Регулярные парки России (Петергоф, Ораниебаум, Архангельский). Их история особенности композиции

В Ораниенбауме (Ломоносове) развитие парка, начавшись в 1710 г., продолжалось еще и в 19 в., при этом в основе своей парк сохранял барочную структуру.

Петергоф (ныне Петродворец), расположенный в 29 км от Ленинграда - самый замечательный ансамбль, ведущая парковая композиция петровского времени. Он задуман как своеобраз­ный памятник победы России над Швецией. В проектировании и строительстве ансамбля принял участие многие видные ар­хитекторы (Браунштейн, Сент-Илер, Леблон, Воронпхлн и др.). Центром композиции парка является Большой дворец с каска­дом, расположенный на гребне естественной приморской тер­расы. Внизу, с северной стороны дворца, на узкой прибреж­ной полосе Финского залива длиною 2 км и шириною 190-500 м разбит Нижний парк (пл. 102 га). С важной стороны на­ходится Верхний парк (пл. 15 га).

Верхний парк тлеет строго регулярную планировку. От дворца к парадному въезду расположен партер с тремя боль­шими фонтанными бассейнами. По обе стороны от партера на­ходились боскеты, в которых размещались павильоны, бесед­ки, лабиринт, а также фруктовые деревья и грядки с овощами. Центральная перспектива была украшена многочисленными мраморными скульптурами. С запада и востока территория верхнего парка ограничивалась перголами.

Основу планировочного решения Нижнего парка составля­ют две системы пересекающихся лучевых систем, в перспекти­ве которых видны различные парковые сооружения: фонтаны, павильоны, каскады. От средней части дворца к заливу вее­ром отходят пять лучей: обрамленный двумя аллеями с фонта­нами Морской канал (наз. также Самсоньевски), который раз­деляет парк на две больше части - западную и восточную, и ; четыре боковые перспективы. Две из них завершены на берегу Дворцовыми постройками - Монплезиром и Эрмитажем, а две другие ведут к фонтанам "Адам" и "Ева".

Другой веер, состоящий из трех аллей начинается в за­падной части парка, от прямоугольного пруда перед небольшим дворцом Марли. Центральная аллея этого веера - Марлинская, главная парадная магистраль Нижнего парка - тянется с запада на восток на два километра, до восточной границы парка. Две боковые аллеи - Малибанская и Березовая - ве­дут: первая – к дворцу Монплезир, вторая - к каскаду "Шах­матная гора" и Римским фонтанам.

Главным богатством Петергофа являются фонтаны. На тер­ритории Нижнего и Верхнего парков функционируют более 2000 фонтанных струй, которые по разнообразию фош, обилшг воды, продолжительности действия не имеют равных в мире. При рас­ходе воды 30600 литров в секунду все фонтаны одновременно могут действовать 10-12 часов ежедневно, что объясняется естественным напором воды. Из фонтанных сооружений централь­ное место в композиции Нижнего парка занимает Большой кас­кад (рис.35). Сто сорок две струи, бьющие неиссякаемой мощью, двести девять скульптур из бронзы, свинца и мрамора слива­ются в картину, полную красочности и жизнерадостности. Раз­мещение фонтанов строго симметрично по отношению к оси ка­нала, идущего к морю. В центре чаши Большого каскада возвы­шается исполинская фигура Самсона, который могучим и спокойным движением остановил прыжок зверя, вставшего на зад­ние лапы и с бессильной яростью вцепившегося в бедро бога­тыря. Из разрываемой оскаленной пасти зверя возносится поч­ти на 20 м столб воды, окруженный тучей брызг.

Петергофские парки первой половины ХУШ века как по планировочному, так и архитектурному оформлению были по­строены в соответствии с принципами регулярного стиле. Ком­позиция ансамбля и вся садово-парковая архитектура подчине­ны дворцу, который доминировал над территорией и из окон которого открывалась панорама парка и широкие просторы Финс­кого залива. У "Большого каскада" и "Золотой горы", у под­ножия террасы были разбиты партеры, украшенные фонтанами, скульптурой, цветниками, гладкими газонами и одиночными де­ревьями, подстриженными в виде шаров, полушаров, пирамид, кубов, грибов, птиц и т.д., а также тропическими растениями, хранившимися зимой в оранжереях. Вдоль террас, устроенных по склону уступа, у "Большого каскада" и "Шахматной горы" посажены хвойные деревья, подстриженные конусообразно. Ле­стницы перекрыты зелеными галереями. В садах было много трельяжных сооружений: беседок, павильонов и т.п. На всех основных аллеях были шпалеры различной формы и высоты, для которых использовались ляпа, ольха и кустарники, в редких случаях - ель и пихта.

Наши рекомендации