Тема 12. Идейные и стилистические принципы искусства барокко

Историко-культурные предпосылки развития европейского искусства ХУП в. Сосуществование противоречивых мировоззренческих концепций в культуре ХУП в. Рационализм и иррационализм. «Трагический гуманизм» второй половины XVI – ХVII вв. Научные открытия ХVII в. и их влияние на мировоззрение. Роль и значение католической церкви. Контрреформация и ее влияние на духовность эпохи. Единство общих процессов развития культуры европейских стран в ХУП в.

Стиль барокко. Происхождение термина и его суть. Барокко - стиль католицизма и абсолютной монархии. Выражение в искусстве барокко мироощущения эпохи, представлений о безграничности мира, его изменчивости; сложности и противоречивости человека. Характерные черты стиля барокко. Формирование и развитие искусства барокко в Италии XVII века. Стилистические особенности архитектуры барокко. Бернини (1598-1580) – крупнейший мастер итальянского и европейского барокко. Универсализм и разносторонность мастера. Оформление интерьера собора св. Петра, создание площади перед собором и другие произведения. Стилистические особенности скульптуры и живописи барокко. Л. Бернини – скульптор. Чувственная конкретность и патетика его образов. Живописные тенденции в скульптуре ("Экстаз св. Терезы", "Давид", "Аполлон и Дафна"). Монументально-декоративная живопись зрелого римского барокко. Развитие плафонной живописи, ее стилистические и тематические особенности (А. Карраччи, П. де Кортона и др.). Барочная специфика живописи М. Караваджо (1571 - 1610). Контрасты света и тени. Динамичность композиций и эмоциональная напряжённость образов («Призвание апостола Матфея», «Распятие апостола Петра», «Обращение Савла» и др.).

Сочетание барочной декоративности и реалистических тенденций в живописи Фландрии. Расцвет живописи в первой половине XVII века. П.П. Рубенс (1577 - 1640) - ведущий мастер фламандской школы живописи. Универсализм дарования, творческая продуктивность. "Воздвижение креста" и "Снятие с креста" - классический тип барочного алтарного образа. Мифологические сюжеты ("Персей и Андромеда"). Место монументально-декоративной живописи в творчестве мастера (серия полотен "Жизнь Марии Медичи" для Люксембургского дворца). Своеобразие композиционного и колористического мастерства художника. Продолжение традиций мастера в творчестве учеников. Портрет в творчестве А. Ван Дейка (1590 - 1641). Создание типа барочного аристократического портрета. Барочное своеобразие творчества Я. Йорданса (1593 - 1678), Ф. Снайдерса (1579 - 1657) и других мастеров фламандской школы.

"Большой стиль" Людовика XIV в искусстве Франции второй половины XVII - начала XVIII вв. Крупное дворцовое и городское строительство как демонстрация значения и силы французского государства. Дворцово-парковые ансамбли. Версальский дворцово-парковый ансамбль как выдающийся памятник архитектуры (Л. Лево, Ж. А. Мансар, Ш. Лебрен, А. Ленотр). Проявление «Большого стиля» в ансамбле Версальского дворца: классицистическая строгость экстерьера и барочная роскошь интерьера.

Широкое распространение барокко в европейских странах в XVIII в. Расцвет барокко в Германии, Австрии, странах Центральной и Восточной Европы (ансамбль «Цвингер» в Дрездене (М. Пеппельман, первая половина XVIII в.) и другие). Живопись барокко XVIII в. Живописные композиции Дж. Б. Тьеполо (1696-1770).

Тема 13. Своеобразие искусства Испании XVII века.
Творчество Д. Веласкеса

Особенности исторического развития Испании XVII века. Определяющая роль католической церкви. Расцвет культуры. Готические, мавританские и местные традиции - основа формирования испанской культуры. Особенности архитектуры испанского барокко. Стиль "Чурригереск": собор Сантьяго де Кампостелла. Раскрашенная деревянная скульптура, её роль в храмовом убранстве. Драматизм, яркая эмоциональность образов.

Преобладание в искусстве Х. Риберы (1591 - 1652) драматических тем ("Мучение св. Варфорломея", "Св. Инесса"); реализм образов. Светотеневые контрасты и эмоциональная напряженность образов в живописи Ф. Сурбарана (1593 - 1654) ("Св. Лаврентий", " Св. Бонавентура»).

Диего Веласкес (1599 - 1660) - величайший художник Испании. Ранний (Севильский) период творчества. Жанровые картины из испанской народной жизни ("бодегонес"). Портрет в искусстве Веласкеса: реализм, психологизм образов Филиппа IV, графа Оливареса, папы Иннокентия X, шутов. Барочные черты в творчестве Веласкеса: смысловая многогранность сюжетных картин ("Менины", "Пряхи"). Становление исторической картины на современную тему («Сдача Бреды»). Значение творчества Веласкеса для последующего развития искусства.

Наши рекомендации