Синтетический» эстрадный номер
Нужно заметить, что в эстрадном номере возможно использование комплекса выразительных средств, что позволяет говорить о синтетичности номера. Например, в музыкальном фельетоне актер может говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться пластическими трюками и элементами пантомимы. Оригинальный (эстрадно-цирковой) жанр соединяется с речевым, вокальным с танцевальным и т. д.
Как бы блистательно ни танцевали, к примеру, Л. Вайкуле и В. Леонтьев, - они работают в вокально-эстрадном жанре, а не в танцевальном. Сколько бы ни добавлял в свои номepa элементов оригинального жанра А. Райкин, - он apтист речевого жанра (А. Райкин пользовался, например, приемами фокусников, доставая шарики изо рта; он довольно часто, особенно в раннем периоде творчества, прибегал к пантомиме; он такжепел).
Или наоборот: в вокально-инструментальной гpаницe можно увидеть, что исполнители поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, делают акробатические элементыI' r10 простое 1',llOжение выразительных средств разных жанров совсем не обязательно делает номер выразительнее, а чаще всего просто уничтожает его.
Если в постановочной работе режиссер четко не разделяет главное и второстепенные выразительные средства, это ведет к рыхлости формы. Нельзя также забывать о сложившихся традициях художественного восприятия зрителей.
Номер, в котором используется разнообразный арсенал выразительных средств, нужно определять как эстрадный номер конкретного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств.
Так, думается, надо трактовать понятие «синтетический эстрадный номер».
Пять основных эстрадных жанров подразделяются, в свою очередь, на множество подвидов.
Рассмотрим характеристику эстрадных жанров подробнее.
Речевые жанры
«Каковы же специфические признаки этих жанров эстрадного искусства? На мой взгляд, - писал В. Ардов, - К ним относятся те разновидности малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы, идеи является слово; слово, организованное в драматическую форму, иногда связанное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища (кино и волшебный фонарь, фокусы, акробатика, клоунские трюки и многое другое); слово, украшенное разнообразными аксессуарами и вещественным оформлением; слово, выраженное в живой человеческой речи, непосредственно или при помощи механической записи, или изображенное графически~4.
КОНФЕРАНС- искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра.
МОНОЛОГ В ОБРАЗЕ- сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «ОТ маски~, поэтому наиболее верное определение жанра - «эстрадный монолог в образе. Чаще всего носит юмористический или сатирический характер.
ФЕЛЬЕТОН- социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЛЬЕТОН- содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Очень разнообразен по эмоциональному воздействию - от лирического до гневно-публицистического. в музыкальном фельетоне музыка является не только приложе11 нем к тексту, а имеет драматургически определяющий характер.
СКЕТЧ- маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так 11 в моделях поведения.
СЦЕНКА- от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия и задаются условные п редлагаемые обстоятельства.
ЭСТРАДНЫЙ ДИАЛОГ- еще более условен, чем сценка. Мес'то действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, реально идущий концерт. Отличительной особенностью являет('Я насыщенность текста репризами.
ЭСТРАДНЫЙ БЫТОВОЙ РАССКАЗ- в качестве литературной оCHOBbI использует произведения, не написанные специально для :)страды. От художественного чтения отличается тем, что артисты всегда обращаются напрямую в зрительный зал от собственнOrO лица, рассказывая историю, придуманную писателем как случай, происшедший лично с исполнителем.
МИНИАТЮРА- небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады - от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой суIllествования самых разных эстрадных жанров. Как разнообразlIая эстрадная форма составляет основу репертуара театра миниатюр.
ПАРОДИЯ- искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных звезд. Несмотря на частое использование в пародии комплекса выразительных средств (вокала, пластики), а не только слова и актерского мастерства, все пародии на эстраде относятся к речевому жанру (за исключением синхро-буффонады). Различают пародии портретные (на какое-то конкретное лицо) и пародии на социально-общественные явления (чаще всего такая пародия приобретает сатирический характер), на отдельные произведения искусства (например, на конкретную театральную постановку), на штампы отдельных видов искусства (например, пародия на оперные штампы).
КУПЛЕТ- небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом.
БУРИМЕ- шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами.
Все разговорные жанры в обязательном порядке требуют от исполнителя владения актерским мастерством. Это происходит даже в тех случаях, когда актер не разговаривает, а поет и двигается (как в некоторых видах пародии). Поэтому все без исключения разговорные жанры относятся 1< игровым эстрадным жанрам.
Если собственно актерское искусство или отдельные его элементы, такие, как действие в предлагаемых обстоятельствах, создание характера и др., присутствуют В некоторых разновидностях и других жанров, то и их можно отнести к игровым. В принципе это зависит только от способности исполнителя и фантазии режиссера.
Вокально-эстрадные жанры
«Образуя более сложный, по сравнению с предыдущими, отмечает С. Клитин, -вокальный род концертного творчества соединил четыре компонента - музыку, слово, пение и актерское искусство. Все элементы этого синтеза равным образом важны ... Слабые вокальные данные нередко восполняются способностями к глубокому актерскому "проживанию" материала~5.
ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ- на современной эстраде ведущий и самый широко распространенный жанр; при том, что главным выразительным средством жанра является вокал, эстрадное пеlIие включает в себя и такие важные компоненты, как слово, актерское мастерство и пластику эстрадного артиста-вокалиста; таким образом, современная эстрадная песня создается комплексом выразительных средств; баланс использования составных 'taстей этого комплекса зависит от индивидуальности исполнителя, от характера музыкально-текстовой основы песни, от ее пOджанровой разновидности (лирическая песня, гражданственнo-патриотическая песня, баллада, шуточная песня, игровая песIШ); в эстрадном пении существуют поджанры - народное пение, романс, цыганское пение и др.; манера их исполнения отличается от чисто фольклорной или филармонической, как правило, ОIlИ звучат в эстрадных обработках с соответствующей аранжировкой; в отдельный поджанр выделилась авторская песня, где ведущее значение имеет текст, а не музыкальная основа, и которая, как правило, исполняется самими авторами.
Отличительной особенностью современного эстрадного пеIIИЯ является так называемое «микрофонное пение~, которое требует от исполнителя особых, отличных от филармонического, приемов звукоизвлечения; сегодня наиболее распространенным 111Iляется сольное эстрадное пение, однако оно существует и в исполнении небольшими вокальными ансамблями; эстрадное пение включает в себя все без исключения музыкальные стили:
Классику, ретро, джаз, рок и т. д.; некоторые виды эстрадной пес1111 могут исполняться В форме сюжетного (театрализованного) ,Эстрадного номера: «Песня - вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, - пишет А. Петров, - получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередкO решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастер,'ЛЩ исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора~6.
ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА- по существу, 'liilllP является разновидностью эстрадного пения, но обладает рядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыканты-инструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара; как правило, вокально-инструментальная группа придерживается какого-то определенного музыкального стиля и очень часто стремится создать собственный стиль, который является как бы визитной карточкой группы; в своих выступлениях вокально- инструментальные группы активно используют балет, пантомиму, звуковые, световые и пиротехнические эффекты; известны примеры (редкие), когда в этом жанре возникают театрализованные эстрадные номера.