Пространственные конструкции Г. Клуциса, проекты А. Бабичева
Г. Клуцис |
По отношению к оценке отвлеченных пространственных конструкций Клуциса так же, как и работ Габо и Певзнера, остается ряд проблем. Нет полной ясности, какую реально роль они сыграли на этапе "от изображения - к конструкции". В то же время на стыке этапов "от изображения - к конструкции" и "от конструкции - к производству" Клуцис сыграл, пожалуй, даже более важную роль, чем члены Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа, в переносе стилистики с отвлеченных пространственных конструкций на реальные объекты: агитационные установки, трибуны и т. д. На примере Клуциса наиболее наглядно видно непосредственное перетекание одного в другой двух этапов развития конструктивизма. У других художников этот процесс чаще всего прерывистый, а здесь он прямой и ясный. Клуцис начинает свои формально-эстетические эксперименты с создания живописных композиций в духе супрематизма. Затем он делает некие проекты пространственных композиций. Это сочетание простых по геометрии плоскостей (иногда объемов) и решетчатых структур. После этого (а может быть, и одновременно с этим) Клуцис создает пространственные конструкции. Это и нечто стоящее на земле, и нечто летящее в пространстве. Именно летящее, а не просто парящее, как у Родченко.
В целом проекты конструкций и пространственные конструкции Клуциса отличаются от конструкций членов Рабочей группы конструктивистов, хотя вполне возможно, что именно выставка Обмоху в мае 1921 г. дала импульс работам Клуциса.
По отношению к раннему конструктивизму роль Клуциса в чем-то близка роли Лисицкого по отношению к плоскостному супрематизму.
Малевич создал общую стилистику супрематизма, а Лисицкий через проуны помог перевести ее на уровень объемно-пространственного формообразования и создал мост между отвлеченными композициями и архитектурой.
Выставка Обмоху дала общестилевую основу конструктивизма. Клуцис же попытался на ее основе создать свои конструктивные проуны, некую пересадочную станцию от отвлеченных пространственных конструкций в мир конкретных объектов.
Клуцис экспериментирует с живописными аксонометрическими композициями, делает пространственные конструкции, но в поисках реального выхода своих экспериментов в художественную среду он, как и Лисицкий, делает попытку тиражировать свои конструктивные проуны. В 1922 г., работая в типографии, Клуцис малым тиражом в технике литографии и линогравюры создает серию графических конструкций.
Живописно-графические, пространственные, литографированные и гравированные-отвлеченные конструкции Клуциса можно рассматривать как единую серию, созданную, судя по всему, в очень сжатые сроки, в течение одного-двух лет: возможно, это вторая половина 1921 - начало 1922 г., хотя что-то создавалось и в 1920, и после 1922 г. Во всяком случае, принципиальное значение для процесса формообразования в рамках конструктивизма имели поиски Клуциса во второй половине 1921 - начале 1922 г., когда достигший своего апогея процесс "от изображения - к конструкции" переходил к этапу "от конструкции - к производству".
Г. Клуцис. Графическая конструкция. 20-е годы | Г. Клуцис. Графические объемно-пространственные конструкции - на основе куба и пространственного креста с пирамидально-телескопическими элементами. Начало 20-х годов |
Г. Клуцис. Аксонометрическая живопись. 1920 | Г. Клуцис. Графические конструкции (автолитографии, гравюры). Начало 20-х годов |
Г. Клуцис. Графические конструкции (автолитографии, гравюры). Начало 20-х годов |
А. Бабичев. Конкурсный проект памятника Я. Свердлову в Москве. 1924 | Г. Клуцис. Пространственные конструкции. Начало 20-х годов |
Г. Клуцис. Графические объемно-пространственные конструкции - на основе куба и пространственного креста с пирамидально-телескопическими элементами. Начало 20-х годов | Г. Клуцис. Пространственные конструкции. Начало 20-х годов |
Если с этой точки зрения рассматривать отвлеченные конструкции Клуциса, то в них можно увидеть существенный вклад в развитие общей тенденции выхода живописи в предметный мир через конструкцию.
В конструкциях Клуциса, несмотря на то что они сохраняли качества отвлеченных композиций, была большая продвинутость в сторону предметного мира, чем в конструкциях Родченко, Медунецкого и Иогансона, и было меньше крена в инженерно-техническую сферу, чем в конструкциях братьев Стенбергов. В проектах конструкций и в пространственных конструкциях Клуциса было много неких формально-эстетических заготовок для новой архитектуры и рождавшегося тогда дизайна. Причем диапазон этих заготовок был очень широк (как и в проунах Лисицкого).
Ажурные металлические конструкции привлекали в начале 20-х годов все большее внимание не только художников, но и скульпторов, которых интересовали в них и технические, и эстетические возможности. Характерны два проекта скульптора А. Бабичева; в первом (передвижной сборно-разборный театр) он использует прежде всего технические возможности решетчатых конструкций, а во втором применяет две пересекающиеся арочные фермы для придания острого современного облика городскому монументу (конкурсный проект памятника Я. Свердлову в Москве).