Церковные слова

· агиасма — святыня

· агиография — ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу» — изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости

· агнец — «ягнёнок», церк., а также ст.-слав., русск.-цслав. агньць — то же и часть просфоры — символ жертвенного агнца в христианской литургии

· ад — Гадес; в греческой мифологии царство мёртвых называлось Аид, что значит мучительный, печальный. В христианской религии так принято назвать место, куда переселяются души грешников

· алтарь — греки заимствовали это слово из латыни, где оно значило «возвышение» (от altius — высокий)

· ангел — ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец» — дух, выражающий волю Бога и обладающий сверхъестественными возможностямивестник, посол, посланец

· акафист— akathistos — от а — «не» и kathizo — «сажусь» — христианское песнопение, исполняемое в храме всеми присутствующими стоя

· амвон— так же, как и алтарь, значит «возвышение»; это действительно самое высокое место в церкви; пришло на Русь в период крещения

· анафема— αναθεμα — отлучение от ανατιθημι — откладывать, отставить назад — формула отречения от церкви, произносимая в первый «сборный» воскресный день Великого Поста

·значит «проклятие, отлучение»

· антидор— άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец

·антиминс (греч., лат.) —

· антифон — один из важнейших жанров христ. Богослужения; греч. αντιφωνοσ, лат. antiphona, буквально — противогласник, звучащий в ответпротивогласие

· антихрист— Αντίχριστος, «против (вместо) Христа» — персонаж христианской эсхатологии, исполнитель Библейского пророчества о противнике Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию, но имеющий злую сущность

· апокалипсис — откровение; англ. Apocalypto от греч. αποκαλύπτω — открывать, обнаруживать; разоблачать; открове́ние Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета (в Библии)

· апокрифы— ἀπόκρυφος — сокрытый; книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включённые в канон. Термин «апокрифы» в языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях

· апостол— ἀπόστολος — посол, посланник, от глагола посылать греч. ἀποστέλλω — ученики и последователи Иисуса Христа

· артос— просфора; большой раскрашенный и позолоченный хлеб, по краям которого пишется полный стих: «Христос Воскресе» и пр., а в середине изображается либо крест, либо Воскресение Христово

· архиепископ— ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — «блюститель» — буквально «старший епископ» — один из высших титулов в христианской церковной иерархии

· архиерей— Archiereus — «главный священник»

· архимандрит— αρχιμανδρίτης; от αρχι — главный, старший + μάνδρα — загон, овчарня, ограда в значении монастырь — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа)

· библия — βιβλία — книги — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н.э. — II в. н.э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания

· деисус— δεησις — прошение, моление; деисус — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя

· дикирий— δικήριον — «двусвечник» и Трики́рий — греч. τρικήριον — «трёхсвечник» — принадлежности архиерейского богослужения в Православной церкви

· дискос— δίσκος, «круглое блюдо» — в Православной церкви один из литургических сосудов

· дьякон (диакон) — помощник священника при совершении церковной службы

· дьявол (диавол) — клеветник; тот, кто сеет рознь — так описательно древние греки называли этого злого духа, избегая произносить его имя, ибо верили, что между именем и его обладателем существует непосредственная связь: назвав по имени, можно вызвать его появление

· Евангелие — буквально: хорошая, благая весть

· ектения — протяжность

· елей, елеопомазание, елеосвящение—

· епархия— владение; относилось к единице административного деления подвластных церкви земель

· епископ— изначально: смотритель; современное значение — глава религиозной общины

· епитимьия— ἐπιτιμία — «наказание» — способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определённых его духовником

· епитрахиль— επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь

· ересь — eresis: отделение, разделение, секта; выбор, стремление, тяготение; сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины

· игумен— ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья — настоятель (настоятельница) православного монастыря

· иерарх— hierarches — пастырь православной церкви, имеющий сан епископа

· иерархия— др.-греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление» — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа «дерево»

· иерей— Ἱερεύς — жрец; в Русской церкви — младший титул белого священника

· иеродиакон— ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монах в сане дьякона; старший иеродиакон называется архидиаконом

· иеромонах— Ἱερομόναχος — в христианстве монах, имеющий сан священника

· икона— с древнегреческого: картина, изображение, подобие

· иконостас— εἰκονοστάσιον — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон

·икос — дом

·илитон—

·иподиакон—

· канун— изначально в греческом: правило; в древнерусском стало обозначать «положенные по правилам песнопения в честь церковного праздника»; позже — появилось значение «день перед праздником» (отсюда и «накануне»)

· канон— один из жанров церковной гимнографии; библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными

· катавасия— καταβασία — схождение; в православном богослужении — песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия

· катехизис— κατηχισμός — поучение, наставление; от греч. katechein — «оглашать», «устно наставлять»; огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения

·кафизма — сидение

· келья — это греческое слово восходит к латинскому cella — небольшая комната, чулан, кладовая

· киот— κῑβωτός — ящик, ковчег — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон

· клирик— κλήρος — жребий — служитель церкви, священнослужитель или церковнослужитель

· клирос— κλῆρος — часть земли, которая досталась по жребию — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы

· ладан— др.-греч. λήδανον, λάδανον; лат. Olibanum — олибанум или олибан; араб. لُبَّان‎‎ — lubbān — ароматическая древесная смола, получаемая с деревьев рода Босвеллия: ладанного дерева (лат. Boswellia sacra)

· мантия— μανδύη — «шерстяной плащ» — часть торжественного облачения монарха, служителей церкви

· минея— μηνιαίος — «месячный, одномесячный, длящийся месяц» — общее название нескольких церковнослужебных и четьих (т.е. предназначенных для чтения, а не для богослужения) книг

· миро— μύρον — «ароматное масло» — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека

· митра— богато украшенный золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями головной убор сферической формы; принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, священников

· митрополит— μητροπολίτης — первый по древности епископский титул в Христианской Церкви

· монастырь— келья отшельника; μοναστήριον — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек

· монах— восходит к греческому корню, обозначающему «один, одинокий»

·номоканон—

·октоих—

· омофор— omophorion, буквально — носимое на плечах; часть облачения православного архиерея в виде широкой длинной ленты (в древности из белой шерстяной ткани, позднее из парчи, шёлка и других тканей различных цветов)

·орарь—

· панагия— panagia — всесвятая; нагрудный знак православных епископов с украшениями, носимый на цепи

· паникадило— πολυκάνδηλον — многосвечие — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад

· панихида— pannychída, буквально — всенощная, от греч. pás — весь и nýchos — ночь — церковная служба по умершему (в православии)

·парастас—

· паремия — нравоучительное слово, пословица, притча; paroimia — «притча, пословица»; церковное чтение избранных мест из Ветхого Завета, содержащих пророчества

· патриарх— Πατριάρχης; от πατήρ — отец, ἀρχή — господство, начало, власть; ветхозаветный святой, почитаемый церковью как исполнитель воли Божией до новозаветной эпохи

· полиелей— Πολυέλεος; в православном богослужении — часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения

· потир— ποτήρ, «чаша, кубок» — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия

· пресвитер — старший πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины»; древнейшее каноническое название второй степени христианского таинства священства

· проскомидия — принесение; προσκομιδή — принесение, подношение; от προσκομίζω — приношу — первая часть литургии византийского обряда

· просфора — приношение; богослужебный литургический хлеб

· протодиакон— титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе

· протоиерей— πρωτοιερεύς — первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник) — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви

· протопресвитер—

· псалом, псалтырь, слав. псалтирь — ψαλμός «хвалебная песнь» — гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета, составляющие Псалтырь

· религия— (religio — благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину); одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам

·саккос—

· серафимы— в христианской традиции самый высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

· синагога— συναγωγή, «собрание»; — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии

·синаксарь—

· синод— synodos — «соединение, собрание» — в католической церкви — собрание епископов, совещательный орган при Папе Римском

· скит— Σκήτη — в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре; название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества

· скуфья — покрывало; σκύφος, «чаша» — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий

· ставропигия— σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», буквально «водружение креста» — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам

·стихира—

· схима— σχῆμα — образ — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Первоначально — монашеское облачение, внешний вид, форма, внешность

· типикон— Τυπικόν, или Устав, церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб

·трикирий—

·триодь—

· тропарь— τροπάριον, от τρόπος — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия — древнейший, наряду со стихирой, из дошедших до нас видов церк. песни; краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо

· фелонь— φαιλόνιο — ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа воины во время суда у Пилата

· херувимы— упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин

· херотония— посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды

· христианство — от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я» — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Заветепомазанник

· хоругвь— религиозное знамя, используется в Православной и Восточнокатолических церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Носитель церковной хоругви — хоруговник

· церковь — восходит к греческому корню, означающему «господь»; буквально — принадлежащий Господу дом

·»

· экзарх— ἔξαρχος — «зачинатель»; «начальник хора»; «руководитель, глава» — изначально руководитель хора в Древней Греции. Позднее — титул руководителей церковных служителей и светских чиновников в поздней Римской империи. Титул использовался в ранней истории Западной церкви и до сих пор употребляется в Восточной православной церкви. В Византийской империи экзархами называли наместников, управлявших территориями империи в Африке (Карфагенский экзархат) и Италии (Равеннский экзархат). Был период, когда титул экзарха был равнозначен титулу епископа. В современной Восточных православных церквах экзарх возглавляет епархии, находящиеся вне территории патриархата. Русская православная церковь имеет экзархаты в Европе и Америке

·

Наши рекомендации