Проекты общественных зданий, монументов и комплексов конца 20-начала 30-х годов; бригады АСНОВА и АРУ
В конце 20 - начале 30-х годов в условиях развернувшегося по всей стране строительства по плану первой пятилетки все архитектурные общества резко активизировали свою проектную деятельность. Причем на конкурсах соревновались уже не только отдельные архитекторы, но и творческие группировки, от имени которых выступали бригады. В этих условиях зримо проявились отличия концепций формообразования, характерные для творческих течений. Рационализм представлял"' бригады АСНОВА и АРУ, костяк которых составляли выпускники ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа (ученики Н. Ладовского, Н. Докучаева и В. Кринского).
Рационалисты считали такой коллективный метод разработки проектов новым подходом к организации творчества архитектора.
Уже в первых документах инициативной группы студентов-рационалистов во ВХУТЕМАСе (1920) говорилось об отказе от индивидуализма характерного для академических мастерских архитектурного факультета. Провозглашался лозунг: "Да здравствует индивидуальность, долой индивидуализм!" Причем под индивидуализмом понималось прежде всего подчинение учеников индивидуальности руководителя мастерской, подавление их творческой личности. Такому положению противопоставлялся идеал мастерской-коллектива, в которой объединены индивидуальности и где каждому предоставлена широкая возможность развития и проявления творческого своеобразия, а руководитель является лишь старшим членом коллектива.
АСНОВА с самого начала ставила вопрос о коллективном методе работы в современной архитектуре. Показательно, что и первый реальный проект, который разрабатывался членами АСНОВА, делался именно коллективным методом. Речь идет о проекте Международного Красного стадиона.
Эта первая практическая работа АСНОВА как творческой организации помогла многое уточнить в том методе коллективного творчества, который провозглашался рационалистами. Все работы по проектированию стадиона возглавлялись Ладовским. но каждый участник имел в спортивном комплексе и свой объект.
Павильон торгпредства СССР во Франции. 1929. И. Володько. Конкурсный проект (перспектива, интерьер, план; общий вид осуществлённого павильона в Страсбурге) |
Павильон торгпредства СССР во Франции. 1929. А. Карра. Конкурсный проект (фасады, планы, перспектива, аксонометрия, разрез) | Павильон торгпредства СССР во Франции. 1929. М. Коржев. Конкурсный проект (фасад, план, разрез) |
Павильон торгпредства СССР во Франции. 1929. Сиворцев (фасад, планы) | Бригада АСНОВА (архитекторы В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, художник Ф. Севортян}. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Генплан |
Бригада АСНОВА (архитекторы В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, художник Ф. Севортян}. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Генплан | Бригада АСНОВА (архитекторы В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, художник Ф. Севортян}. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Роспись фасада (варианты) |
Бригада АСНОВА (архитекторы В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, художник Ф. Севортян}. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Макеты | Бригада АСНОВА (архитекторы В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, художник Ф. Севортян}. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Генплан |
Вторая крупная работа, выполнявшаяся АСНОВА, - это проектирование и строительство жилого квартала на Шаболовке в Москве.
После получения заказа от Моссовета (1927) в АСНОВА был проведен внутренний конкурс на проект жилого комплекса на Шаболовке. Лучшим был признан проект Н. Травина, который и был положен в основу проекта застройки квартала. В разработке окончательного проекта участвовали и другие члены АСНОВА.
Наибольшая творческая активность АСНОВА падает на последний этап деятельности ассоциации, когда первые наборы студентов Обмаса уже завершили образование. На рубеже 20-х и 30-х годов АСНОВА становится одним из активных участников широко практиковавшихся тогда заказных конкурсов. После получения заказа в ассоциации сначала проводился внутренний конкурс на идею. Затем формировался авторский коллектив, который выступал на внешнем конкурсе от имени ассоциации как "бригада АСНОВА". Но при этом на разных стадиях разработки проекта и перед подачей законченного проекта на внешний конкурс он рассматривался на заседании АСНОВА.
В конце 20 - начале 30-х годов увеличилось количество творческих группировок (МАО, АСНОВА, ОСА, АРУ, ВОПРА), на многих конкурсах проекты подавались от соответствующих организаций. Бригадный метод создания конкурсных проектов широко использовали члены АРУ. прибегали к нему и другие творческие группировки. Однако именно в АСНОВА бригадное проектирование было возведено на уровень творческого принципа и рассматривалось как свойственный новым социальным условиям метод коллективного творчества.
Кроме того, бригадный метод работы был использован и для проведения в жизнь выдвигавшейся Балихиным идеи синтетического искусства - объединение работы архитектора (на стадии проекта) с творчеством живописцев и скульпторов. Стали создаваться синтетические бригады, которые кроме архитекторов включали скульпторов и живописцев. Эти бригады рассматривались как творческое содружество художников пространства, объема и цвета. В этом сказывалась специфика совместной работы архитекторов, скульпторов и живописцев на Основном отделении ВХУТЕИНа, куда после ухода из АСНОВА Ладовского переместился творческий центр ассоциации.
Бригада ACHOBA (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова, М. Туркус). Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931-1932. Макет | Бригада ACHOBA (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова, М. Туркус). Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931-1932. Фасад |
Бригада ACHOBA (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова, М. Туркус). Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931-1932. План | Бригада ACHOBA (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова, М. Туркус). Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931-1932. Макет; варианты трансформации зала |
Бригада АРУ (Н. Беседа, Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов). Дворец Советов в Москве (первый тур). 1931. Макет | Бригада АРУ (Н. Беседа, Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов). Дворец Советов в Москве (первый тур). 1931. Планы |
Бригада АРУ (Н. Беседа, Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов). Дворец Советов в Москве (первый тур). 1931. Разрезы | Бригада АРУ (В. Калмыков, Д. Осипов). Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1932. Разрезы |
Бригада АРУ (В. Калмыков, Д. Осипов). Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет | Бригада АРУ (В. Калмыков, Д. Осипов). Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1932. Фасад, разрезы |
Бригада АРУ (В. Калмыков, Д. Осипов). Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1932. План второго этажа | Бригада АРУ (Г. Крутиков, В. Лавров, С.Лопатин, В. Попов). Дворец культуры Пролетарского района Москвы. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План |
Бригада АРУ (Г. Крутиков, В. Лавров, С.Лопатин, В. Попов). Дворец культуры Пролетарского района Москвы. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Макет |
Практически все знаменательные проекты члены АСНОВА выполняли в последний период деятельности ассоциации в составе "бригад АСНОВА". Эти проекты, прошедшие через этапы внутреннего обсуждения в АСНОВА и одобренные ассоциацией, наглядно отражают творческую направленность этой организации в конце 20 - начале 30-х годов. В них многое идет от первых проектов, выполнявшихся молодыми членами АСНОВА во ВХУТЕМАСе под руководством Ладовского, но видны и некоторые новые черты - появились излюбленные приемы объемно-пространственной композиции, ансамбли свободно размещались на участке иногда без подчеркнутого выявления композиционного центра, шире использовался синтез с изобразительным искусством и т.д.
Внутренние конкурсы в АСНОВА проводились и по заказным (не конкурсным) проектам.
Характерный пример - разработка в 1929 г. проектов павильона торгпредства СССР. Работа была начата АСНОВА с составления программы и согласования ее с заказчиком. Павильон предназначался для экспозиции во Франции и в других странах Западной Европы экспортируемых из СССР товаров. Предполагалось, что павильон должен был и сам являться экспонатом советской архитектуры. Из числа представленных на внутренний конкурс проектов были отобраны проекты А. Карра, И. Володько и М. Коржева. Как эти, так и другие авторы много внимания уделили созданию оригинального внутреннего пространства и выразительного внешнего облика. Проект И. Володько был осуществлен во Франции.
Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Фасад | Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Планы этажей |
Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Фасад | Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Макет |
В. Фидман. Дворец Советов в Москве Конкурсный проект (первый тур). 1931. Перспектива. план | Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур) 1932. Перспектива |
Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур) 1932. Перспектива, разрезы, план | Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур) 1932. Разрезы |
Н. Ладовский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур) 1932. План | И. Ламцов. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет |
Л. Гриншпун и А. Каплун. Вокзал в Новосибирске. Конкурсный проект. 1930. Аксонометрия | Л. Гриншпун и А. Каплун. Вокзал в Новосибирске. Конкурсный проект. 1930. Перспективы внешнего вида |
Л. Гриншпун и А. Каплун. Вокзал в Новосибирске. Конкурсный проект. 1930. Интерьер | Л. Гриншпун и А. Каплун. Вокзал в Новосибирске. Конкурсный проект. 1930. Разрезы |
Бригады творческих организаций выступали, как правило, на таких конкурсах, которые объявлялись на проекты наиболее крупных зданий общегородского или даже общегосударственного значения: Дворцы труда, театры, Дворцы культуры, дома промышленности и др.
Всесоюзный конкурс на Дворец культуры Пролетарского района в Москве стал принципиальным событием в советской архитектуре рубежа 20- 30-х годов.
В первом туре АСНОВА и АРУ подали два отдельных проекта, которые, существенно отличаясь друг от друга, в то же время были близки по общему подходу к организации объемно-пространственной композиции (раскрытие пространства, учет природных условий, развертывание перспектив). Во втором туре конкурса проект выполняла объединенная бригада АРУ - АСНОВА. На конкурс был подан также проект студентов ВХУТЕИНа, выполненный при консультации Н.Докучаева. Дворец культуры располагался на обширной территории, что позволяло свободно оперировать объемами в пространстве. В более сложных условиях приходилось решать задачи создания пространственной композиции в тех случаях, когда для сооружения отводили компактный участок в центре города. В качестве примера можно привести конкурсные проекты Дворца труда (1932) и Дома промышленности (1929-1930) в Москве.
Важно подчеркнуть, что рационалисты. анализируя программы конкурсов, старались выявить заложенные в них возможности создания расчлененной пространственной структуры, состоящей из отдельных объемов. Они много внимания уделяли взаиморасположению объемов, их пропорциональному соотношению, роли отдельных корпусов в организации пространства. При малейшей возможности они стремились не объединить все помещения в один компактный объем, а "разбросать" корпуса по отведенной территории, решая пространственные задачи композиции с учетом кредо рационализма: "пространство, а не камень - материал архитектуры" (Ладовский).
Особенно наглядно это проявлялось в конкурсных проектах театральных зданий, которые по традиции многие архитекторы решали в виде компактных объемов. В проектах же рационалистов больше внимания обращалось не на разработку облика самого объема здания театра, а на создание средствами архитектуры выразительного пространства перед входом в театр (конкурсные проекты театров в Харькове, в Свердловске, в Москве). ,
Одним из наиболее крупных конкурсов начала 30-х годов был конкурс на Дворец Советов в Москве. Его первый предварительный тур был заказной - проекты заказали творческим организациям и отдельным архитекторам.
Бригада АСНОВА в своем проекте попыталась претворить в жизнь идею синтеза различных видов пространственных искусств. активно включив в архитектуру скульптуру (барельеф Ленина, группы скульптур в виде атлантов) и живопись (роспись стены).
Бригада АРУ строила композицию на остром сопоставлении предельно лаконичных геометрических форм - трехгранной призмы, вертикального и горизонтального параллелепипедов.
Отдельные проекты были заказаны Н. Ладовскому и В. Фидману. Первый решает композицию противопоставлением двух объемов: перекрытого куполом большого зала и высотного цилиндрического корпуса. Второй - все помещения объединяет в один протяженный объем с консольно нависающими друг над другом ярусами.
Из проектов рационалистов, поданных на второй и третий туры конкурса на Дворец Советов, наибольший интерес представляет проект Ладовского для третьего тура. Он отказывается от вертикали и строит композицию из двух объемов - монументального ступенчатого корпуса главного зала и превращенного в трибуну низкого объема малого зала.
А. Бунин, Т. Баренцев и Г. Крутиков. Памятник Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Перспектива | А. Бунин, Т. Баренцев и Г. Крутиков. Памятник Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. План |
А. Бунин, Т. Баренцев и Г. Крутиков. Памятник Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Генплан | Н. Ладовский. Памятник Koлумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Перспектива |
Бригада АСНОВА (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова и др.). Академия наук в Минске. Конкурсный проект. 1930. Макет | Бригада АСНОВА (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова и др.). Академия наук в Минске. Конкурсный проект. 1930. План второго этажа |
Бригада АСНОВА (Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова и др.). Академия наук в Минске. Конкурсный проект. 1930. Макет | Бригада АСНОВА (В. Балихин, В. Петров, М. Прохорова, М. Туркус и др.). Школа в московское Кремле. Конкурсный проект. 1930. Макет |
В. Калмыков и А. Шевцов. Гостиница "Интурист" в Ереване. Конкурсный проект. 1931. Аксонометрия | В. Калмыков и А. Шевцов. Гостиница "Интурист" в Ереване. Конкурсный проект. 1931. Планы |
Среди других конкурсных и заказных проектов, в которых проявился в большей или меньшей степени характерный для рационализма подход к построению объемно-пространственной композиции здания или комплекса, можно назвать спортклуб "Красные Хамовники" (архитекторы И. Ламцов и В. Петров, 1928), клуб строителей в Москве (бригада АРУ, 1932), вокзал в Новосибирске (Л. Гриншпун и А. Каплун, 1930), школа в Кремле (бригада АСНОВА, 1930), Академия наук в Минске (бригада АСНОВА, 1930), гостиница в Эриване (В. Калмыков и А. Шевцов, 1931), планировка и застройка зоопарка в Ленинграде (В. Калмыков и А. Шевцов, 1931), здание Гипростроя в Москве (Н. Травин, 1930), цирк в Самаре (Н. Травин, 1931-1932), Дом печати в Баку (В. Фидман и Д. Фридман, 1928), Парк культуры и отдыха в Москве (В. Калмыков, В. Фидман, 1931).
Участвовали рационалисты и в международном конкурсе на памятник Колумбу в Санто-Доминго (1929). В проектах старшего поколения (Н. Ладовский, В. Кринский, А.Рухлядев) вертикальная композиция строилась на основе сложного ритма, пропорций и соотношений. Их ученики (А. Бунин, Т. Варенцов и Г. Крутиков) создали пространственную структуру, где в стоящий на низком стилобате шар, увенчанный высокой мачтой, врезаны три вертикальные плоскости.
С наибольшей полнотой концепция формообразования рационализма проявлялась при проектировании комплекса или ансамбля.
В 1931 г. в целях подготовки к реконструкции Москвы был проведен конкурс на архитектурное оформление ряда площадей города. Конкурс был необычен - объектом соревнования была не конкретная площадь (конкуренты имели различные задания), а сам подход к архитектурному оформлению фрагмента города. В проектах четко проявилось различие творческих концепций рационалистов и конструктивистов. Если рационалисты (бригады АРУ и АСНОВА) стремились вписаться в градостроительную ситуацию, то конструктивисты (бригада ОСА) создавали самодовлеющий ансамбль.
Аналогичной была ситуация и в конкурсе на Дворец искусств, проекты которого были заказаны рационалистам (бригада АСНОВА) и конструктивистам (бригада во главе с А. Буровым). Участок был выделен на берегу Москвы-реки, рядом с Парком культуры и отдыха. На нем надо было разместить фактически городок искусств, включающий театр, киноконцертный зал, выставочный зал, конференц-зал, аудитории, библиотеку, клуб, спортзал, гостиницу, ресторан и т.д.
Конструктивисты создали компактный симметричный комплекс, мало связанный с конкретной градостроительной ситуацией. Рационалисты подошли к задаче иначе - они вышли за границы отведенного участка и предложили архитектурное оформление обои> берегов реки и стрелки острова, ориентируясь на создание развитого пространственного комплекса. Причем каждый из пяти членов бригады разработал свой вариант планировки и застройки. Кроме того, были разработаны проекты отдельных зданий комплекса.
Еще более сложная задача была поставлена перед участниками конкурса на проект комплекса на Красной Пресне в Москве, который рассматривался как юбилейное строительство в ознаменование революции 1905 года. Требовалось создать комплекс, архитектурно оформляющий площадь (место демонстраций и митингов) и включающий в себя Дворец культуры (с театральным залом на 3000 человек, стадионом - полем массовых действ, киноконцертным залом на 1000 человек, столовой, помещениями для кружковой работы пионерской и детской зонами), панораму восстания 1905 года, жилой комбинат (жилые корпуса, школа, амбулатория, детская группа, общественная часть и др.).
Бригады АРУ и АСНОВА, используя возможности различных зданий, входящих в комплекс, создали развитые объемно-пространственные композиции, в которых были использованы различные приемы построения выразительной композиции: контраст, ритм, сложные соотношения и т. д.
Подробнее о ряде проектов - во второй книге.