Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Б. 3. - История мировой литературы и искусства

для направления 031600.62 – «Реклама и связи с общественностью»

института/факультета Новороссийский политехнический институт/ Управления и промышленности

кафедра разработчик Государственного и муниципального управления

Вид учебной работы и формы контроля Заочная форма
Всего 1 курс 1 сем. 1 курс 2 сем.
Общая трудоемкость дисциплины: - в зачетных единицах - в часах    
Аудиторные занятия:
- лекции, ч
- практические (семинарские) занятия, ч
Самостоятельная работа, ч
- прочие виды (контрольная работа)  
Зачет    
Экзамен  
Курсовая работа    

2012 г.

Рабочая программа составлена на основании Государственного Образовательного Стандарта образовательной программы ВПО 031600.62 – «Реклама и связи с общественностью», в соответствии с учебным планом, утвержденным Ученым советом КубГТУ протокол № 4 от 28.06.2011 г.

Индекс Б. 3.

Рабочая программа составлена доцентом кафедры государственного и муниципального управления А.Г. Меренковой

Рецензент кафедры разработчика доцент, к.э.н. Л.А. Тарханова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления

31.08.2012__ протокол № 1

(дата)

Зав. кафедрой, доцент, к.э.н. ______________________ О.В. Вильчинская

Рассмотрена методическим советом факультета Управления и промышленности

__31.08.2012___ протокол № _1_

(дата)

Председатель методического совета, доцент, к.э.н._________ Л.А. Тарханова

1. Цели и задачи дисциплины «История мировой литературы и искусства»

Целью дисциплины «История мировой литературы и искусства» является знакомство с классическими произведениями мировой литературы и искусства, с основными тенденциями развития мирового художественного творчества, осознание взаимосвязи культуры Запада и Востока.

Учебный курс «История мировой литературы и искусства» должен: создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин; помочь осознанию важности такого феномена духовной культуры как литература и искусство; выработать представления об искусстве как об особом типе социальной эрудированности и адекватности личности; дать знания об основных культурно-исторических центрах, научить понимать историю русского искусства, её своеобразие и место в системе мировой художественной культуры; на конкретном литературном и литературоведческом материале показать особенности развития мировой литературы; закрепить и развить навыки анализа литературного произведения.

Дисциплина «История мировой литературы и искусства» относится к профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по литературе и искусству.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

Умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: национальную специфику каждой изучаемой культуры и межкультурные связи; основные сведения о биографии крупнейших писателей и других представителей искусства, представлять специфику жанров теоретической части курсов, так и на семинарах; уметь пользоваться справочной (энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками) и критической литературой; уметь в устной форме ответить на контрольные вопросы по курсам; уметь самостоятельно подготовить к экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе.

Владеть: навыками ведения дискуссии по проблемам дисциплины, затрагивающимся как в теоретической части курсов, так и на семинарах; навыками реферирования и конспектирования критической литературы.

Уметь: рассматривать литературный и культурный процесс в историческом контексте эпохи; анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания; овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам дисциплины.

Курс «История мировой литературы и искусства» имеет большое значение в системе профессиональной подготовки бакалавров в области коммуникаций. Данный курс рассчитан на два семестра первого курса обучения, завершается экзаменом и курсовой работой.

Методы и приемы обучения, используемые в ходе лекций. Специфику метода, лежащего в основе формирования материалов и преподавания такой дисциплины, как «История мировой литературы и искусства», определяет необходимость сочетания проблемного и хронологического подходов, связанная с особенностями самой дисциплины.

Методика проблемного обучения в лекционном курсе может реализовываться не только в принципах отбора и подачи достаточно обширного материала, но и в использовании определенных приемов, активизирующих мышление студентов и способствующих усвоению этого материала. Так, эффективным является проведение фронтального опроса по проблеме, встающей в ходе лекции. Вопросы могут активизировать и логическое мышление, и память, обращаться к эмоциональной, этической, эстетической сфере, иметь узкоспециальный или общекультурный характер и в данном случае не являются формой контроля знаний. Подобный опрос вполне может перерасти в небольшую дискуссию или диспут. Разноуровневые вопросы позволят выявить и поощрить студентов разной степени подготовленности, эрудированности и заинтересованности.

Кроме того, для более полного освещения некоторых тем, включенных в лекционный курс, а также и дополнительных, целесообразно использовать сообщения и небольшие доклады, подготовленные по желанию наиболее подготовленными студентами и заслушивающиеся на лекциях в специально отведенное время. Темы этих сообщений и докладов студенты предлагают сами и согласовывают с преподавателем.

Методы и приемы обучения, используемые на практических занятиях.

Работа на практическом занятии становится значительно более эффективной и интересной при использовании таких приемов обучения, как дискуссия, диспут, беседа. Преподаватель должен выделить спорный вопрос или проблему и подвести студентов к их обсуждению. Если преподаватель активно участвует в этом обсуждении, оно принимает форму беседы и к нему можно подключить студентов разного уровня подготовки. Если лучше подготовленные студенты сами достаточно активны, преподаватель лишь упорядочивает ход дискуссии или диспута, по итогам которых можно провести индивидуальный опрос студентов менее подготовленных.

Целесообразно для данной дисциплины проведение такого вида практических занятий, как терминологические семинары. В начале семестра они проводятся с целью знакомства студентов с основными понятиями и терминами, которые будут использоваться при изучении очередного раздела дисциплины, в конце семестра — для повторения и окончательного усвоения как самих терминов, так и связанных с ними теоретических положений.

Перечень дисциплин рабочих учебных планов направлений, изучение которых необходимо для усвоения данной дисциплины

№ п/п Наименование дисциплины Темы, усвоение которых необходимо для изучения
Культурология Характеристика периодов мирового искусства
Отечественная история Культура в разные исторические периоды
Философия Основные понятия, категории

Содержание дисциплины

Тематический план дисциплины

№ раздела Наименование раздела и темы ЛекцииЗФО Практические занятия ЗФО
1 семестр
  От древности до эпохи Просвещения    
Введение. Понятие и сущность искусства. Стили, виды, жанры. Искусство и литература античности.
Искусство и литература Средних веков.
Искусство и литература эпохи Возрождения.
Западноевропейское искусство и литература XVII-XVIII веков.  
Искусство и литература XVIII века. Эпоха Просвещения
Искусство и литература романтизма XIX века
Искусство и литература реализма XIX века.
Искусство и литература к. XIX — нач. XX веков
Искусство и литература 1-й пол. XX века.
Искусство и литература 2-й пол. XX века.
  Итого

Содержание лекций

№ раздела   Наименование раздела, подраздела, их содержание Количество часов
  ЗФО
Искусство и литература античности. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Древнегреческая лирика. Древнегреческая драма, формирование. Комедия; ее происхождение и художественная специфика. Зарождение и развитие греческой прозы, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Греческие мыслители. Римская литература, продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Римская поэзия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия. Театр в Древнем Риме. Римская проза: многообразие жанров, их позднейшая эволюция. Античность и христианство. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. История искусства. Тема 1. Понятие и сущность искусства. Стили, виды, жанры. Искусство как одна из форм общественного сознания, образно отражающая реальную действительность и участвующая в ее историческом развитии. Понятие и сущность художественного образа. Краткая характеристика исторических эпох в мировой культуре. Влияние различных религиозных верований на характер искусства в разных странах. Значение христианства для европейской культуры. История художественной культуры Запада как история стилей. Система видов искусства. Учение Аристотеля о видах искусства. Классификация искусств: пространственные (статические), временные (динамические), пространственно-временные (синтетические), изобразительные, выразительные, изобразительно- выразительные. Функции художественного воздействия на людей. Жанры в различных видах искусства. Тема 2. Искусство Древнего мира. Обусловленность искусства Древнего Египта. Значение религиозного фактора. Тотемизм. Сакрализация загробной жизни и подчинение искусства этому верованию. Периодизация искусства Древнего Египта. Особенности архитектуры: пирамиды, храмы. Древнеегипетская скульптура, живопись. Канонизированность древнеегипетского искусства. Искусство Древней Греции. Роль греческого искусства в истории мировой художественной культуры. Основные периоды развития греческого искусства. Искусство периода архаики. Сложение ордерной системы в архитектуре. Идеал «телесности» в скульптуре. Мирон, Поликлет, Фидий. Ансамбль Афинского акрополя. Пракситель. Лисипп. Скопас. Вазопись. Особенности искусства эпохи эллинизма. Искусство Древнего Рима. Краткая характеристика культуры Древнего Рима. Особенности римской архитектуры: храмовые, культовые, общественного назначения постройки. Колизей. Пантеон. Скульптура и живопись республиканского периода и периода империи. Фаюмский портрет. Появление христианских храмов при императоре Константине. Античная литература.Тема1.Возникновение античной литературы. «Антикус»- значит древний. Художественная ценность античной литературы: содержательность, жизненность, разнообразие форм и стилей. Миф как основа всей античной литературы. Антропоморфизм античной мифологии. Периодизация античной литературы. Мировое значение античной литературы, ее влияние на последующие эпохи. Гомеровский эпос. Легендарность личности Гомера. Поэма Гомера «Илиада» как памятник античной культуры. Исторический контекст: Троянская война- история или миф? Открытие Г. Шлимана, подтверждающее существование Трои. Сюжетная линия. Основные образы. «Одиссея». Сюжетное построение. Главные образы. Сравнение поэм: общие черты и различие. Принципы искусства Гомера: свобода творчества, правдивость, эстетическое наслаждение, энциклопедичность, живописность языка, гомеровский гекзаметр. Значение Гомера и влияние на последующие эпохи. Поэты острова Лесбос: Алкей, Сафо – «десятая муза Эллады». Анакреонт и его влияние на мировую поэзию. Хоровая лирика: Алкман, Пиндар. Влияние Пиндара на последующую поэзию. Басни Эзопа. Тема 4. Пятое столетие до новой эры – золотой век Древней Греции. Аттический период в литературе. Век Перикла. Возникновение греческого театра. Культ Диониса. Этимология «трагедии», «комедии». Особенности греческого театра и представлений. «Отец трагедии» Эсхил. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа, космизм, тираноборческий пафос, гуманизм. Трилогия «Орестея».Софокл. «Антигона», «Эдип царь»: тема безжалостного рока и величия человека. Миф об Эдипе в искусстве ХХ века. Еврипид. Подробный анализ драмы «Медея». Миф об Аргонавтах и мифологический образ Медеи. Психологический портрет Медеи как отвергнутой женщины и мстительности. Трагедия «Ипполит» - та же тема борьбы страстей и рока. Еврипид и современники. Еврипид и потомки. «Отец комедии» Аристофан. Природа комического: «Мир», «Лисистрата», «Всадники», «Облака». Тема 6. Римская цивилизация, ее сходство и различия с греческой культурой. Периодизация римской литературы. Древнеримский театр. Комедии Плавта «Хвастливый воин», «Клад». Теренций «Братья». Эпоха республики. Цицерон – идеолог, политик, оратор, речи против Катилины, «филиппики». Цезарь «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне». Катул – поэт мгновений и любви. Эпоха империи. Эпоха Октавиана Августа. Творчество Вергилия. «Энеида» как мифология римской державности. Сюжет, композиция, стиль поэмы. Патриотический пафос. Композиционные и сюжетные заимствования. Творчество Горация: умеренность, сдержанность, созерцательность, горациева мудрость. Ода «К Мельпомене» (переводы Державина, Пушкина). Творчество Овидия. «Героини», «Искусство любви», «Скорбные песни». «Метаморфозы» - поэтическая энциклопедия античной мифологии. Значение и влияние «Метаморфоз» на европейское искусство. «Серебряный век» римской литературы. Особенности римской драматургии. Творчество Сенеки. Анализ трагедии «Медея». Антимагический пафос трагедии Еврипида. Сатирическая традиция в римской литературе: басни Федра, «Сатирикон» Петрония, Ювенал, «Золотой осел» Апулея. Древнеримская историография: «История» и «Анналы» Тацита, «Жизнь двенадцати Цезарей» Светония. Сопоставительный анализ исторического метода Светония и Плутарха. Заключение.   0,5
   
2. Искусство и литература Средних веков. Ранне-христианское искусство Византии. Архитектура. Храм св. Софии в Константинополе. Основные каноны иконописи. Иконостас. Расцвет миниатюры. Значение византийского искусства для других стран. Искусство Западной Европы в Средние века. Дороманское искусство. Каролингское Возрождение. Романское искусство: замковая и храмовая архитектура, витражная роспись. Памятники романской архитектуры. Готическое искусство. Архитектурные приемы готики: нервюрные стрельчатые своды, уменьшение стен за счет увеличения окон, разнообразие порталов. Мемориальная пластика готической скульптуры. Витражи. Памятники готической архитектуры: Реймсский собор, Нотр - Дам де Пари, Шартрский собор, Кельнский и др. Искусство «лучистой» и «пламенеющей» готики. Испанская архитектура. Тема 1. Общая характеристика эпохи. Социально-экономическая ситуация и духовно-идеологическая атмосфера Средневековья. Периодизация средневековой литературы. Литература раннего средневековья. Героический эпос кельтов, скандинавских народов, англосаксонская «Поэма о Беовульфе». Литература раннего средневековья на латинском языке: «ученая поэзия» (Каролингское Возрождение), житийная (агиографическая) литература. Героический эпос эпохи феодализма. Лучшие памятники: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Сюжет и композиция произведений. Центральные образы. Общие черты и национальные особенности. Тема всепоглощающей рыцарской любви и авантюры в романе «Тристан и Изольда».Городская литература средневековья. Разнообразие прозаических жанров, преимущественно сатирической направленности: фаблио, аллегорический эпос «Роман о Лисе», «Роман о Розе». Характеристика драматургических жанров: мистерии, ауто, моралите, миракли, соти, фарсы. «Видение о Петре Пахаре» как пример жанра видений. Своеобразие и жизненность поэзии вагантов. Творчество Ф. Вийона как отражение кризиса традиционного средневекового мировоззрения. Реализм поэзии Вийона. Баллады Вийона, «Малое завещание», «Большое завещание». Новаторство и возрожденческие мотивы в творчестве Вийона. Тема 4. Проторенессанс. Средневековая Италия. Тематические и стилевые особенности арс нова (новый сладостный стиль). Жизнь и творчество Данте Алигьери, «последнего поэта средневековья и первого поэта Нового времени». «Новоя жизнь», трактаты Данте. Анализ «Божественной комедии». Сюжет и композиция поэмы. Геометрия загробного мира и символика. Основные философские идеи и христианский пафос. Черты литературы Нового времени. Значение Данте. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера – энциклопедия средневековья. Жанровое разнообразие рассказов. Калейдоскоп образов. Художественное мастерство Чосера. Сочетание элементов средневековой морали с возрожденческими традициями. Томас Мэлори   0,5
3. Искусство и литература эпохи Возрождения. Феномен Ренессанса. Признание ценности человека как личности, что получило название гуманизма и составило основу мировоззрения этой эпохи. Искусство Возрождения в Италии. Хронология и периодизация эпохи. Проторенессанс. Искусство Флоренции. Джотто как реформатор итальянской живописи. Музыкальное течение «арс нова» в искусстве треченто. Флорентийское кватроченто: Брунеллеско, Донателло, Светлый гений Боттичелли как вершина раннего Реннессанса. Искусство флорентийско-римского Высокого Возрождения. Титаны Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти. Архитектура Браманте, Палладио. Высокое Возрождение в Венеции: Тициан, Веронезе, Тинторетто. Искусство маньеризма как кризис Возрождения. Бенвенуто Челлини. Джузеппе Арчимбольдо. Искусство Северного Ренессанса: Нидерланды, Германия, Франция. «Магический реализм». Творчество Яна ван Эйка. Иероним Босх. Питер Брейгель Старший. Немецкое Возрождение: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, М. Грюневальд. Французское ренессансное искусство: новые черты архитектуры (замки Луары, Лувр), школа Фонтенбло, скульптура Жана Гужона. Ренессанс в Испании. Архитектурный ансамбль Эскориал. Творчество Эль Греко. Литература эпохи Возрождения. Тема 1.Феномен Ренессанса. Общая характеристика эстетики Возрождения. Гуманистические основы, творческая переработка античных принципов. Сопоставительный анализ двух эпох – Средневековья и Возрождения. Особенности возрожденческого реализма. Национальные особенности, хронология, жанровое разнообразие. Литература итальянского Возрождения. Исторические предпосылки. Творчество Петрарки. Тематика, стиль, основные символы сонетов. Творчество Боккаччо. «Декамерон» - основа европейской новеллистики. Особенности возрожденческого реализма «Декамерона»: прием сюжетного обрамления, сюжеты, типы, язык. Краткий обзор творчества Ариосто, Маккиавелли, Тассо. Возрождение в Германии. Философский, публицистический, гуманистический характер литературы. «Корабль дураков» Себастиана Бранта, «Письма темных людей» как примеры остроумной сатиры. Личность и творчество Эразма Роттердамского. Менипповы традиции в «Разговорах запросто». Глубина и широта сатиры «Похвального слова Глупости». Народные книги. Литература французского Возрождения. Особенности Франции XVI в. Французская поэзия: кружок Маргариты Наваррской, Клеман Маро. Лионская школа поэтов. Поэты «Плеяды». Творчество Пьера де Ронсара. Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Содержание и композиция. Идейно-тематический аспект. Художественный мир Рабле: пародия, ирония, сарказм, гротеск. Понятие «раблезианский смех». Философская традиция французского Возрождения в творчестве Мишеля Монтеня. «Опыты» Монтеня – яркий образец классического эрудитского гуманизма. Влияние Монтеня на последующие эпохи. Английское Возрождение. Социально-экономическая и политическая ситуация Англии XVI-XVII вв. Английская реформация, ее политические и духовные последствия. Английская поэзия: Уайет, Серрей, Спенсер, Сидни. Проза английского Возрождения: Мор, Лили, Бэкон, Нэш. Драматургия эпохи Возрождения: Томас Кид, Р. Грин, Дж. Лили, К. Марло. Загадка личности В. Шекспира. Периодизация его творчества. Исторические хроники В. Шекспира. «Ричард III» - тема «преступления и наказания», тема борьбы за власть, ее утраты. Ричард как маккиавеллиевский тип героя. Сонеты Шекспира в переводе Маршака: темы, настроения, адресаты, динамика эмоций. Комедии Шекспира: сюжеты, образы, принципы и природа комического, языковой юмор, символика. Обзорная характеристика самых популярных комедий: «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой». Великие трагедии Шекспира: «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло». Основные принципы трагического, сквозная тема добра и зла, борьбы этих сил и величие человека. Значение Шекспира для мировой литературы. «Бесконечность» (Гете) и «бездонность» (Пушкин) литературного мира Шекспира.  
4. Западноевропейское искусство и литература XVII-XVIII веков. Постренессансное искусство Италии. Италия как главный центр формирования основных направлений в искусстве XVII в.Творчество Караваджо. Итальянское барокко: архитектура и скульптура. Творчество Бернини. Фламандская живопись XVII в. Творчество Рубенса и его воздействие на фламандскую и европейскую живопись XVII в. Художники рубенсовской школы. Театр XVII в. Комедия дель арте и опера. Архитектура театральных зданий. Декоративно-прикладное искусство. Музыка барокко. Творчество Монтеверди. Возникновение венецианской оперной школы бель канте. Взлет инструментальной музыки: Корелли, Вивальди. Музыкальный гений Иоганна Себастиана Баха. Создатель ораторий – Гендель. Голландская живопись XVII в. и ее своеобразие. Расцвет портретного, бытового жанра, пейзажа, натюрморта. Хальс и формирование голландской национальной школы живописи. Искусство классицизма. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном искусстве Франции. Версаль – образец классического садово-паркового ансамбля. Декоративно- прикладное искусство эпохи Людовика XIV. Творчество Пуссена. Рембрант, Веласкес как представители внестилевой формы художественного мышления. Искусство XVIII в. Стиль рококо в искусстве Франции. Творчество Ватто, Буше, Фрагонара, Шардена. Скульптура Фальконе, Гудона. Английская школа портрета: Рейнолдс, Гейнсборо. Хогарт и его место в западном искусстве XVIII в. Музыка эпохи Просвещения. Искусство венских классиков: Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения. Неоклассицизм: Пантеон в Париже, собор св. Павла в Лондоне, Малый Трианон. Творчество Давида. Энгр и его роль в формировании принципов академизма. Творчество Франсиск Гойя. Литература Возрождения в Испании. Особенности испанской истории XV-XVII вв. Социально-экономические противоречия в стране, борьба с феодальной раздробленностью, роль католической церкви. Плутовской роман – один из основных жанров испанского Возрождения. Реализм плутовского романа. Роман «Жизнь Ласарильо из Тормеса». Жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса. «Дон Кихот»- шедевр мировой литературы. Противоречивость, «грустный комизм образа Дон Кихота». Реализм романа. Образ Санчо Панса. Значение романа: «это последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек» (Достоевский). Лопе де Вега – основатель испанского национального театра. Главные эстетические особенности пьес Лопе де Вега в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время». Анализ пьес «Звезда Севильи», «Собака на сене»: тема чести, тема доблести, тема любви.  
5. Искусство и литература XVIII века.Эпоха Просвещения. Вольтер и его современники. Драматургия XVIII в. Английская литература XVIII столетия. Немецкая литература XVIII века. Романтизм в европейском искусстве как реакция на французскую буржуазную революцию 1789-1794 гг. Музыкальные романтики: Вагнер, Шуман, Верди. Творчество художников - прерафаэлистов. Романтический пейзаж Констебля и Тернера. Революционный романтизм Жерико и Делакруа. Реализм как одно из ведущих направлений в искусстве XIX в. Критический реализм в творчестве Домье и Курбе. Формирование реалистического пейзажа во Франции. Барбизонская школа. Коро как создатель пейзажа настроения. Э. Мане как зачинатель нового этапа в живописи Франции. Импрессионизм. Моне, Ренуар, Писсарро, Дега. Постимпрессионизм: Сезанн, Гоген, Ван-Гог, Сера, Тулуз-Лотрек. Роден и его особое место в искусстве Франции второй половины XIX в. Влияние Родена на развитие современной скульптуры. Музыкальный импрессионизм Дебюсси и Равеля.      
  11 семестр    
  От романтизма до современности.    
Искусство и литература романтизма XIX века. Общеевропейский литературный процесс 1790 — 1830 годов. Немецкий романтизм. Английская литература основные темы. Романтизм во Франции. Особенности американского романтизма, его и жанры. Русский романтизм, его предпосылки и разновидности.  
Искусство и литература реализма XIX века.Истоки и пути формирования классического реализма XIX в. Критический реализм в русской литературе, его сущность, особенности и разновидности. Н. В. Гоголь. Натуральная школа. Вершина русского реализма. Л. Н. Толстой — учитель и ниспровергатель. Французская реалистическая литература XIX века, ее национальная специфика и мировое значение. XIX век в английском романе. Поэзия XIX век.  
Искусство и литература к. XIX — нач. XX веков.Общественная и культурная ситуация рубежа XIX — XX веков. Натурализм: теория и практика, философские основы и художественное воплощение. Декаданс и модернизм как культурные феномены. Неоромантизм: «вечно юное» или «хорошо забытое старое»? Драматургия конца XIX — начала XX веков. Серебряный век русской культуры.  
    Искусство и литература 1-й пол. XX века.XX век — качественно новый этап в развитии литературы и человеческого сознания. Продолжение и трансформация реалистических традиций в отечественной литературе ХХ века. «Поток сознания» в психологии и литература «потока сознания». Экспрессионизм и его влияние на литературу первой половины века. Сюрреализм как художественное явление. Осмысление опыта первой мировой войны и проза писателей «потерянного поколения». Американская литература первой половины XX века. Философская литература в первой половине века.  
Общий очерк культуры второй половины века. Послевоенная литература США. Литература Великобритании. Литература Германии: под знаком второй мировой войны. Советская деревенская проза. Лагерная тема в советской литературе. Отечественная поэзия второй половины XX века.«Открытие» Латинской Америки. Запад и Восток. Утопия и антиутопия (после второй мировой войны и в ожидании третьей). Литература конца XX — начала XXI века. Особенности новых форм искусства.  
  Итого  

Наши рекомендации