Письмо жены и сподвижницы Святослава Николаевича Рериха Девики Рани-Рерих
О ПРОТИВОЗАКОННОМ ВЛАДЕНИИ ШАПОШНИКОВОЙ Л.В.
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ, г. МОСКВА)
НАСЛЕДИИ СЕМЬИ РЕРИХОВ
3 октября 1993 года
Бангалор, Индия
Господин Президент!
Как Вы знаете, мой покойный муж, великий сын России Святослав Николаевич Рерих передал русскому народу бесценное наследие семьи Рерихов. Это было сделано в 1990 году в надежде на культурное сотрудничество между двумя народами — России и Индии. Руководители тогдашнего Советского фонда Рерихов, а именно: президент указанного фонда — господин Борис Угаров, и вице-президенты: доктор Ростислав Рыбаков, доктор Людмила
Шапошникова, и господин Сергей Житенев, — выразили свою готовность и желание выполнить волю Святослава Рериха и приложить все усилия для развития и осуществления благородных идей Рерихов в России и во всем Мире.
Из этих четырех человек, взявших на себя большую ответственность сохранения и использования наследия Рерихов, президент Угаров скончался, доктор Рыбаков покинул Фонд из-за непреодолимых разногласий с мадам Шапошниковой, а господин Житенев был исключен из Фонда самой мадам Шапошниковой... Единственный, кто остался и осуществляет полный контроль над наследием, это мадам Шапошникова. А это как раз тот человек, кому в сложившейся обстановке ни я, как полноправный наследник Святослава Рериха, ни другие друзья семьи Рерихов не можем доверять.
Как я уже сообщала Вам, господин Президент, в моей телеграмме на Ваше имя, мадам Шапошникова была в высшей степени груба со мной во время похорон моего мужа. Она была заинтересована в одном — просто вырвать у меня для себя как можно больше предметов из наследия в этот печальный момент нашей жизни. А мы так хотели, чтобы хоть кто-нибудь был рядом с ним в последние минуты его жизни, с кем он мог бы поговорить по-русски. Она угрожала мне и нашему доверенному секретарю — госпоже Мэри Джойс Пунача, и применяла насильственные методы, чтобы заставить нас пойти на удовлетворение ее своекорыстных требований в ее личных целях. Только она и господин Кадакин из Посольства России несут ответственность за тот факт, что доктор Святослав Рерих похоронен в Индии, а не в России, как мы намеревались.
Я просто не могу понять, господин Президент, такое положение, когда даже сейчас, после всех этих безобразий, все картины и архивы семьи Рерихов, которые принадлежат всему Миру, продолжают оставаться в ведении этого человека, желающего удержать их в своих личных целях.
Вы, наверняка, знаете, господин Президент, что все наследие было передано России со специальной оговоркой, что в любой момент, когда доктор Рерих сам или его правопреемники сочтут необходимым, наследие, целиком или частично, должно быть возвращено в Индию.
Я пришла сейчас к решению отозвать это наследие обратно. Согласно международному праву, я имею полное право осуществить это свое решение.
Но узнав, что Ваше Министерство культуры планирует создать в Москве Государственный музей Рерихов, я приняла следующее решение.
Я хочу, чтобы все картины, архивы и личные вещи, переданные Святославом Н. Рерихом бывшему Советскому фонду Рерихов, были на тех же условиях переданы Государственному музею Рерихов и оставались там — при условии, что между датой отправки данного письма и датой объявления о создании вышеназванного музея пройдет не более двух месяцев. В противном случае, я вынуждена буду принять соответствующие юридические меры.
Я готова прибыть в Москву сама или направить своего специального представителя, чтобы сверить наличие всех архивов и наследия с полной описью переданного, хранящейся в нашей семье.
Прошу Вас, господин Президент, рассматривать это дело как исключительно срочное и серьезное.
Мы все шлем Вам наше благословение в этот трудный исторический час; как все члены семьи Рерихов, я всегда верю в Великое будущее Великой России.
Я молюсь за Вас, господин Президент, и желаю Вам всяческих успехов.
С искренней симпатией,
госпожа Девика Рани-Рерих
http://bollywood.1bb.ru/viewtopic.php?id=220
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4871544
Девика Рани - первая леди индийского экрана. Актриса, режиссер и декоратор. Полное имя: Девика Лакшми Чаудхари. (Девика Рани - псевдоним. После второго замужества стала носить имя Девика Рани Чаудхари Рерих). Она была внучатой племянницей лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора, будучи правнучкой его сестры Сукумари Деви. Родилась 30 марта 1908 в Висакхапатнам, Британская Индия. Первым мужем Девики был Химаншу Рай – актер и продюсер. В 1936 году вышел самый её известный фильм «Неприкасаемая». Эта роль сделала ее примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После смерти Химаншу, Девика унаследовала его кинобизнес – киностудию «BombayTalkies» и сама управляла ею. Со вторым будущим мужем Святославом Рерихом она познакомилась, благодаря своей новой должности. Сама в прошлом декоратор, она обратила внимание на талантливого художника и пригласила его сделать декорации к одному из фильмов.Свою последнюю роль в кино великая актриса сыграла в 1943 году, а всего за 10 лет актерской карьеры исполнила 15 главных ролей. Святослав и Девика поженились в 1945 году. Ради Святослава Девика бросила свою блистательную карьеру и стала полноправным членом семьи Рерихов, разделяя их искания в индийском искусстве, философии, религии. Умерла 8 марта 1994 в Бангалоре, штат Карнатака в полном одиночестве. Детей у нее не было ни в первом браке, ни во втором. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей на долгие времена. Фильмы с ее участием смотрела даже королевская семья Великобритании. Внучатая племянница Рабиндроната Тагора, она унаследовала прогрессивные взгляды своего знаменитого родственника и не боялась совершать поступки, на которые в традиционном индийском обществе табу до сих пор. Ведь даже в том, что девушка из брахманской касты стала артисткой, был вызов сословным предрассудкам. Но больше всего поклонники любят Девику Рани за то, что именно она когда-то помогла никому неизвестному мальчику Мухаммеду, из Пешевара получить роль в своем первом фильме. А он взял себе псевдоним Дилип Кумар.
2. Фильм «Неприкасаемая» был показан на специальном показе для тогдашнего Президента Конгресса Джавахарлал Неру и других лидеров, среди которых была и Сароджини Найду (индийская поэтесса, участница движения за независимость Индии от Великобритании. Первая женщина-президент Индийского национального конгрессаи первая женщина-губернатор Соединённых провинций)
3. Продюсер фильма: Химансу Рай (первый муж Девики Рани)
4. Несколько песен в фильме исполнили Девика и Ашок. Самой популярной стала: " Main Ban Ki Chidiya Banke" (Я свободная птица и летаю, где хочу).
Неприкосновенная Дева / Неприкасаемая / Achhut Kanya
Страна: Индия
Жанр: Драма
Год выпуска: 1936
Продолжительность: 02:15:58
Перевод: Одноголосый закадровый
Перевод субтитров: Марина Комарова
Озвучка: Nastia
Cубтитры: Русские (на песни)
Оригинальная аудиодорожка: хинди
Режиссер: Франц Остен / Franz Osten
В ролях: Девика Рани (Кастури), Ашок Кумар (Пратап), Монорама (Мира), Прамила (Каджари), Камта Прасад (Дукхия), Кусум Кумари (Кальяни),Анвар (Манну), П.Ф. Питхавала (Мохан), Кишори Лал (Бабулал), Ишрат (Шукхлал), Н.М. Джоши (полицейский инспектор), Кхосла (Пациент), Сунита Деви и Мумтаз Али (танцоры)
Описание: Фильм «Неприкасаемая» снят по рассказу Нираджан Пала «Переезд».
История начинается со сцены на железнодорожном переезде. Семейная пара ждет, когда пройдет поезд и можно будет продолжить путь. В их жизни не все так просто. Муж подозревает жену в измене и собирается ее убить. Она догадывается об этом, но как покорная жена, следует за своим мужем. Все меняет этот железнодорожный переезд. Неожиданно они узнают историю, которая произошла здесь и которая дает им повод для размышления.
Фильм - воспоминание о прошлом. Фильм – рассказ. Грустная история о неизбежном, о человеческих ценностях, подлостях, дружбе и любви. Пратап и Кастури– молодые люди, которые неразлучны с детских лет. Но, они находятся на разных концах кастовой системы. Он - брахман, она – неприкасаемая. Их детская дружба не признает кастовые различия. Постепенно она перерастает в любовь. Отцы этих детей так же связаны крепкой дружбой, которую по тем же кастовым причинам не признают деревенские жители. Стоящим на разных ступенях общества молодым людям не суждено быть вместе. Им находят других спутников жизни. Но, в этот замкнутый круг попадают и другие жертвы, которые так же стали несчастны.
Сценарий нашумевшего фильма ознаменовал собой появление новых, социальных фильмов в Индии. Тема ленты – попытка перекинуть мост через пропасть, разделяющую касты.
http://www.tanais.info/art/roerichs7more.html
65 x 52,5. 69 x 56,5.
Портрет Девики Рани Рерих. 1946. Холст, темпера, уголь, гуашь. Центр искусств «Карнатака Читракала Паришат», Бангалор, штат Карнатака, Индия.
1946. Холст, масло. 121,1 x 91. 1951. Холст, масло. 136,6 x 91.
Девика Рани Рерих. Государственный музей Востока, Москва, Россия.
1953. Холст, масло. 38 x 37,5. 1951. Холст, масло. 91 x 22.
Центр искусств «Карнатака Читракала Паришат», Академия искусств и культуры им. Бирлы, Кольката, Бангалор, штат Карнатака, Индия. штат Бангла, Индия.