Русские домонгольские иконы

Древнерусская иконопись XI-XVII веков. Этапы развития, техника, основные памятники, основные художественные особенности.

Новгород

Русские домонгольские иконы - student2.ru Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.

Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.

Русские домонгольские иконы - student2.ru

Святой Георгий. к. XII вв. (двусторонняя, Богородица Одигидрия) Успенский собор Московского Кремля (многослойное письмо, прозрачность и цветоностность)
Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии.

Русские домонгольские иконы

Темперная живопись.

Русские домонгольские иконы - student2.ru Отличие от Византийских икон: подчеркнутая монументальность, размер (большие), лаконичный язык, обобщенные упрощенные и условные формы.

Благовещение «Устюжское». XII век. Георгиевский собор Юрьева монастыря (мягкость пластичность ликов, крупные складки)
Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве.

В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту (ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой.

Спас Нерукотворный 2п. XII в. Двусторонняя, выносная (линейная стилизация, сплавленный мазок, асимметрия)

Русские домонгольские иконы - student2.ru

Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название «Ангел Златые власы», некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, унаследованная от комниновского искусства и близко воспринятая на Руси.

Наши рекомендации