Пародия на стили исполнения
Весьма распространены на эстраде пародии на стили исполнения.
Для этого берется какая-то сцена (эпизод) из спектакля или ситуация. Затем артист исполняет эту сцену так, как она была бы сыграна в балете, в опере, в оперетте, в психологическом театре и т. п. И хотя прием достаточно заштампован, если он талантливо сделан актером и изобретательно поставлен режиссером, то такая пародия всегда имеет у зрителя успех. Здесь только всегда надо помнить, для какой цели делается пародия, которая не может быть простым зубоскальством. «Молодые артисты, — отмечал С. Луковников, — к сожалению, не знают, что сказать о пародируемом объекте, пользуются лишь внешним приемом, подчас занимаются бездумным передразниванием. Эти артисты забывают, что пародия — это один из видов искусства, в данном случае эстрадного искусства, где они обязаны не только подражать, но и сказать свое слово, проявить свое отношение к творчеству пародируемого»8.
В качестве объекта пародии сегодня часто используется реклама. Действительно, это очень благодатный материал, тем более, что реклама сегодня вездесуща, всем знакома, ее цитируют и помнят наизусть. Однако прием использования рекламы в качестве пародийного материала тоже не нов. Прибегал к нему, в частности, А. Райкин. В его репертуаре существовала сценка, когда герои разговаривали между собой, объяснялись в любви, ссорились, мирились — и все это через расхожие узнаваемые рекламные фразы.
«Я участвовал в номере „Кетчуп", текст которого представлял собой коллаж из торговых реклам. Ради забавы мы сталкивали в диалоге одну рекламу с другой, доводили их до абсурда.
Жена угощала любовника:
— Пейте советское шампанское!
— Я ем повидло и джем, — отвечал любовник.
— Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы, — продолжала беседу жена.,
Неожиданно появлялся муж, снимал со стены ружье и обращался к любовнику:
— Ты застраховал свою жизнь?
Любовник что-то отвечал (не помню, что именно, но тоже — рекламным текстом), раздавался выстрел, я падал, восклицая следующее:
— Сдайте кости в утильсырье!»9
А. Райкин, сам бывший прекрасным мастером пародии, обращал внимание на опасность, которая подстерегает артистов именно этого жанра, а именно — скатиться на рельсы внешнего, формального копирования, не уделяя должного внимания сути пародии.
В частности, он ссылался на опыт Н. Балиева — прекрасного конферансье и пародиста кабаре «Летучая мышь»: «Балиев, мастер точной, блестящей пародии, обладал какой-то неуловимой, „гуттаперчевой" техникой, позволяющей ему передавать оттенки того или иного пародируемого стиля с такой убедительностью, словно это был его собственный стиль. Как артист и как режиссер он никогда не строил свои пародии лишь на формальном подражании, копировании, передразнивании. Но всегда исходил из того, что всякий стиль, всякий прием, доведенный до некоего сгущения, предела выразительности, как бы начинает пародировать сам себя»10.
Пародия как способ раскрытия внутренней несостоятельности
Любая пародия копирует внешние признаки человека или жизненного явления, но при этом затмевается или вообще отрицается внутренний смысл того, что пародируется. Режиссеру важно понимать это противоречие, являющееся законом пародии, и искать такие ситуации и ходы, которые бы это противоречие подчеркивали, усиливать его.
А пародировать можно буквально все: движения и действия человека, его жесты, походку, мимику, речь, профессиональные привычки и профессиональные обороты речи. Пародировать можно не только самого человека, но и то, что им создано в материальном и духовном мире. Нужно только понимать: пародист стремится показать отсутствие за внешними формами духовного начала.
Можно сформулировать следующее:
Пародия представляет собой средство раскрытия внутренней несостоятельности объекта ее внимания.
Найдите эту несостоятельность, найдите средства ее раскрытия — и вы сделаете первый шаг в работе над пародийным номером. То есть при подготовке пародийного номера необходимо выявить и заострить внешние черты явления при отсутствии внутреннего содержания.
В пародии на эстраде очень редко копируется весь комплекс движений жестов, одежды, внешности, походки, манеры речи и так далее. Эстрада вообще работает больше деталью, чем целым. Поэтому чаще всего используется и успешнее всего принимается зрителем прием преувеличения какой-либо отдельной черты (в крайнем случае, нескольких). Особенно это касается пародии на человека.
Окарикатуривание объекта пародии
Можно сказать, что здесь вступает в силу принцип окарикатуривания.
Пародия как окарикатуривание представляет собой подражание оригиналу с одновременным преувеличением отдельных его характерных черт. Это гипербола, доведенная до абсурда.
Объект пародии при помощи окарикатуривания подвергается некоторой трансформации. При этом используются три основных приема:
— гротеск, основанный на преувеличении,
— преуменьшающее окарикатуривание,
— неестественный темп.
Когда делается пародия-карикатура на какое-то явление или персонаж, — возникает гротесковый эффект. Строить такую пародию можно только на последовательном и неоднократном повторении гротесковых приемов. Если гротесковый прием будет использован, что называется, в качестве одноразового средства, он сразу же становится неестественным и чаще всего воспринимается зрителем как наигрыш. Если же возникает система приемов, тогда зритель понимает, что это условия игры, и принимает их.
Гротеск, основанный на преувеличении, превращает объект пародии в явление, отклоняющееся от нормы, от привычного восприятия.
При преуменьшающем окарикатуривании основным режиссерским приемом выступает намеренное упрощение, когда подчеркиваются второстепенные и незначительные моменты в поведении персонажа.
Рядом стоит и прием намеренного нарушения последовательности явлений.
Неестественный темп — еще один метод режиссера для выражения деформации действительности. Ускорение или замедление движений придает им ненормальный темп, что вообще является одним из самых действенных средств достижения комического эффекта.
Такой прием был использован в Санкт-Петербургском государственном театре «Буфф» в пародийном номере «Тундра», где осмеянию подвергались штампы халтурного вокально-инструментального ансамбля. В частности, это выражалось в том, что песня, на основе которой строился номер (популярный в свое время шлягер «Увезу тебя я в тундру»), исполнялась в убыстренном темпе. От этого возникало ощущение карикатурности, как будто пленку в кино пустили быстрее. Так убыстрение темпа движений персонажей пародии перевело ее из мягкой насмешки в сатирическую карикатуру.
Основные положения для конспектирования:
- пародия на эстраде имеет несколько разновидностей, поэтому необходимо точно попасть в «поджанр» номера;
- в пародии всегда присутствует высокая мера театрализации;
- следует четко различать жанры пародии и имитации;
- важно, чтобы в пародии выражалось отношение пародиста к объекту пародии;
- сатирические пародии чаще всего имеют объектом отображения общественно-политические события и явления;
- в пародии как дружеском шарже (чаще всего на коллег-артистов) всегда должно проявляться уважительное отношение к оригиналу пародии;
- в немалой степени качество пародийного номера зависит от того, насколько профессионально пародист владеет выразительными средствами жанра пародируемого артиста;
- в исторических традициях российской эстрады лежит исполнение пародий на штампы различных видов искусства;
- оригинал пародии (особенно если это пародия на какое-то конкретное лицо) обязательно должен быть узнаваем широкой публикой; в этом смысле пародия всегда злободневна;
- в пародийном номере должны раскрываться черты не только внешней манеры, но и внутренней несостоятельности объекта пародии, что чаще всего выражается в приеме окарикатуривания;
-пародия на эстраде создается, как правило, приемом преувеличения некоторых деталей характера, манеры поведения и речи пародируемого; здесь важны выпуклые и яркие узнаваемые детали, а не подробный натуралистический портрет.
Г Л А В А 11
Куплет и буриме
Два эстрадных речевых жанра — куплет и буриме — объединены в одной главе по достаточно формальному признаку: и тот, и другой всегда представлены в стихотворных формах. Все остальные признаки, объединяющие их, характерны для эстрадного номера вообще.
Куплет как разновидность речевых жанров эстрады
Часто возникает естественный вопрос: почему куплет относится к речевым жанрам? Ведь он положен на музыку, куплет всегда поется. Это действительно так.
Музыка в куплете всегда имеет прикладное значение. Главное выразительное средство куплета — слово, острое и вызывающее смех.
Причем палитра этого смеха весьма разнообразна — от легкой иронии до едкой сатиры и даже сарказма. «Разговорный жанр на эстраде — по преимуществу жанр сатирический и юмористический. А куплеты как бы аккумулируют эти начала, — отмечал Г. Териков. — Сатира, выраженная в куплете, бывает наиболее отточенной.
В силу специфики куплеты не просто отражают явления современной жизни, они фокусируют внимание на особо важных моментах. Своеобразно отражая эпоху со всеми ее приметами — бытовыми, социальными, политическими, — куплеты сами становятся приметой времени»1.
И воздействие на публику этого стихотворного текста усиливается музыкальным сопровождением.
Здесь можно провести аналогию с музыкальным фельетоном, который, несмотря на присутствие музыки, тоже относится к речевым жанрам. Правда, роль музыки в музыкальном фельетоне более значительна, нежели в куплете. Однако в обоих случаях есть общее правило:
Музыка подчинена слову, она призвана усиливать его выразительность, образность, делает его более острым, и, что очень важно для эстрады, — более доходчивым, демократичным.
Простота куплетной формы
Подача материала намеренно облекается в общедоступную, несколько упрощенную форму. В куплете может говориться о самых серьезных проблемах, но говориться это должно простым, зачастую афористичным языком.
Куплет возник как народное искусство, но, если в нем присутствует сложное построение текста, он становится сложным и по восприятию. Так что демократизм — неотъемлемое свойство жанра куплета, возникшее исторически и сохранившееся до сих пор. Не может быть элитарного «высокоинтеллектуального» куплета. Чрезмерное усложнение стихотворной формы куплета, попытка вложить в него второй, третий план, усложнение мысли, — все это не для жанра куплета. Он замечателен именно своей простотой. Вот пример одного из куплетов Н. Смирнова-Сокольского:
Мы Гамлета печального
С его «быть иль не быть?»
Среди житья скандального
Успели позабыть.
Другой вопрос по времени
На нас подобно бремени:
«А что, мол, здесь, дают иль не дают?»2
Но в этой простоте, наверное, и кроется загадка популярности куплета, его исторической живучести — он практически никогда не сходил с эстрады, хотя и в нем были приливы и отливы популярности.
Куплетист должен уметь сказать просто о сложном, доступно о важном, доходчиво о злободневном.
Поэтому простота формы совсем не означает убогости содержания.
Виды куплетов
Можно подразделить эстрадные куплеты на несколько видов: бытовые, развлекательные, социально-публицистические и политические. Конечно, в каждое время наиболее востребованным, а значит и популярным, становится тот или иной вид куплета. И речь не только о сиюминутной злободневности («Утром в газете — вечером в куплете»).
Например, в моменты чрезвычайной политизированности общества на первое место выходит политический куплет. Так, например, было в годы холодной войны. Тогда наиболее популярным исполнителем куплетов был И. Набатов, основу репертуара которого составлял политический куплет. Бичевал Набатов и китайский Гоминдан, и американских империалистов, и разжигателей войны. Его куплеты выполняли пропагандистский заказ тогдашней политической власти. И то, что сегодня эти тексты выглядят архаичными, совсем не значит, что тогда они воспринималась так же.
Благодаря своей способности в острой и доходчивой ярком форме выразить мысль, идею, — политический куплет всегда поддерживался властями (особенно тоталитарными) как мощно» средство пропаганды среди широких масс. Так же можно расценивать и социально-публицистический куплет.
В моменты же снижения политизации общества на первым план всегда выходит куплет социальный, бытовой и развлекательный. Так было, например, во времена НЭПа. Со сменой приоритетов в развитии общества меняются приоритеты куплетных тем. Сегодня политический пропагандистский куплет «а ля Набатов» выглядел бы нелепо. Он может существовать только как пародия (что очень тонко было сделано в фильме М. Козакова «Покровские ворота», где политического куплетиста в стиле И. Набатова великолепно сыграл Л. Броневой).
Любой вид куплета всегда злободневен и отвечает теме сегодняшнего дня, но причина, по который тот или иной вид куплета становится вдруг популярным, оттесняя другие его разновидности, зависит от социально-политических приоритетов времени.
Форма куплета
Основная форма куплета — короткая строфа.
Куплетист объединяет одной темой несколько куплетов, которые исполняются подряд, в одном «заходе». И — это правило эмпирическое — количество таких куплетов на одну тему не может превышать семи.
Опытные исполнители знают, что передержка губительна для восприятия куплета. После шести-семи куплетов обязательно делается пауза, артисты могут здесь поговорить со зрителем, должны отзвучать аплодисменты. И только после этого куплетист может начинать вторую серию куплетов.
Таким образом, куплетный номер общей продолжительностью б— 10 минут разбивается на несколько частей, в которых могут быть исполнены куплеты на разные темы, в качестве аккомпанемента могут быть использованы разные мелодии.
Само построение куплета подчиняется определенным условиям, которые выработались исторически и которые аккумулируют в себе опыт многих поколений артистов этого жанра.
К специфической особенности построения куплета относится рефрен. «Рефрен может представлять собой небольшой повторяющийся диалог, особенно если исполнение куплетов возложено на двух и более артистов.
В одном из спектаклей-шуток (капустников) Ленинградского Дома актера был такой рефрен в форме диалога:
— А как у вас дела насчет картошки?
— Насчет картошки?
— Насчет картошки!
— Она уж поднимается на ножки.
— Уже на ножки?.. Я рад за вас!
Разумеется, этот рефрен пародийный, он высмеивает бессмысленность дурного эстрадного репертуара. Но он интересен и как прием. Вот еще удачный рефрен из эстрадного репертуара:
Сказать, что взятка — это чересчур. Сказать: подарок — слишком деликатно... Назвать нахальством — это чересчур, Сказать: нескромность — слишком деликатно.
Яркий и запоминающийся рефрен — необходимая принадлежность эстрадного куплета. Такие рефрены очень удачно сочинял, к примеру, известный в 30-х годах XX века автор куплетов Я. Ядов: «В 30-е гг. П. Муравский включил в свой репертуар куплеты „Счастливый путь" и „Это нам не трудно" Я. Ядова. В них преобладала общественная тематика в сатирическом освещении:
На собрании в отчете
Вскрыть грехи в своей работе —
Это ведь не трудно. И признаться в разгильдяйстве, И покаяться в зазнайстве —
Это ведь не трудно. Громко каяться часами, Плакать горькими слезами
Тоже ведь не трудно. Но, покаявшись публично, Стать работником отличным —
Это очень трудно!»5
Разновидности куплетного рефрена, который ввел в куплет ную практику Ядов, впоследствии неоднократно встречались во многих произведениях этого жанра. Например: «Это не искусство — вот это вот искусство», «Это всем известно — вот это не известно», «Мы это точно знаем, а это мы не знаем» и т. д. Практически не встречается куплетов, в которых бы отсутствовал рефрен. Можно привести пример куплетов М. Ножкина, которые пели в эстрадном спектакле «Двенадцать разгневанных женщин» М. Миронова и А. Менакер:
...От друга сбежала подружка, От деда сбежала старушка. Товарищи, граждане, люди, А завтра-то, завтра что будет? ...В троллейбусы еле влезаем, В автобусы чудом вползаем, И едем, обнявшись как братья, И рвутся костюмы и платья. Товарищи, граждане, люди, А завтра-то, завтра что будет?»6
К особенностям построения куплетной формы относится наличие в них «захода» и «сброса». Очень точно описал, что это такое, В. Ардов:
«Успех куплетов часто предопределен тем, что в конце каждой строфы любая тема получает неожиданное, почти никогда заранее не угадываемое разрешение. Концовка строфы, пуант, или, как говорят куплетисты, „сброс" по своей неожиданности напоминает фокус, трюк.
Обычно первая строфа куплетного номера — вводная. Куплетисты называют ее „заходом". „Заход" определяет прием. Скажем, если в первой строфе говорится:
Люблю читать я иногда Газетные рекламы..., —то ясно, что в качестве приема будут использованы тексты газетных реклам. Чаще всего вводная строфа объясняет, какой рефрен выбран для данных куплетов.
За вводной строфой идут собственно куплеты, в которых разные темы освещаются в рамках выбранного приема. Последняя строфа — завершающая.... Куплетная строфа имеет определенную конструкцию. Возьмем, к примеру, строфу из куплетов П. Григорьева „Преступление и наказание" (50-е годы XX столетия. — И. Б.): Зам один в каком-то тресте Совершил хищение. Он присвоил тысяч двести, Это — преступление. Казнокрада сняли с места Прочим в назидание. Он теперь директор треста, Это — наказание! Первые четыре строчки — экспозиция, обозначение темы. Пятая и шестая строчки — развитие темы. И последние две — „сброс", в котором концентрируется заряд сатиры»7.
В принципе куплет органически сопротивляется ярким формам театрализации, так как, даже имея дело с авторским текстом, артист должен добиться того, чтобы возникало ощущение, будто он доносит до зрителя собственную личностную позицию.
Разнообразное мизансценирование, активный пластический компонент, театрально подробные грим и костюм — все это жанр куплета, как правило, не приемлет
.
Маска куплетиста
Основной элемент театрализации в куплете — создание характера, маски.
Нужно учитывать то обстоятельство, что куплеты, которые исполняются парой (что происходит так же часто, как и соло), требуют выстраивания системы взаимоотношений между партнерами, системы общения между ними. Возникает элемент диалога между партнерами, конфликт между их позициями, характерами. А это — элементы актерского искусства. Иногда в куп лете могут присутствовать элементы пародии — на текст, на песню, на манеру исполнения какого-то конкретного артиста, п.* художественное явление.
Например, известный конферансье А. Белов пел куплеты-па родии на кафе-шантан начала века. Здесь была и соответствующим образом подобранная музыка, и костюм, и типичная для того времени шляпа-канотье, и пластическая манера. Но даже в такого рода театрализации основным ее средством все равно является создание маски. Если куплетный номер идет в программе мюзик-холла, в обозрении или ревю, пронизанных единым сюжетным ходом, то возможно и усиление театрализации вплоть до декорационного оформления. Тот же А. Белов в программах московского мюзик-холла пел куплеты от лица и в костюме древнего римлянина, и его номер шел в декорациях и в сопровождении кордебалета. Но важно понимать, что номер с такого рода театрализацией не может быть вынут из определенной программы, вне ее контекста он будет непонятен зрителю.
В чем же состоят особенности работы режиссера над эстрадным номером в жанре куплета?
Вообще, когда куплетист уже опытный и популярный артист, когда куплетная пара уже сложилась и с успехом выступает, — режиссер, в принципе, почти не нужен. Найденный образ, характеры, маски, как правило, долгие годы живут на эстраде. Публика привыкает к определенному облику куплетиста, его манере, костюму. Она хочет куплетов в исполнении именно этого артиста. Сказанное совсем не значит, что найденная однажды маска должна обязательно сопутствовать артисту на протяжении всей творческой жизни. Она может время от времени и меняться, но успех приходит к куплетисту тогда, когда жизнь этой маски довольно продолжительна во времени. Особенно это важно, когда перед зрителями предстает уже «устоявшийся» и популярный дуэт. Сколько раз бывало, когда популярная эстрадная пара куплетистов распадалась (обидно, что это, как правило, происходило из-за мелочных личных обид, завышенных амбиций, пустого тщеславия и т. п.), и выступления с новым партнером или приводили к провалу, или требовалось довольно продолжительное время, для того чтобы снова завоевать популярность.
Для куплетиста или куплетной пары, уже нашедших свои эстрадные образы, основная подготовительная работа над новыми куплетами — это работа с автором, а не с режиссером.
А вот создание совсем нового номера с новым исполнителем, подготовка новой куплетной пары требуют помощи режиссера.
Поиск эстрадного образа куплетиста, маски, манеры исполнения, системы отношений между партнерами, работа с автором музыки и текста, с художником по костюму — во всем этом роль режиссера в работе с артистом весьма значительна.
Куплетная пара
Рассмотрим особенности режиссерской работы над номером куплетной пары.
В таком номере характеры персонажей артистов должны быть контрастными. Этот контраст желательно подчеркнуть внешними данными исполнителей. Если режиссер в работе над новым куплетным номером с новыми исполнителями имеет возможность выбирать артистов, то нужно постараться непременно соблюсти данное условие.
Прежде всего, должна быть видна разница в их игровом мироощущении: два персонажа по-своему относятся к одному и тому же факту. Факт этот (или мысль) изложены, естественно, в тексте куплета, структура которого делится на две части — «заход» (изложение темы, проблемы, явления, события, случая) и «сброс» (неожиданное разрешение темы, развенчивание, контрастный поворот взгляда на событие, изложенное в «заходе»). Но контраст между «заходом» и «сбросом» в построении куплета должен подчеркиваться своеобразным распределением ролей среди исполнителей.
Назовем условно одного артиста оптимистом, а другого — пессимистом. Один — социально положительный тип, верящий в доброту, справедливость, в возможность преодолеть те или иные негативные стороны жизни. Второй — скептик, резонер, относящийся ко всему критически. В этом случае все «заходы» в куплетах должны быть отданы первому артисту, а все «сбросы» —второму. Тогда второй все время как бы развенчивает позиции' первого, «сброс» в этом случае выстреливает гораздо эффектно
В куплетной паре конфликт между «заходом» и «сбросом» проявляется не только в самом тексте. В живом исполнении артистов он становится драматургическим конфликтом столкновения мнений, позиций, характеров, темпераментов.
Так, к примеру, строила взаимоотношения в своих куплетах знаменитая в свое время пара «Рудаков и Нечаев». Оптимистичный Нечаев, как правило, делал «заходы», которые в «сбросах» полностью нивелировал Рудаков — невозмутимо-критичный резонер.
Вероятно, эта пара была столь популярна и имела огромный успех не только в силу артистического дарования исполнителей. Дарование здесь было подкреплено мастерством, которое строилось во многом на безукоризненном следовании законам построения эстрадного номера вообще, и куплетов в частности.
Даже контрастность внешних данных этой пары сразу вызывала улыбку при их выходе на эстраду. Нечаев — крупный, даже тучный, высокий, «большой человек», Рудаков — аскетичный, худощавый. Нечаев часто улыбается, на Рудакове — маска неулыбчивого, сосредоточенного человека. Эта разница во внешнем виде ярко подчеркивала конфликт характеров, была внутренне оправдана. Впоследствии Рудаков стал работать с Бариновым, и тогда характеры в дуэте поменялись.
Конфликт этот может быть выражен по-разному, могут быть другие, чем описанные только что характеры (к примеру, Тимошенко и Березин). Но режиссер должен понимать, что не может быть успешной куплетной пары, где между исполнителями не простроен этот конфликт, где он не подчеркнут разнообразными средствами, вплоть до подбора контрастной внешности участников дуэта.
Хочется обратить внимание на следующий факт:
никогда не следует записывать музыкальное сопровождение куплетов на фонограмму.
Любой разговорный жанр требует контакта артиста со зрительным залом. По значимости этого фактора куплет, пожалуй, стоит на втором месте, сразу за конферансом. Само построение куплетов рассчитано на мгновенные реакции публики; в чем-то это сходно с репризой. Это не просто ощущение сиюминутности, так происходит на самом деле. Иногда взрыв смеха возникает в неожиданном месте, иногда смех и аплодисменты длятся дольше, чем записанный на фонограмму проигрыш между куплетами.