В этой ясно ощутимой рукотворности — одно из привлекательных качеств изделий художественных промыслов

Наряду с работой в общих мастерских сейчас появляется все больше объединений народных мастеров надомного труда.

Кроме того, немало мастеров работают индивидуально, создавая художественные декоратив­ные предметы для себя и по отдельным заказам.

Восстанавливаются забы­тые виды народного искусства, такие как плетение из бересты и соснового корня в Кировской, Архангельской областях, художественное гончарство в Ярославской, Владимирской, Пензенской и других областях, узорное ткачество в Вологодской области, вышивка цветной строчкой в Смоленской об­ласти, узорное вязание из шерсти в Ленинградской и Архангельской областях и многие другие.

По решению правительства в районах распространения традиционных художественных ремесел этим навыкам обучают на уроках труда в сред­них школах, что позволит лучше сохранить в современных промыслах преемственность художественных традиций народного искусства, выра­ботанных в течение столетий, открываются центры дополнительного образования.

Народное искусство все шире входит в современную жизнь.

Неограничен­ный спрос на произведения народных художественных промыслов и отдельных мастеров как в нашей стране, так и за рубежом говорит о боль­ших перспективах развития народного декоративного искусства.

Коллекционирование предметов народного искусства, начатое во второй половине XVIII века отдельными художниками, любителями, исследова­телями, с ХХ века получило широкий размах.

Почти все худо­жественные и краеведческие музеи страны имеют в своих собраниях коллекции произведений народного декоративного искусства.

Крупны­ми и систематизированными коллекциями русского народного искусства обладают

· Государственный Исторический музей в Москве,

· Государствен­ный Музей этнографии народов СССР и

· Государственный Русский музей в С-Петербурге,

· Музей народного искусства НИИХП,

· Загорский Госу­дарственный историко-художественный музей-заповедник,

· Горьковский, Вологодский областные художественные музеи, а также ряд других.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУры

Феномен народного искусства может быть определен по главным параметрам его системы: коллективности в аспекте родового; самостоятельности художественного и творческого типа; особенности отношения к действительности, характеризуемого целостностью восприятия, историческим сознанием творца. Это такая система, которая входит в более широкую систему национальной культуры и в систему мировой культуры как структура, которая на всех уровнях регулируется законом к о л л е к т и в н о с т и, т р а д и ц и и . На каждом уровне системы действуют её узлы – школы, сложившиеся на основе функционирующихся общностей; действует е д и н с т в о индивидуального и коллективного. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культу­ры. В этом его огромная общественная ценность, значение как истори­ческой памяти: оно отражает народное мировоззрение, народное пони­мание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выко­вываемые всей историей народа, шире — человечества. …Важно иметь в виду, что в современности функционируют не отдельные элементы народного искусства, а функциониру­ет система. Вы­делим четыре формы бытования народного искусства.Первая форма охватывает народное искусство, не вычленен­ное из своего этнографического бытования, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это главным образом народное искусство отдаленных, районов нашей страны, замкнутых в силу особых географических условий, — Памир, некоторые районы Дальнего Востока, Кавказа, Крайнего Севера.Вторая форма развития народного искусства — коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося стихийно на почве местной культурной традиции. Жизнь такого промысла опре­деляется не столько внутренними потребностями, как в первой форме, сколько на основе сбыта вовне.Ее причины бывают разными: поиски дополнительного заработка, чаще всего неурожайность земель, слаборазвитое ввиду этого земле­делие и т.д. Третья форма жизни народного искусства — творчество еди­ничных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию. Важно отметить, что в этой форме народное творчество функционирует прежде всего как необходимость в самом творчестве, потребность в художественной деятельности, в созидании красоты вокруг себя.Четвертая форма развития народного искусства — органи­зованные мастерские. Здесь уже есть специальное производственное помещение и необходимое оборудование, профессионально-технические школы, подготавливающие кадры. Такая организованная форма, в ко­торой функционирует народное искусство, неверно именуется “фаб­рикой”, что влечет за собой внедрение промышленной структуры про­изводства с ее системой планирования по валу. Много вреда народно­му искусству, разрушая прежде всего его творческую структуру, снижая инициативу народного мастерства, приносят политика опромышливания промыслов, стандартизация художественных изделий, работа по образцам.Творчество во всех четырех рассмотренных формах — это народное искусство, функционирующее в разных уровнях, но сохраняющее об­щую творческую структуру развития, ориентированную на канониче­ские системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую соответствующее восприятие.

В нашей стране народное искусство отличается многообразием ху­дожественных вариантов, разных систем в одной системе народного искусства. Различия определяются не только историческими, нацио­нальными, локальными особенностями, но и материалами, и техниками. Народное искусство функционирует в изустно-зрительной передаче. Характерно, что изустно-зрительная передача традиции есть не просто форма распространения народного искусства, но закон п р е е м ­с т в е н н о с т и, восстанавливающий равновесие в народном искусстве и через его структуры в национальной культуре, в конечном счете в куль­туре общечеловеческой.

Коренным отличием народного искусства как коллек­тивного творчества от творчества индивидуализированного является то, что первое, как правило, существует на основе готового известного материала, образов, отлитых в веках, а во втором первоэлементом оказыва­ется художественная идея…

Понятие “на­родный мастер” включает понятие о личности особого духовного, пси­хологического склада. Есть понятие, определяемое параметрами культуры, а не просто занятием тем или иным художественным про­мыслом. В свете сказанного далеко не каждый человек может назы­ваться “народным мастером”. И тем более это понятие глубоко оши­бочно приравнивать к “умельцу”, занимающемуся самодеятельностью. …Новый этап в развитии народного искусства в 70-е гг. ХХ в. выдвинул понятие “народный мастер” вместо бытовавшего раньше “кустарь-ху­дожник”. Творчество народного мастера получило общественную, пра­вовую, экономическую поддержку... Творчество народного мастера предстает как структура, регулируемая законом коллективности, традиции и преемственности. Особенное в искусстве есть особенное в творчестве мастера, а значит, и особенное в самих творцах, что определяет их причастность к культуре как носителей традиции — от отца к сыну, от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Нетрудно заметить, что народных мастеров независимо от национальности объединяют общие черты, характеризующие их личность. Это прежде всего отношение к искусству, к мастерству, сохраняющим силу священнодействия, рождающим живой мир прекрасного. Это всегда память о том, что создавали старшие мастера — учителя, что делали предки, хотя при этом каждый мастер сохраняет свое индивидуальное лицо, неся традицию общего, нравственный, творческий опыт коллектива. Итак, народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом; с культурой и природой края, носитель традиции коллективного опыта, носитель народного этоса. Это “человек трудолюбивой души”. Такое определение особенно применимо, поскольку мастерство, как правило, включает духовный опыт. Личность народного мастера, культурно-ценная, всегда широко известна за пределами деревни и даже края. Ее прежде всего выделяют историческое сознание, забота о сохранении ценностей прошлого и передачи их в будущее, нравственная оценка действительности. Такое сознание тво­рит образ особого видения мира. Народного мастера выделяет из кол­лектива не только высокий профессионализм школы, но и поэтический склад мышления, недаром так часто его называют сказителем. Так, про одного мастера односельчане говорят — “он у нас пламен­ный”, характеризуя его душевные качества; про другого — “мудрый”; а про Ульяну Бабкину — “добрая”. Нередко народного мастера наделяют чертами особого, необычного человека, порой он славится как чудак. И все это грани народного таланта, талантливости духовной. Индивидуальная ее окраска не противоречит причастности к целому, что составляет мировоззрение народного мастера, определяет его культурную роль как творческой личности. Еще А. С. Пуш­кин говорил, что «культура определяется отношением к прошлому»

Народное искусство на протяжении история концентрирует в себе о б р а з вечного, чувственно воспринимаемой все­ленной в единстве общечеловеческого. Народное искусство содержательно, созида­тельно и несет родовую память.

Наши рекомендации