Критерии типологии субкультур. Особенности молодёжной субкультуры

Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы; - аутгруппы. Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: - просоциальные; - асоциальные; - антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

6. к-ра как система ценностей. Основания классификации ценностей

Существует множество определений понятия "ценность". В К. ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Это сокровенная ориентация, в соответствии с которой чел-к совершает действия. Ц. Фиксируют нормы. Нормой в К. считается "устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества. Формы выражения ценнстей: 1- институциональная, 2- моральные нормы. 2 теории ценностей: 1- релятивистская(данные о ценностях относительные),2 – антирелетивистская(возможно изучение ценностей объективно, с позиции науки+универсальные ценности). В процессе культурогенеза какие-то нормы могут утрачивать актуальность, сохраняясь лишь в стереотипах, а какие-то культур­ные формы – наоборот, приобретают значение норм. На эти про­цессы могут оказывать влияние социально-политические и экономические изменения. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о жела­тельном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Заме­тим, что, к-ра не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты _ фольклора, литературы и музыки, а также технологические и другие навыки. Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в филосо­фии и социологии, антропологии и психологии (Дюрктейм, Перри, Дьюи, Сорокин, Льюис, Парсонс). Классификация ценностей: 1 по структуре(ядро, переферия),2-по модальности(позитивные, негативные), 3-по содержанию(соц, эконом, политтич и др), по степени интенсивности распространения(доминантные, инвариантные, дивиантные). Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемо­сти. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осущест­вляется регуляция человеческой деятельности. Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе.

7. Соотношение индивидуальной к-ры чел-ка и окр мира

В мировой культуре можно выделить 3 типа взаимоотношений индивидуального мира к-ры с окружающим миром. 1.Европейский тип, в котором индивидуальное "Я" рассматри­вается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир к-ры индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную само­реализацию, на оптимальное воплощение во вне. А мир, окружа­ющий человека, и вся культурная среда должны этому спо­собствовать. 2.Древнекитайский тип (восточный). Высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человека культур­ным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального "Я", чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту. Не индивидуальные свойства, особенности личностной к-ры, а умение выражать их в жестко определенной фиксированной форме. Индивидуальный мир к-ры личности должен самораствориться во вселенском целом.3.Индийский тип основан на понимании человеческо­го "Я" как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое "Я" подчинено сверхличному духу. Самореализация человека достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Задача "познай самого себя". Мир человек обнаруживает только в себе, а себя — только в мире. Но для этого он должен превратить себя в сосуд мира, вбирающий и отдающий. И это значит: неустанно учиться и неустанно созидать, как бы проводить себя через бытие. Если посмотреть на к-ру чел-ка с точки зрения п-ии, то, как отмечает Выготский, внутренние процессы чел психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации чел-ка. Чел-к усваивает стандарты поведения, нормы, обычаи, ценности. К-ра формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит нормы, потребности, поведенческие образцы, свои требования и интересы(Фрейд-конфликт личности и к-ры). Каждая к-ра по-своему формирует чел-ка, придавая ему черты нормативного поведения+разнообразия, допустимые в данной к-ре. На судьбу развития личности влияет соотношение м/ соц условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой. Особенности индивидуальной к-ры: 1-К-ра чел-ка- социальна. Чел им 3-ую сущность:биолог+психич+соц черты Жизнь чревата нарушениями м/ 3-мя составляющими. 2- к-ра чел-ка исторична, она меняется. 3- к-ра чел-ка символична, т.к. он придает вещам символическую форму. 4- к-ра чел-ка коммуникативна, т.к. есть диалог, языки, кодирующие смыслы. 5- индивидуальный мир является сущностью каждого и по формам своего проявления уникален, но этот индив мир включается и в общее социокультурное пространство ч/творч деять-ть чел-ка. Состав мира чел-ка:традиции+инновации, ритуалы, нормы+ценности(см в-5) Бердяев:чел-во углубилось в изучение мира внешнего, материального, забыв о себе. Себя изучают, как часть мира, и это не верно, т.к. у чел-ка есть еще и духовная сторона, которой нет в окр мире.=попытка внешнего изучения мира б/ погружения вглубь чел-ка дают поверхностные знания вещей «Познай самого себя»=разгадка тайны мира в самом чел-ке. Чел душа привязана к миру материальному, это все грязное, порабощающее(Дарвин Коперник(вытащил из чел-ка Солнце, поместив его вовне)) Но чел-к не вмещается в вещественном, природном мире. Чел-ка заставляют забыть о том, что он Сверхчел-к, и он видит в себе теперь лишь то, что порабощает, сковывает его.

8. Феномен масовой к-ры

Все более и более важную роль в системе межкультурной коммуникации играют механизмы распространения продуктов к-ры. Мы живем в техногенной цивилизации, в которой принципиальным образом изменились средства, способы, каналы и технологии передачи культурной информации, влияющие на объемы и скорость этой передачи. Произошла глобализация инфор­мационных процессов, практически снявшая вопрос о государст­венных, политических и иных границах. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизованные, унифицированные продукты массовой к-ры. Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но неизбежно потребляют. Распространение массовой к-ры не означает исчезновения к-ры элитарной. В работах исследователей можно найти разные указания на время появления массовой к-ры. Почти до начала 20 в. существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная к-ра и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и вос­питание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но яв­ляющимися носителями традиций. 1) В урбанизации новая городская масса нуждалась в доступных ей формах к-ры Þ упрощение инф-ции, перевод ее на язык, доступный всем Þпоявление массовой к-ры.2) Ортега-и-Гассет: общ-во делится на массовую и элит к-ру. 3) Гадамер: принемается все типичное, привычное, сходное. Сферы проявления массовой к-ры.: образование, СМИ. Худ, соц. Ф-ии:познават, коммуникативн., нормативн, социализация. "субкультура детства", форми­рование стандарт. норм и образцов личностной к-ры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщающая уча­щихся к основам научных знаний, воспитывающая стандарт­ные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;средства массовой информации, цель – под пред­логом информирования населения формирование необходимого "заказчику" обще­ственного мнения; пропаганда, манипулирующая сознанием граждан в интересах пра­вящих элит перевод сложных, тре­бующие специального изучения и соответствующей научной под­готовки явления в пласт обыденного сознания, позволяющая "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т. п.; реклама, формирование интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя, имидж, массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т. п.; досуг: массовая художественная к-ра (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, поп-музыка, шоу и т.п.). Таким образом, массовая к-ра — многофункциональное, объективное явление современного этапа к-ры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема, заключена в управлении динамикой массовой к-ры, то есть выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов. Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества (1). Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются: • ориентированность на гомогенную аудиторию; • опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; • эскейпизм; • быстродоступность; • быстрозабываемость; • традиционность и консерватизм; • оперирование средней языковой семиотической нормой; • занимательность.


9 Типология к-р

Существует множество к-р. Если можно ли их как-то классифицировать, сгруппировать, то можно выделить некоторую общность всех неповторимых элементов, отдельных культурных единиц в рамках одного множества и обозначить эту общность как отличительную особенность этого множества культур в отличие от другого множе­ства. С этим и связано понятие типа к-ры. Тип к-ры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна к-ра) и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многооб­разие к-р упорядочивается, классифи­цируется, группируется в различные типы культур называется типологизацией. Результатом типологизации является типология к-ры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. Т.о., следует различать типологизацию культур как метод куль­турно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур.Критерии типологий: этнографич(по языку), доминированиеиндивида/коллектива(Америка-Россия), по способу мышления(абстрактн, асоц. И др.), хронологич (первобыт, древ, антич, средневек, возрожд, нов время) географич(Европейск, Азиатск, Африк, Латино-Амер), религиозн(хр-во, буддизм, ислам, иудаизм),соц китерий(пофессиональн/житейск; по возрасту, по полу, по экономич, по степени распространенности к-ры(массов/элит))инф-коммуникативный – обмен информацией(тип с высоким избеганием неопределенностей/ с низким избеганием неопределенностей),Производство – К.Маркс(первобытно-общинный, рабовладельческий, феод, буржуазно-капиталистический, коммунистический) классовый признак – Ленин(буржуазный /пролетарский)

10. Данилевский.

Концепция локальных "культурно-исторических типов", которые в своем раз­витии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Он одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы к-ры. Основной критерий – преобладание в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, создающих доминирование соответствующих этому (этим) виду деятельности культурных ценностей. Он выделяет 4 основных вида де­ятельности. 1.религиозная (отношение к Богу, лежит в основе нравств и всякой деят-ти) 2.собствен­но культурная деятельность (отношение человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах) 3.политическая (деят-ть "вокруг" власти, по поводу власти, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику) 4.экономическая (создаются опре­деленные экономические отношен'ия и системы). На основе доминирования какого-либо вида деятельности он дает классификацию культур. Можно выделить 3 типа культур. одноосновные к-ры, ярко и полно проявился преимущественно один из видов (разрядов) деятельности. Здесь: еврейская к-ра (религиозно-мировоззренческая деятельность), которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христиан­ства; греческая к-ра (культурную де­ятельность), искусство и филосо­фия; римская к-ра (политико-правовая деятельности), систему права и государственности. Двухосновные к-ры. Здесь: европейская к-ра (политико-культурный тип) Четырехосновный тип (только возникает), реализ. 4 вида деятельности в гармонии, обеспеч. гармонию всех основных видов ценностей, таким типом может стать славянский культурно-исторический тип. Д. Пытается объяснить враждебность Запада и России: причины враждебности уже заложены в генотипе народов. Европа вступила уже в период упадка. А славянская цивил-я еще проходит период расцвета творч сил и явл не 2-составной, как Запад(политика и право), а многосоставной. Народы м.б.: позитивными творцами истории, негативными творцами истории. И народы, тврч дух которы задержался на ранней стадии(они – этнографич материал, кот используют тврч цивил-ии в своих целях).

Шпенглер.

Изолированность всех культур и сходство лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная к-ра неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Жизненный цикл культур – это жиз­ненный цикл любого живого организма. Выделил 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская , античность, Зап. Евр, Араб к-ра, к-ра майи. На стадии возникновения находится русско-сибирская к-ра. Критерий – внутренний, пси­хологический строй коллективной души народа. Суть к-ры – это стремление коллективной ду­ши народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психи­ческий первосимвол, из которого происходит все богатство куль­турных форм, на основе которых коллективная душа живет, чувствует, творит Итак, к-ра в рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен. К-ра пробуждается, она одинока, стремиться подчинить себе враждебность мира и создает д/этого символ К-ра проходит стадии развития: детство юность, зрелость, увядание(цивилизация). Люди. Живя вместе, начин создавать первичные смыслы. Всю жизнь люди ищут смыслы. К-ра возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. Народ выбирает свой первосмысл и на его основании строится к-ра. Пр: греки – тело(признают все ощутимое, телесное=боги телесны, развитее геометрии, но не алгебры, в искусстве – скульптуры, глаза-не зеркало души, а часть тела, идея случайности люди – игрушки судьды К-ра сохранена лишь в крестьянстве, на которое давит цивил-я. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, городов над провинцией.Вступив в стадию цивил-ии к-ра уже не може дать ничего оригенального и продуктивного, она мчится к своим пределам.Признаки цивил-ии: господство города, машины оттеснили ремесло, искусство, главное-, наука- служанка политии и экономики, массовое искусство

12. Ницще. Противопоставление Дионис — Аполлон. Типология касается художественной к-ры. Сами понятия "аполлоническое и дионисийское", обозначают противополож­ные по характеру начала бытия и к-ры, были введены Шеллин­гом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Критерий – способ восприятия, освоения мира, точнее – природа мировосприятия. Он считает, что в основе мировосп­риятия и творчества лежат два "начала": аполлоническое и диони­сийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского, олицетворением которого в греческой мифологии был Аполлон, и женского, олицет­ворением которого являлся Дионис. Для Ницше Аполлон – источник Света, носитель божественного откровения, небесной стихии, покоя, упорядоченности, меры, золотой середины. В аполлоническом восприятии мира господствует рациональность. В другом, диониссийском, мировосприятии – иррациональное, ос­нованное на приоритете чувственного, начало. Это женское начало, ибо Дионис — бог земельной стихии, бог земледелия, плодородия, бог чувственности, эмоций, буйства чувств, радости, веселья, всякого избытка, всякого нарушения меры. Идея гармоничной к-ры- -в их равновесии Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала.

13. Сорокин. В основе – специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа к-ры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприя­тия: идеациональный(главное-идея, все остальное-мираж) и чувственный(идеал – личное счастье, реально то, что реально существует)., идеалистический(промежуточный:ее ценности принадлежат как Небу, так и Земле) Идеациональный – тип к-ры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный – господство чувственности. Эти типы сменяют друг друга, т.к. они ограничены. Меняются волнообразно. Также 2 промежуточных типа культура. А) смешанно-гармоничный – идеалистический (Золотой век Древней Греции, европейский Ренессанс) В) смешанный, негармоничный – электический тип культуры (христианство и язычество). Центральные темы культур по его мнению повторяются но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это сорокин объясняет состоянием психики и религии.

14. ТойнбиК-ра и цивилизация тождественные понятия. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии стадии генезиса, роста, надлома, разложения, заканчивающегося гибелью и сменой. Рассматривал историю как раскрывающийся веер локальных культур, у каждой из которых свой уникальный жизненный путь. Т. отвергает наличие роковых предопроделенностей в развитии культур. Ход истории культуры не укладывается в жесткие схемы однолинейного развития единой мировой цивилизации. 3 поколения цивилизаций: 1. Примитивные, маленькие, бесписьменные. Их много, живут не долго. 2. Маленькие цивилизации сливаются в 1 при помощи творческого акта Если в данных цивилизациях правит обычай, затруднены инновации, то культура не сумеет адаптироваться и погибнет Чтобы цивилизации перешли из 2 в 3 тип, необходим «взрыв». Взрыв заставляет творчески мыслящих людей перестраивать культуру, давая ей возможность выжить. Взрыв д.б. не слишком сильным и не слишком слабым. Возникновение цивилизации 2 и 3 типа не предрешены, цивилизация может «застыть»Например, цивилизации эскимосов, полинезийцев. Цивилизации 2 типа: египетско-шумерский, минойский, китайский 3. Этот тип формируется на основе религий, созданных их предшественницами. Эти цивилизации: Христианская, исламская, индуистская…и т.д. (их 8). Т. признает рождение, рост, рассцвет, , надлом, разложение цивилизаций, гибель, но гибель не неизбежна Пока пролетариат (большинство) готов следовать за элитой творчески мыслящих людей, воспринимать ее импульсы, цивилизация расцветает. Когда элита не способна дать «ответ» на «взрыв», происходит надлом, при надломе у людей, живущих в данной цивилизации появляется «вера в судьбу», а поражение элиты вызывает чувства вины и греховности. Есть 4 выхода из кризиса : Архаизм, футуризм, бегство от действительности, трансфигурация ( духовная перестройка, которая должна привести к формированию новой высшей религии и дать помочь выйти из создавшейся ситуации.

Ясперс.

Ориентируются на идею общечеловеческой истории и к-ры. Он создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации к-ры. Он утверждал, что определяющую роль в развитии истории и к-ры играют не экономические, а духовные факторы. Он отстаивает роль духовной составляющей к-ры и культурное единство народов. Он полагает, что история к-ры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое задан «истоками» и «целью» чёловеческого существования. Он ищет "ось" мировой истории и к-ры. "Осевое время’’ к-ры – это "центр" истории. До него развитие человечества, общества, к-ры идет в основном локальным образом, а после возможность универ­сального, единого культурно-исторического развития человечества. Выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих 4 периодам истории. доисторический первобытный период — прометеевский тип к-ры (становление основных свойств человеческого бытия, формирование человека как вида со всеми его свойствами и склонностями, выявление сущности – превращение в человека к-ры); эпоха "великих" культур древности (возникновение, наличие письменности, оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям); эпоха формирования основы человеческого бытия – осевое время и созданная им универсалистская и гумани­стическая к-ра, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс; Происходит формирование самосознания чел-ка, когда он осознает бытие в целом, самого себя, свои возможности, задумывается об освобождении и спасении. Локальная история превращается в единый мировой исторический процесс Формируются общие духовные основы чел-ва Ось=800-200 г.г до н.э Чел-к осознает себя, перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Люди вне сфер осевого времени либо ост. В стороне, либопросто соприкаснулись, но они обречены на гибель.Пслеосевая "имперская" эпоха (развитие науки и техники)Частное возвращене в русло локально-исторического существования цивил-ий.

Динамика

16. Устойчивое и изменчивое в к-ре

Инновации: выработка нов идей, принципов, соц программ, мировоззрения. Носители-«Авангарды», «маргиналы», они не приемлют традиционные принципы. Это творч личности, группы, иностранцы, не нашедшие себе места. Массда д.б. готова воспринять нов идеиПр:Бруно сожжен, а Коперник повторил просто его идею. И.Ползунов изобрел паровую машину1766, Дж. Уатт построил ее 1776 – развитее паровой техники. (Гумилев: формирование нов этноса связ с наличием у нек индивидов пассионарности, это стремление обратно инстинкту самосохранения-)Традиции к-ое наследие-сумма всех к-х достижений данного общ-ва. Т.-это механизм воспроизводства к-ры при котором ее поддержание обосновывается самим фактом ее существования в прошлом. Это опред. Самобытность. С.-проявление пост, фундаментальных компонент к-ры, это-ядро.Изменчивость Общ-во, прираясь на свое прошлое,ю черпая силу в свих внутренних возможностях и осваивая внешние достижния, осущ. Пост процесс динамики. Нужно переработать прошлый опыт, осмыслить его заново и приспособить к новым условиям. Типы изменчивости: линейная, фазовая динамика, прогресс, кризис(существование какгог-то конфликта)→регресс(дегенерация), прогресс, стагнация. 2 понимания того, что происходит с к-рой 1-все предопределено судьбой, законом, развитием и т.д., 2- все случайно(эффект бабочки в «стреле времени») Диффузия как распространение к-ры. Если традиция – это передача к-ры через поколения и время, то диффузия – ее распространение в социальном или географическом пространстве. Распро­странение подразумевает и заимствование как освоение тех или иных элементов к-ры из одного общества (как источник) в другое (как принимающее). Синтез. Как взаимо­действие и соединение разнородных элементов, при ко­тором возникает культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собствен­ное качественное определенное содержание или форму. Синтез имеет место в том случае, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно разви­тыми в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу.

17. Эволюционная модель

Принцип эволюции универсален и применяется к разным объ­ектам – к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Разумеется, делаются различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека, соответственно, между биоло­гической, социальной и культурной антропологией. Но при этом биологические законы никогда не отменяются, а только дополняются другими факторами. Эволюционизм в культурной антропологии восходит к концепциям Спенсера, Тейлора, Моргана, рассматривавших его в качестве особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества к их природному окружению. Постепенно человек научился не только приспосабливаться к внешней природной среде, адаптироваться к ней, но и активно изменять ее, т.е. изменился характер соотношения организма и среды. Следовательно, в эволюции человека биологические и культур­ные факторы взаимодействуют между собой, а значит, человеческая эволюция должна рассматриваться через биолого-культурное единство. Принято выделять три типа эволюционных концепций: одно­линейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолиней­ной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем. Идея универсальной эволюции со­стоит в выявлении глобальных изменений, приводящих к развитию от простого к сложному. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установ­ление всеобщих законов эволюции. Сущ модели: глобальный эволюционизм(Чижевского), идея пассионарности(Гумилева)

18. Циклическая модель

Макромасштабные изменения, их циклич­ность и повторяемость были отмечены еще со времен Платона. В течение двух последних столетий идея цикличного развития получила разностороннее освещение. В рамках марксистской кон­цепции обществ. развития была разработана теория 5 последовательно следующих друг за другом социально-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельче­ской, феодальной, капиталистической и коммунистической), смена которых определялась диалектикой производит. сил и про­изводств. Отн-й, а движущей силой объявлялась классо­вая борьба. Далее концепция Да­нилевского о культурно-исторических типах исторической жизни чел-ва и идея Шпенглера о полицикличности историче­ского процесса. Шпенглер отмечал обнаружившийся во всех к-рах 50-летний период в ритме политического, духовного и художественного становления. А.Тойнби сформулировал теорию круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходила в своем развитии стадии генезиса, роста, надлома, раз­ложения, заканчив. гибелью и сменой. Анализ экономич. развития позволил. Кондратьеву сформулировать теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-цикличный характер динамики капиталистического хозяйства, в рамках которого происходят среднесрочные 7–11-лет­ние колебания, сочетающиеся с малыми циклами (3,5 лет) и боль­шими циклами (50 лет). Долгосрочные колебания экономич. конъюнктуры обусловлены динамикой технических изобретений и открытий, их реализацией в производстве, а также изменениями в полит. жизни. Он заметил, что периоды больших циклов в фазе роста значительно богаче крупными социальными потрясениями и поворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды спада. Шумпетер главным фак­тором цикличности динамики считал инновации, как технические, так и в потребностях населения, спрос, моду, изменения критериев полезности и престижности, то есть социально-культурные аспекты. Цикличность была обнаружена и в политической жизни, которая, хотя и связана с экономической, но не всегда совпадает с ней. А.Шлезингер выделяет 11 периодов в поли­тической истории Америки, начиная с 1812 г. Шесть из них были периодами усиления демократии, пять других характеризовались ее сдерживанием. Средняя продолжительность цикла – 16 лет. Движущей силой полит. цикла является жизненный опыт поколений, каждое из которых с ускорением исторического процесса стало получать новый жизненный опыт, чего не было прежде в традиционных обществах, где перемены происходили медленно. Полит. жизнь поколений – примерно 30 лет. Цикличность в динамике этнических систем были прослежены Гумилевым. Основа изменений, пусковой момент этногенеза – пассионарный толчок. Логика волнового характера истории человечества продемонст­рирована Гоффлером в его работе «Третья волна». Он выделяет три стадии: аграрная, индустриальная, информационная. В основе этой динамики — технический прогресс, изменения в техносфере. Продолжателем идеи цикличности в современной отечествен­ной науке является Яковец, понимающий под историческим циклом время от революционного переворота, знаменующего рожде­ние новой исторической системы, до следующего переворота, когда утверждается очередная система. Он показывает волнообразно-спи­ралевидный характер хода истории. Он выделяет 5 фаз развития цивилизаций. 1-Зарождение, формирование исходных элементов в недрах предыдущего строя 2-Становление — период от появления на этой сцене заявившего о себе социальными потрясениями новорожденного общества до формирования основных его элементов. 3-Зрелость, господство данной цивилизации, в полной мере реализующей свой человеческий, экономический, познавательно-культурный потен­циал 4-Упадок, одряхление отживающей свое историческое время, но все еще могучей, господствующей, отчаянно борющейся за продле­ние своего века цивилизации. 5-Реликтовый период, когда в отдельных периферийных регионах остаются осколки ушедшей в прошлое цивилизации

19. Синергетическая парадигма

Это комплексное научное направление, вобравшее в себя до­стижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика радикально изменила понимание отношений м/у порядком и хаосом, м/у энтропией и информацией. Возникло новое видение мира к-ры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. С-это наука о процессах самоорганизации в природе и общ-ве Предмет- механизм спонтанного образования и сохранения сложных систем. Бифурказия=ветвление путей, Катастрофы=резкое изменение в ответ на изменение внешних условий, Аттрактор=стремление систем к преодалению хаоса. Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и бельгийского физика И. Пригожина. Он применил мат. теории для описания динамических процессов в живом мире: стремление к порядку приводит к наим. напряженности системы, и в этом проявляется фундаментальный принцип жизни общества. Этот принцип аккумулируется именно в культуре, т.к. она и есть результат стремления человека к упорядочению жизни вокруг себя посредством ритуалов, обрядов, традиций и т.п., ритмически повторяющихся и структурирующих человеческую жизнь. В синергетических моделях к-ра и общество предстают как неравно­весные системы особого типа. Присущая человеку свобода выбора может существенно, в особен­ности, в точках бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития), менять траекторию движения социокультурной системы. При этом проблема в том, чтобы, моделируя и предсказывая развитие к-ры как сложной системы, максимально точно выбрать из спектра возмож­ных путей развития аттракторные направления. Синергетическая парадигма, возникшая в среде естествоис­пытателей, исследующих законы природы, удивительно эффек­тивна и в сфере исследования к-ры, поскольку и здесь доминируют: Многовариантность -,Нелинейность,-Необратимостью

-

20. Понятие языка и текста к-ры

Чтобы событие стало явлением к-ры, оно дол­жно быть выражено в тексте. Только тогда к-ра может выпол­нять функцию хранения и передачи информации от поколения к поколению. В современной евро­пейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Языком к-ры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориенти­роваться в пространстве к-ры. Язык к-ры – это универ­сальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восп­риятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла). Глобальные перемены, происходящие в обществе, ведут к смене типа к-ры.Þобновление языкаÞактуализируется проблема понимания. Термин "понимание" используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчув-ствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение основано на некоторых привычках – нац., сословн., полов., сформированными у че­ловека с детства. Новая инфор­мация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала. Проблема языка к-ры – это проблема по­нимания, проблема эффективности культурного диалога как между культурами разных эпох, так и разных культур, существующих одновременно, между собой.Самая серьезная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Проблема языка к-ры – это проблема ее смысла (к-ру, ее ценности, освоить невозможно, не владея системой ее языков). Язык к-ры синтезирует разные аспекты жизни человека – социальные, культурно-исторические, психологиче­ские, эстетические. Но чтобы событие жизни стало явлением к-ры, оно должно быть переведено в текст. Þ язык – это ядро системы к-ры. Через язык человек усваивает представления, оценки, ценности – все то, что определяет его картину мира. Понимание языка к-ры и овладение им дает человеку свободу, придает способность к оценке и самооценке, к выбору, открывает пути включения человека в культурный контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориентироваться в слож­ных и динамичных социальных структурах. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский,). Естественные языки не имеют автора, они возникают и изменяются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались соответствующие ус­ловия. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разнообразными факторами, в том числе и социально-по­литическими. искусственные языки – это языки науки, где значение фик­сировано и существуют строгие рамки использования. вторичные языки (вторичные моделирующие системы) — это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естествен­но-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Сложность струк­тур прямо зависит от сложности передаваемой в ней информации. Например, поэтическая речь – структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование. Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи сред­ствами элементарного языка. Пересказывая содержание стиха обыч­ной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно доносим совсем не тот объем и качество информации. +понятия текст-подтекст-контекст

21. Классификация знаков. Знак, символ, метафора

Чтобы событие стало явлением к-ры, оно дол­жно быть выражено в тексте. Только тогда к-ра может выпол­нять функцию хранения и передачи информации от поколения к поколению. В современной евро­пейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Как известно, к-ра, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир. Знак и символ – ключевые понятия в языке к-ры. Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (ин­формации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистиче­скую, логическую – обработку. Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой таб­личкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная катего­рия, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Ин­формация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. "Я называю символом всякую структуру значения, — писал П.Рикер, — где прямой, первичный, буквальный смысл оз­начает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказа­тельный смысл, который может быть понят лишь через первый. Язык символов – это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Символ – 1-предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-л образа, понятия, идеи; 2- худ образ(метафора), воплощающий какую-л идею 3- условный опознавательный вещественный знак д/членов определенной общественной группы(свастика) Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

Класс-ция знаков: Иконические (знаки-копии) – по признаку подобия, напр. Отпечаток пальца, фотография. Знаки-индексы (знаки-признаки) – в кот. Фиксируются причинно-следственные отношения: «если…то…», напр. Все народные приметы Знаки-символы (неразвернутые знаки) – в кот. Присутствует смысл, содержание образ, напр. Символика цвета. Знаки символы основаны на установленной по соглашению усвоенной смежности означающего и означаемого.

22. Герменевтика и семиотика как дисциплины, изучающие тексты к-ры

Чтобы событие стало явлением к-ры, оно дол­жно быть выражено в тексте. Только тогда к-ра может выпол­нять функцию хранения и передачи информации от поколения к поколению. В истории человеческого рода сформировалось два канала передачи информации. 1)Генетический и 2) сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации (мемы). В современной евро­пейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Барт: Текст принципиально отличается от литера­турного произведения; это знаковая деятельность, это структурообразующий процесс, это работа и игра. Анализ языка к-ры происходит с помощью разных наук. Из них выделим особо семиотику и герменевтику. Семиотика (греч. – знак) – наука о знаковых системах или семиозисе к-ры (т.е. процессах порождения знака) и знако­вой – линвистической и нелингвистической – коммуникации. Относительно современная наука. В ряду основоположников семиотики следует назвать имя американского философа Ч. С. Пирса, который ввел в научное знание представления о динамичности семиозиса, показав, что этот процесс включает в себя не только производство знаков, но и их интерпретацию, влияющую на первоначальный образ объекта. Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии. Ф.деСоссюр, считал семиологию частью социальной психологии, аргу­ментируя возможность научного изучения к-ры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Леви-Стросс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а, следовательно, они могут изучаться теми же методами. Барт продемонстрировал этот подход на анализе знаковых аспектов к-ры повседневности: пищи, одеж­ды, интерьера и т. п. Русская ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, В. Проппа, Ю. Лотмана (ввел понятие семиосферы — универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям). Есть 3 раздела: 1-синтактика, отношение знака к другому знаку 2- отношение знака к миру внезнаковой реальности 3-прагматика, сфера отношения м.у знаками и теми, кто ими пользуется. Герменевтика – одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных тек­стов. Современная философская герменевтика (основатель Г. Гадамер), занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл. Фр. исследователь Ф.Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено. А Л. Выгодский ввел в науку понятие подтекста, именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл. Г.-это традиции и способы толкования многозначных и неподдающихся уточнению текстов.

23. Искусство, как феномен к-ры

Существует множество определений искусства Искусство – это один из элементов к-ры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Искусство – это форма чувственного познания мира. Можно выде­лить 3 способа человеческого познания:: рациональный (логиче­ский, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной дея­тельности человека (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – интуитивную. Ис­кусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, на­слаждение (проблема восприятия и понимания искусства). Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действи­тельности. Исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Но сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты – относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях. В искусстве – проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концен­трация творческих сил человека и все то, что окружает нас в повседневной жизни. Генезис искусства:Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный чело­век был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей "цивилизации каменного века", проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спи­ралей и отпечатков рук на глине к многоцветным росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии. Искусство для первобытных людей становилось и средством общения между ними и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой концепцией к-ры и восходит к идеям Шиллера, Канта, Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге Й.Хейзинги. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-сво­бодная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку, то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах.. Игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования. Следующая концепция связанная с генезисом искусства, носит название «имитативная теория». В ней утверждается, что в искус­стве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, Конт, Даламбер). Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию «инстинкта укрощения», средство полового привлечения (Дар­вин, Вейнигер, Грос). ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

24. Реализм и условность в искусстве. Смысл худ тв-ва

В искусстве существуют 2 способа образного отражения мира: реалистический и условный. Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Пер­вобытные художники были прекрасными мастерами реалистическо­го изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В услов­ных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе. В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, про­блемы. Условное искусство дает больше возможностей для расши­рения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Смысл: творчество может изменить человека. Творчество может преображать не только зрителя, но и самого творца. Позволить человеку познать и изменить самого себя. Функции и-ва (способ коммуникации, реализация скрытых желаний, раскрывает суть прекрасного, катарсис (разряд эммоций), досуг, выражение худ-ком себя, интересов слоев, опред мировоззрения, лепит нашу нравственность).

25. Динамика худ к-ры.

Развитее и-ва происходит в рамках динамических изменений всей к-ры. Причины изменения: 1- соц-экономич преобразования способствуют бурному расцвету искусств (Просвещение, Возрождение) 2- в период глубочайших кризисов (19-20 век) В различные культурно-исторические эпохи на 1 план выдвигались те виды искусств, кот-е наиболее полно выражают данную эпоху. Сейчас представления о мире все более усложняются, что влияет на и-во (полифоничность современного искусства), появл новые синтаксические жанры, что обусловлено появлением новых технологий. Но и-во не меняет своей сущности, не становится более/менее прогрессивным. = Закономерности в смене стилей и направлений есть, но о прогрессе и-ва говорить нельзя.

26.Функции и-ва

способ коммуникации, реализация скрытых желаний, раскрывает суть прекрасного, катарсис (разряд эммоций), досуг, выражение худ-ком себя, интересов слоев, опред мировоззрения, лепит нашу нравственность, воспитательная функция, получение эстетического удовольствия. Выражение скрытых желаний - то есть перенос невыполнимых в контексте заданной морали желаний из пространства реалного в воображаемый мир. То есть выражение этих идей в искусстве. Катарсис - эстетическое воздействие на человека в понимании древних греков. (дадавикирулит). В религиозном искусстве катарсис души происходит в результате душевных переживаний, в этике это как раз та самая "лепка нравственности", то есть формирование неких моральных устоев и установок, которыми руководствуется человек в жизни, причём искусство должно облагораживать и возвышать разум. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Искусство как досуг. В этом случае человек волен тратить свой свободное время на созидание, то есть на создание неких предметов искусства. Споры о том, можно ли считать произведения дилетанта искусством можно разрешить только если определиться с формулировкой понятия "искусство". Если произведение искусства должно иметь значимость для некого круга людей - то поделки в стол считать искусством и досугом нельзя.


27. Религия и наука в контексте к-ры.

Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта к-ры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга. Хотя история к-ры свидетельствует, что в эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется силовыми методами. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания по­давляется теми же методами религиозность. На самом деле отно­шения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораздо сложнее. Как феномены к-ры: Наука: ищет ответ на вопрос: как устроен мир, теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании, изучает причинно-следственные связи, доминирует рассудочные средства, основная ценность – информативное содержание науки, прогрессирует за счет постоянного самообновления, универсальная, принципиально не завершена, доступна немногим. Религия: вопрос: почему мир вообще существует, подвергают осмыслению прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий, рассматривает проблемы осмысления бытия, изучает природу, в т.ч. и природу человека, с позиции эзотеризма и иррациональности, основная ценность – опыт переживаний человека, изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило, пронизана культурной традицией, претендует на абсолютную истину, доступна всем. Общее: и наука и религия базируются не вере. Наука-это система и механизм получения объективного знания об окр мире( принцип объективности, причинности, рац-ти(аргументированности), воспроизводимости, теоретичности(наука-это система), критичности)

Наши рекомендации