Боковая Позиция» [Nebenhut]
Займи эту позицию так: встань левой ногой впереди, держи оружие справа от себя с острием, направленным к земле так, чтобы навершие оставалось вверху, а коротким лезвием – к себе.
«Железная дверь» [Eisenport]
Более полное представление настоящей позиции «Железная дверь» ты найдешь позже, в трактате о бое рапирой. С тех пор, как нанесение уколов мечом вышло из употребления у нас, Германцев, эта позиция также вышла из употребления и была утеряна; однако итальянцы и другие народы используют ее ив наши дни.
Сейчас термин используется как эквивалент «Скрещенной Позиции», и используется для нее желторотиками, коим не хватает знаний о «Железной двери».
Однако есть различие меж ними двумя, я кратко объясню здесь их обе. А «Железная дверь» выполняется так: встань правой ногой впереди, и держи свой меч эфесом перед своим коленом прямыми вытянутыми руками так, чтобы острие было вытянуто к лицу противника. Так твой меч находится перед тобой в защите, как железная дверь; когда ты стоишь с широко расставленными ногами так, что твое тело находится низко, то ты можешь отводить все уколы и удары из этой позиции.
«Скрещенная позиция» [Schrankhut]
«Скрещенная Позиция» - это когда ты держишь меч скрещенными руками перед собой с острием, направленным к земле, как можно ясно увидеть на следующем рис. F.
«Подвешенное Острие» [Hangetort]
Фигура справа на том же рисунке [F] учит тебя, как выполнить «Подвешенное Острие», кроме того ,что она не показывает достаточно вытянутых рук. Следовательно, расположись в этой позиции так: встань правой ногой впереди, и держи оружие вытянутыми перед собой руками так, чтобы клинок отчасти провисал к земле. Эта позиция немного схожа с позицией «Бык» кроме того, что в «Быке» ты держишь руки вертикально, но здесь они будут вытянуты вперед перед твоим лицом, и ты даешь мечу провиснуть к земле, вот почему это зовется «Подвешенным Острием».
«Ключ» [Schlϋssel]
«Ключ» изображен на рис D. Если ты встанешь левой ногой впереди и держишь меч за эфес, и скрещенные кисти рук перед твоей грудью так, что короткое лезвие лежит на твоем левом плече (имеется в виду анатомическое плечо, прим. Перев), а острие направлено в лицо твоего противника, то эта стойка или позиция выполнена верно.
Единорог [Einhorn].
Вначале иди левой ногой вперед и выполни обкручивание вверх в обе стороны так, будто ты намерен принять позицию «Ключ»; иди со скрещенными руками вправо – вверх так, чтобы кончик вытянулся вверх в воздух; это называют «Единорогом», и ты стоишь, как ты можешь увидеть на рис E на примере правой фигуры.
И это – перечень стоек или позиций, коротко описанных по названиям и выполнение или проведение каждой из них в работу. Во всем бою, должен ли ты рубить, работать, парировать или выполнять те или иные действия, ты не должен оставаться в одной позиции, но всегда двигаться из одной в другую и превращать одну в другую, да обратишь ты пристальное внимание на то, как эти позиции следуют одна за другой, это я кратко объясню с ударами по линиям и направлениям.
Во – первых, когда ты выполняешь Верхний или Скальпирующий, удар ты проявляешь три позиции: в начале ты занимаешь позицию «День», в середине – «Длинное острие», в конце – «Глупца»; тем самым, ты проходишь три позиции или стойки в прямой линии сверху вниз от А до Е [см диаграмму ударов на 1.36R]. напротив, если ты идешь снизу вверх со скрещенными руками для парирования, ты вновь находишь три позиции, а именно: в начале «Железную Дверь», в середине - «Подвешенное Острие», в конце – «Единорога» на вершине. Если ты стянешь меч эфесом к своей груди так, что короткое лезвие лежит на твоем левом плече, то ты стоишь в «Ключе». Так ты идешь из одной позиции в другую во время пути вверх и вниз по линии А-Е.
Есть две другие линии, что идут диагональю вниз через вертикальную линию, одна идет из верхней правой четверти, обозначенная H-D, другая идет из верхней левой в правую нижнюю, обозначенная B – F. Теперь, по какой бы линии ты ни рубил (как я сказал ранее и кратко повторю здесь, что все удары и позиции могут выполняться на обе стороны, вправо и влево, просто ради краткости я описываю их по большей части лишь в одной форме), ты вначале идешь в «Позу Гнева», из коей берет свое имя удар, что «Удар Гнева», названный за свою гневную манеру исполнения; на середине пути удар приходит в «Длинное Острие»; а в конце – в «Менялу». Если ты вытягиваешь отсюда удар обратно вверх длинным лезвием, то вновь проходишь через три стойки, а именно: вначале из «Боковой Позиции», в середине – вновь в «Длинное Острие», а в конечной верхней точке – в «Единорога». Если ты подрезаешь по одной из этих линий (обратным лезвием, прим перев.), с какой бы то ни было стороны, то ты идешь из «Менялы» через «длинное Острие» в «Позицию Гнева». Также в подрезании вверх ты можешь развернуть меч в «Подвешенное Острие», и, если ты пойдешь далее вверх отсюда, ты придешь в позицию «Бык». Таким образом, через какую бы из линий ты ни пошел, ты всегда обнаружишь, самое малое, три позиции.
Теперь, хороший боец не должен рассчитывать на долгое выжидание в своей позиции, но, как только он может дотянуться до своего противника, он должен атаковать его и выполнять задуманный им прием. Долгое ожидание требует множества парирование, из которых человеку сложно выйти в удар, как я обсужу более полно в разделе о парированиях.
Позиции также полезны для классификации приемов; если некто занимает Позицию в Начале, он тотчас же может вспомнить, какие приемы выполняются из этой Позиции. Более того, они служат не только для изящества и должной смены одной Позиции на другую, но также для обмана противника, и чтобы сконфузить его и сделать неуверенным в том, что он должен предпринимать против тебя. И последнее по данному контексту, также хорошо и полезно быть готовым постигать и распознавать технику, которую противник может выполнить против тебя, и противостоять ему наиболее надлежащим образом.
Все это относится к началу этого искусства, а именно, к Началу против оппонента [Zufechten], которое происходит с ударом из позиций. Далее идет второй компонент этого искусства, который все еще является частью начала, а именно, удары.
Глава 4.
Касательно Ударов
Теперь мы переходим к собственно искусству и благородной практике, а именно, к ударам, кои, как я говорил в начале, являются истинным главным элементом в бою. Здесь необходимо сказать что-либо о том, сколько их есть, о том, что из себя представляет каждый из них и как они должны быть выполнены и совершены. Но вначале я хочу напомнить здесь дружественному читателю, что существует великое различие меж боем на мечах нашего времени и тем, как оно практиковалось нашими предшественниками и мастерами боя прошлого так, что этот перечень ударов будет охватывать лишь то, что используется и характерно для меча наших дней. А относительно практик дней былых, когда сражались опасно, используя равно как удары, так и уколы, я обсужу в соответствующем месте и отдельно.
Касательно современного меча, существует два отдельных видов ударов, скажем, прямые и обратные. Я называю те удары прямыми, что наносятся противнику длинным лезвием и с вытянутыми руками, и коих существует четыре: Верхний, Гневный, Средний и Нижний удары. Собственно, они также являются главными, или первичными, ударами, все прочие удары происходят из них, и ни один удар в мире невозможно представить и обнаружить, чтобы он не исходил из этих разделов ударов и не был бы при этом странным.
Обратные удары - это те, в которых их наносящий переворачивает руки и меч так, что не бьёт противника полным, иначе прямым, лезвием, но более коротким лезвием, плоскостью или под неким углом, как происходит со Сталкивающимся, Коротким, Коронным, Косым, Дугообразным, Пресекающим, Рикошетным, Слепым, Обкручивающим, Запястным, Ныряющими Переменным ударами. Так как эти удары происходят из четырех прямых ударов, то они называются ударами, производными от первых.
Среди обоих этих видов избраны пять ударов, что называются Мастерскими – не потому, что тот, кто правильно их наносит, должен тотчас же именоваться мастером искусства, но более из-за того, что они – корень всех истинно искусных техник, что обязан знать мастер; и тот, кто может выполнить и использовать их, и должен, по-настоящему, считаться умелым бойцом, поскольку все мастерские техники скрыты в них и ни одна не может быть выполнена без оных. Удары эти – Гневный, Дугообразный, Пресекающий, Косой и Скальпирующий Удары.
Я опишу, как должны выполняться все они, один за другим, по порядку, и сперва буду говорить о прямых ударах, а первый из них – Верхний Удар.
Верхний Удар [Oberhauw].
Верхний удар – это прямой удар прямо сверху в голову противника, прямо в его скальп, поэтому его и называют еще Скальпирующим Ударом [Scheidelhauw].
Гневный Удар [Zornhauw].
Гневный удар – это диагональный удар с твоего правого плеча в левое ухо противника, через его лицо и грудную клетку, по диагонали, как показано двумя перекрёстными линиями, кои проходят через вертикальную линию. Это сильнейший из всех ударов, и он заключает в себе всю мощь и мужественность бойца, направленные на противника в дуэли и в бою; поэтому он также называется Ударом Раздора [Streithauw] или Праотеческим Ударом [Vatterstreich] старыми мастерами боя. Касательно же этих линий – о них ты узнаешь ниже, и т. Д. (диаграмма на 1.36, Мейер ссылается на линии H-D и B – F).
Срединный [Mittel] или Горизонтальный Удар [ϋberzwerchhauw].
Средний, или Горизонтальный, удар может быть выполнен, во многих отношениях, так же, как Удар Гнева, с той лишь разницей, что Гневный Удар выполняется диагонально, этот же выполняется поперечно, как видно на горизонтальной линии, обозначенной G-C; ты найдешь эту линию позже, в разделе по дюсаку [см рис А в части по дюсаку].
Нижний удар [Underhauw].
Этот выполняется так: ударь в правого «Быка», касательного коего пною было сказано в предыдущей главе, и, как только ты достигнешь своего противника, тотчас же ударь, напротив, снизу в его левую руку, так чтобы ты шел вверх над своей головой крестовиной; так ты выполнил его. Касательно этого, смотри малую фигуру слева на рис В.
Косой Удар [Schielhauw].
Косой Удар – это тоже Верхний Удар, но назван он так потому, что наносится как будто бы немного косо. А делается это так:
Расположись в позиции «День» или Позиции Гнева (о коих мной было сказано в главе 3), левой ногой впереди; когда он бьёт по тебе, ударь в ответ, но во время удара разверни короткое лезвие против его удара, и одновременно с ним нанеси удар, с ладонями, отвернутыми от его меча ; хорошо шагни правой ногой к его левой стороне, и вместе с этим, проворно убери свою голову с направления удара. Так ты правильно выполнил этот удар против него, и стоишь, как показано большой фигурой слева на рис G.