Руководство для преподавателя
Учебная дисциплина «Эстетика и теория искусства» предназначена для студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлению 071600 Музыкальное искусство эстрады, квалификация выпускника – «бакалавр»
Основными дидактическими принципами, положенными в основу учебной работы при изучении данной учебной дисциплины, являются:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль системных, логически выстроенных теоретических знаний;
3) закрепление изученного теоретического материала на основе использования активных форм обучения;
4) быстрый темп изучения учебного материала;
5) систематическая работа над личностным развитием студентов.
Формирование знаний, умений, компетенций студентов в ходе обучения обусловлено не только содержанием учебного материала, но и личностью преподавателя, стилем его общения со студентами. К преподаванию данной учебной дисциплины следует привлекать преподавателей, знакомых не только с культурой повседневности, но и с теорией и историей культуры, оригинальным мышлением, творческими способностями.
Обучение в рамках дисциплины целесообразно выстраивать как сотрудничество студентов и преподавателя. Наиболее эффективным стилем общения преподавателя со студентами в рамках данной учебной дисциплины является демократический.
Учебный процесс в рамках изучения данной учебной дисциплины построен на основе следующих принципов:
1. создание атмосферы взаимного доверия и уважения между всеми участниками учебного процесса, использование в обучении разных форм сотрудничества и сотворчества;
2. обучение с учетом интересов и возможностей студентов, основанное на стимулировании интереса студентов к учебно-познавательной деятельности;
3. обучение через активную познавательную деятельность, решение проблемно-поисковых задач;
4. поощрение и стимулирование проявлений творчества и самостоятельности;
5. обеспечение успешности продвижения каждого студента в учебно-познавательной деятельности, утверждающее веру студента в свои силы и возможности.
Программа курса предусматривает как лекционные, так и семинарские занятия. Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, решить задачи познавательного и воспитательного характера.
Семинарские занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию. Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.
Семинарские занятия предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать качество выполнения студентами самостоятельной работы. Они позволяют проверить степень знакомства студентов с основной и дополнительной литературой по соответствующему разделу учебной дисциплины, а также качество усвоения лекционного материала. Кроме того, именно семинарские занятия являются средством осуществления «обратной связи», позволяя преподавателю контролировать и оценивать качество собственной работы – и как лектора, и как руководителя семинара.
Семинарское занятие ни по форме, ни по содержанию не должно дублировать лекцию. В то же время семинарское занятие должно быть связано с материалом, полученными студентами в ходе лекционных занятий, - и логически, и содержательно. Именно поэтому важно при проведении лекционных занятий подчеркивать связь между лекцией и семинаром, обращая внимание студентов на те вопросы, которые представляют большой теоретический интерес и практическое значение, и которые за недостатком времени не представляется возможным осветить в ходе лекции. Именно на этих вопросах и нужно сконцентрировать внимание при проведении семинарского занятия. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.
Содержание и характер проведения семинарского занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентов. Высокие трудность занятий и требования к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своей общекультурной и профессиональной компетентности.
В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему и глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит студентом и стал его личным опытом. Именно поэтому ведущими в рамках данной учебной дисциплины являются интерактивные формы обучения. Интерактивные формы обучения углубляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения, владение соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями.
Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений.
Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах. Это в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой и презентацией проектов. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения. Преподаватель выступает в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе занятий в группе. Учебная работа играет роль своеобразного «зеркала», «отразившись» в котором студент может получить представление о качестве выполнения им заданий, предусмотренных в рамках учебной дисциплины.
В круг задач семинарских занятий входит развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Одной из задач семинарских занятий в рамках данного раздела учебной дисциплины является также развитие первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов.
Преподавателю, ведущему семинарские занятия, важно требовать от студентов, выступающих с докладами, наличия и предварительного оглашения плана выступления. Такая процедура облегчает оценку доклада в целом, позволяя отметить его структуру, а также систематичность мышления студента. Важно обратить внимание студентов на необходимость выступления с докладом без конспекта. Свободное изложение студентом материала доклада позволяет оценить самостоятельность, глубину проработки материала, навыки устной речи, владение навыками установления контакта с аудиторией. Необходимо также ориентировать студентов на то, что они общаются с товарищами по учебной группе, а не только с преподавателем.
Целесообразно выносить на обсуждение не более 4 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при продолжительности семинарского занятия 2 академических часа). Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой других студентов, участвующих в семинарском занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них.
Слабая сторона методики проведения семинарских занятий, построенной на системе докладов, заключается в том, что зачастую, кроме докладчиков, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие с докладами студенты изучают лишь тему собственного доклада. Именно поэтому семинарские занятия, предусмотренные в рамках изучения данного раздела учебной дисциплины, должны включать элементы развернутой беседы по каждому из докладов. Проведение семинарского занятия с элементами развернутой беседы предполагает подготовку всех студентов, участвующих в занятии, по каждой из выносимых на обсуждение тем. Именно поэтому необходимо заранее ознакомить студентов с темами докладов, которые станут предметом обсуждения, списком основной и дополнительной литературы по данным темам.
Одной из важных задач, стоящих перед преподавателем, проводящим семинарское занятие, является провоцирование полемики. В ходе полемики формируются находчивость, быстрота мыслительной реакции, умение аргументировать собственную позицию, владение навыками устной речи. Кроме того, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается как глубоко личное. Для успеха проведения семинарского занятия важно использовать все средства активизации студентов. К ним относятся: постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелая концентрация внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременное акцентирование внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.
Важно довести до понимания студентов, что участие в семинаре – это не только подготовка и выступление с докладом, но и участие в развернутой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на вопросы, задаваемые другими студентами, полемику, как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Добиваясь внимательного и активного отношения студентов к участию в семинарском занятии, преподаватель, ведущий такие занятия, должен поставить студентов в известность, что содержательный анализ доклада, грамотно поставленный вопрос, активное участие в полемике он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом.
Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:
а) выступление с докладом;
б) вопросы к выступающему;
в) развернутая беседа по теме доклада;
г) обсуждение достоинств и недостатков доклада;
д) заключительное слово докладчика;
е) заключение преподавателя.
Семинарские занятия, посвященные темам, связанным с искусством, целесообразно проводить в форме презентации. Составление презентации позволяет студенту применить знания, полученные на лекционных занятиях и в результате изучения специальной литературы.
Презентация подготовленного выступления в ходе семинарских занятий развивает коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; формирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:
а) выступление с презентацией темы;
б) вопросы к докладчику;
в) обсуждение достоинств и недостатков презентации;
г) заключительное слово докладчика;
д) заключительное слово преподавателя.