Ф. Ницше. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ

· Каковы общие представления Ницше о мироустройстве?

· Какие идеи Шопенгауэра наследует Ницше?

· В чем смысл разграничения аполлоновского и дионисийского? Почему в качестве символов выбраны именно эти боги?

· Каким инстинктом – аполлоническим или дионисическим – порождены олимпийские боги? Какая потребность привела к возникновению греческой мифологии?

· Что такое первоединое?

· Почему Ницше соотносит Аполлона с дорическим искусством?

· В чем смысл противопоставления Гомера и Архилоха?

· Какова природа художественного творчества в трактовке Ницше? Как соотносятся в творчестве субъективное и объективное?

· Как вы понимаете слова Ницше: «Нам должно быть ясно, что вся эта комедия искусства разыгрывается вовсе не для нас, как бы для нашего исправления и образования»?

· Что есть искусство: иллюзия или истина?

· Что первично в песне – мелодия или текст?

· В чем Ницше усматривает смысл мифов об Эдипе и Прометее?

· Что вам известно о мифологии Диониса?

· В чем содержание принципа индивидуации?

· За что Ницше критикует Еврипида?

· В чем смысл разграничения культуры сократической и культуры трагической?

· Что такое катарсис? Как Ницше оценивает его моралистическое истолкование?

· Как Ницше относится к представлениям о морально-воспитательных задачах искусства?

· Как Ницше оценивает значение мифа для культуры?

· Согласился бы Ницше с определением искусства как подражания действительности?

· Как вы понимаете слова Ницше о том, что искусство является метафизическим дополнением действительности?

· В чем Ницше усматривает источник эстетического наслаждения?

· В чем Ницше усматривает родство музыки и мифа?

· Как вы понимаете тезис Ницше о том, что мир может быть оправдан только как эстетический феномен?

· Каково общекультурологическое содержание концепции Ницше?

· Близки ли вам идеи и настроения «Рождения трагедии из духа музыки»?

· Какие положения концепции Ницше вам представляются спорными?

М.М. Бахтин. ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

· Охарактеризуйте общую проблематику «Введения».

· Какие формы народной смеховой культуры выделяет Бахтин?

· Присутствует ли в карнавале эстетическое начало?

· В чем Бахтин усматривает экзистенциальный смысл карнавала?

· Как переживается время в праздничном мироощущении?

· Каковы характерные черты карнавального мироощущения?

· В чем Бахтин усматривает специфику карнавального смеха?

· В чем Бахтин видит отличие народно-праздничного смеха от чисто сатирического смеха нового времени?

· Почему, по мнению Бахтина, в образной системе народной смеховой культуры материально-телесное начало доминирует?

· Каковы отличительные черты гротескного реализма?

· Каковы, по мнению Бахтина, социальные функции народной смеховой культуры?

· Что преобладает в народной смеховой культуре: комическое или смешное?

· Охарактеризуйте духовную природу тех форм народной смеховой культуры, которые рассматривает Бахтин.

П.А. Михелис. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК

ВЫРАЗИТЕЛИ ДУХА ВРЕМЕНИ

· Как Михелис рассматривает эстетические категории?

· Какие категории Михелис считает определяющими в истории европейского искусства?

· Какая категория соответствует духу религий Востока? христианского искусства? классического искусства? искусства Ренессанса?

· Какие элементы выделяют прекрасное и возвышенное в принципах «нормативной» эстетики?

· Какое отношение художника к миру и к своему произведению предполагают прекрасное и возвышенное?

· Каковы, согласно Михелису, преобладающие тенденции в искусстве Севера и Юга?

· Как прекрасное и возвышенное соотносятся с антропоцентрическим и теоцентрическим миросозерцанием?

О. Шпенглер. ЗАКАТ ЕВРОПЫ

Гл. III. Макрокосм.

Наши рекомендации