Звучит «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Слайд2
Ведущая читает стихотворение «Кружит осенний листопад» А. Скакунова:
Кружит осенний листопад
Пластинкой яркой, звонкой,
И листья павшие скользят
Оранжевой поземкой.
Их гонит ветер—чародей
Прозрачною аллеей,
И в струях солнечных лучей
Они светло алеют.
И как они летят легко
Бездумно и беспечно
И о прошедшем чуть скорбят
Почти по-человечьи.
Нежны, наивны и чисты,
Они свой путь свершают.
Их обожженные персты
О том нас извещают.
И этот огненный наряд, задумчивый и ясный,
Они в последний миг дарят,
Последний и прекрасный.
А. Скакунов
Ведущая:Почему же осень золотой зовут?
Ответы детей.
Ведущая:Правильно, ребята. Листья золотые ковром покрыли землю.
Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее золотая краска. В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнёт осень кисточку в ведерко и красит, красит золотом кусты и деревья.
Елки, глупые, не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут ее платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.
Ведущая читает стихотворение «Осень. Сказочный чертог» Б. Пастернака
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Б. Пастернак
Ведущая:Притих лес, глядит на себя и не может налюбоваться своей сказочной красоте.
А между тем в прозрачной его глубине летят, один за другим красные, коричневые, жёлтые листья …
И каждый осенний лист – настоящее чудо, тончайший слиток из золота и бронзы.
Каждый лист – совершенное творение природы, произведение её таинственного искусства.
Этим искусством владеет только она, природа…
Кажется, будто кто-то ходит да считает осенние перемены. Найдёт новое – листок прочь, ещё листок заметит – ещё листок… Их столько в природе – этих осенних примет, что только на листьях и сосчитать.
Ведущая:Назовите, ребята, признаки осени. По каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Дети называют. (Похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди, часто дует ветер, дни становятся короче, а ночи длиннее; первые заморозки; некоторые животные меняют цвет своей шубки; запасают на зиму еду; впадают в спячку; люди одевают тёплую одежду; берут зонты).
Ведущая:Молодцы, ребята. А вот ещё осенние приметы:
Бабье лето ненастно — осень сухая.
Комары в ноябре — быть легкой зиме.
Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к тёплой.
Поздний листопад — к суровой, продолжительной зиме.
Ведущая:А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Приглашаю всех принять участие в конкурсе –
Осенние загадки».
Ведущая:Готовы? Итак, первая загадка:
1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья
( Осень)
2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.
(Ветер)
3. Сидит – зелеет, падает – желтее, лежит – чернее
(Лист)
4. Лежит на дороге – в ней промочишь ноги
(Лужа)
5. Из дома в дождь спокойно вышел – над головой держу я крышу.
(Зонт)
6. Холода их так пугают, к теплым странам улетают, петь не могут, веселиться, собрались все в стайки…
(Птицы)
7. Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это - …
(Дождь)
Ведущая:А сейчас, ребята, вас ждёт необычный конкурс - конкурс анаграмм.
«Разбежались» буквы в слове , а вам их надо правильно собрать.
.Расшифруйте, пожалуйста, анаграммы:
ЛТАИПДСО (листопад)
ДЖЬОД (дождь)
ОЖУЙРА (урожай)
ЕЯСТНЬБР (сентябрь)
АРМТ (март)
БКРОЯТЬ (октябрь)
НЯЬОБР (ноябрь)
Ведущая:Какие слова «не дружат» с осенью?
Ответы детей («март»).
Ведущая:Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться.
Слайды 3–4
Ведущая читает:
Осень, рыженькая осень,
Почему ты в платье старом?
Как же быть ему не старым,
Ведь я хлеб в нём убирала,
В крепкие снопы вязала
И пахала, и косила.
А у снежной белоручки,
У зимы - наряд богатый,
В тонких кружевах узорных,
В звонких звёздах ледяных
Как же ей не красоваться,
Как нарядом не хвалиться,
Урожай собрала Осень,
И снопы вязала Осень,
И пахала, и косила —
Осень, рыженькая Осень.
Ведущая:Давайте, ребята, вспомним пословицы о труде.
Наш конкурс называется – "Закончи пословицу".
Ведущая:Итак, первая пословица:
1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)
Ведущая:Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?...
Дети: Сентябрь.
Ведущая:Правильно, сентябрь. В Древней Руси первый день сентября назывался в народе — летопроводцем, то есть проводами лета.
Ведущая: Сентябрь — золотое лето, бархатный месяц с зеленым золотом, златоцвет, листопадник, румянец осени, чародей осени, самый пестрый месяц.
Ведущая:В погожие дни начала осени можно вдоволь налюбоваться всеми поэтическими красками милой и скромной русской природы. Из всех месяцев больше всего ласковых и нежных слов удостаивается сентябрь.
Как только его не называют: и светлым, и прозрачным, и хрустальным. Помните, как у Ф. И. Тютчева: « ...Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера».
Слайды 5 - 6
Ведущая читает:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. И. Тютчев
Ведущая: Представив эту картину, человек как бы замирает, очарованный открывшейся красотой. В нас пробуждается чувство прекрасного, понимание хрупкости красоты, предчувствие, что она скоро исчезнет. И мы останавливаемся, очарованные этой красотой.
Кажется, ты понимаешь язык природы.
Кто – то начинает рисовать, кто – то сочинять музыку, кто-то писать стихи…
Слайд 7
Ведущая:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин
Ведущая:Недолог счет золотым денькам серединной осени. Насупится небо, дует порывистый холодный ветер, и зарядит на недели дождь...
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
Дети: Октябрь.
Слайды 8 - 9
Ведущая:То, что октябрь приносит нам грусть, замечают многие.
Ведущая читает:
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
А. Фет
Ведущая:Октябрь называют в народе «грязником» да «ненастником», за угрозы снега насыпать - «назимником».
Плачет октябрь холодными слезами — сырость, распутица. Поля пусты и осели от дождя.
Выпадают в октябре и погожие деньки, сушь иногда выстаивает неделями.
Золотая середина осени — любимая пора великого поэта А. С. Пушкина.
Ведущая:Многие художники посвятили свои картины осеннему пейзажу.
Слайды 10 - 11
Демонстрируется репродукция картиныИ. И. Левитана «Золотая осень»
Ведущая: Перед вами, ребята, картина И.И. Левитана «Золотая осень».
Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки.
И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы.
И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы.
И грусть от того, что кончится праздник, а за ним — увядание, черно-белый зимний сон.
И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и лазурь, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.
Слайды 12- 13
Демонстрируется репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»
Ведущая: Картина И.С. Остроухова «Золотая осень» вызывает у нас совсем другое настроение.
На переднем плане два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего леса.
Ведущая: Посмотрите, ребята, ещё раз и сравните эти две картины.
Слайд 14
Ведущая:В это время в красоте природы есть что-то необычное, тревожное, заставляющее задуматься. Может быть, потому, что сама природа «думает», и это передается нам. Кажется, все понятно: жизнь затихает, вспыхивает словно последний раз яркими красками перед тем, как погрузиться в зимний сон.
Слайд 15
Ведущая:Я предлагаю вам, ребята, послушать “Осеннюю песню” из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского.
Звучит «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Ведущая:Ребята, какую осень вы представляли себе, слушая эту музыку?
Ответы детей. (Хмурая, дождливая. Осыпаются листья, дует ветер. Наступают холода).
Ведущая:Почему вы так думаете?
Ответы детей. (Музыка грустная, печальная, тихая, нежная, плавная).
Ведущая:А вас, ребята, ждёт ещё одна загадка:
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Ответы детей: Ноябрь
Ведущая: Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
Ноябрь – ворота зимы. Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.
«Зиме – родной батюшка», - так величают ноябрь.
Ведущая читает отрывок из стихотворения «Осень» С. Надсона:
Осень, поздняя осень!..
Над хмурой землею
Неподвижно и низко висят облака;
Желтый лес отуманен свинцовою мглою,
желтый берег без умолку бьется река...
В сердце — грустные думы и грустные звуки,
Жизнь, как цепь, как тяжелое бремя, гнетет.
С. Надсон
Слайд 16
Ведущая:Ребята, а какие стихи об осени вы хотели бы прочитать?
Дети читают стихи.
Ведущая:Ребята, я хочу познакомить вас с книгами об осени, представленными на открытом просмотре «В каждом звуке слышно осень».
Ведущая знакомит с книгами:
Времена года: стихи, рассказы и загадки о природе
Стихотворения русских классиков: школьная хрестоматия
Дивная пора: сборник стихов
Нестеренко, В.Д. Наша Родина – Кубань
Родное слово: сборник стихов и рассказов
Круглый год: стихи о природе и праздниках
Лаврова, С.А. Загадки леса и другие.
Ведущая:Какая разная осень... И веселая, солнечная, и грустная, и унылая... Вот как об осени пишут известные русские писатели.
М.М. Пришвин: «Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой».
К. Г. Паустовский: «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы».
Ведущая читает:
Что тут спорить, она грустна!
Но и в грусти своей — красива,
И в печали своей — нежна.
Нынче плачет, а завтра —пляшет,
Нынче солнышко, завтра - дождь...
Ведущая:Оказывается, осень - это не только "унылая пора»… Это прекрасное время года!
Список рекомендуемой литературы:
1. Времена года : стихи, рассказы и загадки о природе / худож. С. Яровой. - М. : Дет. лит., 2013. - 236, [1] с.: цв. ил. - (Как хорошо уметь читать!).
2. Дивная пора : лучшие стихотворения рус. поэтов о природе / рис. Г. Д. Целищева. - М. : Эксмо, 2006. - 123, [4] с. : ил. - (Мои любимые стихи)
3. Круглый год : стихи о природе и праздниках / худож. Каринэ Тер-Захарянц. - М. : Махаон, 2009. - 200, [7] с. : ил.
4. Крылатые качели : сб. стихов / [ред.-сост. В. А. Архипов]. - (Библиотека поэзии Кубани) Вып. 4. - Краснодар : Раритеты Кубани, 2006. - 61, [1] с. - (Библиотека поэзии Кубани)
5. Крылатые качели : сб. стихов / [ред.-сост. В. А. Архипов]. Вып. 7. - Краснодар : Традиция, 2009. - 60, [2] с. : фот.
6. Лаврова, С. А. Загадки леса / Светлана Лаврова. - М. : Белый город, 2009. - 47, [1] c. : ил. - (Энциклопедия тайн и загадок. Занимательное естествознание).
7. Нестеренко, В.Д. Наша Родина - Кубань : [стихи] / Владимир Нестеренко ; [худож. В. Краснова]. - Краснодар : Традиция, 2009. - 47 с. : ил.
8. Новожилова, А. Кот, ворона, пес и я : [сб. стихов] / Анастасия Новожилова ; [худож. Ольга Новожилова]. - Краснодар : Традиция, 2010. - 63 с. : ил.
9. Пришвин, М.М.Рассказы о животных / Михаил Пришвин ; ил. В. Н. Белоусова, М. В. Белоусовой. - М. : Эксмо, 2007. - 133, [3] с. : ил. - (Русские сказки о природе)
10. Родное слово : детям 5-8 лет для самостоят. чтения / [сост. Н. В. Астахова ; худож. Н. Устинов]. - М. : Белый город, [2010?]. - 110, [17] с. : цв. ил. - (Моя первая книга)
Список использованной литературы:
1. Вицен, С.И. Воспоминания об осени /С.И. Вицен //Читаем, учимся, играем. – 2014. - №8. – С.56-60.
2. Вострикова, Т.В. Живой календарь природы: Познавательный урок //Читаем, учимся, играем. – 2013. - №3. – С.102-106.
3. Гилязетдинова, Г.Х. «Природа так мудра и справедлива» /Г.Х. Гилязетдинова //Читаем, учимся, играем. – 2013. - №7. – С. 92-97.
4. Горячева, Е.А. В мире насекомых /Е.А. Горячева //Читаем, учимся, играем. – 2014. - №6. – С. 104-112.
5. Иванова, Н.П. Что ты знаешь о лесе? [текст] /Н.П. Иванова //Читаем, учимся, играем. – 2013. - №12. – С.84-97.
6. Кордина, Н.Е. Этот удивительный и хрупкий мир: Викторина по биологии, посвящена многообразию царства грибов в природе [текст]
7. Крылосова, О.С. А я люблю картошку!: Игровое мероприятие, посвященное картофелю и его полезным свойствам, для учащихся 5-7-х классов [текст] /О.С. Крылосова //Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 3. – С. 47-49.
8. Кулакова, Е.Ю. Осенний калейдоскоп: Праздничное семейное мероприятие для учащихся средней школы и их родителей [текст] /Е.Ю. Кулакова //Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 6. – С. 107
9. Ухлина, Н.Е. Родной природы очарование /Н.Е. Ухлина //Читаем, учимся, играем. – 2014. - №6. – С. 79-84.