Основные эстетические концепции ХХ века

Искусство модернизма развивалось в тесной связи с различными философскими концепциями и учениями своего времени.

В первой половине ХХ в. получили развитие интуитивистские концепции (А. Бергсон, Б. Кроче). Интуитивизм представляет собой разновидность иррационализма, абсолютизирующего интуицию в творческой деятельности и восприятии. Интуитивизм возник в борьбе с позитивистскими концепциями на рубеже XIX – ХХ вв. и понимал эстетику как науку об интуитивном познании художественного произведения, главным в котором становится форма.

Другим значимым учением ХХ в., оказавшим существенное влияние на развитие искусства модернизма являлся фрейдизм, основателем которого стал австрийский психиатр З. Фрейд, выявивший феномен бессознательного и выявив его роль в развитии культуры, в том числе художественной. Учение Фрейда оказало влияние на сюрреализм, на массовую культуру, которая стала играть столь большую роль в ХХ в.

Немецким философом Э. Гуссерлем была разработана феноменологическая эстетика, представлявшая собой учение о предметах в их чувственном восприятии. Теория, тесно связывавшая предмет познания с сознанием получила название теории интенциональности (направленность сознания, воли и чувства), понятия, отражающего специфическое представление о предметной природе сознания. Понятие интенциональности отличает любой акт сознания и подразумевает соотнесённость намерения, цели и замысла с предметом. Оно даёт специфическую характеристику идеального бытия произведения искусства и его структурной организации (значения, смыслы). По мнению приверженцев этой теории, можно изъять какой-либо феномен из контекста и усмотреть его структурные элементы, используя сознание.

Элитарная эстетическая концепция была разработана испанским философом Х. Ортегой-и-Гассетом. Одной из наиболее известных его работ стала «Дегуманизация искусства», в которой специфику современного искусства мыслитель усмотрел в его обращённости к элите, а не к массе, что, в свою очередь, приводит к разделению общества на два класса (тех, кто разбирается в новом искусстве, и тех, кто его не понимает).

В середине – второй половине ХХ в. появились новые концепции. Одна из них была разработана в рамках учения экзистенциализм, представленного Ж. П. Сартром и А. Камю. Бытие человека (или экзистенция) недоступно рациональному познанию, и открыто только непосредственному переживанию, поэтому лучшие способы описания бытия предоставляет искусство. Последнее обусловило широкое обращение к творческой практике представителей экзистенциализма с тем, чтобы разъяснить свои концепции. В центре произведений и работ экзистенциалистов стоит личность и проблема её отношения к миру, людям и богу. При этом, в их произведениях преобладают трагические и пессимистические интонации и настроения. Задача искусства наделять смыслом бессмысленное и абсурдное и этим утешать человека (А. Камю).

Возникший в 1950-е гг. структурализм (К. Леви-Стросс) сконцентрировал свои усилия на поиске построения универсальных законов художественной формы, а также на расшифровке и интерпретации художественных текстов. Структура, как ключевое понятие метода означает комплекс устойчивых связей и взаимозависимостей между элементами системы, сохраняющими общий строй своих отношений при любых изменениях. Структурный аналитический метод предполагает:

- выявление совокупности элементов, между которыми возможно существование структурных связей;

- анализ структурообразующих отношений и воспроизведение концепции обозначившейся структуры;

- выявление всех последствий и связей, которые открываются перед теоретическим сознанием, анализирующим какую-либо структуру.

Структурный метод получил наибольшее применение при анализе знаковых систем языка, мифологии, религии, и, конечно, искусства. Художественное явление рассматривается структурализмом как система знаков.

РАЗДЕЛ III: Художник. Произведение. Реципиент.

Тема 3.1: Художественное содержание и форма

План.

1. Объект искусства, его специфика.

2. Содержание и форма в искусстве.

3. Художественный образ как форма мышления в искусстве.

1. Объект искусства, его специфика.

Искусство всегда личностно и непосредственно, как в момент творения произведения, так и в процессе его восприятия, поэтому объект искусства специфичен. Если научное познание движется в направлении от непосредственного бытия к сущности, то искусство воспроизводит действительность в чувственных формах, в органическом единстве необходимого и случайного, единичного и общего. Таким образом, главным объектом искусства является само бытие, которое возможно воспроизвести только средствами искусства, то есть художественным способом.

Однако нельзя утверждать, что искусство – это удвоение жизни. Произведение искусства не является аналогом действительности. Если бы задачей художника было постое копирование жизни, возникло бы сомнение в необходимости искусства вообще. В процессе художественного творчества происходит конкретизация содержания, художник делает отбор из непосредственного бытия, руководствуясь своими переживаниями, настроением, мировоззрением, потребностью.

Уникальный объект искусства составляют судьбы, частные ситуации, индивидуальные переживания. Искусство в отличие от науки «снисходит» до таких мелочей, так как чаще всего раскрыть всеобщее в художественной сфере невозможно не обращаясь к частностям. Задача художника в этом случае заключается в том, чтобы суметь подняться над частным, увидеть и суметь показать за ним типическое.

Содержание и форма в искусстве.

Важнейшим условием художественности произведения является органическая связь его содержания и формы. Гармоничное сочетание формы и содержания – необходимое условие получения наслаждения от произведения искусства.

Художественное содержание – действительность, идейно-эстетически осмысленная в творческом процессе и отражённая художником в произведении искусства в свете определённого мировоззрения и общественно-эстетических идеалов. Таким образом, содержание произведения искусства зависит не только от объекта отражения (т.е. действительности), но и от субъекта (личности художника). Данный действительностью материал художник как бы переплавляет сообразуясь со своим творческим воображением, в свете своего мировоззрения, эстетического идеала эпохи или определённого слоя общества. Этим содержание произведения отличается от предмета искусства, который служит лишь объективной основой содержания.

Художественное содержание включает в себя:

- тему (основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определённом жизненном материале; тема разрабатывается в сюжетах, мотивах, эпизодах; бывают основные темы и побочные, подчинённые первым);

- идею (главная мысль художественного произведения, выражающей отношение художника к действительности; идея определяет замысел художника и основное содержание произведения; от её характера зависят трактовка художником темы и сюжета);

- эмоционально-эстетическую оценку изображаемого явления жизни.

Художественное содержание определяет форму произведения искусства, они тесно связаны в искусстве. Своеобразие художественного содержания зависит от различных факторов, некоторые из них:

- историческое развитие искусства (по мере развития, обогащения жизни и природы, духовного развития самого человека содержание искусства становится сложнее и богаче); особенно это заметно при сравнении узости круга тем искусства первобытного общества (главным образом звери) и эпохи Возрождения (человек) с его широчайшей палитрой явлений, интересовавших художников и нашедших отражение в художественной практике, или возросшим психологизмом искусства XVII в.;

- национальные особенности искусства, отражающие специфику исторического опыта, психологического склада и культурных традиций (специфический «восточный» колорит в живописи М. Сарьяна);

- от самого художника, его мировоззрения, творческого метода и особенностей художественного мышления;

- от особенностей жанра и вида искусства, например: натюрморт и портрет обладают разной возможностью воплощения содержания, различаются по полноте, богатству и глубине, по характеру и мере условности (архитектура, ДПИ, историческая картина, кино, литература).

Органичная связь художественного содержания и формы (не тождественность, но определённое соответствие друг другу) – важнейший закон художественного творчества.

Наши рекомендации