Петровская Эпоха

Русское искусство 1-ой трети 18 в. (“петровская эпоха”): архитектура Трезини, портретная живопись И. Никитина, А. Матвеева.

Реформы Петра 1 касались всех сторон русской жизни, с осбой наглядностью проявились они в изобразительном искусстве и архитектуре. Главные тенденции – переход от средневековья к новому времени, прозападная и светская ориентация, ускоренное развитие. Еще в 17 веке появились ростки новой культуры (парсуна, лубок, круглая пластика), шло нарастание реалистических черт, усилились контакты с Западом. Но только благодаря прогрессивным деяниям Петра они получили разитие и привели полному обновлению художественной культуры.

Реформы касались всех видов и жанров искусства, всех сторон художественной жизни. Пока молодые русские художники (“пенсионеры”) учились за границей, в России работали приглашенные западные мастера. Одним из них был архитектор Д. Трезини. Его постройки (Петропавловский собор (1712 — 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1742), Гостиный двор (1723— 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился) Летний дворец,). решены в стиле сдержанного северного, петровского барокко, напоминающего голландскую архитектуру. Французский мастер Ж.-Б. Леблон разрабатывал план застройки Санкт-Петербурга, а также типовые проекты жилых домов. Вводились новые строительные материалы, композиционные приемы, соответствующие западно-европейским архитектурным традициям.

Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли(1700—1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса — Екатерининский дворец (1752 — 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754—1762) и Смольный монастырь (1748—1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

Подобные процессы шли и в изобразительном искусстве. Самыми оригинальными живописцами были “пенсионеры” Никитин (учился в Италии, п-ты Петра 1, цесаревны Анны Петровны, “Напольного гетмана”) и Матвеев (учился во Фландрии и Голландии, автопортрет с женой, п-т Голицыной). Оба работали в портретном жанре, в барочном стиле, который эволюционировал в сторону реализма. Матвеев первым из русских мастеров возглавил “живописную команду” Канцелярии от строений, которая вела все монументально-декоративные работы в столице.

В скульптуре этого времени заметный след оставил Растрелли-отец, приглашенный из Италии для создания конного памятника Петра 1. Помимо которого он сделал множество эффектных барочных портретов, заложил основы русской светской скульптуры (бюст Петра 1, “Анна Иоанновна с арапчонком”).

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х — начало 1740-х и 1740-е — 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап — время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. Петропавловский собор.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. Петропавловский собор.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. Гостиный двор.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. Гостиный двор.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. здание Двенадцати коллегий.

Петровская Эпоха - student2.ru

Трезини. здание Двенадцати коллегий.

Петровская Эпоха - student2.ru

Франческо-Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец.

Петровская Эпоха - student2.ru

Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец.

Петровская Эпоха - student2.ru

Франческо-Бартоломео Растрелли. Смольный монастырь.

Петровская Эпоха - student2.ru

Никитин. Портрет Петра 1.

Петровская Эпоха - student2.ru

Никитин. Портрет Петра 1.

Петровская Эпоха - student2.ru

Никитин. Портрет Анны Петровны, дочери Петра 1.

Петровская Эпоха - student2.ru

Матвеев. Портрет княгини А.П. Голицыной.

Петровская Эпоха - student2.ru

Растрелли. бюст петра 1.

Петровская Эпоха - student2.ru

Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком

Наши рекомендации