Ф. Ницше. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
· Каковы общие представления Ницше о мироустройстве?
· Какие идеи Шопенгауэра наследует Ницше?
· В чем смысл разграничения аполлоновского и дионисийского? Почему в качестве символов выбраны именно эти боги?
· Каким инстинктом – аполлоническим или дионисическим – порождены олимпийские боги? Какая потребность привела к возникновению греческой мифологии?
· Что такое первоединое?
· Почему Ницше соотносит Аполлона с дорическим искусством?
· В чем смысл противопоставления Гомера и Архилоха?
· Какова природа художественного творчества в трактовке Ницше? Как соотносятся в творчестве субъективное и объективное?
· Как вы понимаете слова Ницше: «Нам должно быть ясно, что вся эта комедия искусства разыгрывается вовсе не для нас, как бы для нашего исправления и образования»?
· Что есть искусство: иллюзия или истина?
· Что первично в песне – мелодия или текст?
· В чем Ницше усматривает смысл мифов об Эдипе и Прометее?
· Что вам известно о мифологии Диониса?
· В чем содержание принципа индивидуации?
· За что Ницше критикует Еврипида?
· В чем смысл разграничения культуры сократической и культуры трагической?
· Что такое катарсис? Как Ницше оценивает его моралистическое истолкование?
· Как Ницше относится к представлениям о морально-воспитательных задачах искусства?
· Как Ницше оценивает значение мифа для культуры?
· Согласился бы Ницше с определением искусства как подражания действительности?
· Как вы понимаете слова Ницше о том, что искусство является метафизическим дополнением действительности?
· В чем Ницше усматривает источник эстетического наслаждения?
· В чем Ницше усматривает родство музыки и мифа?
· Как вы понимаете тезис Ницше о том, что мир может быть оправдан только как эстетический феномен?
· Каково общекультурологическое содержание концепции Ницше?
· Близки ли вам идеи и настроения «Рождения трагедии из духа музыки»?
· Какие положения концепции Ницше вам представляются спорными?
М.М. Бахтин. ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА
· Охарактеризуйте общую проблематику «Введения».
· Какие формы народной смеховой культуры выделяет Бахтин?
· Присутствует ли в карнавале эстетическое начало?
· В чем Бахтин усматривает экзистенциальный смысл карнавала?
· Как переживается время в праздничном мироощущении?
· Каковы характерные черты карнавального мироощущения?
· В чем Бахтин усматривает специфику карнавального смеха?
· В чем Бахтин видит отличие народно-праздничного смеха от чисто сатирического смеха нового времени?
· Почему, по мнению Бахтина, в образной системе народной смеховой культуры материально-телесное начало доминирует?
· Каковы отличительные черты гротескного реализма?
· Каковы, по мнению Бахтина, социальные функции народной смеховой культуры?
· Что преобладает в народной смеховой культуре: комическое или смешное?
· Охарактеризуйте духовную природу тех форм народной смеховой культуры, которые рассматривает Бахтин.
П.А. Михелис. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК
ВЫРАЗИТЕЛИ ДУХА ВРЕМЕНИ
· Как Михелис рассматривает эстетические категории?
· Какие категории Михелис считает определяющими в истории европейского искусства?
· Какая категория соответствует духу религий Востока? христианского искусства? классического искусства? искусства Ренессанса?
· Какие элементы выделяют прекрасное и возвышенное в принципах «нормативной» эстетики?
· Какое отношение художника к миру и к своему произведению предполагают прекрасное и возвышенное?
· Каковы, согласно Михелису, преобладающие тенденции в искусстве Севера и Юга?
· Как прекрасное и возвышенное соотносятся с антропоцентрическим и теоцентрическим миросозерцанием?
О. Шпенглер. ЗАКАТ ЕВРОПЫ
Гл. III. Макрокосм.