К. Шмидт. Фрагмент фасада здания в Санкт-Петербурге. 1911-1912


Совокупность тех и иных форм обогащает художественный об­раз, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, ус­ложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использова­ние более простых форм и меньшего их количества приводит к со­зданию менее значимых произведений.

Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздейст­вие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно актив­но использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предме­ты и их формы передать тот или иной образ.

Стилизация — это один из приемов визуальной организации об­разного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Трансформация— это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытя­гивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и разви­вает основную пластическую тему (идею). Попробуйте разобраться в этом самостоятельно. Для этого вам предлагается решить первую творческую задачу, которая создаст основу для дальнейшего изуче­ния затронутых проблем.

Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, восприни­мается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная — дольше, но глубина созданного образа от это­го не зависит.

Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная. Выра­зительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над си-



__________________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА


К. Шмидт. Фрагмент фасада здания в Санкт-Петербурге. 1911-1912 - student2.ru

дуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, — один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно. Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на тем­ном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читае­мость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне бе­лый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запо­минаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, бе­лый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с мень­шим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, воз­можно, потребует их корректировки, если для создания определен­ного образа будет необходимо изменить тональность.

Однако форма бывает не только плоской, но и объемной. Поэтому, работая над выразительностью объемной формы, не забывайте о ее восприятии. Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от перевернутой пирамиды будет значительнее, чем от треугольника.

Особое значение для придания выразительности художествен­ному образу приобретают пропорции формы. Разбираясь в ощуще­ниях, создаваемых квадратной фигурой, мы не акцентировали вни­мания на соотношении размеров ее сторон. Оно было 1:1. Попробу­ем изменить это соотношение, сделав его, к примеру, 1:10. Теперь в зависимости от расположения фигуры будут подчеркиваться и ее


Наши рекомендации