Методы тренировки результативной силы

Багуа цзыу юаньян юэ

Лю Юньфа,
спорткомитет района Цюйцзинь провинции Юньнань

"Улинь" N11/82

Багуа цзыу юаньян юэ (секира восьми триграмм, знаков `цзы' и `у' и уток-мандаринок) - это короткое оружие стиля багуачжан. Оно создано основателем багуачжан господином Дун Хайчуанем на основе специфики движений багуачжан и общих принципов боя. Ещё его называют "луцзяо дао" ("широкий меч оленьих рогов") или "жиюэ цянькунь цзянь" ("меч солнца, луны и триграмм `цянь' и `кунь'").

Секира разделяется на знаки `цзы' и `у', один женский - другой мужской, здесь скрыто указание на инь и ян. При тренировке раскрывания и смыкания взаимно переплетаются, мужское не отделяется от женского, женское не отделяется от мужского, мужское и женское - одна пара, подобно уткам-мандаринкам, потому и называют его `багуа цзыу юаньян юэ'. Эта секира - не та, что упоминается среди восемнадцати классических видов оружия.

Каждая из пары секир состоит из двух перевёрнутых друг относительно друга и перекрещивающихся стальных пластин, имеющих форму полумесяца. Всего получается три острия - два вверху и одно внизу (иногда и внизу делают два острия), внешние из которых длинные, а внутренние - короткие. Средние перекрещивающиеся части полумесяцев образуют овал. На средней части полумесяца, обращённого остриями наружу, размещается рукоять, всё остальное - это лезвие. Вся форма напоминает оленьи рога, отсюда и название `луцзяо дао'.

Обе секиры симметричны, из них можно сформировать единый круг соответствующий солнцу, скрывающий в себе восемь триграмм, каждая из стальных пластин имеет форму полумесяца, секира в левой руке - это `цянь', в правой - `кунь', а лезвия подобны клинку меча, оттого и говорят "жиюэ цянькунь цзянь".

К нижней части рукояти для красоты и подъёма духа могут привязываться цветные ленты.

Особенности действий с секирами те же, что и в багуачжан без оружия, основное - хождение по кругу. Натренировал багуачжан, овладел техникой, развил тело - тогда и можно тренироваться с секирами. В багуачжан требуется подвижное тело и ловкий шаг. Если исходить из деления мастерства на три шага - установление каркаса, оживление каркаса и изменение каркаса - то к тренировке с секирами можно приступать лишь достигнув как минимум этапа оживления каркаса. Тренируясь с секирами надо обращать особое внимание на методы действий корпусом. Повороты секир следуют трансформациям корпуса, вызываются вращением поясницы, достигая того, что секиры следуют ходу кистей рук, кисти следуют движению рук, руки влекутся корпусом, корпус следует четырём конечностям, поясница следует шагам, натренировываешься до совершенства, изменения во время передвижения, продольное и поперечное взаимно переплетаются. Развёртываешься на большой площади, идёшь по кругу раскрываясь и заворачиваясь, изменения всесторонни. Секиры трансформируются - словно когти дракона, взмывают вверх и вниз, необъяснимо и запутанно, словно парящий дракон летит по ветру, свободно и уравновешенно. Проявляются такие особенности манеры, как `внутреннее и внешнее координируются воедино', `жёсткое и мягкое взаимно опираются'.

В базовые методы тренировки с секирами помимо хождения по кругу входит элементарная тренировка и специальная тренировка, можно также проводить и парную тренировку. В элементарную тренировку входят 64 формы: "повернуть корпус и скатать", "разогнать облака и увидеть солнце", "кружащийся вихрь нефритового тигра" и т.д. В специальную тренировку входят подражательные формы с секирами: "драконьи секиры", "тигриные секиры", ``медвежьи секиры" и т.п. Каждая подражательная форма с секирами имеет своё содержание, к примеру в драконьи секиры входят "секиры тёмного дракона поворачивающего голову", "секиры жёлтого дракона вытягивающего когти", "секиры водяного дракона выходящего из воды" и т.д.; в львиные - "секиры льва тянущегося за мячом", "секиры льва катящего мяч", "секиры льва набрасывающегося на мяч" и т.д. У разных образов разное содержание.

Методы применения юаньянъюэ таковы: зацепить крюком и подвесить, поднять и приподнять, коварно зацепить и тянуть, ломать и осаживать, вспарывать и колоть, приподнимать снизу и пресекать, ловить и хватать, обматывать и замыкать, накатываться и переворачивать, обёртывать и пронизывать, брать щепотью и контролировать, затягивать и срезать, хходить и трансформироваться, вращаться и поворачиваться, ускользать, нажимать и скоблить, тереть и преграждать, отталкивать и рубить, буравить и блокировать, пронзать и пресекать.

Техника обращения с багуа цзыу юаньян юэ в основном распространена на родине багуачжан - в Хэбэе и Пекине, но встречается также и в Шанхае, Гирине, Тяньцзине, Юньнани и Сычуани. Так как это оружие очень искусно, его удобно носить с собой, с ним можно тренироваться где угодно и в удобное время, то оно очень полюбилось занимающимся багуачжан. В соответствии с указаниями Партии по подъёму, упорядочению и овладению традиционным ушу, в последние годы наш знаменитый мастер ушу учитель Ша Гочжэн освоив достоинства разных школ на основе элементарной тренировки с "юаньянъюэ", специальной тренировки, хождения по кругу, техник боя с помощью юяньянъюэ против длинного оружия и кинжалов исследовал суть и составил такие прекрасные таолу как "багуа ляньхуань цзыу юаньян юэ" ("непрерывные действия багуа цзыу юаньян юэ"), "юаньянъюэ дуй цзянь" ("юаньянъюэ против меча") и "юаньянъюэ дуй цян" ("юаньянъюэ против копья"). На Всекитайских чемпионатах по ушу он обучал тренеров и спортсменов из разных провинций, обменивался опытом, совместно поднимал уровень чтобы на найденной базе развить "юаньянъюэ" ещё дальше.

Бамбуковый шест семи звёзд и шест трёх соединённых

У Вэньхань

"Ухунь" N6/86

Живший при династии Цин господин Дун Хайчуань родом был из Вэньань, что к югу от столицы, боевым искусством превосходил других, знания имел глубокие. Взяв за основу законы Книги Перемен и сконцентрировав квинтэссенцию боевого искусства прежних поколений он создал новый стиль ушу - багуачжан. В последующие годы он передавал искусство ученикам в столице, а своими особенными кулачными методами поразил все школы, и был прозван современниками "необычайный мастер боевых искусств". Дун Хайчуань был достоин звания первоучителя ушу первого поколения, помимо создания багуачжан он создал также немало специфических видов оружия, ранее невиданных. Бамбуковый шест семи звёзд и является одним из них. Первоначально учитель Дун служил в резиденции князя Су, и увидел, что используемые при дворе для наказаний палки имеют внутри ртуть, ибо битьё человека непохоже на ударяние по бронзовому гонгу или по кастаньете, потому он и придумал удивительный вид холодного оружия - "бамбуковый шест семи звёзд". Так как использовался корень маленького бамбука, то его ещё называли "оконечность жерди" (имея в виду маленькую жердь).

Для изготовления бамбукового шеста семи звёзд годится далеко не каждый бамбуковый ствол, материал отбирается очень тщательно, необходим бамбук, растущий в провинции Сычуань. Так как обычный бамбук имеет пустоту внутри, то он легко ломается, в цельном же бамбуке отверстие не больше боба, он почти целый (потому и называется "цельный бамбук"), он очень прочный, его нелегко переломить. Первым делом выбирается ствол бамбука с семью коленцами, каждое коленце в семь цуней длиной, общая длина получается в четыре чи и девять цуней. После вымачивания в тунговом масле он просушивается и отшлифовывается до блеска, тонким и длинным железным прутом проделывается углубление, в которое вливается ртуть, латунными (или тонкими деревянными) пробками заклеиваются оба отверстия в концах шеста, и ярко-зелёный, переливающийся словно нефрит бамбуковый шест семи звёзд создан. Так как бамбук берётся в семь коленец, а каждое коленце имеет семь цуней в длину, то потому Дун Хайчуань и назвал это оружие "бамбуковый шест семи звёзд".

Такой изготовленный из цельного бамбука и с ртутью внутри бамбуковый шест сочетает в себе и мягкое и жёсткое, в мягкости скрывается жёсткость, есть и ловкость и наполненность. Взмахом порождается ветер, ртуть внутри шеста подобна капле бегающей по нефритовой тарелке, перетекает туда и сюда. Куда бы ни бил конец шеста - ртуть внутри течёт туда же, этот конец внезапно обретает очень большую мощь. Как горная змея: ударишь в голову - хвост ответит, ударишь хвост - ответит голова, ударишь в середину - ответят и голова и хвост. Если ударить по мышцам, то поражёное место ноет и болит, боль трудно терпеть, кроме того поражённое место вспухает изнутри. Если удар придётся в жизненно важное место, то при легком ударе причиняется травма, а тяжелым можно убить. При использовании укола получается эффект перекрывания меридианов и прерывания тока крови. В те годы Дун Хайчуань составил рифмованные секреты, один из которых посвящён этому шесту:

Никто не скажет что мягкое и короткое не может быть оружием, мягкая ловкость не имеет этого священного отпечатка;
длинное и короткое оружие его не боятся, [но] мягкое переламывает кости и запирает пути (прим.перев. - имеется в виду перекрывание меридианов и прерывание тока крови).

Господин Дун Хайчуань владел мастерством легкости и искусством взлетания, мог вспорхнуть на карниз и пробежать по стене, особенно был искусен в применении такого короткого оружия как секиры знаков цзы-у и уток-мандаринок. Бамбуковый шест семи звезд - это созданное им "длинное" оружие, потому изготовление этого оружия, комплексы и применение обладают особенным искусством. Комплекс с бамбуковым шестом семи звезд состоит из четырех частей, каждая часть - из 32 форм. Так как методы действий бамбуковым шестом сокровенно таинственны, то это искусство передавалось не каждому, Дун Хайчуань обучил лишь одного из "учеников внутренних покоев" - Инь Фу. Инь Фу по прозванию Дэань имел прозвище "орёл-долгожитель". Так как нрав имел мягкий, внешность приятную, выглядел интеллигентно, то люди прозвали его "худой Инь". Боевым искусством владел отлично, физические данные имел выдающиеся, потому был уважаем Дун Хайчуанем и получил истинную традицию техники бамбукового шеста семи звезд. Впоследствии Инь Фу передал технику бамбукового шеста семи звезд своим ученикам Ян Миншаню и Цзинь Юйхуэю. Так как техника передавалась немногим, то четвертая часть комплекса была утеряна. Цзинь Юйхуэй был человеком гражданским и боевому искусству не обучал. Ученики Лян Чжэньпу Го Гуминь и Ли Цзымин изучили у него первую, вторую и третью части. Позднее когда Го Гуминь преподавал боевое искусство, то он передал только первую и вторую части методов обращения с бамбуковым шестом, третьей части он не обучил никого. Потому первую, вторую и третью части помимо Ли Цзымина знают немногие.

Но вернемся к ученику Инь Фу Ян Миншаню. По прозванию Цзюньфэн, он проживал в Пекине за воротами Чжаоянмэнь в переулке изготовителей фарфора. Так как на жизнь зарабатывал продажей фарфора, то люди прозвали его "фарфоровый Ян". Однако хотя он и был учеником Инь Фу, но ради искусства сменил учителя, и будучи в относительно большом возрасте получал указания от учителя Дун Хайчуаня, и считался лучшим среди мастеров багуачжан третьего поколения. За свои ловкие движения корпуса он заработал прозвище "нога летающей шерстинки", когда курил то мог вдохнуть целый клуб дыма. В подобных рассказах несомненно есть большие преувеличения, но тем не менее они свидетельствуют, что он обладал столь пугающим людей мастерством, что стал известен.

Ян Цзюньфэн неся фарфор на продажу мог взять гораздо больше любого другого человека, выглядело это подобно двум передвигающимся холмикам. Для отдыха в дороге он использовал посох длиной в три чи, со временем этот короткий шест стал для него оружием самообороны, "деревянной иглой", и вот, взяв за основу техники действий с бамбуковым шестом семи звёзд, сократив их и дополнив лучшими приемами обращения с мечами, копьями и шестами знаменитых школ он составил комплекс с коротким шестом. Так как он родился из техник обращения с бамбуковым шестом семи звёзд в соединении с приемами короткого оружия и длинного оружия, то и получил название "шест трёх соединённых".

В техниках шеста трёх соединённых прорабатывают следующее: "на цунь короче - на цунь искуснее", "коротким покорить длинное, малым победить большое", содержится немало приёмов противодействия копью, алебарде, девятисекционому хлысту. В методах действий корпуса требуется "искусность съёжившегося и мягкого". Так как короткое оружие выгодно на близкой дистанции, то не имея искусности съёжившегося и мягкого невозможно войти в контакт и ворваться в зону обороны противника. А не сможешь войти в контакт с противником - будешь пассивно получать удары, не сможешь активно проявить свою мощь и победить противника. Потому к методам действий корпусмо требования очень строги.

Хотя приёмов обращения с шестом трёх соединённых и имеется всего шестьдесят четыре, но они взяты из знаменитых школ и являются кивнтэссенцией боевого искусства. Основными техниками шеста являются обрушивание, накрывание, обвивание, поднимание, скольжение, долбление, пронизывание и надавливание. Иногда шест удерживается двумя руками и одновременно применяется вся его длина; иногда шест удерживается одной правой рукой, а левая ладонь имеет форму "львиная рука". Правая рука может наносить и длинные удары, и короткие атаки, а левая ладонь в этом случае может хватать, рубить, пресекать и колоть, ладонь и шест дополняют друг друга.

При исполнении таолу приём следует за приёмом, прямое и косое порождают друг друга, ладонь и шест используются параллельно.

Ян Цзюньфэн обучил технике шеста трёх соединённых Ян Цзюцина. Два поколения семьи Ян прославили эту технику.

Сунь Баотай из Дачэна что в Хэбэе в 14 лет прибыл в столицу на учёбу, у Ян Цзюцина изучил багуачжан и известный только семье Ян шест трёх соединённых. Всю жизнь он прорабатывал этот комплекс, никому его не преподавал, и лишь на склоне лет обучил Дань Юйкуя. Господин Сунь Баотай ушел из жизни более десяти лет назад, и созданный "фарфоровым Яном" Ян Цзюньфэном "шест трёх соединённых" в настоящее время находится на грани исчезновения.

В багуачжан тоже есть специфическое оружие - цзичжао иньянжуй

У Вэньхань

"Ушу цзяньшэнь" N2/84

Аккуратный глухой дворик на западной окраине Пекина. Именно сюда мы прибыли, чтобы посетить председателя Пекинского общества по изучению багуачжан учителя Ли Цзымина. Он, держа в руках парное оружие необычной формы, устроил для нас прекрасное показательное выступление. Что же это за короткое оружие? Ли Цзымин сказал: "Это называется цзичжао иньянжуй (прим.перев. - остриё инь и ян в форме петушиной лапы), этим оружием искусно владел основатель багуачжан первоучитель Дун Хайчуань, оно является стилевым оружием багуачжан." Я ошеломлённо спросил: "Но разве использовавшееся Дун Хайчуанем оружие - не цзы-у юаньян юэ (прим.перев. - секиры знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок)?"

Почтенный Ли махнул бородой перед грудью и, легонько усмехнувшись, ответил: "Я знаю от своего учителя, что оружие, которым владел первоучитель Дун, называется цзичжао иньянжуй, с ним есть 24 приёма; это искусство не передавалось посторонним и знают его очень немногие. Когда первоучитель Дун покинул этот мир, эта пара цзичжао иньянжуй была положена в его могилу. В начале периода Китайской республики могила была разграблена, эта пара была извлечена из земли и продана антикварному магазину при стекольном заводе. Никто не знал ни как это называется, ни как этим пользоваться. Об этом узнал господин Чан Цземяо, впоследствии он написал сборник рассказов "Портреты храбрых и честных борцов за справедливость" (впервые опубликованный в "Новой тяньцзиньской газете"), главным героем которого был Тун Линь. Его прототипом послужил создатель багуачжан Дун Хайчуань, однако время и события придуманы автором и отличаются от реальной жизни господина Дуна. Оружие, которым пользуется в книге Тун Линь - именно цзичжао иньянжуй. Однако так как господин Чан не знал названия, то придумал своё - "цзыму цзичжао юаньян юэ" (прим.перев. - секиры `мать и сын' уток-мандаринок в форме петушиной лапы). "Портреты храбрых и честных борцов за справедливость" оказали влияние на массы, термин `цзыму цзичжао иньян юэ' узнали многие. Впоследствии, в связи с тем, что тренировавший багуачжан Тун Даочан для секиры, составленной из соединённых воедино большого и малого полумесяцев с лезвиями и внутри, и снаружи, имеющей форму Методы тренировки результативной силы - student2.ru , из-за отсутствия сходства с петушиной лапой стал использовать название `цзыу юаньян юэ', `цзичжао иньянжуй' забылись." Почтенный Ли горестно добавил: "При изучении ушу, как и при изучении любого другого искусства, надо уважать историю и ценить факты, чтобы и полточки не было неправильных".

Вспарывающая ладонь: тренировка и применение

Чжан Цюальлян

"Ухунь" N3/95

Вспарывающая ладонь - это один из типичнейших приёмов саньшоу багуачжан. Первая ладонь из 64 ладоней багуачжан - это именно продвижение вперед со вспарыванием ладонью, то есть она очень часто применяется в схватках. Поэтому многие мастера. багуачжан прежних поколений уделяли необычайно болышое внимание тренировка этой ладони. Сегодня демонстрируется ее тренировка и применение.

Методы тренировки

Тренировка на месте

Методы тренировки результативной силы - student2.ru 1.Позиция готовности: встать в правую сюйбу, поднять макушку и подвесить промежность, расслабить плечи и сомкнуть бедра; правая рука поднята вперёд-вверх на высоту бровей, центр ладони обращён вверх, ладонь и рука максимально повёрнуты вокруг своей оси наружу, левая кисть размещается у внутренней стороны правого локтя, оба локтя свешены, подмышки опустошены; смотреть горизонтально вперед; правый носок находится на одной прямой с задней пяткой (рис. 1).

2.Правое вспарывание и левый хлопок: из предыдущей позиции правая рука выпрямляясь вспарывает ввepx, левая ладонь оседая с прямой рукой наносит хлопающий удар вперед (рис. 2).

3.Левое вспарывание и правый хлопок: из предыдущей позиции левая ладонь поворачиваясь вокруг своей оси наружу вспарывает вверх, правая ладонь переворачиваясь вокруг своей оси внутрь с прямой рукой наносит хлопающий удар вперёд (рис. 3).

Тренировать попеременно на обе стороны.

Методы тренировки результативной силы - student2.ru

Тренировка в движении

Одновременно со вспарыванием и хлопками ладонями вверху и внизу ноги должны безостановочно шагать вперёд - это и называется тренировкой в движении. Тренировка в движении бывает трёх видов.

1.Тренировка в движении в разноименной позиции: из позиции готовности (например, из правой сюйбу) одновременно со вспарыванием правой ладонью вверх и хлопком левой ладонью вперед вначале правая нога делает полшага вперед, тут же левая нога перешагивает на шаг вперед, в процессе перешагивания левая ладонь поворачиваясь вокруг своей оси наружу вспарывает вверх, правая ладонь поворачиваясь вокруг своей оси внутрь наносит хлопающий удар вперед; одновременно правая нога подшагивает на полшага вперёд, помогал выбросу силы. 70% веса тела на правой ноге, 30% - на левой, образуется левая сюйбу. Затем аналогично совершается левое вспарывание с правым ударом. Тренируя попеременно на левую и правую стороны продвигаться по прямой вперёд; число повторений не ограничено, чем больше - тем лучше (рис. 4, 5, 6).

2.Тренировка в движении в одноимённой позиции: из позиции готовности (например, из правой сюйбу), на месте выполняется левое вспарывание с правым хлопком (см. "Тренировка на месте"). Затем правая нога подшагивает вперёд (на полшага), левая нога. перешагивает вперёд, правая нога подшагивает следом на полшага; одновременно левая ладонь поворачиваясь вокруг своей оси внутрь с прямой рукой наносит хлопающий удар вперёд, правая ладонь поворачиваясь вокруг своей оси наружу вспарывает вверх (рис. 4, 5, 6).

3.Вспарывание с ударом при обороте во время обхода круга: в соответствии с требованиями багуачжан по хождению по кругу после обхода каждого круга или нескольких кругов выполнять вспарывание с ударом при обороте, круг идёт за кругом, вращение влево и поворачивание вправо, вспарывания с ударами не прекращаются. Конкретный метод тренировки таков: когда в позиции поворачивания ладоней дойдёшь до северной стороны и намерен обернуться со вспарыванием и ударом, то вначале завернуть внутрь внешнюю стопу так, чтобы она оказалась перед внутренней, затем обернуться разворачивая наружу внутреннюю стопу, одновременно ладони поворачиваются вокруг своих осей наружу, затем задняя рука. пронизывая вдоль нижней стороны предплечья вспарывает вверх, передняя ладонь переворачиваясь наносит хлопающий удар вперёд, ноги движутся в соответствии с вышеописанными требованиями к тренировке вспарывания ладонью в движении (рис. 7-12).

Методы тренировки результативной силы - student2.ru

Методы тренировки результативной силы

Добившись точности форм в вышеописанных методах тренировки на месте и в движении, упрочнив базу, достигнув требований по координации корпуса и метода можно переходить дальше к тренировке результативной силы. Методов тренировки результативной силы много, могут два человека тренироваться в паре (лучше всего будучи одетыми в нагрудники), можно избрать в качестве искусственного противника большой ствол, деревянный столб, стену либо мешок с песком и тренироваться, на запястья можно повесить мешочки с песком или одеть металлические браслеты и тренироваться так, можно тренироваться стоя на вертикально стоящих кирпичах или верхушках столбов - тренирующийся может сам выбрать то, что ему более интересно, либо то, что компенсирует недостаток силы ладоней, силы рук, устойчивости.

Методы применения

Методы тренировки результативной силы - student2.ru Если в бою противник бьет меня правой рукой, то я вывожу правую руку, опускаю плечи и свешиваю локти, максимально поворачиваю руку и ладонь вокруг своей оси наружу и внутренней стороной предплечья легко соприкасаюсь с внешенй стороной локтя протиьника, тут же вспарывая левой рукой из-под правого локтя вперёд, вверх и наружу отвожу правую руку противника, одновременно правой ладонью бью противника в лицо или грудь. Одновременно с ударом правой ладонью вперёд подхожу правой ногой и подставляю на полшага левую ногу (рис, 13, 14). Если противник левой рукой отбивает мою правую руку либо наносит контрудар плечом, то я вспарываю правой ладонью и бью левой, одновременно с вспарыванием и ударом ладонями подхожу правой ногой, перешагиваю вперёд левой и затем подставляю на полшага правую. Если противник недостаточно отклонится, то непременно упадёт от удара (рис. 15).

Требования

При тренировке на месте атакующая рука в основном прилагает хлопающую силу, в хлопке нужно иметь удар, при тренировке в движении атакующая рука в основном прилагает бьющую силу, но в ударе должен быть хлопок; и при тренировке на месте, и при тренировке в движении надо следить за тем, чтобы 70% мыслей и сил было во вспарывающей ладони, и 30% - в бьющей. При вспарывании с ударом надо следить за расслабленностью плеч, скрученностью поясницы, урегулированности бёдер, ловкости шага (при движении вперёд первой движется передняя нога, при движении назад - задняя). При ударе правой ладонью вперёд 70% веса тела. приходится на правую ногу, 30% - на левую, при ударе левой ладонью вперёд - 70% на левую и 30% на правую ("руки бьют - три десятых, ноги бьют - семь"). При вспарывании с ударом мощь должна быть велика, руки должны в сгибе иметь прямизну, словно странствующий дракон не может расслаблено согнуться или жёстко закрепоститься. Ладони взмывают и переворачиваются вверх и вниз, дух и мысль взбивают небо и обдирают землю, словно океанская волна достающая до небес. Движение пошло - всё тело ловкое, руки и ноги полностью согласованы, внутреннее и внешнее - одно целое.

Вэнь Дашэн

Наши рекомендации