Особенности методики преподавания ИЗО
Рабочая учебная программа
По ИЗО
Класс
Автор:учитель второй
квалификационной категории
Епифанцева Светлана Олеговна
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск
___________В.И. Сигунова
«___»______________2013г.
Экспертиза программы
Проведена «____»____________2013 г.
Эксперт__________________________
П.г.т. Забайкальск, 2013 год
Изобразительное искусство и художественный труд
АВТОРЫ: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев,
Л.А. Неменская, А. С. Питерских
Рабочая программа
(составлена в соответствии со стандартами второго поколения)
Пояснительная записка
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курсаформирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.
Задачи курса:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
· в целостно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- Принятие мультикультурной картины мира;
· В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
· В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;
· В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
· В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
· В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Предметных результатов:
· В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
· В целостно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,
аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
· В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;
· В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.
Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.
Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.
Шестой класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучаем что такое натюрморт, пейзаж, портрет, основные законы линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения.
Седьмой класс посвящен дизайну и архитектуре в жизни человека. На уроках учащиеся знакомятся с искусством композиции, написанием шрифта, созданием макетов, плакатов, изучается язык конструктивных искусств.
Особенности методики преподавания ИЗО
В 5-6 классах.
Учащимся предлагается на добровольной основе посещение ИЗО-студий.
Дополнительные занятия по изобразительному искусству, развивающие способность ребенка к выражению собственного мировосприятия окружающего мира и возможность применения фантазии в своем творчестве.
Выход на пленер (парк отдыха, поселковые зоны). С целью выполнения набросков с натуры: людей, строений, природы, животных, птиц.
Отражать окружающую действительность в собственной художественно- творческой деятельности.
Передавать в собственной творческой деятельности характерные черты разных стилей
Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников.
Осваивать художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
Основные требования