, героизму русских солдат, художественными приемами и средствами выразительности живописи, графики. Предметные УД: рисовать женский портрет, передавать неповторимость. | Понятия: композиция, сюжет, линия, портрет, цвет, выразительные средства, жанр портрета. Творческая работа: «Портрет самого дорогого человека» | Кисть, гуашь, акварель, пастель, фломастеры, бумага белая и цветная. Произведения художников 19-20 в. В.Тропинина, В.Сурикова, М.Врубеля, Л.Малеева, Н.Кузнецова, Б.Нурали. | 2.03 -6.03 | |
25 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях художника – мариниста, называть понравившиеся пейзажи и объяснять свой выбор, и работах одноклассников. Познавательные УУД: сравнивать произведения И.Айвазовского с пейзажами других маринистов, находить в них общее и различия. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к изображению водных просторов, морских или речных судов. Предметные УД: исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской волны, создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению. | Понятия: марина, художник - маринист. Творческая работа: рисунок «Закат на море», «Подготовка к плаванию». | Кисть, гуашь, акварель, бумага белая и цветная. Пейзажи художников – маринистов И.Айвазовского, Р.Судковского, А.Рылова, А.Алексеева. | 6-10.04 | |
26. | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях мастеров Павловского Посада, и работах одноклассников. Познавательные УУД: сравнивать цветочный узор на павловопосадских платках с росписью на жостовских подносах, находить в них сходства и рахличия. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, работать по художественно-дидактической таблице, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к искусству русской набойки, к искусству росписей шалей Павловского Посада. Предметные УД: сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. | Понятия: рапорт, повтор, набойка, набойщик, композиция, цвет, линия, форма. Творческая работа: эскиз росписи платка. | Кисть, гуашь, бумага белая или цветная. | 13.04 -17.04 | |
27. 28. | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. Весенний пейзаж | Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении произведений декоративно-прикладного искусства России, высказывать свое мнение о этих произведениях. Познавательные УУД: сравнивать изображения цветов на произведениях разных народов, находить в них сходства и различия. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к цветущей природе. Предметные УД: исследовать возможности живописи, подбирать оттенки цвета сирени на свету и в тени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. | Понятия: натюрморт, композиции, выразительные средства, свет, тень, полутень. Творческая работа: натюрморт «Цветущая сирень» | Кисть, гуашь, акварель, белила, мелки, бумага белая и цветная. | 20.04 -24.04 | |
29. 30. . | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция: цвет. | Коммуникативные УУД: высказывать свои суждения о произведениях, посвященных ВОВ 1941-1945гг., использовать образные слова из поэтических произведений Познавательные УУД: сравнивать произведения живописи и графики, посвященные ВОВ. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к всенародному празднику. Предметные УД: рисовать декоративно-сюжетную композицию, решать какой прием использовать для передачи салюта, подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущение радости и торжества. | Понятия: цветовой контраст, набрызг, тычок, раздельный мазок, кистевое письмо. Творческая работа: композиция «Салют Победы». | . Кисть, гуашь, акварель, бумага белая и цветная. Произведения живописцев К.Юона, И.Присекина, П.Оссовского, А.Ушина. | 27.04 – 30.04 | |
31. 32. | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. Герб семьи | Коммуникативные УУД: составлять рассказ на заданную тему о гербах русских городов, высказывать свое отношение к ним. Познавательные УУД: сравнивать гербы разных городов, находить в них сходства и различия, геральдические символы. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Личностные УУД: выражать в творческой работе свое отношение к своей семье, родным местам. Предметные УД: составлять эскиз герба своего города, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания. | Понятия: геральдика, герб. Творческая работа: «Мой герб». | Кисть, гуашь, акварель, бумага белая и цветная. Изображения гербов старинных русских городов. | 5.05 -18.05 | |
33 34. | Я знаю. Я могу. Наш проект «Счастливы те, кто любит цветы». | Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать свою творческую работу и работы своих одноклассников. Коммуникативные УУД: умение работать в творческой группе, выбирать творческую группу в соответствии со своими интересами | Творческий коллективный проект «Счастливы те, кто любит цветы». | Кисть, гуашь, акварель, бумага белая и цветная. . | 25.05 |