II.Черно-белые иллюстрации в тексте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая средневековый период русского искусства в це­лом, нельзя не отмстить его удивительно высокого нрав­ственного настроя и постоянного стремления к красоте духовной, внутренней. Приблизиться к ее постижению чрезвычайно сложно. Для этого нужно погрузиться в атмосферу неспешно текущей жизни средневекового человека, иережигь вместе с ним боль утрать и торжество побед.

Определяющую роль в формировании древнерусского искусст­ва сыграл освященный веками уклад жизни восточных славян, их народная культура. Благодаря ей, после принятия христианства, русское искусство не перестало быть русским и сохранило свою самобытность. По этой причине, ни в коем случае не принижая огромного влияния Византии и других восточнохристианских стран на Русь, говорить о прямой преемственности древнерусского ис­кусства от византийского не приходится.

Содержание и форма древнерусских произведений во многом за­висят от космологизма средневекового мышления, сложившегося еще в пору язычества. В силу этого художественные изделия тяготеют к системному построению комплексов, к ансамблю. Образ Вселенной довольно отчетливо «читается» и в пределах отдельных произведе­ний. Отсюда тесная структурная взаимообусловленность различных компонентов в составе воссоздаваемой картины мира, их смысловое единство и, наконец, художественная гармония.

Если рассматривать произведения в русле исторического про­цесса глазами человека той поры, важно отметить, что их содер­жание не ассоциировалось с фактами прошлого. Включенные и контекст повседневности, они были свидетельством непрерывной жизни человечества, имевшей тем не менее по христианским пред­ставлениям свое начало и конец. Мысли о предстоящем конце света как бы уравнивали и превращали в современников людей

еще живущих и их далеких предков. На пути к новой грани отсче­та храмы, иконы, книги, церковные сосуды... становились своеоб­разными связующими звеньями минувшего с настоящим и вечным.

Древнерусское искусство, как неотъемлемая часть жизни наро­да, знало разные времена — взлетов и падений, расцвета и отно­сительного застоя. Этап интенсивного культурного строительст­ва, начавшийся после принятия христианства, сменился длитель­ным периодом государственной раздробленности, когда искусство обретает черты ярко выраженного местного своеобразия. Огром­ным потрясением всех сфер жизни Руси стало монголо-татарское нашествие и последующее более чем двухвековое иго, роковым образом сказавшееся на состоянии художественного творчества русских земель второй половины XIII — первой половины XV вв. и дававшее о себе знать столетия спустя. Однако даже в этих чрезвычайно сложных условиях вместе с возвышением Москвы набирает силу искусство Северо-Восточной Руси, переживает «зо­лотой век» Великий Новгород и его культура. Восстановление государственности на исходе XV в. сделало чрезвычайно актуаль­ным вопрос о создании общерусской культуры, что идейно и ху­дожественно сблизило региональные центры. Достигнув апогея своего развития в XVII в., средневековое искусство в значитель­ной мере исчерпало свои возможности.

Каждый последующий период истории древнерусского искусства не похож на предыдущий. И все-таки общие тенденции его эволю­ции проявляются довольно отчетливо. По мере отдаления от эпохи Киевской Руси, когда влияние византийской культуры было особен­но сильным, произведения русских мастеров постепенно утрачивают свою обобщенность и монументальность, гораздо в большей мере проявляя свои национальные художественные особенности. Искус­ство все менее подвергается регламентации и все более входит в по­вседневную жизнь человека, приспосабливаясь к ее требованиям. Логика развития цивилизации приводит в конце концов к тому, что средневековая система ценностей в России, завершив формирование, утрачивает свою перспективность и перестает удовлетворять различ­ные институты общества. С разрушением самого уклада средневеко­вого бытия уходит из обихода и космологический принцип постро­ения художественных ансамблей и отдельных произведений. На ру­беже XVII — XVIII вв. средневековое искусство как цельная систе­ма прекращает свое существование.

Ушла в прошлое эпоха средневековья, но произведения той далекой поры остались навсегда как высокие образцы искусства. Они и сейчас поражают нас удивительной цельностью, глубокой одухотворенностью и непосредственностью. В них есть то, чего мучительно не хватает сейчас в современной жизни.

1. Цветные иллюстрации на вклейках

1. «Богоматерь Оранта». Мозаика Софийского собора в Киеве. Середина XI в.

2. «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Икона. Конец XI — начало XII в.

3. «Евангелист Лука». Миниатюра Остромирова Евангелия. 1057

4. «Апостол Павел». Фреска Софийского собора в Киеве. Середина XI в.

5. «Св. Георгий». Икона. XI - начало XII в.

6. «Устюжское Благовещение». Икона. XII в,

7. «Димитрий Солунский». Мозаика собора Михайловского Златоверхого мо­настыря. Начало XII о.

8. «Спас Златые власы». Икона. Конец XII — начало XIII в.

9. Софийский собор в Новгороде. 1050

10. Эмалевые колты. Коней XI - начало XII в.

11. Бармы из рязанского клада. XII в.

12. Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде. 1117

13. «Успение Богоматери». Икона. Конец XII начало XIII в.

14. «Спас Нерукотворный». Икона, горая половина XII в.

15. «Св. Микола». Икона. Коней XII -- начало XIII в.

16. Пластинкас изображением св. Ипатия. Перегородчатая эмаль. Конец XII — начало XIU в.

17. Алекса Петров. «Св. Никола». Храмовая икона церкви Николы на Липне. 1294

18. «Чудо Георгия о змие». Икона. Конец XIII -- начало XIV в.

19. «Св. Борис и Глеб». Икона. Начало XIV в.

20. «Михаил Архангел с зерцалом». Икона. Около 1300

21. «Спас Нерукотворный». Икона. Начало XIV в.

22- «Отослание апостолов Христом на проповедь». Миниатюра Сийского Еван­гелия. 1340

23. «Св. Борис и Глеб на конех». Икона. Середина XIV в.

24. «Ангел». Деталь иконы «Троица». Середина XIV в.

25 «Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406

26. «Апостол Фома». Икона. Первая половина XV в.

27. «Св. Борис и Глеб на конех». Икона. Около 1377

28. «Пророк Илья». Икона. Первая половика XV в.

29 «Богоматерь Донская». Двухсторонняя икона. Лицевая сторона. Конец XIW

30. «Успение Богоматери». Оборотная сторона иконы «Богоматерь Донская». Конец XIV в.

31. «Преображение». Икона. Начало XV в.

32. «Спас». Икона из «Звенигородского чина». Начало XV в.

33. Андрей Рублев. Троица. Икона. Первая треть XV в.

34. Оклад Евангелия из Успенского собора Московского Кремля. Начало XV в.

35. «Апостол Павел». Икона из «Звенигородского чина». Начало XV в.

36. Саккос митрополита Фотия. Начало XV в.

37. «Молящиеся новгородцы». Икона. 146?

38. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами»). Икона. Середнна XV в.

39 Успенский собор Московского Кремля. 1479. Интерьер.

40. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря. 1585

41. Дионисий. «Распятие». Икона из Павлова Обнорского монастыря. 1500

42. «Алексей Человек Божий». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1481

43. Церковь Духа Святого Троице-Сергиева монастыря. 1476

44. Волхвы. Деталь композиции «Рождество Христово». Фреска Рождествен­ского собора Ферапонтова монастыря. 1S03

45. Брак в Кане Галилейской. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря

46. Грановитая палата. 1491. Интерьер.

47. «Лев». Деталь подножия Царского места Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля. 1551

48. Оклад Евангелия. Деталь. 1568

49. «Григорий Богослов». Икона деисусного чина иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1503

50. «Димитрий Солунский». Икона деисусного чина иконостаса Рождественско­го собора Ферапонтова монастыря

51. Царское место Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля. 1551

52. Покровский собор на Красной площади в Москве. 1561

53. Строительство стен и башен Московского Кремля в конце XV в. Миниатюра Шумиловского тома Лицевого летописного свода XVI в.

54. Никифор Савин. «Чудо Федора Тирона о змие». Икона. Начало XVII в.

55. Потир. 1597

56. Федор Конь. Башня крепости г. Смоленска. 1602

57. Иконостас церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627,

58. Назарий Истомин Савин. «Троица». Икона из иконостаса церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627

59. Кадило. 1616

60. «Царь Алексей Михайлович». Парсуна. 1671

61. «Воскресение Лазаря». Фреска Успенского собора Московского Кремля. 16-13

62. «Большой наряд» царя Михаила Федоровича Романова. 1627

63. Церковь Рождества в Нижнем Новгороде. 1719

64. Ларец. Усольская эмаль. Конец XVU в.

II.Черно-белые иллюстрации в тексте

1. Золотые ворота п Киеве. Около 1037

2. Софийский собор в Киеве. Около 1037

3. Интерьер Софийского собора в Киеве

4. «Иоанн Златоуст». Мозаика Софийского собора в Киеве. Середина XI в.

5. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Около 1036

6. Собор Бориса и Глеба в Чернигове. Конец XI — начало XII в.

7. Корсунские врата в Софийском соборе в Новгороде. Деталь. XII в.

8- Кратер Братилы. Первая половина XI в.

9. Николо-Дворищенский собор а Новгороде. 1113

10. Рождественский собор Антоннева монастыря в Новгороде. 1117

11. Неизвестный святой. Фреска собора Литвинова монастыря. 1125

12. Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом. 1119

13. Церковь Петра и Павла в Смоленске. Вторая половина XII в.

14. Собор Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском. 1157

15. Потир. XII в.

16. Золотые ворота во Владимире. Около 1160

17. Успенский собор во Владимире. 1160; 1189

18. Лестничная башня дворца в Боголюбове. 1158-1165

19. Трифорное окно башни дворца в Боголюбово. 1158—1165

20. Церемониальный топорик. XII в.

21. Церковь Покрова на Нерли. 1165

22. Димитриевский собор во Владимире. 1190-е

23. Голова Ангела. Фреска Димитриевского собора во Владимире. Конец XII в.

24. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове. Середина XII в.

25. Церковь Спаса на Нередице. N98

26. «Св. Лазарь». Фреска церкви Спаса на Передние. И99

27. «Богоматерь Белозерская». Икона. Начало XIII в.

28. Браслет-наруч. Новгород. XII в.

29. Церковь Пятницы в Чернигове. Конец XII - начало XIII в.

30. Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Около 1190

31. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1234 (Реконструкция)

32. Церковь Николы на Линне. 1292

33. «Илья Пророк». Икона. Конец XIII в.

34. Успенский собор в Москве. 1326 (Реконструкция)

35. «С». Борис, н Глеб с житием». Икона. Первая половина XIV в.

36. «Св. Никола с деяниями». Икона. Коломна. Середина XIV в.

37. Оклад Евангелия Симеона Гордого. 1344

38. «Спас Ярое Око». Икона. Середина XIV в.

39. «Спас Оплечный». Икона. Середина XIV в.

40. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374

41. «Ангел». Деталь фрески «Троица» церкви Спаса на Ильине. 1378

42. «Отечество». Икона. Начало XV в.

43. Успенский собор на Городке. Около 1400

44. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. 1405

45. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Около 1422

46. Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Ок. 1425 — 1427

47. Евангелие Федора Котки. Первый лист Евангелия от Иоанна. 1392

48. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Коней XIV - на­чало XV в.

49. «Архангел Михаил». Икона из «Звенигородского чина» Начало XV в.

50. «Евангелист Лука». Миниатюра Евангелия Хитрово. Конец XIV нача­ло XV в.

51. «Страшный суд». Фреска Успенского собора во Владимире. 1408

52. «Архангел Михаил с деяниями». Икона. Начало XV в.

53. «Св. Георгий». Деревянная скульптура. Конец XIV - начало XV в.

54. Рогатина Бориса Александровича Тверского. Деталь. Сер. XV в.

55. Успенский собор Московского Кремля. Общий вид. 1479

56. Врата Успенского собора Московского Кремля. Деталь. XVI в.

57. Успенский собор в г. Ростове. XVI в.

58. Церковь Ризоположения Московского Кремля. 1486

59. Благовещенский собор Московского Кремля. 1489

60. Благовещенский собор Московского Кремля. Северный портал основного объема. Начало XVI в.

61. Грановитая палата Московского Кремля. 1491

62. Архангельский собор Московского Кремля. 1508

63. Ансамбль колокольни Ивана Великого Московского Кремля. 1508:1600

64. Бехлемишевская башня Московского Кремля. 1488; 1490

65. Новгородский кремль. 148-Г - 1490

66. Коломенский кремль. Маринкина башня. 1525 —1531

67. Тульский кремль. 1507-1520

68. Круг Дионисия. «Митрополит Алексей». Икона. Конец XV — начало XVI ж.

69. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Фреска западного портала. 1503

70. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Интерьер. Фресковая рос­пись. Общий вид.

71. «Св. Никола». Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря

72. Церковь Вознесения в с. Коломенское. 1532

73. Церковь Воскресения в с. Городня. XVI в.

74. Церковь Ильи Пророка в с. Пруссы. Середина XVI в.

75. Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково. Середина XVI в.

76. Церковь Рождества Богоматери вс. Беседы. Вторая половина XVI в.

77. Церковь Троицы в с. Хорошово. Около 1598

78. Церковь Троицы (Преображения) в с. Большие Вяземы. 1590-е

79. Звонница церкви Троицы (Преображения) в Больших Вяземах. 1590-е

80. Архангельский собор Московского Кремля. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей в алтарном помещении. XVI в.

81. Оклад Евангелия. 1571

82. «Взятие Владимиром Мономахом фракийского города». Резное клеймо Цар­ского места Ивана Грозного. 1551

83. Никита Давыдов. Шлем. 1621

84. Теремной дворец Московского Кремля. 1637

85. Фресковая роспись церкви Ризоположения Московского Кремля. Западная стена. 1644

86. Церковь Троицы в Никитниках. 1631

87. Симон Ушаков. «Насаждение древа государства Российского». Икона. 1668

88. «Царь Феодор Иоаннович». Парсуна. Начало XVII в.

89. «Скородом. Сретенские ворота». Миниатюра «Книги избрания на царство...» 1672

90. Потир боярыни А.И.Морозовой. 1664

91. Церковь Николы «Большой Крест». 1688 (не сохранилась)

92. Церковь Воскресения в Кадашах. 1687; 1695

93. «Новый» собор Донского монастыря. 1698

94. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино. 1688

95. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1650

96. «Каин-пахарь». Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1681

97. Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Ярославля. 1687

98. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Интерьер галереи. 1695

99. Воскресенский собор в г. Тутаеве. 1678

100. Архитектурный комплекс митрополичьей резиденции в Ростове. 1670 1683

101. Церковь Рождества в Нижнем Новгороде. Деталь декора. 1719

102. Церковь Успения в Нижнем Новгороде. 1672

103. Церковь Успения на Покровке в Москве. 1699 (не сохранилась)

104. Палаты князя Василия Голицына в Москве. 1689 (не сохранились)

105 Сухарева башня. 1701 (не сохранилась)

Рекомендуемая литература

Алпатов М. В. Всеобщая история искуоств: Русское искусство с древней­ших времен до качала XVIII века // Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1955. Т. III.

Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Т. I. Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI - XVII вв. М., 1969.

Алпатов М. В. Сокровища русского искусства XI — XVI веков (живо­пись), Л., 1971.

Алпатов М. Андрей Рублев. М.. 1972.

Алпатов М. В, Древнерусская иконопись. М., 1974; 2-е изд. М., 1978.

Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1979.

Алферова Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. М., 1974.

Алферова Г. В. Русские города XV! - XVII векоп. М., 1989. Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под ред. М.В.Алпатова. М., 1971. Анисимов А. И. О древнерусском искусстве. Сб. статей. М., 1983. Антонова В. И., Мнева И. Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи] М., 1963. Т. I — II.

Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М. 1967.

Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.

Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зод­чими. М., 1961.

Банк А. В. Взаимопроникновение мотивов в прикладном искусстве XI — XV веков // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 72 - 90.

Бетин Л. В. Псковская миниатюра 1463 года и проблемы истории псков­ской живописи середины XV века / / Древнерусское искусство: руко­писная книга (Сб. 1). М., 1972. С. 196 — 217.

Бетин Л. В, К вопросу об организации работ древнерусских живопис­цев // Средневековая Русь. Сб. статей памяти И.И.Воронина. М., 1976- С. 278 - 283.

Вобровницкая И. А., Мартынова М. В. Декоративно-прикладное ис­кусство // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная куль­тура. М., 1979. С. 239 - 275.

Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. М., 1991.

Бочаров Г. Н. Торевтика Великого Новгорода // Древнерусское искус­ство: художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 267 — 307.

Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великою. М.. 1969.

Бочаров Г. //. Художественный металл Древней Руси. X - начало ХШ в. М.. 1984.

Брайцева О. И. Строгановские постройки рубежа XVII - XVI11 веков. М. 1977.

Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М.. 1982.

Брюсова В. Г. Федор Зубов. М., 1985.

Брюсова В. Г. Русская живопись XVII иска. М., 1984.

Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусст­ва. в 2 т. М., 1979.

Бусева-Давыдова И. Л. О роли заказчика п организации строительного процесса на Руси в XVII веке // Архитектурное наследство. 1988. С. 43 - 53.

Бусева-Давыдова И. JI. Символика архитектуры по древнерусским пись­менным источникам XI - XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVI — начало XVIII веков. М., 1989. С. 279 — 308.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI — XVII вв. М., 1992. Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польской. М., 1964.

Вагнер Г. К. Скульптура древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбо­ве. М., 1969-

Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974. Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. М., 1975.

Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне (опыт функциональной типо­логии памятников древнерусской архитектуры) М., 1990.

Вздорнов Г. И. Живопись // Очерки русской культуры ХШ - XV веков. Ч. 2. Духовная культура. М., 1970. С. 254 - 377.

Вздорнов Г. И, Фрески Феофана Грека н церкви Спаса Преображения н Новгороде. К 600-летию существования фресок. 1378 — 1978. М., 1976.

Вздорное Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV веков. М., 1980.

Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской ертдновековой живописи. XIX век. М., 1986.

Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве. М., 1974.

Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. [ век до нашей эры — XIII век нашей эры. М., 1977.

Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества (из исто­рии зодчества периода феодальной раздробленности XI — XV вв.) // Ежегодник института истории искусств. 1952. М., 1952, С. 257 — 316.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. XII — XV вв. М., 1961 - 1962. Т. 1 - II

Воронин Н. //. Архитектура // Очерки русской культуры XIII - XV веков. 4.2. Духовная культура. М., 1970. С. 206 253.

Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Л., 1979.

Выголов В. II. Архитектура Московской Руси середины XV века. М.,

1988.

Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев,

1989.

Голейэовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV — XV' ав. // Византийский временник. М., 1969. Т. 29. С. 196 210.

Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.

Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.

Гуляницкий И. Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI — первой половины XVII в. // Архитектурное на­следство. 1984. М» 32. С. 32 - 46.

Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.. 1970.

Дёмина Н. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.

Дёмина И. А. Андрей Рублев и художники его круга. Сб. статей. М.. 1972.

Дионисий и искусство Москвы XV - XVI столетий. Каталог выставки / Сост. Т.Б.Вилннбахова, В.К.Лаурина, Г.Д.Петрова. М., 1981. Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний). Ка­талог выставки (в музее древнерусского искусства имени Андрея Рубле­ва) / Сост. А.Логинова. М., 1975.

Древнерусское искусство XV — XVII веков. Сб. статей. М., 1981. Древнерусское искусство (Сб. статей): [Вып. 1). Древнерусское искус­ство XV - начала XVI века. М., 1963; [Вып. 2]. XVII век. М., 1964; [Вып. 3]. Художественная культура Новгорода. М., 1968; [Вып. 4J. Художественная культура Пскова. М., 1968; [Вып. 51- Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV — XVI вв. М., 1970; [Вып. 6). Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972; [Вып. 7]. Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972; [Вып. 8). Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974; [Вып. 9). Зарубежные связи. М., 1975; (Вып. 10]. Проблемы и атрибуции. М., 1977; [Вып. И]. Монументальная живо­пись XI - XVII вв. М. 1980; [Вып. 12]. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983; [Выи. 13]. XIV - XV вв. М., 1984; (Вып. 141- Художественная культура X первой половины XIII в. М.. 1988; [Вып. 15J. Художест­венные памятники русского Севера. М., 1989.

Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века в собрании Государст­венного Русского музея. Каталог выставки / Сост. Л. Д. Лихачева. Л., 1980.

Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследова­ния. М., 1983

Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев И. Н. Живопись древней Тве­ри. М., 1974; 2-е изд. М., 1982.

Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М., 1970.

Живопись домонгольской Руси. Каталог выставки (в Гос. Третьяковской галерее) / Сост. О.А.Корина. М., 1974.

Живопись древнего Пскова XIII — XVI века. Альбом. Авторы статьи А.Овчинников и Н.Кишилов. М., 1971.

Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985. Зернова А. С. Орнаментика книг московской печати XVI — XVII веков. М., 1952.

Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959.

Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV — XVII вв. М., 1966.

Ильин М. А. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XIII — XV веков. Ч. 2. Духовная культура. М., 1970. С. 378 — 393.

Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Анд­рея Рублева. М., 1976.

Ильин М. А. Архитектура // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1977. С. 279 - 309.

Ильин М. А. Архитектура // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1979. С. 170 - 207.

Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Про­блемы. Каталог выставки. М., 1991.

История русского искусства. В 13 т. /Под ред. И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева и В.С.Кеменова. М., 1953 — 1959. Т. I — IV.

Колчин Б. А., Хорошев А. С.. Янин В. JI. Усадьба новгородского ху­дожника XII в. М., 1981.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X начала ХП в. М., 1987.

Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - качала XVI в. М.. 1993.

Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII — нача­ла XVI вв. М.. 1962.

Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964.

Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского ис­кусства в России (Ф.И.Буслаев,Н.II.Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985.

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.. 1961.

Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

Лазарев В. //. Новгородская иконопись. М., 1969; 2-е изд. М., 1976; 3-с изд. М.. 1982.

Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследова­ния. М., 1970.

Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971; 2-е изд. М., 1980.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI - XV вв. М., 1973. Лазарев В. II. Византийское и древнерусское искусство: статьи и мате­римы, М., 1978.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М., 1978.

Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. Макарова 7*. И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986.

Максимов П. И. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1986. Малков Ю. Г. Живопись // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1979. С. 208 - 238.

Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1973; 2-е изд. М., 1982.

Масленицын С. Писал Семен Спиридонов. М., 1980.

Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.

Маясова Н. А. Методика исследования памятников древнерусского ли­цевого шитья // Государственные музеи Московского Кремля. Мате­риалы и исследования. М., 19^3. (Вып. 1.). С. 111 — 131.

Методика реставрации памятников архитектуры /Под ред. Е.В.Ми­хайловского. М., 1977.

Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи. М.; Л., 1941.

Мнёва Н. Е. Монументальная и станковая живопись // Очерки рус­ской культуры XVI века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1977. С. 310 — 351.

Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.

Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.

Николаева Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки рус­ской культуры XVI века. Ч. 2. Духовная культура. М.. 1977. С. 352 — 391

Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI XV вв. // Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1 - 60 / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1983.

Новгородская икона XII - XVII веков / Встуи. статья Д.С.Лихачева. Авторы встул. статьи, коммент. и сост. альбома В.К.Лаурина, В.А.Пушкарёв. Л., 1983.

Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. Магсрна.ш и исследования. М., 1955.

Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Памятник живопи­си и зодчества XVII века. М., 1970.

Орлова М. А. Наружные росписи средневековых памятников архитек­туры. Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 1990.

Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. М., 1994.

Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущест­венно византийских и русских. СПб., 1892 (Труды VIII археологическо­го съезда в Москве. 1890 г. Т. I).

Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К ис­тории русского лицевого летописания. М., 1965.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — нача­ла XVI века. М., 1975.

Попов Г. В., Рындина А. В, Живопись и прикладное искусство Твери XIV — XVI веков. М., 1979 (в серии «Центры художественной культу­ры средневековой Руси»).

Попов Г. В. Тверская икона XIII — XVII веков. СПб., 1993.

Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четыр­надцатого века. Его связи с Византией. М., 1980.

Раппопорт П. А. Очерки по истории военного зодчества Севсро-Восточ- ной и Северо-Западной Руси X • XV вв. М.; Л., 1961.

Раппопорт П. А. Русская архитектура X — ХШ вв. Каталог памятни­ков // Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1 47 / Под ред. Б.А.Рыбакова. Л., 1982.

Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живо­писи. М,, 1975.

Рогов А. И. Книгопечатание // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1979. С. 155 — 169.

Ростово-суздальская школа живописи. (Каталог выставки в Гос. Тре­тьяковской галерее). М., 1967.

Русская живопись XVII — XVIII веков. Из собраний Русского музея. Гос. Третьяковской галереи, Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Каталог выставки / Сост. Т.А.Ананьева, Н.Г.Бекенева, А.С.Личинова. Л., 1977.

Русское художественное шитье XIV начала XVIII века. Каталог вы­ставки / Авторы вступ. статей и сост. каталога II.А. Маясова, И.И.Вишневская. М., 1989.

Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX века. Л., 1980.

Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X - XIII веков. Л., 1970. Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и централь­ная Русь XIV - XV веков. М., 1978.

Свирин А. Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.

Свирин А. Н. Искусство книги в Древней Руси (XI — XVII вв.) М., 1964.

Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X — XV вв.). М., 1981.

Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951 - Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - нача­ло XV века. М., 1976 (в серии «Центры художественной культуры сре­дневековой Руси»).

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. (в серии «Центры художественной куль­туры средневековой Руси»).

Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 1994 (в серии «Центры художественной культуры средневековой Руси»).

Сычев Н. /7. Избранные труды. М., 1976.

Тельтевский П. А. Зодчий Бухвостов. М., 1960.

Тиц А. А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М., 1966.

Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.

Успенский А. А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989. Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды но искусству. СПб., 1993.

Щенникова Л. А. К вопросу о происхождении иконостаса Благовещен­ского собора Московского Кремля // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (материалы юбилейной научной конференции). М., 1983. С. 183 193.

Ярославская иконопись ХШ — XVIII веков. Каталог выставки (в Яро­славском художественном музее) / Сост. И.Болотцева. Ярославль, 1981.

Наши рекомендации