Билет 3

1. Дайте определение понятиям:

ü феерия;

ü карнавал.

Ответ:

Феерия –в сценическом искусстве — первоначально слово употреблялось для обозначения жанра театральных спектаклей или цирковых представлений, в которых применялись постановочные эффекты для показа фантастических волшебных сцен. Подобные феерии возникли в Италии в XVII в. Позже в XVIII—XIX вв. жанр феерии был активно задействован в европейском театральном, оперном искусстве и балете.

Карнава́л (от итал. carnevale — карнавал, из лат. carnem levāre) — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями.

2. Танцы в средние века:

План ответа:

* раннее средневековье - танец смерти, танцы на праздниках, рыцарские танцы, деревенские танцы, главная особенность танца в средние века;

* эпоха возрождения (XV - XVI века) - придворный танец, маскарады и карнавальные шествия;

* балет Франции: конные балеты, Парижская академия танца.

Ответ:

1). Для эпохи Средневековья было свойственно острое чувство страха смерти. «Танец смерти» (danse macabre), особенно массово распространился в Европе в 14 в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, будто и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; далее один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать около него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; раз девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал весь хороводный пляс.

Главная особенность танца в средние века – песня не отделена от танца. Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением. Наибольшей популярностью пользовалась карола, на первых порах представлявшая из себя танец-шествие. Возникнув в Провансе точно песня-танец, исполнявшийся только в мае, карола быстро распространился по Европе благодаря странствующим менестрелям и в конце концов стал обязательным атрибутом всех праздников.

В 12 в. культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал, таким образом, как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом воздухе. Обычно танец возглавляла одно пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал полонез.

В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. В социальном плане жесткого различия не существовало. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили некоторый раз присоединиться к сельскому хороводу.

2). Эпоха Возрождения (Ренессанс) 15-16 века – характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности, что способствовало расцвету танцевального искусства и танцевальной музыки. Кардинально меняется отношение к танцу: из греховного, недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков. Большое значение в развитии придворного танца сыграло появление профессиональных учителей танца, которые не только обучали знать, но и являлись арбитрами в области этикета и манер и оказывали обычно большое влияние на атмосферу при дворе.

Постепенно сложился набор танцевальных приемов с рядом обязательных правил, танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные.

Самым распространенным придворным танцем эпохи Ренессанса являлся бас-данс, который называли королем танцев. Это был плавный беспрыжковый танец в спокойном темпе. Одна из его форм – павана – стала излюбленным танцем XVI–XVII вв. Павана соответствовала этикетному поведению кавалеров и богатым, тяжелым одеяниям дам; позднее по контрасту чередовалась с более оживленными танцами – обычно гальярдой.

Особенно распространились в эпоху Возрождения маскарады и карнавальные шествия - излюбленные развлечения в Средние века, В XV и XVI вв. такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Больше всего в эпоху Ренессанса увлекались маскарадами, т.е. танцами в масках, причем маски имели в эту эпоху особое значение.

3). С начала XVI в. известны конные балеты,так называемые «Карусели», в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку, пение и декламацию на фоне пышных декораций. Это празднично-карнавальная кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. Истоки конного балета ведут к рыцарским турнирам средневековья. Лошадей учили выступать под музыку, и танцмейстерам приходилось быть также и наездниками, и фехтовальщиками.

Особенно распространены конные кадрили-балеты были во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV. На «Карусели» Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме Солнца. Отсюда и произошло прозвище Людовика — Король-Солнце.

Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам.Впервые их сформулировал балетмейстерПьер Бошан, знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног, а так же все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras).

3. Дополнительные вопросы

Наши рекомендации