Й век — Франция и придворные танцы
Балет в Италии
В конце Средневековья появился интерес к древней Греции, и этот интерес к классическому прошлому привёл к Ренессансу. Во время ренессанса в обществе появился фокус на рассмотрении отдельных личностей вместо общества как целого. В результате, в этот период танцоры стали рассматриваться как идеальные люди.
Наиболее выдающиеся усовершенствования в хореографии во время Ренессанса были произведены в городах-государствах на территории современной Италии. Балет возник при дворах как развитие торжественных спектаклей, которые ставились во время праздников для аристократов. Придворные музыканты и танцоры сотрудничали для создания развлечений для знати.
Балет Ренессанса был гораздо беднее чем современный. Пачки и пуанты ещё не были в использовании. Хореография была адаптирована на основе шагов придворных танцев. Актёры одевались в костюмы по тогдашней придворной моде. В ранних балетах, в конце зрители также принимали участие в танцах.
Гравюра первой сцены в Ballet Comique de la Reine.
В 15-ом веке были лишь немногие люди, которых можно рассматривать как хореографов. Сейчас известно лишь про тех из них которые писали про танцы, работы остальных были потеряны. Domenico da Piacenza (или Domenico da Ferrara) был одним из таких хореографов. Вместе со своими учениками Antonio Cornazzano и Guglielmo Ebreo он преподавал танцы дворянам. Domenico da Piacenza написал одну работу De arte saltandi et choreus ducendi (Про искусство танца и ведение танцев), которая был сделана вместе с его учениками. Domenico da Piacenza вероятно наиболее известный хореограф эпохи так как он описал многое из того что сделал.
В своей книге Domenico использовал слово ballo вместо слова danza, хотя они оба означают танец по итальянски. Поэтому его танцы стали известны как baletti или balli (мн. ч.), balletto (ед .ч.). Вероятно выбор слова, сделанный Domenico, привёл к использованию слова «балет» в его нынешнем смысле. В 1489 году в Tortone, Италия во время празднования, проводимого Bergonzio di Botta, танец названный entrée, начинал каждую часть пира. Некоторые рассматривают его как первый балет.
В 16-ом веке был грандиозные представления, называемые spectaculi, в северной Италии. Они включали не только танцы но и конные представления и битвы. Отсюда возникло слово spectacle, используемое во французском языке при разговорах о балете.
Когда Екатерина Медичи, итальянская аристократка, имевшая интерес к искусствам, вышла замуж за наследника французского престола Генрих II, она принесла свой интерес к танцам во Францию и дала финансовую поддержку. Развлечения, устраиваемые ей, преследовали цели придворной политики и были вокруг мифологических тем.
Екатерина Медичи устраивала грандиозные spectaculi по всем видам событий как «Королева Мать» Франции. Одним из заметных был Le Ballet des Polonais (польский балет), который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.
Возможно одним из первых традиционных балетов был Ballet Comique de la Reine (1581) поставленный Balthasar de Beaujoyeulx, который представлял собой балетную драму. Его смотрели десять тысяч зрителей и он длился с 22:00 до 3:00. Тогда балет включал не только танцы. Он был назван baleto-comique (comique означает «драма» а не «комедия») потому что включал в себя элементы разговоров и драмы, это было также причиной почему он длился так долго.
В том же году издание Il Ballarino авторства Фабрицио Карозо (Fabritio Caroso), технического руководства о придворных танцах, как социальных так и для спектаклей, помогло Италии стать центром технического развития балета.
Балет усовершенствовался и становился всё в большей степени танцевальным и в меньшей степени разговорным в течение следующих 50 лет. Он начал представляться не только во дворах но и зрителям за плату.
В это время дворяне, включая Людовика 14-ого, исполняли в балете роли разной важности. Это поднимало престиж фоновым ролям и ролям отрицательных героев.
В 1584 году появился Teatro d’Olympico с просцениумом в Вероне, Италия.
В 1588 году появился первая французская книга про танцы Orchésographie авторства Thoinot Arbeau. В ней было описание выворотности.
й век — Франция и придворные танцы
Балет выработался как отдельное искусство, нацеленное на создание спектаклей, во Франции во время правления Людовика 14-ого, который имел страсть к танцам и прекратил упадок стандартов танцев, который начался в 17-ом веке.
Когда Людовика 14-й был коронован, его интерес к танцам сильно поддерживался рождённым в Италии кардиналом Мазарини, который помогал Людовику 14-ому. Юный король мальчиком сделал свой дебют в балете.
Мазарини ускорил итальянское влияние на французские спектакли. Хореограф, которого он привёз из Италии, был итальянский композитор Giovanni Baptista Lulli (1632—1687), названный Jean-Baptiste Lully (Жан Батист Люлли) для работы во Франции. Люлли сделался одним из любимых танцоров короля и представлял короля как лучшего танцора во франции.
Поддерживаемый Людовиком 14-м, Люлли часто помещал короля в свои балеты. Титул «Король-солнце» Людовика 14-ого происходит от его роли в Le Ballet de la Nuit (1653) поставленном Люлли.
В 1661 году Людовик 14-й основал Королевскую Академию Танца (Académie Royale de Danse) в комнате Лувра. Это была первая в мире балетная школа. Она развилась в компанию, позже известную как «Балет Парижской оперы». Люлли, служивший при французском дворе, железной рукой руководил Королевской Академией Танца. Он сыграл важную роль в определении общего направления развития балета на следующее столетие.
Основным вкладом Люлли в балет было его внимание к нюансам композиций. Его понимание движений и танцев позволяло ему сочинять музыку специально для балетов, с музыкальными фразами соответствующими физическим движениям. Он также сотрудничал с французским драматургом Мольером. Вместе, они взяли итальянский театральный стиль, commedia dell’arte(комедия искусств а), и приспособили его в своих работах для французских зрителей, создав comédie-baleto. Среди их наиболее важных творений был Le Bourgeois Gentilhomme (1670).Пьер Бошан (Pierre Beauchamps) (1636—1705), другой придворный танцор и хореограф, также сотрудничал с ними, ставя танцевальный взаимодействия между драматическими частями. Пьер Бошан был преподавателем танцев Людовика 14-ого.
Пьер Бошан начал создавать терминологию танцев. Самые ранние упоминания позиций ног в балете находятся в его работах. Бошан возможно был называем как «заведующий королевских балетов» в Королевской Академии Танца. Он является одним из наиболее известных отцов-основателей балета.
Пять позиций ног и выворотность, которая есть в каждой из позиций, могут быть объяснены также тем что балет образовался на основе придворных танцев. В придворных танцев участвовали дворяне, и все мужчины из них были обучены фехтованию, и некоторые приёмы фехтования были использованы в танцах. Выворотность также присутствует в фехтовании, и позиции в балете похожи на позиции в фехтовании. Выворотность даёт лучшую возможность двигаться в любом направлении.
Первая балетная школа было во Франции. Терминология балета образовалась там. Почти каждое движение в балете описывается французским словом или фразой. В результате наличия общей терминологии, каждый танцор должен выучить французские названия шагов и движений. Преимущество этого состоит в том что танцор может брать урок в любом месте, и независимо от того насколько непонятным будет остальное объяснение, термины будут на французском и поэтому будут понятны.
В 1669 году Людовик 14-й основал Королевскую Академию Музыки (Académie Royale de Musique) чтобы Люлли ей руководил. В 1670 году физические способности Людовика 14-ого ухудшились до такой степени что он прекратил танцевать, позволив другим, лучшим танцорам играть главные роли.
Позднее, Люлли стал первым постановщиком театра Королевской Академии Музыки, когда она развилась настолько чтобы включать танцы. Люлли соединил итальянский и французский балеты, создав наследство которое должно было определить будущее балета.
В 1672 году Люлли основал танцевальную академию в Королевской Академии Музыки. Эта танцевальная компания существует до сих пор как Балет Парижской оперы. Она является самой старой непрерывно работающей балетной компанией в мире.
Серьёзность Люлли в изучении танцев привела к развитию профессиональных танцоров, которые стали отличаться от просто людей из числа придворных, способных танцевать. Кроме, в балете танцах появилось два различных стиля — величественный, дворянский, свойственный придворному балету и виртуозный, ранее возможный только у профессиональных актёров.
До 1681 года в исполнении балета участвовали только мужчины. В 1681 году, Люлли поставил Le Triomphe de l’Amour. Mademoiselle de Lafontaine (Mlle LaFontaine), (1665—1738) была одной из четырёх танцовщиц, участвовавших в спектакле. Сейчас не известны имена трёх остальных. Начиная с этого времени, Mlle Lafontaine стала называться как «Королева танцев». Mlle Lafontaine была первой женщиной которая была профессиональным танцором. Louis Pécourt (1655—1729) был первым ведущим профессиональным танцором мужчиной.
В 1687 году Люлли получил рану от случайно воткнувшейся в его ногу палочки, которой от отмечал время, и из-за этого он умер. В это время, балет обычно исполнялся в составе тех же театральных постановок что и опера, в форме спектакля называемой опера-балет (opéra-ballet). Музыкальная академия, которой управлял Люлли, создала стандарт опера-балета. Люди желали танцев в той же или большей степени чем музыку. Композитор одного из опера-балета, L’Europe Galante (1697), предложил сделать его более популярным с помощью удлинения танцев и укорочения юбок танцовщиц, которые были тогда уже достаточно обычным делом.