Контрольный текст к экскурсии

Будущий писатель родился 15.01.1925 г., в селе Толмачево Курского района и вырос в трудовой семье. Родители переехали в Курск и Женя стал городским жителем. Мать его была крестьянкой, отец – рабочим. Время тогда было сложное, и родителям некогда было особо заниматься детьми. Жилось трудно, особенно в 1932-1933 годах, когда в стране были введены карточки, тогда рабочая детвора подпитывала себя едва завязавшимися яблоками, цветками акации, стручками вики. По словам самого писателя город виделся тогда ему большим, даже огромным и в те времена еще не знал асфальта. Главная площадь, на которой устраивались парады была вымощена глыбистым, как голландские сыры, булыжником. Летом город просыпался в тяжелом грохоте ломовиков. По нашей улице, протянувшейся от станции, с утра до вечера топали грузные космоногие лошади. Тогда еще в силуэт нашего города были вписаны двадцать восемь церковных колоколен и только четыре жестяные заводские трубы. Трубы варили мыло, квасили дрожжи, дубили кожи.

Что касается дома, где жил писатель еще мальчиком, это был единственный коммунальный дом на улице. Он стоял в глубине двора, за большими каменными воротами, распахнутыми настежь и похожими на триумфальную арку. С толстых опор запыленными глазами глядели львиные морды с кольцами в зубах. На арках кучерявились алебастровые узоры и крылатые амуры. По этим воротам малышня догадывалась, что раньше за ними жила какая-то важная птица.

Дом сгорел еще в революцию и долгие годы стоял пустой коробкой с черными провалами окон. Господин Лыкин присмотрел его для завода и прислал плотников. По выходным целыми семьями рабочий люд ходил им помогать. Ходил и Женя Носов вместе с мамой и папой. Правда, дом вышел не очень красивый, над окнами так и остались черные, закопченные зализы от пожара, но побелили изнутри стены, подвели синькой под потолком, и в общем получилось здорово.[1] Все эти слова о своем доме Евгений Иванович написал в рассказе «Дом за триумфальной аркой», в этих строчках не только явственно встают реалии тех лет, но и живет в них цельное и ясное, без претензий на какую-то «сильно хорошую» жизнь мироощущение рабочих людей тех лет и их ребятишек.

Шло время в 1932 году Женя пошел в школу.

Тогда это была школа №9. Было сложно с пищей в те времена и в школе учеников подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику черного хлеба. Но как писал Носов: «мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом Сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили, мечтали. « Когда писатель учился в школе у него был учитель математики, которого он помнил потом всю жизнь. Как говорил Носов « он был поэт в матема­тике.» Конечно, когда писатель стал взрослеть, подниматься на ноги, ни о литературе, ни о писательстве он не мечтал. Он думал пойти в инженеры.

Но вот разразилась война, Евгений Носов завязал свои книжки тесемкой, собрал планеры которые клеил, все это отложил. В 18 лет ушёл на фронт. Был артиллеристом противотанковой бригады, дошёл до Восточной Пруссии. Под Кенигсбергом 8 февраля 1945 г. был тяжело ранен. Встретил День Победы в госпитале. Рассказ «Красное вино победы» полностью автобиографичен. Вернувшись в сентябре 1945 писатель вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия он ходил с еще не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастерке при орденах и медалях. По началу его принимали за нового учителя и почтительно с ним здоровались – ведь он был старше многих учеников на целую войну.

Закончив школу Носов уехал в Среднюю Азию, где работал в газете художником-ретушёром, а затем - литсотрудником. В 1951 г. вместе с семьёй навсегда вернулся в Курск.[2]

После возвращения в Курск, писатель проживал по ул. Блинова 2/2, на доме можно увидеть мемориальная доску, установленную после смерти Носова на этом доме.

В Курске Евгений Иванович работал в газете «Молодая гвардия». Творческий путь он начал с рассказа «Радуга», опубликованного в областном альманахе того же названия в 1957 г. Тогда же принял участие в работе Всероссийского семинара молодых прозаиков в Ленинграде. Первая книга «На рыбачьей тропе» увидела свет в 1958 г. В 1959 г. вышел новый сборник «Рассказы». С 1960 по 1962 он учился на Высших литературных курсах в Москве, после чего полностью перешёл на творческую работу.

Его повести и рассказы пришли к широкой читающей публике через центральные журналы «Огонёк», «Новый мир», «Наш современник» и др., а также через крупные столичные издательства в виде отдельных сборников — «Тридцать зёрен» (1961), «Где просыпается солнце?» (1965), «За долами, за лесами» (1967) и многие другие. Они выходили в России и за рубежом - на английском, французском, немецком, испанском, японском и др. языках на­родов мира. За книгу «Шумит луговая овсяница» писатель награждён Государственной премией РСФСР им. М. Горького (1975).[3]

Рядом с домом располагается памятник Е.И. Носову. Когда стоял вопрос о месте установки памятника, сыну Евгения Ивановича позвонил его большой друг, профессор медуниверситета Юрий Петрович Скосарев: «Ходил вчера по городу, искал место для памятника...» Он считал, что установить его нужно в небольшом сквере перед зданием филармонии. Но позже было решено поставить его здесь, рядом с домом писателя. А хотели установить его в сквере перед филармонией, потому что рядом писатель жил, здесь часто гулял, делал прекрасные цветные снимки.

Носов был очень разносторонним человеком, делал прекрасные снимки, в которых отражалась удивительная красота нашего родного края. Он и в этой -фотоработе - был предельно строг к себе, долго выбирал точку, с которой лучше снять то или иное понравившееся место, умел искусно подретушировать снимок при необходимости, очень искренне радовался каждой удаче.

А рисунки его у многих людей вызывали неподдельный восторг. И все это вдохновение Евгений Иванович черпал из красоты Курского края и из любви к родному городу Курску.

Вдохновение для своего творчества Евгений Иванович неизменно черпал из любви к своему городу, к Курской земле. Незримой нитью, через всю его жизнь прошла эта большая любовь:

«... Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля. Нет у нее ни морских берегов, ни горных радужных водопадов, ни могучих рек... Ее небо не багрянят огненные жерла вулканов, оно не мерцает дивными всполохами северного сияния... Но вот закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце: вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх - вниз, вниз - вверх.» Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи...

Тут мы и живем, между этими вздохами. Здесь, в заветрии, промеж холмов, приютились наши тихие ракитовые деревушки с мычащими телятами на приколе, с гераньками в нехоромных оконцах. В этих-то деревеньках, до которых не всяк раз без сапог доберешься, и обитают наши среднерусские, черноземные женщины, а то и наши матери и сестры, и все, что живет около и держится на них-от внуков до кошки и курицы...

По лощинам и межгорьям, в лозняках и ольшаниках текут наши робкие, пугливые речушки, воды которых потом питают, поддерживают красу и славу легендарного Дона и досточтимого Днепра...

...Нашу память и сердце всегда греет, ласкает тот великий народный подвиг, который совершили в древности да и в недавние времена тоже наши предки - куряне, защищая родную землю...» [4]

Е. Носов – Почётный гражданин города Курска (1982), Герой Социалистического Труда (1991), действительный член Академии Российской Словесности (2000), ему присвоено звание «Человек 2000 года» в номинации «Деятель культуры и искусства». Кроме того, на протяжении всей творческой жизни он неоднократно становился лауреатом годовых премий многих журналов и газет.[5] К 75-летию писателя в 2000 г. вышли сборники его произведений: «Вечерние стога» в серии «Золотое перо России» (М., «Современник») и «Журавлиный клин» (М., «Воскресенье»), а в издательстве «Крона» (Курск) вышла «Книга о Мастере», посвящённая жизни и творчеству писателя с фо­тографиями из его архива, с репродукциями его живописных работ, с читательскими письмами. В феврале 2001 было объявлено о присуждении Е.И. Носову и другому нашему земляку, писателю К.Д. Воробьёву литературной премии Александра Солженицына. Эта новая оценка вполне заслуженна, так как в наше непростое время истинно русское по своим истокам и содержанию творчество Евгения Носова находит отклик в душе каждого русского человека. Писатель развил классические жанры русского рассказа и повести, традиции которых прослеживаются на всём протяжении отечественной литературы, приблизил прозу к повседневной народной жизни. При социальной остроте творчества он обладал удивительным умением живописания, тонким чувством языка, его называют одним из самых талантливых стилистов и первым рассказчиком России.

По повести «Усвятские шлемоносцы» поставлены спектакли во многих театрах страны, поставлен художественный фильм «Родник», известен спектакль по его статье «Что мы перестраиваем?», на теле­видении были обсуждены две постановки «Красного вина победы», сняты кинофильмы по его произведениям.

Умер Е.И. Носов 12 июня 2002 года. Ему было 77 лет. Для всех, кто любил творчество писателя, для тех кто знал его и не знал это невосполнимая утрата. Как гром среди ясного неба, как внезапный удар прозвучало для многих «Умер Евгений Иванович Носов».[6]

Постановлением губернатора Курской области была учреждена литературная премия им. Е.И. Носова. В память о великом земляке скульптор В. Бартенев создал монументальный триптих – барельеф, памятник, которые мы видели на улице Блинова, и мемориал на могиле. При жизни писатель награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями.

В классическую русскую литературу Е. Носов вошёл как автор рассказов и повестей: «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), «Варька» (1967), «Домой, за матерью» (1967), «Красное вино победы» (1969), «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1970), «Шопен, соната номер два» (1973), «Усвятские шлемоносцы» (1977). За рассказы 80-х–90-х гг. – «Холмы, холмы...», «Карманный фонарик», «Тёмная вода», «Костёр на ветру» и др. писателю была присуждена премия им. М. Шолохова, за рассказ «Яблочный Спас» – международная премия «Москва–Пенне» и премия «Отечество».

В ветреный и солнечный июньский день, когда из курского Дома Офицеров, где проходила печальная гражданская процедура прощания, вынесли его в последний раз на воздух, на солнце - под небо, под которым ему довелось прожить нелёгкую и не такую уж короткую жизнь.

Прощание было именно с телом, ибо дух его незримо витал и продолжает витать над городом Курском и над всеми нами, кто помнит его, кто перечитывает его произведения. Проплыла потом его тяжёлая львиная голова в тесном и, как казалось, коротком для него гробу по улице Курска к Красной площади, а потом и на Мемориал «Памяти павших». Он был равнодушным к тому, с какими орденами и медалями его в последний раз покажут другим, каким его увидят посторонние, не знавшие его при жизни люди, пришедшие проводить его в последний путь. [7]

У Евгения Носова было жёсткое и непреодолимое стремление сказать о том, что было и что есть - со всей достижимой прямотой и предельной искренностью.

[1] Е.И. Носов Дом за триумфальной аркой. – Курское кн. Изд-во, 1963., с. 46-48

[2] «Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве», [сост., подгот. Текстов.,общ. Ред. и коммент. Е. Спасская] –Курск: «Крона»: ГУИПП «Курск», 1998.-896с.

[3] «Писатели Курского края», Биобиблиографический справочник. сост.А.Кибякова, Издательский дом «Славянка» Курск 2007, 350 с.

[4] «Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве», [сост., подгот. Текстов.,общ. Ред. И коммент. Е. Спасская] –Курск: «Крона»: ГУИПП «Курск», 1998.-896с.

[5] «Писатели Курского края», Биобиблиографический справочник. сост.А.Кибякова, Издательский дом «Славянка» Курск 2007, 350 с.

[6] Кедровский А.Е. «Земляки: :творчество К.Д.Воробьева и Е.И. Носова».-Курск, 1999..-с.75-153, 286с.

[7] Е. Спасская, И только дух животворит «Толока» №43-2003г. Издание Курских творческих союзов, Издательский дом «Славянка»

Наши рекомендации