А, б. Живопись Малого Римского Ренессанса. Фрески и мозаики. Эволюция тем и стиля. Византийское иконоборчество и Италия

А, б. Раннехристианские рукописи. Иллюстрирование христианских текстов и античное наследие. Латинские и греческие памятники. Разные способы соотношения изображения и текста.

А) Греческие памятники: Генезис Лорда Коттона, Венский Генезис, евангелие Рабулы, Россанское и Синопское евангелия

Б) Ватиканский Вергилий, Римский Вергилий, Кведлинбургская Итала, Пентатевх Ашбернхема

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1, 2. – М., 1986

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Сahn W. Romanesque Bible illumination. - Munchen, 1982

Hamel Chr. de A history of Illuminated Manuscript. - Oxford, 1986

Paecht O. Book Illumination in the Middle Ages. - Oxford

1986(существует также немецкий вариант)

Weitzmann K. Ancient Book Illumination. Cambrige, 1959

http://vergil.classics.upenn.edu/images/images.html

www.rubens.anu.edu.au

www.zorich.ru/ articles/b16.htm. – статья по раннехристианской миниатюре на русском языке

(в помощь студенту к заданию прилагается обзор раннехристианских рукописей и иллюстрации)

3а. Факультативная тема: примерная программа декора раннехристианской базилики 5 в на основе трактата Августина «О Граде Божием»

3б. Факультативная тема: сравнительный анализ программы Брешианской ставротеки (360 г) и трона епископа Максимиана (сер.6 в): иерархия места, иерархия масштаба, Ветхо-и Новозаветные параллели (см.А.Grabar, Christian Iconography)

А, б. Живопись Малого Римского Ренессанса. Фрески и мозаики. Эволюция тем и стиля. Византийское иконоборчество и Италия

А. (фрески ц.Санта Мария Антиква в Риме(6-8вв), фрески в Кастельсеприо, римские иконы)

Б. мозаики цц.Сант Аньезе, Сан Марко, Сан Лоренцо, Санта Мария ин Домника, капеллы св.Венанция в Латеранском баптистерии, капеллы св.Зенона ц.Санта Прасседе в Риме).

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до истории искусства. – М., 2003

Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

Лазарев В.Н. Фрески Кастельсеприо (К критике теории Вейцмана о «Македонском Ренессансе») – Византийский временник, 1953, 7

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Grabar A., Nordenfalk C. Early medieval painting from the 4 to 11 Century. – Lausanne, 1957

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Europe des Invasions. -

P., 1917 (серия "Univers des formes")

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Empire carolingien. -

P., 1968

Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom. – Leipzig, 1967

www.rubens.anu.edu.au

(в помощь студенту прилагаются иллюстрации)

5 A, б Ирландская и английская миниатюра 7-9 веков. Специфика христианского пути Британских островов. Роль привозных образцов.Собственная орнаментальная художественная традиция и возникновение христианской образности.

А.(Евангелиарий Августина, Золотой Кентерберийский и Амиатинский кодекс)

Б. (, книга из Дарроу, Линдисфарнское евангелие, евангелие Чад, евангелие из Эхтернахта, Келлская книга).

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Шкунаев С.В. Средневековая ирландская миниатюра. – Панорама искусств, 6, 1983, с.85-106

Alexander J.J. Insular Manuscripts 6th to 9th Centuries. – Lnd, 1978

Alexander J.J. Medieval illuminators and their methods of work. – Lnd; New Haven, 1992 (p.72-80)

Nordenfalk C. Celtic and Anglo-Saxon painting. – Lnd 1977

www.rubens.anu.edu.au

(в помощь студенту прилагаются статьи Шкунаева, Кауфманн об Амиатинском кодексе и Вормальда о евангелиарии Августина)

6. Дворцовая (палатинская) школа миниатюры при дворе Карла Великого. Сравнение группы Венского евангелия (Венское (коронационное) евангелие, Ахенское евангелие) и рукописей группы аббатисы Ады (евангелие Ады, Суассонское, Харлейское и др). Составляющие каролингского ренессанса: Раннее христианство, Византия, Северная Италия.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Empire carolingien. -

P., 1968

www.rubens.anu.edu.au

Утрехтская псалтирь и реймская школа каролингской миниатюры. Ее происхождение и копии. Рукопись как носитель изобразительных схем и способов связи изображения и текста от 5 к 13 в. Понятие копии в Средние века.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Alexander J.J. Medieval illuminators and their methods of work. – Lnd; New Haven, 1992 (p.72-94)

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian,

Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

DeWald E.T. The Illustrations of the Utrecht Psalter, Princeton, 1932

http://psalter.library.uu.nl

8. Турские библии: новый тип рукописи, происхождение, виды иллюстраций

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Cahn W. Romanesque Bible Illumination. – Princeton, 1983

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Hubert J., Porcher J., W.F.Volbach L'Empire carolingien. - P., 1968

Kessler Herbert L. The illustrated Bibles from Tours / by (Princeton, N.J. : Princeton University Press, c1977 (ленинка, микрофильм)

Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles, in the Art Bulletin LIII, 1971, p. 143-160

www.rubens.anu.edu.au

  1. Образ императора в каролингском и оттоновском искусстве. Библия Вивиана, Сакраментарий из Сен-Дени, Евангелие Лотаря и Евангелие Оттона 3.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. – М., 1970, сс.221-242

Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. – М., 1972, сс.9-37

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grodecki L., F.Mutherich, F.Wormald. - Le siecle de l’ An MIL. – P., 1973

H. MAYR-HARTING, Ottonian book illumination. Stuttgart 1991.

  1. Евангелие Оттона 3 и другие памятники школы Райхенау в оттоновской миниатюре.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. – М., 1972, сс.9-37

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.,1998, сс. 43-51

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grodecki L., F.Mutherich, F.Wormald. - Le siecle de l’ An MIL. – P., 1973

H. MAYR-HARTING, Ottonian book illumination, Stuttgart 1991 (прилагается)

Muterich Fl. Das Evangeliar Otto III. Muenchen—Lnd—NY (прилагается)

  1. Евангелие Хитды. Византийское и раннехристианское в кельнской школе оттоновской миниатюры.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. – М., 1972, сс.9-37

Beckwith J. Early Medieval Art (Carolingian, Ottonian, Romanesque). - Lnd, 1974

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grodecki L., F.Mutherich, F.Wormald. - Le siecle de l’ An MIL. – P., 1973

H. MAYR-HARTING, Ottonian book illumination, Stuttgart 1991 (прилагается)

  1. Апокалипсис в испанских и южнофранцузских рукописях 9-11 вв: темы и стиль.

Комментарии Беатуса Лиебанского на Апокалипсис: из Жероны, из монастыря Сан Мигель де Эскалада, из монастыря Сан Сальвадор в Таваре, мастера Факунда из Мадридской Национальной библиотеки; Апокалипсис из Сан-Севера

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб, 2000

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grodecki L., F.Mutherich, F.Wormald. - Le siecle de l’ An MIL. – P., 1973

Mentré M. La peinture mozarabe. – P., 1984

Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. - Princeton,

1968 Существует также французский вариант:

Grabar A. Les voies de la creation de l'iconographie chretienne.

Antiquite et Moyen Age. - Paris, 1979

Hamel Chr. de A history of Illuminated Manuscript. - Oxford, 1986Male

Paecht O. Book Illumination in the Middle Ages. - Oxford

1986(существует также немецкий вариант)

  1. (факультативная тема) Бамбергский Апокалипсис и испанские Беатусы

Grabar A., Nordenfalk C. Early medieval painting from the 4 to 11 Century. – Lausanne, 1957

  1. Тимпанные композиции французских романских порталов: Вознесение и Пятидесятница

Романское искусство. – Кенеманн, 2001

Aubert M. L’art roman en France. – P., 1961

Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. - Princeton,

1968 Существует также французский вариант:

Grabar A. Les voies de la creation de l'iconographie chretienne.

Antiquite et Moyen Age. - Paris, 1979

Male E. L'art religieux du XII siecle en France. - P., 1925

Schiller Gertrud Christian Iconography

http://employees.oneonta.edu/ -- структура романского портала, композиции

  1. Тимпанные композиции французских романских порталов: Страшный Суд

Романское искусство. – Кенеманн, 2001

Aubert M. L’art roman en France. – P., 1961

Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. - Princeton,

1968 Существует также французский вариант:

Grabar A. Les voies de la creation de l'iconographie chretienne.

Antiquite et Moyen Age. - Paris, 1979

Male E. L'art religieux du XII siecle en France. - P., 1925

Schiller Gertrud Christian Iconography

http://employees.oneonta.edu/ -- структура романского портала, композиции

  1. Тимпанные композиции французских романских порталов: Маэста

Романское искусство. – Кенеманн, 2001

Aubert M. L’art roman en France. – P., 1961

Grabar A. Christian Iconography. A Study of Its Origins. - Princeton,

1968 Существует также французский вариант:

Grabar A. Les voies de la creation de l'iconographie chretienne.

Antiquite et Moyen Age. - Paris, 1979

Male E. L'art religieux du XII siecle en France. - P., 1925

Schiller Gertrud Christian Iconography

http://employees.oneonta.edu/ -- структура романского портала, композиции

  1. Монументальная живопись Италии 11-12 вв: фресковые циклы и апсидные композиции.

Романское искусство. – Кенеманн, 2001

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grabar A., Nordenfalk C. Early medieval painting from the 4 to 11 Century. – Lausanne, 1957

Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du XI au XIII siecles.

- Geneve, 1958

  1. Книжная миниатюра 11-12 вв: основные рукописи, типы иллюстраций, темы, композиционные принципы

(доклад может быть разделен между двумя докладчиками)

Лиможский евангелиарий, Винчестерская и Сент-Олбанская псалтири, Флореффская библия, Библия Понтиньи, Винчестерская библия, гигантские библии Италии и Германии и др.

Романское искусство. – Кенеманн, 2001

Cahn W. Romanesque Bible Illumination. – Princeton, 1983

Dodwell C.R. Painting in Europe 800-1200. – Baltimore, 1971

Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du XI au XIII siecles.

- Geneve, 1958

Hamel Chr. de A history of Illuminated Manuscript. - Oxford, 1986

Paecht O. Book Illumination in the Middle Ages. - Oxford

1986(существует также немецкий вариант)

Wormald F- The Winchester Psalter

  1. Cкульптурное оформление портала: романика и готика. Структура, основные принципы расположения декора, доминирующие композиции, темы.

Наши рекомендации