Коллеги, соавторы, ученики, последователи

Работы Ханса нашли признание видных деятелей искусства в разных странах мира. Архитектор из Англии П. Кук отметил талант Холяйна придавать изысканным венским традициям новое качество, которое приводит в восторг прогрессивный Нью-Йорк и респектабельный Лондон.

Можно взглянуть на Холляйна, архитектора-философа, сквозь призму его музейной архитектуры, в которой процесс переживания и постижения, столь важный для художника, проявился наиболее отчетливо. Ханс Холляйн проектировал много музеев – в Вене, Тегеране, Франкфурте, Оверни, Зальцбурге, Берлине, Мадриде, США. Несмотря на различный «географический» контекст, в них выразился «почерк» автора, его архитектурная концепция.

Супер-функционалист, Ханс Холляйн хорошо известен по всему миру. Он является представителем венской школы, создавшей "Сецессион". В своих работах Х. Холляйн объединяет богатый традициями национальный архитектурный опыт и творческое видение нового времени. Его проекты вызывают критику и восторг, причем вторых отзывов значительно больше. Именно с этим связана популярность архитектора, реализующего свои проекты по всему миру [9].

Выпускник Венской академии изящных искусств отправился в архитектурную столицу – Чикаго, в Иллинойский технологический институт, архитектурный факультет которого двадцать лет возглавлял живой бог на земле, величайший архитектор ХХ века Людвиг Мис ван дер Роэ. Когда его спрашивали, как он учит студентов, он отвечал примерно так: сначала учу, как устроены дома из дерева, потом из кирпича, потом из железобетона, потом из стекла и стали. А через несколько лет после того, как они получат свои дипломы, они, может, и станут архитекторами. И добавлял: “Главное – не держать их за гениев”.

Выросший в рамках функционалистской школы Миса ван дер Роэ, он был одним из первых, кто в 60-е годы находит «язык» нового искусства (и не только в архитектуре) под широким названием «постмодернизм» - с его иронией, глубочайшим знанием мировой культуры, игрой с традицией, материалами, смыслами, образами. Обращение к метафоре, образности в искусстве того времени выделяет работы Холляйна среди его предшественников. «Я не хотел архитектуры в строгих рамках… Я функционалист, но я против ограниченной трактовки функции, когда за борт выбрасываются атмосфера, образ, настроение». Для такого заявления нужны были и смелость, и внутренняя свобода, и вера в то, что делаешь. Именно за это его и можно уважать - за собственное лицо, за то, что он бесстрашный выдумщик, открыватель новых смыслов и настоящий художник-поэт в архитектуре, и за то, что он свободен быть самим собой в своем искусстве!

Сам Холляйн был дружен со многими художниками того времени, включая Энди Уорхолла и Йозефа Бойса (рис.33).

Ханс Холляйн говорил: «Для меня архитектура – это прежде всего манифест». Своими работами он вел с нами разговор о бесконечном многообразии, красоте жизни и о человечности, полагая, что архитектор способен чутко реагировать на все происходящее. Для нас в нем есть что-то общее с Андреем Тарковским. Тарковский ведь тоже говорил: «Каждый фильм для меня – это поступок». Говорить о важном и создавать «пространство переживания» и непрерывного движения («духоподъемные» моменты и мотивы: лестницы, свет, отражения) – это их и сближает. Холляйн – как взрыв воображения, образного мышления и просто человеческий пример творческой глубины, смелости и свободы. Таких бесстрашных и свободных Художников довольно мало.

Коллеги, соавторы, ученики, последователи - student2.ru
Рис.33

Искусство Ханса Холляйна метафорично, остроумно, выразительно. Он смакует детали, как истинный эстет, и именно они делают вещи автора запоминающимися. От него всегда ждешь сюрпризов и неожиданностей. Творчество, как и сама жизнь, становится большим приключением, и ты непременно «проживаешь» и «переживаешь» каждую работу Холляйна. Для него всё вокруг было архитектурой, и архитектура была всем – «культом, памятником, символом, знаком, выражением – экспрессией».

В 1960-е Холляйн присоединился к группе архитекторов-новаторов, самым известным из которых был Фриденсрайх Хундертвассер. Художники выступали против господствовавшего в послевоенном зодчестве функционализма, выпускали манифесты в защиту «чувственной красоты стихий», делали проекты утопически разместившихся на лоне девственной природы поселений. Одновременно Холляйна интересовали выживание в экстремальных условиях, моделирование временного жилья, дизайн мелких изделий, которые должны были сложиться в коллаж мира будущего.

Холляйн говорил: «Мне всегда были одинаково интересны архитектура и изобразительное искусство. Думаю, что они неразрывны, и я ощущаю себя художником. Я стал архитектором сразу после войны, когда Вена была разрушена и предстояла большая работа по ее восстановлению. Мне хотелось придумывать здания, строить. В то время все, кто поднимал город из руин, были вовлечены в архитектуру, жили в ней, работали для нее, интересовались ею. Я вложил всю свою энергию в архитектуру, потому что в ней мог по-настоящему выразить свои идеи. Стартовым моментом современной архитектуры стали работы Адольфа Лооса (Adolf Loos), Йозефа Хоффмана (Josef Hoffmann) в Австрии, Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Macintosh) в Англии, Константина Мельникова в России. Они на меня очень сильно повлияли, а также исторические стили: готика, барокко и пр. »

Используемая литература

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D0%B9%D0%BD,_%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81

2. http://www.vulcania.com/ - Европейский парк вулканизма (Parc Europeen du Volcanisme, Parc Vulcania)

3. http://www.museum-abteiberg.de/ - Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе (Museum Abteiberg Monchengladbach)

4. http://www.mmk-frankfurt.de/ - Музей современного искусства во Франкфурте (Museum Moderner Kunst Frankfurt)

5. http://www.hollein.com – официальный сайт Ханса Холляйна

6. Вин А. Маэстро Ханс Холляйн: о поэтике архитектуры и гении места // Russian Design Hub, 06.03.2012. – Режим доступа: http://www.rdh.ru/site/kalendar/2012/03/2107--maestro-hans-holljajn-o-poetike-arhitektury-i-genii-mesta/

7. Тарханов А. Гений по-венски // Architectural Digest (Россия), 2004, № 5 (20.05.2004). - Режим доступа: http://archi.ru/press/russia/34108/genii-po-venski

8. Тарханов А. Ханс Холляйн (интервью 2003 года) // Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: сб. ст. под ред. Е. Микулиной. – Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – С. 26-31.

9. Хачатуров С. Тот самый Холляйн: Москву посетил патриарх архитектуры XX века // Время новостей, 02.07.2003, № 118. – Режим доступа: http://www.vremya.ru/2003/118/10/74276.html

Наши рекомендации