Поздневизантийская архитектура и искусство
Поздневизантийское искусство (1261-1453 гг.). Архитектура и живопись Константинополя и балканских стран в эпоху Палеологов.
В 1261 г. Константинополь был освобожден от латинского владычества, и с этого времени начинается последний взлет, расцвет византийского искусства, который именуют Палеологовской эпохой, в честь последней правящей династии., вплоть до турецкого завоевания в 1453 г..
Общая характеристика и основные памятники.
Поздневизантийская арихитектура.
Особенности:
-В столице строятся только маленькие храмы, константинопольская архитектура приобретает частный статус. На периферии империи (Салониках, Арте, Мистре, Сербии) строительство имеет довольно обширный масштаб.
-Литургические искания порождают в зодчестве более сложную дифференциацию внутреннего пространству храма, выделение в нем особых зон, предназначенных лишь для высокопоставленных заказчиков. Внутреннее пространство стало обрастать галереями, параклесионами, имеющими особое меморативное или погребальное значение.
- тенденция к миниатитюризации: памятники XIV в не большие, но в малом размере воспроизводят типологию и объемно-пространственные отношения грандиозной арх-ы.
- Главные трансформации в зодчестве связаны не с типологией храмов, а с новацией в стилистике. Основным типом для Константинополя остается крестово-купольный тип храма: «вписанного креста» (монастырь Хора) или на четырех колонках (храм Богоматери Паммакаристос).
Живопись
Палеологовская живопись – художественное направление, которое развивалось в Византии в конце XIII-XIV в. С 1261 г, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев и восстановился как независимо государство, ведут свое начало памятники, которые относят к палеологовскому стилю. Это условное название. Династия Палеологов находилась у власти в период с 1261 по 1453 г до падения Византии.
Живопись этого времени не однородна, разделяется на несколько этапов и разные исследователи предлагают различную классификацию:
Например, В.Н. Лазарев разделяет XIV в. на два противоположных друг другу периода: живописный (до 1350) и графический, линейны, переходящий в академический.
«В целом Палеологовская живопись представляет единый по своей основе стиль4. Это почти столь же монолитное явление, как искусство Компиновской эпохи. Сложившись на столичной почве в конце XIII века, она приобретает огромную силу экспансии в XIV веке, проникая во все уголки восточно-христианского мира. Но при всем ее единстве следует с самого же начала подчеркнуть, что в своем развитии она проходит через две различных стилистических фазы — более живописную и более графическую, приближающуюся к своеобразному классицизму. Эти фазы, на которых мы подробно остановимся в дальнейшем, не отличаются, однако, настолько сильно друг от друга, чтобы это препятствовало говорить о Палеологовской живописи, как о некотором органическом единстве. Единым ее делает прежде всего тенденция к изживанию монументальности.»
Палеологовский Ренессанс
Византийское искусство раннего XIV в., тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из характерных его черт – влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных произведений античной классики, литературных и художественных, и подражание им. Все это сопровождалось прекрасной образованностью, совершенным вкусом и высоким профессиональным мастерством всех творцов этой культуры.
32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
Это искусство неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:
- дороманское искусство (V—Х вв.),
- романское искусство (XI—XII вв.),
- готическое искусство (XIV—XV вв.).
Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:
- религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);
- синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
- ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
- эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
- народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
- иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.